С приходом в школу ИКТ появилась возможность использовать на уроках ксерокопии текстов, выполнять работу на компьютере. Так, например, новый метод – клиширование – может применяться не только на итоговых уроках, но и в начале изучения темы, на определенном этапе изучения произведения. Клише – текст с пропуском слов. На уроке проговаривается материал, а итогом станет исправленный отрывок, высказывание. Некоторые клише объёмны, другие – нет. Одни – целое сочинение, другие – резюме урока или его части. Клише рассчитано не только на «троечников», но и на успешных учеников. Прочитывая предложенный текст, учащиеся воспринимают информацию, находят недостающие слова для наиболее точного отражения своих мыслей. Удобный формат позволяет хранить клише в тетради, использовать при написании сочинений и изложений.
Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. В проектном обучении он имеет замечательные возможности реализовать себя, достичь успеха, продемонстрировать другим свою компетентность.
В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом в проектных группах, открывается возможность привлечения консультантов из различных сфер деятельности.
Cейчас педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав школьников – право на качественное образование.
Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», проигрывает педагогу, применяющему в своей деятельности информационные технологии, потому что требования времени заставляют нас искать и находить новые формы работы, которые побуждают познавательную активность учащихся; преподающий по старинке учитель проигрывает и ученику, потому что последний ждёт от школы нового.
Метод чтения вслух.
Задача учителя при работе данным методом – ставить перед детьми проблему. Но ставить так, чтобы это была их проблема. Для самого ученика метод выступает как способ исследования своей личности.
Метод творческого самочувствия.
Он включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации», повышающее уровень его коммуникабельности. Метод ведет к проявлению творческой активности и самостоятельности, дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций.
Метод творческого самовыражения. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукой. Идея метода – помочь найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя.
Метод дискуссии. Урок–дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии. Формы её подачи – устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.
Игровые методы. Игра - характерная и своеобразная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Она побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его.