Мероприятие проведено на каникулах с детьми 5. 6 кл, проживающими в детском доме.Цель мероприятия -показать богатство и красоту русского языка, значение его в жизни человека.Воспитание уважения к русскому языку, русской речи. Развитие внимания, логики, мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Внеклассное мероприятие «Занимательный русский язык» (5-6 кл.)
Цель:
показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека;
Задачи:
формировать интерес к языку и познавательную активность;
формировать умения работать в команде, сотрудничать;
формировать умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор;
воспитывать уважение к русскому языку и русскому слову.
Ход:
Стихотворение “Мы живем в стране российской” (читает ученик наизусть)
Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Ведущий: Сегодня мы отправимся в весёлое путешествие по Стране русского языка.
Тем, кто русский язык любит без сомнения,
Кто отдаст языку всё своё стремление,
Путь открыт сегодня. Покажите знания,
Ум, смекалку и старание.
Послушаем, что говорили о нем выдающиеся русские писатели.
1.Конкурс «Выразительное чтение»
На экране появляются слайды с высказываниями о русском языке и портреты писателей. Дети читают вслух по очереди.
“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно-строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно-бойкий и живой”. Так считал Л.Н.Толстой.
“Велик, могуч и прекрасен русский язык. Он сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков” (М. Ю. Лермонтов)
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык! Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни”. (К. Г. Паустовский)
Русский язык - один из богатейших языков в мире. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература
2. Конкурс «Кто написал это произведение» (слайды)
Ведущий читает отрывок из произведения на экране появляется портрет с фамилией автора и название книги.
А.С. Пушкин. Сказки. Поэма "Руслан и Людмила".
Н.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством
И.С. Тургенев. "Муму".
Н. Носов. "Варька". "Фантазёры".
С. Маршак. "Снегурочка".
В. Драгунский. "Денискины рассказы".
М.М. Зощенко. "Не надо врать", "Бедный Федя", рассказы.
3.Конкурс «Фразеологическая разминка» (карточка)
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, различные меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Прочитайте рассказ, найдите в нем фразеологические обороты и подчеркните их.
«Кашу маслом не испортишь».
«Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят», - сказала мама. А Саша стучит. «Прекрати стук!» – сказал папа. А Саша стучит…
«Как об стенку горох» - говорит бабушка. «Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Отберу молоток!» А Саша продолжает стучать.
Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
«Отдай!» «Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!» Саша заплакал. «Я машину чиню»…А бабушка: «Всему своё время.»
«Зачем молоток унесла?» – хнычет Саша. «Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят»
«Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать!»
Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами, поговорками пересыпана. Что ни слово, то фразеологический оборот».
А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».
4.Конкурс «Что это значит?» Я называю фразеологический оборот, надо заменить его одним словом.
Зарубить на носу. (Запомнить)
Язык проглотить. (Молчать)
Перемывать косточки. (Сплетничать)
Обвести вокруг пальца. (Обмануть)
Душа ушла в пятки. (Испугаться)
Бить баклуши. (Бездельничать)
Повесить нос. (Грустить)
Очки втирать. (Обманывать)
В час по чайной ложке. (Медленно)
5. Конкурс «Собери пословицу».(задание на экране)
Дружба крепка не лестью, а
век учись
Человек без друзей, что
лень портит
Один ум – хорошо, а
уму провожают
Труд человека кормит, а
дерево без корней
Ученье – свет, а
два лучше
Чужой ум – хорошо, а
правдой и честью
По платью встречают, по
служба – службой
Дружба дружбой, а
неученье – тьма
Век живи -
свой – лучше
6. Конкурс “Скажи поговорку правильно”(задание –тест)
Икра стоит свеч. (Игра, ребус, кроссворд)
Машу маслом не испортишь. (Суп, капусту, кашу)
Лес рубят – кепки летят. (Щепки, ветки, опилки)
Аппетит проходит во время еды. (Приходит, приезжает, прилетает)
Город не тётка. (Еда, игра, голод)
Готовь сени летом, а телегу зимой. (Сапоги, лыжи, сани)
Всяк жулик своё болото хвалит. (Медведь, воробей, кулик)
7.Конкурс «Анаграммы»(задание -карточка)
Это слово, из которого можно получить другое слово, путём перестановки букв или слогов.
Кулак (кукла), коршун (шнурок), право (повар), волос (слово).
Каприз (приказ), клоун (кулон), адрес (среда), лето (тело).
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.