kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина по русскому языку и литературе "Эрудит" для учащихся 8-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий викторины по русскому языку и литературе "Эрудит" предназначен для проведения Недели русского языка и литературы для учащихся 8-9 классов. Задания и вопросы сформированы в занимательной форме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку и литературе "Эрудит" для учащихся 8-9 классов»


1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО


« Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают новый материк». И мы сегодня попробуем немного приоткрыть для себя это огромное таинство как русский язык, совершив путешествие по чудесной и загадочной стране Грамматика.

«Грамматика, - по словам Л. Успенского, - не только учит нас тому, как можно связать слова…но и позволяет нам связать между собой любые русские слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Мы будем не на долго останавливаться в городах Грамматики, и решение задач на каждой остановке будет нам пропуском для продвижения по стране дальше. Нашими проводниками сегодня будут:

учитель русского языка и литературы Шиляева Вера Леонидовна, и

учитель немецкого и французского языка Севостьянова Елена Александровна

Итак, мы начинаем наше путешествие.


II. Первая остановка в городе Полиглоты.


Вы сейчас убедитесь, что знаете сразу несколько языков. А я вам немножко буду подсказывать. Балл получает та команда, которая первой назовёт слово. Учитывается один первый ответ.


1.Как по- французски будет ГРИБ. Этим словом мы называем самые магазинные грибы. (шампиньоны)


2.Французское слово КРУГ, если для нас это этап какого-либо соревнования или этап на выборах. (тур).


3. Скажите по – французски «НИКТО», если слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна. (Немо)


4. Французское ГОЛУБЬ, если мы так называем франтовых молодых людей. (пижон).


5. Французское слово ПЕНСНЕ означает «защемить нос», КАШНЕ – «прятать нос». Как будет звучать по-французски НОС? (не)


6. Скажите по-французски ПОЦЕЛУЙ, если для нас это пирожное из взбитых яичных белков и сахара. (безе)


7. Произнесите слово ГОСПОДИН, если для нас это популярная настольная игра. (домино)


8. По-итальянски УЧИТЕЛЬ, мы так называем крупных музыкантов, живописцев, выдающихся шахматистов. (маэстро)


9. Как будет по-английски РАЗВЕДЧИК, если мы так называем члена детской или юношеской организации, воспитывающей подростков путём познания природы, ремесла, игр. (скаут)


10. Скажите по-турецки РЫБА, это рыба, но деликатесная, уже копченая без головы и костей. (балык)


11. Португальское слово ЗМЕЯ, это для нас не просто змея, а её конкретный очень ядовитый вид. (кобра)


12. Как звучит по-немецки ЗМЕЯ, если ею поливают огороды? (шланг)


13. Скажите по-немецки ЛОБ, если это обращенная к противнику сторона боевого расположения войск. (фронт)


14. Нидерландское слово ЧЕЛОВЕК, если это бездушная кукла в витрине магазина. (манекен)

15.Скажите по-польски МИР, это состояние тишины, отдыха, бездеятельности и отсутствие беспокойства. (покой)


16. Как звучит слово на китайском МОЛОДОЙ ЛИСТОК, мы видим их исключительно в сушеном виде. (чай)


17. ПО- латински СВЕТ, лучший номер в гостинице. (люкс)


18. Латинское В ДРУГОМ МЕСТЕ, звучит как общеизвестный юридический термин. (алиби)


19. Латинское слово ДВАЖДЫ, это слово кричат в театре. (бис)


20. Латинское ШАР, школьное пособие для урока географии. (глобус)


III. Город Разнородных Синонимов.

К названному слову подбираем синоним определённого рода. Начнем с синонимов мужского рода


Удача - успех

Болезнь- недуг

Картина- рисунок

Фотография- снимок

Сплетня - слух


Синонимы женского рода Синонимы среднего рода


Успех - слава Картина - полотно

Веник - метла Кровать - ложе

Фантик - обёртка Глаз - око

Мираж - иллюзия Век - столетие

Спор - дискуссия Вокал - пение



IV.Город Пословицы.

Выбираем по две пословицы и пробуем показать их, не произнося ни одного слова. Учитывается правильность показа, артистичность. Команды пробуют назвать пословицу, учитывается только один вариант ответа.

Друзья познаются в беде.

Семеро одного не ждут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Дружба дружбой, а служба службой.

Тише едешь – дальше будешь.

Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Встречают по одёжке, провожают по уму.

У семи нянек дитя без глазу.


V.Город Пропорция. Решите пропорции.

Например: Чёрное / белое = (огонь) /вода

Дождь / снег = осень /(зима)

  1. сила / доброта = слабость / (злость)

кран / вода = холодильник / (холод)

человек / пища = машина / (топливо)

банк / деньги = (коробок) / спички


  1. дети / игра = (взрослые) / работа

листья / зима = лето / (снег) – то, чего не бывает

капля / море = слово / (текст)

часы / стрелки = термометр / (ртуть)


  1. музыка / ноты = речь / (буквы)

пол / потолок = стена / (стена)

провода / электричество = (сосуды ) /кровь

астроном / звёзды = зрители / (фильм)


  1. лицо / портрет = природа / (пейзаж)

верблюд / горб = пеликан / (клюв)

машина / мотор = человек / (сердце)

музыка / плеер = море / (раковина)


  1. волк / шерсть = ворона / (перья)

вода / огонь = (огонь) / дерево

пустыня /кактусы = море / (водоросли)

мороз / красный нос = солнце / (веснушки, загар)


VI. Город Угадай.

  1. Станция Первая. Можно ли вне текста определить значение и морфологические признаки слов

ТРИ, ОПАЛ, ПИЛА, ДАЛИ, СТЕКЛО

Три – числительное и глагол в повелительном наклонении

Опал – существительное и глагол в прошедшем времени м.р.

