Просмотр содержимого документа
«Игры и задания на уроках русского языка»
Развивающие игры и задания на уроках русского языка
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Дополнительный материал к урокам русского языка «Игры и задания по развитию речи»
1.Звуки и буквы.
2. Слог.
3. Слово.
4.Предложение.
5. Текст.
Пояснительная записка.
В последнее время все больше и больше специалистов приходят к простому выводу: через игру воспринимать любую информацию гораздо легче , быстрее , чем при традиционных занятиях.
И устоявшиеся традиции приходится ломать.
Известный педагог М. Щетинин уроки в своей школе проводит только в виде постоянной непрекращающейся ни на секунды игры.
Болгарский ученый Г. Лозанов «играючи», обучает людей иностранным языкам не за год ,не за два, а за месяц. Игра в лозановском методе встает на первый план , которая позволяет в течение нескольких часов находиться не перенапрягаясь , в состоянии «погружения» в язык.
Практика показывает что, хотя бы в среднем звене на уроках учитель время от времени использовал игровые моменты и тем самым активизировал интерес учащихся к уроку.
Пятиклассники, только что закрывшие двери начальной школы , проходят адаптационный период.
Увеличение нагрузки, смена учителей-предметников на каждом уроке влияет на успеваемость ребенка, отсюда и резкое сокращение количества учеников-качественников среди пятиклассников. Чтобы они легче проходили этот период своей школьной жизни ,в первом полугодии активно использую, так называемые ,игровые, развивающие задания. Игра на уроках русского языка оказывает только благоприятное воздействие: дети активизируются, проходит усталость, играя, они запоминают правила русской грамматики.
Например, в десятый раз не повторяя, что при замене букв изменяется значение слова, можно прочитать стишок:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом ( сом).
Или по разделу « фонетика» , дети должны выучить русский алфавит. И для того, чтобы помочь им в этом, можно провести следующую игру: первая буква этого слова в алфавите стоит перед «П» ,вторая- перед «Т» , третья-перед «Е»,четвертая-перед «О»,пятая- перед- «Э». Какое это слово? (осень).
С пятого класса нужно уже начать подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Для этого в игровой форме можно вместе с детьми выполнять тесты. Например, в каком слове слышим звук «А»? Варианты ответов: 1.яблоко 2.огород 3.сады .Можно задать и другие аналогичные задания: В каком слове звуков больше , чем букв? Совпадают ли звуки и буквы в этом слове? Придумайте слова , состоящие из трех звуков и др. По теме « фразеологизмы» дети соревнуются на знание устойчивых сочетаний слов. Доходило до 20 фразеологизмов. Им нравится делать и такое задание: найти соотношение-
Ломать голову быстро бегать
Сломя голову думать
Исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов вызывало всеобщее оживление:
Саня готов был упасть на землю.(Саня готов был сквозь землю провалиться).Мой брат хорош на все руки.(Мой брат мастер на все руки).
Использование жанров устного народного творчества развивает речь школьника , обогащает словарный запас .Кроме знаний пословиц , поговорок ,дети сами придумывают свои загадки, связывая в основном с жизнью. Конечно, творчество пятиклассников по- детски наивное, но они это все сами придумали и еще дополнили рисунками. Приведу некоторые из них:
Зимой в нем тепло ,а летом холодно.(Дом)
Они нам рассказывают , но на вопросы не отвечают.(Телевизор, радио)
Летом висит в сарае, зимой стоит во дворе.(Сани)
Весной появляется, есть нельзя , держать можно.(сосульки)
Все его встречают , радуются , дарят подарки, поздравляют.(новый год) и др.
Таким образом, веселые познавательные игры на уроках побуждают ребенка говорить, создают непринужденную обстановку. Никто не боится ошибиться, ведь это же игра, здесь тебе помогут ,исправят ошибку.
Предлагаемый материал состоит из разделов «Звуки , буквы ,слоги», «Слово», «Предложение», « Текст».
На уроках развития речи обучающие и развивающие игры , задания можно использовать как этап урока, а во внеклассной работе по предмету ,как дополнительное задание по развитию логики и мышления.
Игры и задания на уроках русского языка по развитию речи.
1.ЗВУКИ , БУКВЫ
2. СЛОГИ.
1. Буква «З»
Послушайте стихотворение и найдите в нем слова с буквой «з» в начале и в середине слова. Подберите сами такие же слова.
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте ,и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе
В заре, в зиме, в морозе.(С.Маршак)
2. Замените одну букву другой.
Запишите столбиком слова: сом, сын, жук. Вместо одной буквы любой :первой ,второй, третьей-поставьте другую так, чтобы у вас получилось новое слово и напишите его рядом с тем в котором вы меняли букву. Например : Сом-дом.
3. Буква заблудилась.
У писателя А.Шибаева есть книжка «Буква заблудилась». В каждом стихотворении этой книжки есть слова ,где вместо одной согласной встала другая.Помогите найти эти слова и назовите буквы,которые должны в них стоять.
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом(с)
В глазах у Машеньки испуг
Ползет большой зеленый лук.(Ж)
Мы собрали васильки
На голове у нас щенки.(В)
4. Сколько слов?
На листочке слова: ловить, голова, крыло, клоун, молоток, лоб, слог, мыло, лопата. Сколько слов написано? Сколько слов имеют слог –ло.
5. Спрячь в серединку.
Учительница объяснила:
-Ребята, на доске написаны слова : день, огонь, уголь, пень, зверь, окунь, боль на конце которых стоит мягкий знак. Кто из вас первым спрячет его в середину слова?
6. Подумай.
В каких известных именах людей есть разделительный мягкий знак.
7.Замени первую букву.
В словах еж, лев, таз, круг, пруд, Марина, Даша замените первую букву так, чтобы получилось новое слово. Подберите к некоторым проверочные слова.
8.Составь из букв заданных слов новые слова: Карикатура, литература.
9.1 команда называет слово обозначающее предмет. 2 команда находить соответствующие слова-признаки данного предмета. Н-р, небо, синее, высокое, лазурное, облачное. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество слов-признаков предмета.
10. Игра в слова. У А. Барто есть интересное стихотворение «Игра в слова».Послушайте отрывки из этого стихотворения и ответьте на вопрос: Почему слышится грохот грома?
Скажи погромче
Слово гром-
Грохочет слово
Словно гром.
Скажи:
«Кукушка на суку»-
Тебе послышится: «Ку-ку!»
Почему слышится крик кукушки?
7.Вставь в предложение подходящие по смыслу предлоги:
Я------утра-------------лесу гуляю,
------росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
--------березку и -------мох,
----------малину, ежевику,
----------ежа и -----ежиху,
---------которой-------ежат
Все иголочки дрожат.
8.Какие предложения?
Какие знаки в конце предложения точка или знак вопроса?
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит
-Слон
-Откуда
-От верблюда
-Что вам надо
-Шоколада
-Для кого
-Для сына моего
9.Где предложение?
Стрекозы примчались.
Голубые стрекозы.
Осенние листья.
Листья опали.
Бежит река.
Бегущий мальчик.
10.О веселых человечках.
Составь предложения по картинкам. Как зовут веселых человечков?
11.Докончи фразеологизмы:
Все работали засучив-------. Старики жили , как у черта -------. До соседней деревни рукой-------.Коля сегодня на уроке лясы -------.Свежее молоко поставить больного-------.
12. Сделай соотношение:
Водить за нос не нравится
Держать язык за зубами маленький
Душа не лежит обманывать
Время не ждет надо спешить
Сквозь землю провалиться умеет все
Пальчики оближешь безобидный человек
Мастер на все руки молчать
Он мухи не обидит было стыдно
Гулькин нос вкусный
4. Угадай слово по буквам:
- Первая буква этого слова в алфавите стоит перед «П»,вторая перед «Т»,третья – перед «Е»,четвертая –перед «О», пятая – перед»Э». (Осень)
- Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой «Р»,вторая – за буквой «Д»,третья-перед «Е», четвертая за «С»,пятая-за «Ю»,шестая- за «А»,седьмая –за «П», а последняя буква – за буквой «Ы».(Сентябрь)
5. Одна буква.
Замените одну из согласных в словах : лед.слог, сок,сыр, рама,лупа, салки,село буквой «Н». Какие слова получаются?
6. Цепочка.
Составьте цепочку слов так,чтобы два последних слова отличались лишь одним звуком. Например,первое слово мак, второе- б ак ,третье-бок,четвертое- сок и.т.д.
Затем можно немножко усложнить задание:Придумайте слова с двумя или более слогами и два последних отличались одним , двумя звуками.
7. Игра «Хитрый вопрос»
Какие буквы никогда не бывают большими в именах ,фамилиях и кличках животных.
8.- Вы знаете имена числительные ?- спросила учительница.
- Да- ответили дети.
-Тогда скажите,какие числительные имеют на конце мягкий знак.
9.Буквы рассыпались:
Сачсеть, ебоявеиънл,бояьзеан и др.
3. СЛОВО
Игра . Превращение.
Продолжи столбик:Прочитайте слово с ударением на втором слоге,на первом.
Замок-замок
Чудно- чудно
Скороговорки.
