Великий, могучий русский язык (неделя русского языка и литературы)
Великий, могучий русский язык (неделя русского языка и литературы)
Данная разработка предназначена для проведения недели русского языка в начальной школе. Классный час способствует воспитанию любви к России, русскому языку, к народным традициям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Великий, могучий русский язык (неделя русского языка и литературы)»
Тема: Великий, могучий русский язык (неделя русского языка и литературы)
Класс: начальные классы
Форма проведения: классный час
Цель: способствовать развитию интереса к родному языку; показать красоту и величие русского языка; способствовать воспитанию чувства уважения к родному языку, умению вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Оформление: плакат со словами « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык» (И.С. Тургенев)
Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Русский язык- один из богатейших языков мира. Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.
(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие»)
Ученик:
Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса . Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка.
(Б. Захаров)
Учитель: Какие высказывания о русском языке вы знаете?
(ученики читают высказывания о русском языке)
Учитель: Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели.
1-й ученик:
Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий. Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем, думаем, живём.
2-й ученик:
Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку. И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.
3-й ученик:
На свете много стран больших И много малых есть И для трудностей любых Язык свой- это честь! Гордиться вправе ты, француз, Французским языком.
4-й ученик:
Кореец, турок, серб иль чех Датчанин, грек иль финн,- Конечно, вам дороже всех Родной язык один. И я судьбу благодарю: Мне больше счастья нет, Что вот по-русски говорю. Уже я десять лет.
5-й ученик:
Спокоен, весел и певуч, Насмешлив и суров, И беспощаден, и могуч, И грозен для врагов.
6-й ученик:
Суворов ободрял солдат На русском языке, Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке.
7-й ученик:
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком.
Учитель: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И.С.Тургенев
Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке)
Учитель: Учите русский - Годы к ряду, С душой, с усердием, С умом! Вас ждет великая награда, И та награда - в нём самом.
Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке, о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.
Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира. Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин). Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.
1-й ученик: Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.
2-й ученик: Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.
Учитель: Приведите примеры, раскрывающие тайны слов или выражений (это дом.задание ученикам)
1.Разгадывание шарад:
Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.
Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…..(домна)
Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)
Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник», Целым же в космос проник (спутник)
2. Занимательные вопросы:
Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
Каких камней не найдёшь в море? (сухих)
Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)
Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)
О чём ведётся разговор? – Это чёрная?
- - Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.
3.Метаграммы
Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.
С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте.(колос-голос-волос)
С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали ( чайка-лайка-майка-зайка-гайка)
4. Анаграмма
Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово
Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)
Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу. ( шпала-лапша)
Эта птица в небе вьется.
А буквы поменяй местами,
Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)
Я прежде обувью служил,
Крестьянин мною дорожил.
Но если буквы переставишь,
Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)
5. Инсценировка «Три загадки»
Поссорились на перемене ребята. Они кричат: -Я тебе покажу, где раки зимуют! - Ишь разошёлся, прямо из кожи лезет! Тут прибежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать, а они на него напустились. – Всё смотришь, всё глядишь, наверное, и спишь с открытыми глазами. Дежурный: Стойте, ребята, не деритесь! Лучше отгадайте три загадки. Ребята: Какие ещё загадки? Дежурный: Вы сами их загадали! (к ребятам в классе) Может, вы, ребята, заметили?
Учитель: Где раки зимуют? Кто из кожи вон лезет? Кто спит с открытыми глазами? Вот уже неделя, как эти ребята больше не ссорятся, сами свои загадки разгадывают. А вам, ребята, тоже предстоит их разгадать в течение недели и на КВН дать ответ и придумать небольшой рассказ на тему загадки. ( собираются 2 команды им даётся домашнее задание для КВН по русскому языку)
Заключительное слово учителя:
Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку.
-Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление? Чему учат эти высказывания?
Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка? Давайте изучать русский язык, бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык.
(награждение самых активных участников утренника и победителей конкурсов)
приложение
Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев
*** Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С.Тургенев
*** Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн
*** Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.Куприн
*** Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.
А.Н.Толстой
*** Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой
*** Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. … С русским языком можно творить чудеса!
К.Г.Паустовский
*** Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.
Максим Горький
*** Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
Н.В.Гоголь
*** Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.Гоголь
*** Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. — П.Мериме
Пословицы и поговорки
Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет. Языку каши дай. Без русского языка не сколотишь и сапога. Всякая сорока от своего языка погибает. За твоим языком не поспеешь и босиком. Языком не спеши, а делом не ленись. Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь Дурной язык голове неприятель. Тому великий стыд, кто языком льстив. Мал язык, да человеком ворочает. Велик и могуч русский язык Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет. Мудра голова - короткий язык. Без языка и колокол нем. Язык до Киева доведет. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Не спеши языком, торопись делом. Меньше врется — спокойнее живется. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Мелет день до вечера, а послушать нечего. В добрый час молвить, в худой промолчать. Не все то делается, что говорится. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Молчание – золото.