Мероприятие направлено на проверку знаний учащихся по русскому языку в игровой форме, на формирование положительной мотивации изучения предмета, воспитания чувства коллективизма, взаимовыручки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе;
положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим;
использование средств Интернета в целях получения новых знании;
приобретение коммуникативных навыков;
развитие способностей адекватного представления результатов своей работы;
формирование на более высоком уровне общеучебных навыков;
развитие речи и обогащение словаря;
Оборудование занятия:
Презентация к турниру, словарные слова на доску, названия команд, кружочки для отметки своего настроения, ребусы в картинках, высказывания о знаниях и о русском языке.
Условия проведения: три команды по 4 человек.
Команды: “Грамотеи”, «Всеведы», «Знатоки».(Ученики заранее готовят названия команд для учащихся и девизы).
В течение игры команды за правильный получают баллы
Наш родной язык – русский. По мнению М.В. Ломоносова, нашему языку присуще «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского». А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими», знать свой язык обязан каждый человек!
Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете?
Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?
Сценка «Поговорим».
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся
Как живешь?
Нормально.
А с учебой как?
Нормально.
Ты, говорят, болел. Теперь-то всё в порядке?
Нормально.
Хорошо, значит?
Ну я же говорю – нормально.
Странно ты говоришь
Почему? Нормально.
Ты считаешь – нормально?
Нормально.
Да-а, странно. А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме урока- турнира, состоящей из шести туров. Но мы должны выбрать 3 команды с каждого ряда. А выбирать вы будете сами (дети каждого ряда выбирают команду из 4 человек).
В ходе игры я буду разъяснять условия каждого тура. За каждый правильный ответ будут присуждаться баллы.
Теперь я представлю команды.
(Учитель называет команды, участники встают.)
И ещё, ребята, давайте определим, с каким настроением вы пришли на мероприятие? Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.
(Ребятам раздаются кружки из бумаги, на которых
они отмечают своё настроение и показывают жюри)
(оформление на доске)
Тур 1 «Разминочный»
Вопросы задаются каждой команде по очереди.
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
2.Есть ли буква “фэ” в русском алфавите? (нет)
3.Что ставится перед союзом А? (запятая)
1.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву)
2.Часть слова между корнем и окончанием (суффикс)
3.Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
1. Как проверить безударную гласную в корне слова?
2. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
3. Сколько пар согласных по звонкости – глухости? (6)
Тур 2 «Орфографический»
Учитель:
Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный,«графо»-пишу.
Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.
Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
Задание командам:
Я раздаю карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно
вставить пропущенные буквы как можно быстрее. За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.
м_роз
х_рошо
к_ртина
к_пуста
м_локо
уч_ник
м_рковь
к_ньки
д_рога
п_льто
п_нал
в_рона
м_дведь
сп_сибо
д_журный
л_пата
б…рёза
в…робей
к…рандаш
д…екабрь
п…года
ж…лтый
г…рох
м…лина
(пока команды выполняют задание - игра с болельщиками – игра «Сюрприз»)
Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает.
Я показываю «слова заколдованные», в каждое из которых вставлен лишний слог. Вам надо прочитать слово, прочитав его правильно, без лишнего слога, победитель получит «вкусное слово» - сюрприз.
Сапохар
Пераченье
Сугрохари
Грукрыши
Коранфеты
Оребрихи
Пинорожок
Балиранки
ТУР 3 «Лексический»
Слова, слова, слова, Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно.
Что такое ЛЕКСИКА?
- Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.
- Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.
Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в ихречи. Это слова-паразиты. Посмотрите сценку по этому поводу.
Сценка “Веселый урок” на тему: “Слова-паразиты”
1.Кого из поэтов ты знаешь лучше всех?
2.Пушкина, конечно. А что?
1.И мой это любимый поэт. Что ты знаешь о нем?
2.Все знаю.
1.Расскажи.
2.Э-э…Пушкин родился, так сказать, в 1799 году…
1.Стой, стой! Что это за Э. Пушкин? Эдуард, что ли? И “ не так сказать ”, а просто родился.
2.Нет, зовут его Александр Сергеевич. Ну, это просто…Короче говоря, он учился в лицее у этих самых…ну, как их…преподавателей и, так сказать, вынес из лицея очень многое.
1.Стой! Как это вынес? Что он вынес из лицея?
2.Знания, конечно.
1.Тебя послушаешь, так вроде бы вещи какие уносил Пушкин или книги и не вернул.
2.Зачем ему книги? Он сам их, как говорится, написал уйму.
1.Да, Пушкин написал много. И язык его совсем не засорен словами-паразитами. Прочитай любой отрывок из его произведения, сам убедишься.
Стихотворение «Лишние слова»
Увидал раз гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “01”,
Срочно сообщает:
“ Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Вообщем, значит, так сказать,
Страшное творится.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
-Можно трубку положить:
Все уже сгорело.
Учитель.
Лишние слова, лишние слова
Говорить не будем.
В ерунде такой пользы никакой
Ни себе, ни людям.
Задание:
подобрать слова противоположные по смыслу;
фразеологический зверинец; (называние слов, сравнивающие людей с животными)
(игра с болельщиками)
беспечный, как … (стрекоза) болтливый, как … (сорока)
вольный, как …(птица) мудрый, как… (ворон)
гримасничающий, как … (обезьяна) зубастый, как…( крокодил)
пёстрый, как … (павлин) толстощёкий, как … (хомяк)
косолапый, как … (медведь) желторотый, как … (цыплёнок)
быстрый, как … (олень, лань) прилипающий, как … (пиявка)
Учитель:
Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы)
Тур 4 «Фонетический».
Учитель:
Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук.
Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.
На выполнение 1 задания этого тура каждой команде отводится 1 минута.
За верно выполненное задание команда получает 3 балла (сосчитать количество звуков и буков).
Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» Вам надо изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
корж - … (морж)майка - … (зайка) дом - … (сом)
палка -… (галка) крыша - … (крыса) лук - … (жук)
булка - … (белка) баран - … (варан) сам - … (сом)
коса - … (коза) маки - … (раки) кит - …(кот)
клон - … (слон) мушка - … (мышка) лес - … (лев)
(игра с болельщиками – «Кто как поёт?»)
Учитель:
Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…
Слышны звуки тут и там.
Кто-то рыщет по кустам.
Тот поёт, а тот кричит,
В джунглях зверь. Он голосит!
Ваше задание – назвать, кто как поёт.
Голубь - … (воркует) Собака - … (лает)
курица - … (квохчет) корова - … (мычит)
Глухарь - … (токует) баран - … (блеет)
Утка - … (крякает) Свинья - … (хрюкает)
Гусь - … (гогочет) Конь - … (ржёт)
кошка - … (мурчит) Медведь - … (ревёт)
(физкультминутка)
Тур 5 «Морфологический».
Учитель:
Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-
наука. Таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д. Давайте все вместе вспомним части речи.
Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам (существительное).
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное)
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит …(глагол).
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает (предлог).
В русском языке есть на первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи. Вы должны подписать их в выделенных словах.
1команда:
1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.
2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
2 команда:
1. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.
2. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.
3.команда:
1. В доме топится печь. Мы будем пироги печь
2. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду
(игра с болельщиками)
“Назови одним словом”.
Мудрый человек – мудрец. Хвастливый человек – хвастун. Ленивый человек – лентяй. Весёлый человек – весельчак.
Доска для класса – классная. Занятие в группе – групповое. Вечер в субботу – субботний. Поле для хоккея – хоккейное
Тур 6«Грамматическая арифметик»
Учитель:
- Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
(по очереди каждой команде – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки = дорожки
До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
До + термин игры в шашки, шахматы = доход
С + мелкое место поперек реки = сброд
С + спрятанные ценности = склад
Чудеса – а + ный = чудесный
Часть – ушко – о +а = частушка
Кабан – ан + лук = каблук
Резервный тур «Сообразительный».
Каждой команде предстоит разгадать по 2 ребуса.
За каждый правильно разгаданный ребус по одному баллу.
Подведение итогов
Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться. Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.
Рефлексия.
Учитель:
Вот и закончилось наш турнир знатоков русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.
Понравилась ли вам игра?
Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках с обратной стороны.
Спасибо за ваше старание. До новых встреч в удивительном мире русского языка!
Ребята, вы, молодцы!!!
(подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка»)