Пила – существительное и глагол в прошедшем времени ж.р.

Дали - существительное и глагол в прошедшем времени мн.ч.

Стекло - существительное и глагол в прошедшем времени ср.р.


2. Станция Вторая. Угадайте слово

1. Я и энергия, и пластмасса, и ткань, и косметика, и лекарство, и даже жир. Назовите моё имя. (НЕФТЬ)

2. «У сильного всегда бессильный виноват». Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Басня Крылова «Волк и ягнёнок)

3. Это растение тепло- и влаголюбиво. Причём настолько, что растёт только в воде. Оно очень выгодно для выращивания, так как в тёплом климате «даёт» урожай три раза в год. Им питается половина человечества. (РИС)

4. Впервые это было изготовлено из растительных волокон в Китае, затем из спрессованной сердцевины болотного растения. В X веке в Европе оно появилось из сваренных и размолотых тряпок, древесных корней, бамбуковой щепы. Изготовлялось это также из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша и т. д. Сейчас это бывает картографическим, литографическим, документным. Но производство этого поставило человечество перед серьёзной экологической проблемой. (БУМАГА)

5. Раньше это обозначало лёгкую временную постройку, служащую обычно для торговли на ярмарках. Затем это – народный театр, зрелище комического характера. Что это за слово? (БАЛАГАН)


3. Станция Третья. Найдите ошибку на карточках (орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок нет)

1.«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее,

Всех красивей и белее?» (румяней)

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царевна, всех милее,

Всех красивей и белее».


2. Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… Там Русью пахнет!

И там я был, и квас я пил; (мёд)

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки рассказал… (говорил)


3. Да, были люди в наше время,

Не то что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась воля: (доля)

И мало их вернулось с поля… (не многие)

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы.


4. В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет, - спасёт:

И лошадь она остановит; (коня на скаку)

В горящую избу зайдёт! (войдёт)


5.Действительно, когда я растормошил её и заставил бежать, Соня, заслышав мои шаги, вдруг повернулась ко мне, подняв ручонки над головой, точно для защиты, посмотрела на меня беспомощным взглядом и громко заплакала. (Маруся)

6.Он нагнулся и увидел небольшого чёрного щенка, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. (белого с чёрными пятнами)


7.Л. Н. Толстой большую часть своей жизни провёл в Ясной Поляне, близ Тулы. Там он создал большую часть своих произведений. Одно из самых интересных творений Толстого является рассказ «Муму». («Кавказский пленник») (Тургенев)


8. А. С. Пушкин родился в семье капитана в отставке, рано остался без матери. Воспитывался бабушкой. Детские годы прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Он был сослан на Кавказ, где создал своё стихотворение «Бородино». (Лермонтов)


9. Баллада – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. (басня)


10. Басня – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. (сказка)


VII. Город Сотвори. Сочините и исполните частушку по следующей рифме

БОЛТЛИВЫЙ - МОЛЧАЛИВЫЙ

СЛОВАРЬ - ЯНТАРЬ


VIII. Подведение итогов. Просмотр мультфильма.


Друзья познаются в беде.


Семеро одного не ждут.


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Любишь кататься – люби и саночки возить.


Дружба дружбой, а служба службой.

Тише едешь – дальше будешь.


Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.


Под лежачий камень и вода не течёт.


Встречают по одёжке, провожают по уму.


У семи нянек дитя без глазу.

1.«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее,

Всех красивей и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

« Ты, конечно, спору нет;

Ты, царевна, всех милее,

Всех красивей и белее».



2. Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… Там Русью пахнет!

И там я был, и квас я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки рассказал…



4. В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет, - спасёт:

И лошадь она остановит;

В горящую избу зайдёт!


3. Да, были люди в наше время,

Не то что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась воля:

И мало их вернулось с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы.




5.Действительно, когда я растормошил её и заставил бежать, Соня, заслышав мои шаги, вдруг повернулась ко мне, подняв ручонки над головой, точно для защиты, посмотрела на меня беспомощным взглядом и громко заплакала.




6.Он нагнулся и увидел небольшого чёрного щенка, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.



7.Л. Н. Толстой большую часть своей жизни провёл в Ясной Поляне, близ Тулы. Там он создал большую часть своих произведений. Одно из самых интересных творений Толстого является рассказ «Муму».



8. А. С. Пушкин родился в семье капитана в отставке, рано остался без матери. Воспитывался бабушкой. Детские годы прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Он был сослан на Кавказ, где создал своё стихотворение «Бородино».



9. Баллада – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.



10. Басня – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.



сила / доброта = слабость / ?

кран / вода = холодильник / ?

человек / пища = машина / ?

банк / деньги = ? / спички



дети / игра = ? / работа

листья / зима = лето / ? – то, чего не бывает

капля / море = слово / ?

часы / стрелки = термометр / ?



музыка / ноты = речь / ?

пол / потолок = стена / ?

провода / электричество = ? /кровь

астроном / звёзды = зрители / ?



лицо / портрет = природа / ?

верблюд / горб = пеликан / ?

машина / мотор = человек / ?

музыка / плеер = море / ?



волк / шерсть = ворона / ?

вода / огонь = ? / дерево

пустыня /кактусы = море / ?

мороз / красный нос = солнце / ?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Викторина по русскому языку и литературе "Эрудит" для учащихся 8-9 классов

Автор: Миронова Татьяна Анатольевна

Дата: 22.06.2022

Номер свидетельства: 610369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка по английскому языку для 3- 4 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "221857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435638964"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства