Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю (с сентября по май).
Групповые занятия "Законы русской орфографии" имеют познавательно-практическую направленность и преследуют решение следующих основных задач:
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Краткое содержание | Знания, умения, навыки |
1. | Орфография. Нужны ли правила? | 1 | Русская орфография как система. | Знать понятие орфограммы. Группы правил. |
2. | Алфавит русского языка. | 1 | Познакомить с историей появления русского алфавита. | Знать алфавит русского языка и историю его появления. |
3. | Правила переноса. | 1 | Закрепить правила переноса слов. | Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме. |
4. | Употребление прописных букв. | 1 | Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв. | Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. |
5. | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | Повторить правописание букв и, у, а после шипящих. Запомнить слова-исключения. | Уметь правильно писать слова с данной орфограммой. |
6. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | Дать понятие о двойной роли букв е, ё, ю, я. | Знать позиции, когда гласные е, ё, ю, я обозначают два звука. |
7. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 1 | Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. | Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов. |
8. | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. | 1 | Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. | Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их. |
9. | Правописание о/ё после шипящих в корне слова. | 1 | Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё. | Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов. |
10. | Правописание приставок на -з / -с. | 1 | Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с. | Знать три группы приставок в зависимости от их правописания. |
11. | Написание ы в начале корня после приставок на согласный. | 1 | Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы. | Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило. |
12. | Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. | 2 | Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. | Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться. |
13. | Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. | 1 | Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. | Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова. |
14. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн- Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я). | Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием. |
15. | Разделительный Ъ. | 1 | Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. | Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. |
16. | Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. | 1 | Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление Ь как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах. | Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости. Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы. |
17. | Употребление приставок пре- и при-. | 1 | Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их. | Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). |
18. | Правописание суффиксов имен существительных: -ек-, -ик-. | 1 | Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-. | Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-. |
19. | Правописание суффиксов имён существительных: -чик- (-щик-). | 1 | Повторить правописание суффиксов имён существительных: -чик- (-щик-). | Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -чик- (-щик-). |
20. | Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных, в кратких формах имён прилагательных, в существительных. | 2 | Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных, в кратких формах имён прилагательных, в именах существительных. | Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных, в кратких формах имён прилагательных, в существительных. |
21. | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск-). | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных. |
22. | Написание не с именами существительными, именами прилагательными. | 2 | Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными. | Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы. |
23. | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. | 1 | Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных. | Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме. |
24. | Написание (склонение) имен числительных, обозначающих целые числа. | 1 | Правописание и правильное употребление падежных форм числительных, обозначающих целые числа. | Знать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа. |
25. | Написание неопределенных местоимений с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь. | 1 | Правописание неопределенных местоимений с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь. | Знать правила написания неопределенных местоимений. |
26. | Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. | 1 | Закрепить слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. | Знать условия слитного и раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях. |
27. | Слитное и раздельное написание не с глаголами. | 1 | Вспомнить правила написания не с глаголами. Развивать навыки и умения написания данной части речи с не. | Знать правила употребления не с личными формами глагола. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах. |
28. | Глаголы I и II спряжения. Безударные личные окончания глаголов. | 1 | Вспомнить глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения. | Знать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения. |
29. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению. |
30. | Итоговое занятие. | 1 | Повторение и систематизация знаний учащихся. | |
Итого: 30 занятий, 34 часа |