Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского язык.»
Кандаурова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Акбулакская СОШ №2»,
Акбулакского района, Оренбургской области.
Система работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского язык.
«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [10, с. 131].
Систему работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий я выстраиваю, учитывая психолого-физиологические особенности детей пятого класса, учитывая доступность и посильность учебного материала, учитывая его практическую направленность
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка является создание проблемных ситуаций. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуациюкак «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [18, c.19].
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А. А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [15, c.5]. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций
Для формирования коммуникативных УУД я использую элементы технологии модульного обучения. Эта технология основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно - популярной или справочной литературой. Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость. Например, в 9-ом классе на этапе усвоения нового материала предлагаю вот такое задание:
Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на параграфы учебника)
1.Самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак, количество, не называет их , называются… .
2.Сколько разрядов местоимений вы можете назвать … .
3.Местоимение, указывающее на того, кто производит действие называется … .
Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.
Одним из средств формирования коммуникативных универсальных действий является сочинение. К тому же в экзаменационных работах в 7-11 классах предполагается написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, да и в УМК Е.А. Быстровой представлены сочинения в большом количестве.
При обучении написанию сочинения у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия[1]:
1)Познавательные:
-понимание проблемы;
-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;
-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;
-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;
-умение понимать нравственные идеи текста.
Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы:
-во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;
-во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль;
-умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым;
-языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой;
-работа над сочинением формирует навык умного словесного общения.
Нужно отметить, что различные виды групповой работы помогают формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках.
В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого» [29, с. 13]. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.
Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.
Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником оценивает результаты его работы. Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками – к партнерским отношениям.
В условиях коллективного решения задач действие, выполняемое каждым участником, оценивается им уже не с учетом своей собственной позиции, а с учетом правильности соблюдения всей последовательности таких действий, т.е. для каждого ребенка становится важным не просто выполнить свое собственное действие, а проследить правильность получения результата, сопоставить свой результат с результатом действий других участников. Такое обучение самоанализу результатов собственной деятельности способствует развитию самоконтроля при выполнении задания, а также адекватному восприятию оценки учителя.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
Ярким примером групповой работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий является составление диалогов в паре, тем более, что в УМК Е.А. Быстровой более сорока часов в 5-8 классах отведено развитию речи. Учащиеся с удовольствием составляют диалоги на определенную тему: «Правила поведения в общественном транспорте», «Правила поведения за столом» и т. д.
При изучении раздела «Лексика» можно предложить учащимся по группам подобрать слова определенной тематике, а при изучении «Морфология» изучать группами определенный морфологический признак отдельной части речи и т. д.
Задание №1. Работайте вдвоём: один списывает первые два предложения, второй - следующие два предложения. По ходу записи делайте графический разбор и расставляйте знаки препинания. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга
Задание №2. Прочитайте отрывки из сказки А.С. Пушкина. Обратите внимание: знаки препинания пропущены.Работайте по очереди: один читает пример, другой на слух называть грамматические основы и определяет , сколько частей в предложении
А.В кухне злится повариха
Плачет у станка ткачиха
И завидуют оне
Государевой жене.
Б. Бьётся лебедь средь зыбей
Коршун носится на ней
В. Ввек тебя я не забуду
Ты найдёшь меня повсюду.
Задание №3. Работайте вдвоём: один выписывает предложения - синтаксические «великаны», другой - синтаксические «карлики». Пользуясь самоинструкцией, устно объясните постановку знаков препинания.
Задание №4.Групповая работа .«Словесный мячик». Ведущий бросает мячик и называет слово с орфограммой, остальные участники игры возвращают мяч, называя проверочное слово: например, освещает - свет, грустный - грусть и т.д.
Задание №5. Работайте вдвоём: один выписывает из текста все глаголы 1 спряжения, другой-2.
Задание №6. Проект. Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам (Родина, семья, дружба)Подберите такие пословица, в которых есть глаголы с безударным личным окончанием.
Задание №7. Проект Выпишите из знакомых вам литературных произведений отдельные отрывки или предложения, которые помогают определить1) профессию персонажа 2) его возраст 3) характер. Соберите все примеры вместе. Конечным итогом вашей работы должен стать мини-сборник дидактических материалов, которым смогут воспользоваться ваши одноклассники
Задание №8. Просклоняйте существительные. Работайте вдвоём: один склоняет слова аллея, другой бабушка. Сравните окончания слов, сделайте вывод.
