Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знатоки русского языка"»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Знатоки русского языка»
Цели:
- стимулировать интерес к изучению русского языка;
- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;
- активизировать творческие силы учащихся, их способности;
- увеличить словарный запас учеников;
- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
- развить умение учащихся работать в группах.
Ход внеклассного мероприятия.
I. Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня отправимся с вами в страну Лингвинию.
Представление команд.
II. Слово учителя.
Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык
( от латинского слова «лингва», что означает язык»). Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед вами как арена веселых и неожиданных приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями страны Лингвинии. Здесь заканчивается текст второго слайда.
На пути следования нас ждут следующие станции: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, фразеологическая, синтаксическая, пунктуационная, морфологическая.
- Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд).
- Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри).
- А теперь проведем лингвистическую разминку.
Лингвистическая разминка. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
2. Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила?
3. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
4. Как большой дом превратить в маленький?
5. В каких словах по сто согласных?
6. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?
7. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?
8. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
- Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их.
За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил « два»
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
3. Станция «Словообразовательная»
- Ребята, какую часть слова можно в земле найти? Правильно, корень. А вы попробуйте найти корень в следующих словах:
1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означают фразеологизмы: делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, кошку съел.
За каждый фразеологизм 3 балла.
2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:
Куры денег не клюют, язык чешется, галопом по Европе, делать из мухи слона.
Максимальное количество баллов – 5 баллов.
5. Станция «Синтаксическая»
Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:
1 команда К
2 команда Л
Максимальное количество баллов – 10 баллов.
6. Станция «Пунктуационная»
Этот конкурс определит, насколько хорошо вы ориентируетесь в синтаксисе и пунктуации. Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.
[ ], и [ ].
«П», - а.
А: «П».
[ О и О ].
( Когда ), [ ].
За правильный ответ – 1 балл.
7. Станция «Орфографическая»
- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получает карточку со словами. Ваша задача: за 30 секунд определить род имён существительных, записанных на карточке.
1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означают фразеологизмы: делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу.
5. Станция «Синтаксическая»
Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:
1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означают фразеологизмы: делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу.
5. Станция «Синтаксическая»
Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:
1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означают фразеологизмы: делать из комара слона – делать из мухи слона (преувеличивать);
два валенка пара – два сапога пара (абсолютно одинаковые);
заблудиться в трех осинах – заблудиться в трёх соснах;
восемь четвергов на неделе – семь пятниц на неделе;
пишет как индюшка лапой – пишет как курица лапой;
после снегопадика в субботу – после дождичка в четверг;