kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование стилей речи русского языка в исследовательской работе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку;
  • научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.);
  • попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование стилей речи русского языка в исследовательской работе»»

Функциональное чтение 4 класс Автор : Садыкова Ольга Иосифовна


Тема занятия :«Использование стилей речи русского языка

в исследовательской работе»

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели занятия:

  1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

  2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.

  3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

  4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

  5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.



Ход урока.


1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- На прошлом занятии мы говорили о том, что все открытия человечества, все достижения начинаются с исследования. Вспомните, а с чего начинается само исследование? Что ещё нужно знать и уметь юному исследователю?

- А для чего нужно уметь работать с книгой?


2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ Слайд 1

А)- На занятиях функционального чтения мы встречались с понятием стили речи. А что обозначает это слово? Слайд 2

Слово стиль происходит от греческого «стилос» — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на бересте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — «стиль», «стирали» неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось.


-Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.


-Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

( даётся несколько вариантов)

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

_Какая бывает речь? (устная и письменная)

-Какие стили отнесём к письменной речи? А устной?

Письменная речь: научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили.

Устная речь: разговорный стиль.







экран

Разговорный

Научный

Стили речи Официально-деловой

Публицистический

Художественный



- У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей.

-Проверьте заполнение 1 и 2 колонок

- Если есть ошибки исправьте

- ПРоверим

Обратили внимания третья графа пустая . Ребятами были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.

Во время сообщений будьте внимательны, после выступления вам предстоит заполнить таблицу


Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный



Цель

(зачем?)



Обмен мыслями, впечатлениями, общение



Сообщение, передача научной информации



Точная передача деловой

информации



Сообщение, воздействие на слушателей или читателей



Воздействие на мысли и чувства



Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;

деловые бумаги


Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях


Художественная литература




Особен-ности


(пусто)

Преобладание разговорной и непринуждённой лексики; интонация, мимика, жесты


(пусто)

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

(пусто)

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность,

официальность


(пусто)

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности


(пусто)

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей



















Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля- общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.К языковым особенностям разговорной речи относится изменение интонации, ударения, паузы...К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь. Например, вместо слова столько может использоваться столечко, вместо слова столовая- столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, «бить баклуши»-ничего не делать) и слова с суффиксами : домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля- доказательное изложение научной информации.Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, предложения, прямой угол и др.Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль.

Основная функция делового стиля- точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...В деловых текстах используется строгий порядок слов в предлож



Публицистический стиль.


Публицистический стиль используется в газетах, журналах(то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля- функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная,

разговорная,употребляются термины (например): .атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу- спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы.

Стиль художественной литературы используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.Основная функция художественного стиля- воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо. Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.


- Проверим правильность заполнения таблицы

Фронтальный опрос:

-Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

-Обмен мыслями, непринуждённая лексика (разговорный)

-Передача научной информации, термины (научный)

-Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

-Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

-Художественная литература (художественный)

В синонимических рядах слов, представленных на экране, определите, в каких стилях речи они могут употребляться:

глазник – окулист (разговорный, научный)

врун – лжец (публицистический, художественный)


Назовите синоним к слову стиль

Какие жанры русского языка

- Разместите жанры по стилям ( клеят полоски с названиями жанров) Взаимопроверка

разговорный

научный

официально-деловой

публицистический

хужодественный






жанры приклеить


роман повесть, сказка


разместить стили

сказки « Колобок»








Назовите любимый жанр художественного стиля?

Назовите любимую сказку своего детства ( вы сразу приятно улыбнулись, вспомнили её)

Я предлагаю вам эту сказку в разных стилях речи. Попробуйте определить и доказать стиль, в таблицу вклеите соответствующий значок. Работайте в группе дружно и внимательно

В) Работа в группах

  1. Разговорный стиль.

Жили-были дед и бабка.

Жили скромно – без достатка.

Ели редьку, пили квас.

Вот такой нехитрый ужин

каждый день: из раза в раз.

Вот на этой грустной ноте

и начну я свой рассказ.
Раз «нашло» на старика:

«В доме где-то точно

была неучтенная мука».

Он на бабку строго сморит,

та тихонько взгляд отводит.

- Да, муки немножко есть.

Есть да не про вашу честь.

- Что за гнусную змею

я пригрел в своем дому.

Или ты меня не знаешь?

Ну-ка быстро подь сюда –

чтобы не позже получаса

на столе была еда..

- Все исполню сей же час.

Ты испей покуда квас.

- Вот и ладно, вот и чудно.

Так бы сразу. Что те трудно?

Бабка горестно вздохнула,

на него рукой махнула.

Замесила молча тесто,

разогрела в печке место.

И скатав то тесто в шар,

прямо в пыл его и в жар,

на ухвате поднесла

и заслонкой печь закрыла.

Вот такие вот дела.
Колобку старик был рад,

обе ноздри подставляя

и вдыхая аромат.


  1. Научный стиль.

Колобо́к — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой.
Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 — «убежавший блин».
Этимология слова (происхождение)
Колобок — уменьшительное от колоб — «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки. Также в славянских языках есть слово коло (ср. колесо и др.) в значении «круг», однако связь его со словом колобок сомнительна.

  1. Публицистический стиль.

Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели.
Актуальна сегодня проблема беспризорных детей.
Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания? Где была общественность?
«О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес?
Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.
И был за это наказан.


  1. Официально-деловой стиль.
    Директору сельского совета Зайчикову Г.Д.
    Бабы и деда Петренко
    Заявление.
    В связи с побегом Колобка из дома просим освободить нас от участия в сборе урожая сроком на три дня: с 25 по 28 сентября 2014 года – и оказать помощь в поисках сбежавшего из дому.
    25 сентября 2014года. Подпись.


Проверка

- В каком стиле речи не была представлена сказка и почему?
(Сказка «Колобок» написана в художественном стиле.)

Обобщение

- С какими стилями речи русского языка познакомились?


Г) -Какими стилями речи будем пользоваться при написании проектов?

- Какой стиль будет преобладать в вашей исследовательской работе? Почему?

(Будем сообщать научные сведения, объяснять факты, явления и т.д.Работа будет представлена в виде реферата.)


Просмотр научного проекта

- Посмотрим исследовательские проекты выпускников начальной школы. Посмотрите, какими стилями речи они пользовались




- Какой литературой будем пользоваться мы в своём исследовании? Почему?

- Где ещё можно найти нужную справочную литературу? (В библиотеке, в музее и т.д.)


. А кто поможет разобраться с этим? (библиотекарь)

ВЫСТУПЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ

- Как располагается информация в энциклопедии? Как искать нужную информацию в энциклопедии? (По алфавитному указателю найти нужную статью.)

Слайды 11-12

- Кроме книжных энциклопедий, существует множество электронных энциклопедий. Самая популярная – детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

- Давайте познакомимся со структурой и правилами работы с электронной энциклопедией. Демонстрация


- Как искать информацию в Интернете? Важно чётко формулировать вопрос, отбирать только важную информацию, перефразируя её понятным тебе языком.


- Какие правила работы с книгой в библиотеке вам знакомы?


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: вы определились с темой , составьте список изучаемой литературы и приступайте к её изучению


6. ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Использование стилей речи русского языка в исследовательской работе»

Автор: Садыкова Ольга Юрьевна

Дата: 01.05.2017

Номер свидетельства: 412525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Мы и стили речи" (элективный курс)"
    ["seo_title"] => string(29) "myistiliriechieliektivnyikurs"
    ["file_id"] => string(6) "292679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455306921"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "«Использование стилей речи русского языка в исследовательской работе»"
    ["seo_title"] => string(78) "ispol_zovaniie_stiliei_riechi_russkogho_iazyka_v_issliedovatiel_skoi_rabotie_1"
    ["file_id"] => string(6) "424225"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1500460778"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Харченко Людмила Александровна. Урок русского языка в 7 классе по теме " Частица как сужебная часть речи"и "
    ["seo_title"] => string(120) "kharchienko-liudmila-alieksandrovna-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsa-kak-suzhiebnaia-chast-riechi-i"
    ["file_id"] => string(6) "245810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства