Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели. Оно представляло собой конкурсную программу для учащихся 6 -7 класса, в которой принимали участие две команды- "Лингвисты" и " Филологи". Главной целью данного мероприятия является воспитание бережного отношения к слову, привитие интереса к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Бой эрудитов"»
Внеклассное мероприятие «Бой эрудитов»
Цель:
- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
- стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения;
- воспитание бережного отношения к языку.
Ход проведения.
Ведущий:
Внимание! Внимание! Сегодня в нашем зале встречаются знатоки русского языка.(представление команд «Лингвисты» и «Филологи»)
Две команды игроков будет судить строгое жюри. (Представление)
1.Разминка.
Команды отвечают на вопросы. У кого больше ответов, тот и победитель (за каждый правильный ответ — 1 балл).
1. Топливо из леса (дрова)
2. Учебный час (урок)
3. Оппонент зла (добро)
4. День недели после дождичка (четверг)
5. Болотная невеста журавля (цапля)
6. Словесная дуэль (спор)
7. Зубная печать (пломба)
8. Ваши первые ботинки (пинетки)
Сколько всего музыкальных нот? (Семь.)
Назовите их. (До ре ми фа соль ля си)
Придумайте слова, в которых дважды встречается название нот (фамилия, сирена, доля, домино, фасоль, помидор, премия, переносица,доверенность, усмирение, чередование).
Конкурс I. «Исправленное меню»
Ведущий: Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
Шесть порций орфографических ошибок.
Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.
Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, оформите грамотно меню:
БулЬОн курИНый с фрикадельками.
РаССольник с кОлбасой.
Котлеты гОвяжьИ.
ПЕльмени.
Кисель клюквЕННый.
КовриЖка ржаНая.
ПИрожное бИсквитное.
ПироЖки с печЁнкой.
Конкурс 2. «Шарады»
Ведущий. Поиграем в шарады:
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье — слог второй,
А в целом — школьный столик твой. (Парта)
Предлог стоит в моем начале.
В конце же — загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (Задача)
Первое — нота,
Второе — игра.
Целое встретишь у столярА. (ДолотО)
Прежде, чем перейти к следующему конкурсу, отгадаем загадки-складки.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет... (до корней волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов... (сквозь землю провалиться)
О чем же думал он вчера,
Когда... (баклуши бил с утра)
О чём пойдёт речь? (Об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах)
Конкурс 3. «Фразеологизмы»
1)Задание: перед вами рисунки, которые помогут вспомнить известные фразеологизмы. Объясните их происхождение.(слайд)
Дамоклов меч (рис. 1). Дамокл — приближенный сиракузского тирана Дионисия, завидовал его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на свое место, повесив над ним на конском волосе острый и тяжелый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч — символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель, потому что волос можно перерезать (порвать) в любой момент.
Семь пятниц на неделе (рис. 2). Так говорят о том, кто часто меняет свои решения.)
Ахиллесова пята (рис. 3) — уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.
Спустя рукава (рис. 4) означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно.
На воре шапка горит (рис. 5) — от старинного анекдота. Искали вора и не могли найти, обратились к знахарю. Он повел потерпевших на базар и вдруг крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором.
От доски до доски (рис. 6). В старину переплет книги делали не из картона, а из досок, обтянутых кожей. Выражение от доски до доски означает от начала до конца (выучить, прочитать...).
2)Подскажите фразеологизм.
1. Близко — рукой подать.
2. Обманывать – морочить голову
3. Быстро — во весь дух.
4. Замолчать — прикусить язык.
Конкурс III. «Аукцион синонимов»
Задание командам: Подберите синонимы к иноязычным словам.
Контракт — договор.
Ситуация — положение.
Коммюнике — соглашение.
Лозунг — призыв.
Антракт — перерыв.
Монумент — памятник.
Конкурс IV. «Знай грамматику!»
Ведущий:1. От названий городов образуйте названия жителей.
Москва – москвич. Екатеринбург — екатеринбуржец.
Тула — туляк.Братск — братчанин.
Одесса - одессит.Тбилиси — тбилисец.
Волгоград - волгоградец.Баку — бакинец.
Конкурс IV. «Знай грамматику!»
Ведущий:. Образуйте правильные формы слова в родительном падеже: Например: абрикосы – абрикосов; килограммы – килограммов.
Сапоги - сапог.
Носки - носков.
Армяне - армян.
Казахи - казахов.
Рельсы - рельсов.
Гусары - гусар.
Партизаны - партизан.
Гусли - гуслей.
Конкурс V: «Четвертое лишнее»
Задание: каждой команде даётся по четыре отрывка, найдите четвёртое лишнее и объясните, почему
1) По улицам Слона водили Как, видно, напоказ. Известно, что слоны
В диковинку у нас.
2) Было у отца три сына:
Два умных, а третий — дурак.
Иван-царевич, что невесел, Буйну голову повесил? Ложись спать, утро Вечера мудренее.
Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной,
как лист перед травой!
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь...
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет...
Кто виноват из них, кто прав — Судить не нам.
Да только воз и ныне там.
4) Тут Воробей, случась, Промолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, Хваля друг дружку -
Все ваша музыка плоха...»
Ответ. I. Первый отрывок, так как это басня, а остальные сказки. II. Первый отрывок, так как это стихотворение, а остальные басни.
Итог мероприятия:
Ведущий: Подходит к завершению наш турнир. Мы увидели, насколько интересен и сложен русский язык. Он богат, красив и выразителен.
«Выучи русский язык» С. Абдулл
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твёрдой опоре, -
Выучи русский язык!
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твёрдой опоре, -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость,
бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Ведущий: Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри…