Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана для реализации в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углублённым изучением отдельных предметов» 2015-2016 учебном году в 4 в классе в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»:
1. Бунеев, Р.Н. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч./Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.
2. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной: пособие для учащихся/Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.
3. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.
4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 2 / Е.В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.
5. Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс: методические рекомендации для учителя / Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. – М.: Баласс, 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Курс русского языка в начальной школе соответствует требованиям ФГОС НОО, целям и задачам образовательной программы ОО и строится по темам в соответствии со структурой примерной программы с учётом последовательности изложения материала в учебнике. Содержание учебного предмета, курса включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в тематическом планировании. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
– развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
– формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;
– формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
– развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку;
– осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
– формирование у детей чувства языка;
– воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
Структура курса
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета;
2) овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения. Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4 классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения.
Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие «предложения с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи.
Следующим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4 классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса. В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов I и II спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода; -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка в устной и письменной речи.
Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
В 4 классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов. Дети наблюдают за сочетаемостью слов, за словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Следующий аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики, синтаксиса.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т. д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Описание места учебного предмета
в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени в 4 классе составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год), в том числе для проведения:
контрольных диктантов – 10 ч;
проверочных работ – 7 ч;
контрольных работ – 2 ч;
контрольного списывания – 1 ч;
контрольных изложений – 1 ч;
обучающих изложений – 6 ч;
обучающих сочинений – 6 ч.
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества.
Содержание тем учебного предмета
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- овладение способами грамотного письма, приёмами понимания и анализа текстов;
- освоение компетенций-коммуникативной, рефлексивной, ценностноориентированной и компетенции личностного саморазвития.
Цель обучения- помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа; понять, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников. В обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста.
Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной и письменной речи, мышления, воображения.
Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся.
Образовательный минимум предусматривает усиление внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности.
требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
У учащегося будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения русского языка, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам русского языка, к учёбе, к школе;
- понимание значения русского языка в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- начальные представления об основах гражданской идентичности ( через систему определённых заданий и упражнений);
- уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережногоотношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
окружающего мира;
- осознания значения знаний по русскому языку в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
- осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать в русском языке термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях-самостоятельно;
- выполнять контроль и оценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
– самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить оценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о свойствах русского языка;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
– извлекать информацию, представленную в разных формах.
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– строить рассуждения;аналогии и проверять эти выводы;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике, в словарях ( в других источниках) и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых моделей изучаемых объектов и процессов;
поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- понимать различные позиции в походе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Учащийся получит возможность научиться:
- умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки;
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- анализировать правило, использовать его для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- составлять алгоритм;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- читать тексты: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
- понимать высказывания, содержащие логические связки ( «…и…», «если…, то…». «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведённое высказывание о частях речи, об орфограммах.
Целевая ориентация реализации
настоящей рабочей программы в практике
конкретного общеобразовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 4-в класса МАОУ СОШ №33, с углубленным изучением отдельных предметов. В классе обучаются дети 9–10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках русского языка они активно вступают в дискуссии, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Дополнительная литература:
1. Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: Астрель, 2006.
2. Енжевская, М. В. Части речи : разноуровневые развивающие упражнения по русскому языку для 4 класса / М. В. Енжевская. – М. : Ювента, 2010.
3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением : формирование орфографической грамотности : 1–4 классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : ООО «5 за знания», 2010.
4. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе /В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2009.
5. Комиссарова, Л. Ю. Начальная школа: Русский язык. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников : 4 класс / Л. Ю. Комиссарова. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
6. Кузнецова, М. И. Русский язык. 1–4 классы: учебно-справочные материалы / М. И. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2011.
7. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.
8. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
9. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ, 2009.
10. Русский язык. Математика. 4 класс. Итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е. В. Волкова, Т. В. Типаева. – Волгоград : Учитель, 2011.
11. Русский язык. 4 класс. Самооценка. Самоконтроль / авт.-сост. О. А. Кузнецова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
12. Слова с непроверяемыми написаниями: пособие к учебнику «Русский язык». 4 класс / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2003.
13. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
14. Сычева, Г. Н. Упражнения и диктанты по русскому языку. 4 класс / Г. Н. Сычева. – М.: Феникс, 2010.
15. Тихомирова, Е. М. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы по новому образовательному стандарту / Е. М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2011.
16. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М.: Цитадель-Трейд, 2010.
17. Узорова, О.В. Русский язык: правила и упражнения / О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: АСТ, 2009.
18. Узорова, О.В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс/О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: АСТ: Премьера, 2004.
19. Черногрудова, Е.П. Русский язык. 4 класс: Многоуровневые тесты/Е.П. Черногрудова. – М.: Экзамен, 2010.
20. Шалаева, Г.П. Занимательная грамматика /Г. П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО, 2009.
21. Шукейло, В.А. Русский язык: сборник проверочных и контрольных работ. 1–4 классы / В.А. Шукейло. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp/ru/course/category.php&id=15
2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www.sckool2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6.Презентации уроков «Начальная школа».– Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Русский язык. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа 2100»/авт.-сост. Л.И. Рудченко, Г.Н. Штодина. – Волгоград: Учитель, 2010.–1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс. – М. : NMG, 2009. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).
4. Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
2.Укладка для аудиторных средств.
4. Шкаф для хранения таблиц.
6. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.