Посчитай быстро слоги: Волки рыщут пищу ищут. Коси коса пока роса, роса долой и мы домой.
Проверь себя.
На слух найди слово ,в котором есть рядом два слога ща и ча: Чай, час , животное,шило,чудо, щука,чайник,часы,жир,жизнь,чудеса,щучий,жираф,шина,чудак,чудесница,часовой,роща.
4 Найди и запиши.
Кто быстрее запишет более трех слов с сочетаниями жи,ши.
Два слога, а не перенесешь.
Найди слова,в которых есть два слога , а перенести эти слова нельзя.
5. Впишите вместо черточек буквы ,так чтобы получились слова с буквой «Ц»
Как превратить МЕЛ – в мелкое место. УГОЛ- в топливо? ШЕСТ- в число?
7. Зачеркни начало тех слов ,которые не соответствуют заданному в конце написанию.
Слове- Редко- Изве- Чуде- Вла- (-сный)
Уме- По- У- Согла- Сно- Гну-
8. Составь слова: Впиши в пустые клетки синонимы ,состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
ЛЕС---
ГОРЕ-----
МОРОЗ---------
ХОТЕТЬ------
ТЕМНОТА-----------
КРЕПОСТЬ----------
СООБЩЕНИЕ------------
НЕВИДАННЫЙ---------------
РАВНОДУШНЫЙ--------------------
9. Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – Имя существительное.
Должны быть использованы все буквы.
ЛИК+ ПЕНА=
ИСК+ТОМ=
КОЖА+ВОРОН=
4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
1. Два предложения.
Составь предложение со словами: Морозов-морозов,Скворцов-скворцов,Петухов-петухов,Птенцов-птенцов и др.
2. Закончите предложение.
В лесу растут белая береза,------------ -------------, ---------------- ---------------- .
Даша открыла ------------ -----------------.
Я не могу найти ----------- ---------------- -------------------.
3.Кто больше?
Соревнования по рядам или по 2 ученика. Отвечают на вопрос: У кого кто?(называют детенышей животных)
-У кошки котенок
- У собаки щенок. Побеждает тот, кто последним произнесет фразу.
4. Кто на чем играет?
-Назовите какие музыкальные инструменты вы знаете?
-Как называют людей ,которые на них играют? Составь несколько предложений.
5. Исправь ошибку.
Вдали показалась стая уток и зайцев. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик. Тяжелая рука легла на плечо и сказала… . Он стоял и л язгал глазами.
Зимой многие животные бросаются в спячку.
6. Веселая мозаика.
Найди 7 предложений.
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.
7 .Волшебные предложения:
Коту тащат уток.
Кит на море романтик. Прочитай эти предложения справа налево.
8. Закончи крылатые выражения ,взятые из сказок:
Поди туда ,не знаю куда,-----------------------------------------------.
Скоро сказка сказывается ,----------------------------------------------.
Это все присказка,---------------------------------------------------.
Цыплят по ---------------------------------------.
10. Ответь на вопросы:
1 Какой снег быстрее тает :чистый или грязный?
2 Что делает еж зимой?
3 Назови самое сладкое дерево наших лесов?
4 Кто может пить ногой?
5 След какого хищного зверя похож на человеческий?
6 Какие виды состояния бывают у воды?
7 В чем смысл пословицы: «Воды и огонь боится?»
5. ТЕКСТ.
Со ставь рассказ с картинками, придумай продолжение.
Меня зовут Лена, а мама зовет---------. Есть у меня братишка--------- и подружка-------.Пошли мы как то в лес за----------. Я нашла под------------, а Сардана--------.
2.Вставь пропущенные,но подходящие по смыслу слова.
Дует северный ветер , ------ стынут на воздухе. А ------ все растут: волнушки, маслята, рыжики, изредка все еще попадаются и белые.
Эх, и хорош попался -------мухомор. Сам темно-красный ,и спустил из-под -------вниз вдоль ножки белые панталоны.
Хватил мороз, но с ------ откуда- то капает. На-------- большие капли становятся пузырями и ------вместе с туманами вниз по реке.
3. Проект.
«Конференция»
Этапы деятельности:
-Найди тему.
-Выбери книги, которые помогут ответить на твои вопросы.
-Подготовь устное выступление.
-Порепетируй дома.
-Подбери иллюстрации к своему выступлению.
На разные другие темы можно создать проекты, например, «Выставка», « Школа моей мечты»
ЛИТЕРАТУРА:
1. А. Л. Барто «Стихи для детей».
2.А. Шибаев «Буква заблудилась»
3.С. Маршак «Стихотворения»
4. Смекалка для детей. Г.Леонов и др.
5. Занимательная грамматика под ред. М . Новиковой