Задание №9. Выучи эти строки наизусть, запиши по памяти, для проверки обменяться с соседом по парте тетрадями .
Задание №10.О чём или о ком написала этот маленький рассказ Р.Коваленко? Узнали ли вы из летописи, которую вёл Шурик, что-нибудь о самом мальчике, о том, какой он? Проведите обсуждение в группе.
Поэтому особое место в формировании коммуникативных универсальных учебных действий принадлежит работе с текстом. Так, на примере одного и того же текста можно предложить разные варианты работы с текстом по группам.
Комплексный анализ текста
Славная история (Р, р)уси отражается в многовековой биографии города Ростова Великого.
Немало замечательных имён ростовцев вписано в древн..е летописи нашего г..сударства. На ростовской з..мле р..дился былинный богатырь Алёша Попович. Наравне с мужчинами самоотверженно бились с врагами на (К, к)уликовом поле женщины Ростова.
За многие в..ка Ростов не раз разрушался вр..гами, но вновь и вновь возр..ждался он из руин.
Славен Ростов своим Кремлём, а такжеростовскими звонами. Пя..тнадцать колоколов звонницы (У, у)спенского собора — гениальные творения литейщиков. Необычайной силы и кр..соты музыку ростовских зв..нарей сп..циально послушать приезжали А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин, А.М. Горький.
Задания для 1 группы:
1) Определите тему и главную мысль текста.
2) Озаглавьте текст.
3)Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Задания для 2 группы:
1) Из первого предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
2) Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласного звука.
3) Выпишите слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв.
Задание для 3 группы:
1)Объясните графически постановку тире в последнем абзаце текста.
2) В предложении с однородными членами подчеркните однородные члены предложения.
3.) Выпишите из второго абзаца прилагательные, обозначьте у них окончания
Любой текст можно использовать в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся. Эти проблемы и решаю на своих уроках. Тексты, используемые на подобных занятиях мною, тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:
1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.
3. Предложены все виды разборов.
4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.
5. Тексты могут иметь пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». Такие виды работ удобны при изучении нового материала, поскольку новый материал в УМК Е.А. Быстровой дан объёмный, расплывчатый, опирающийся на ранее приобретенные знания.
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. Так, например, вопрос: « Останутся ли печатные книги в будущем?» или «Нужны ли заимствованные слова?»(6 класс) не может не вызвать дискуссии. Обязательным условием является соблюдения следующих правил:
Дать знать, если хочешь высказаться.
Говорить полными, законченными предложениями.
Говорить отчетливо и громко.
Аргументировать кратко и точно.
Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).
Обосновывать мнения или утверждения.
Внимательно слушать, когда говорит другой.
Когда говоришь, обращайся к аудитории.
Любое мнение обсуждается, но не осуждается.
Проектная деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство для формирования всех универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Так, учащимся 6 класса были предложены проекты на тему: « Энциклопедия одного слова». Предполагалась групповая работа по работе с одним словом(определение лексического значения слова, подбор синонимов-антонимов, составление анаграммы, поиск однокоренных слов, выяснение этимологии слова и т.д.). Наиболее удачным был проект на тему: « Энциклопедия слова - школа», в котором учащимся удалось не только рассмотреть «со всех сторон» это слова, но и умело связать его с историей появления первых школ и отражения понятия школа в изобразительном искусстве.
Микроисследования. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно–популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы – серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения. Наиболее типичны следующие:
-развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе – сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
-сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме); -исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. На уроках русского языка этот прием тоже находит свое применение. Например, урок-обобщение по теме «Глагол» проходит в «Школе волшебников», на котором ребята в прямом смысле переодеваются, и занятие проходит в необычном – костюмированном – виде.
Формированию коммуникативных учебных действий способствуют следующие типы уроков:
- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
Современный школьник получает большое количество информации из самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания и умение обладать грамотной устной и письменной речью для общения и жизни в обществе, но и умение правильно выстраивать свои отношения в социуме.
Главными показателями развития коммуникативных универсальных учебных действий на данном этапе их формирования можно считать:
- желание вступать в контакт с окружающими;
-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
-умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;
-умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
-умение и убеждать, и уступать;
-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,
-умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
-способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
-осуществление взаимного контроля и взаимной помощи по ходу выполнения задания.
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
- умение работать в группе.
Безусловно, работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий - это огромный труд. Мной разработаны методические рекомендации учителям по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках.
1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Таким образом, именно формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}