kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система оценки знаний по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании ГМО "Сисиемаоценки знний"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система оценки знаний по русскому языку»

Система контроля и оценки знаний учащихся

Контроль знаний учащихся выполняет по меньшей мере три функции:

1) управления процессом усвоения, его коррекции;

2) воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;

3) обучения и раз­вития.

Для осуществления правильного, целенаправленного управ­ления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет ус­воение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутрен­ней. Без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса.

Оценка знаний является мощным стимулом учения. Извест­но, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Там, где контроль слу­чаен, ученики, особенно V—VIII классов, учатся хуже. Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к систематическому труду в школе и дома, стимулирует систематическую
подготовку ученика к уроку. Особенно это важно при подготовке к экзамену в форме ЕГЭ. Отслеживание, ликвидация пробелов играют при этом важную роль. Мною разработана система контроля и оценки знаний учащихся, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Оценки вносятся в специальную таблицу, где указаны фамилии учащихся, номера заданий

Итоговая оценка выставляется по совокупности 3 тестов, выполненных на одну и ту же группу заданий. Таблица дает возможность увидеть пробелы как одного учащегося, так и класса в целом. В приведенной ниже таблице преобладает ошибка в задании №2( орфоэпические нормы)




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

оценка

1

Иванов


1






1



1

1

4

2

Петров


1



1



1





4

3

Сидоров


1






1

1




4

4

Степанов

1

1



1

1







3


Для контроля знаний отдельного ученика заведен журнал, куда переносятся сведения из общих таблиц

.

Иванов




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

оценка

1

Тест№1 1.09.08


1



1


1

1



1

1

3

2

Тест№2 8.09.08


1



1



1





4

3

Тест№3 15.09.08


1






1

1




4

4

Тест№4 22.09.08













5


Информация является открытой и доступной, что позволяет учащемуся самостоятельно корректировать некоторые пробелы



Оценка при надлежащих условиях может превратиться во внутренний мотив учения. Это очень важно. Однако борьба за отметки, если она становится главной целью учения, имеет и отрицательную сторону — разобщает класс.

Рассмотрим некоторые наиболее существенные педагогиче­ские требования к контролю знаний школьников

Контроль знаний— это проверка знаний данного ученика, предусматривающая оценку только по результатам его лич­ной учебной деятельности. Максимально учитываются индиви­дуальные особенности.

Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики вол­нуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки. Недопустимо выставление оценки по принципу: слабому ученику рука не поднимается ставить «хо­рошо», а отличнику — «удовлетворительно».

Контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году.

Формы контроля следует разнообразить. Это разнообразие используется для нивелирования недостатков какого-либо одного метода контроля. Шаблон в контроле знаний недопу­стим. Проверять не только запоминание, но и глубокое осмыс­ление учебного материала.

Нельзя выставлять оценку в качестве наказания за неудов­летворительное поведение на уроке, плохое прилежание и т. д. Нельзя ставить плохую оценку ученику, отстаивающему свою точку зрения, даже если она неверна. Не следует выставлять плохую оценку школьнику, если он работал, но не сумел вы­полнить задание учителя. Не рекомендуется «чтение нотаций» при выставлении плохих оценок. Это подрывает веру в успех и резко снижает интерес к предмету.

Контроль должен быть всесторонним, охватывать все раз­делы программы. Нельзя удовлетворительной оценкой за один

раздел «закрывать» двойку за другой. Это порождает пробелы в знаниях учащихся.

Необходимо единство требований учителей, работающих в одном классе, избегать различной трактовки балла, особенно отличной оценки. Несогласованность в действиях снижает вос­питывающую роль оценки.

Основные виды контроля, наиболее распростра­ненные в практике: устный опрос у доски; фронталь­ный опрос у доски; фронтальный опрос с выставлением оценки или поурочного балла; общественный опрос; зачет по теме; различные виды программированного контроля; визуальный контроль за выполнением задания; предметные диктанты; до­машние сочинения по предмету; самостоятельные работы по теории; письменные ответы по карточкам; контрольные работы; контроль за выполнением домашнего задания с помощью отме­ток в личном журнале учителя; взаимный контроль учащихся; самоконтроль.

Учитель располагает богатым набором средств контроля, что позволяет сделать его достаточно эффективным, регулярным и разнообразным.

Устный опрос. При устном опросе оценки бывают в форме балла и каких-либо слов, жестов. Учителя на оценку словом не обращают должного внимания. Сказал фразу и забыл ее. На­пример: «Ну и ну! Что это ты здесь намарала? Н-да! Ну, са­дись!»; «И откуда ты, такой грамотей, на мою голову свалил­ся?»; «Ты опять ничего не знаешь?»; «Ты даже задачу не уме­ешь списать!»; «Так, так!» и т. д. Ученик, как правило, небез­различен к такой оценке своих действий. Подобные высказыва­ния-оценки создают для учащихся неблагоприятную эмоцио­нальную атмосферу. Ответ может быть сильно искажен. «Гра­мотей» или «великий математик» ответит, вне сомнений, ниже своих возможностей. Следует помнить, что «не сам по себе вопрос, а изменение отношений в классе, вызванное им на не­который период времени, делает опрашиваемого неспособным к правильному ответу»1.

Иногда сама форма вопроса выражает негативное отноше­ние к ученику, что может быть главной причиной плохого от­вета. Так, учитель вызывает стеснительную ученицу к доске со словами: «Ну, может быть, ты хоть на этот вопрос сумеешь ответить?» Девочка молчит.

Очень вредны насмешливые замечания типа: «Что это ты такая скромная, когда отвечаешь? А на парте сидела, вон как развлекалась!..»; «Ты, наверное, опять все списала?.. Ну-ка пока­жи руки! А там?» (Это учительница ищет шпаргалку у девоч­ки, которая готовится отвечать у доски.) Жаль, что такие учителя не могут хотя бы на мгновение оказаться на месте уче­ника.

Учитель должен терпеливо выслушать ответ любого учени­ка и на любом ответе учить весь класс. Учить не только слу­шать товарища и подмечать ошибки в его ответах, но и допол­нять, высказывать свое мнение, предлагать свой план ответа, свою версию, свой пример и т. д. К сожалению, многие учителя не дают ученику до конца высказаться, прерывают его, что создает обстановку нервозности. Учащиеся воспринимают вы­зов к доске как наказание. Они неуверенно отвечают, даже если и знают материал. Опрос ведь не допрос.

Исправления и дополнения соучеников тоже должны быть доброжелательными. Нельзя допускать ни от кого насмешек по поводу неверного ответа. Нет такого ученика, который бы не переживал при неверном ответе. Публично ругать за невер­ный ответ —это погубить вообще желание отвечать. Вызов к доске воспринимается как наказание в значительной мере по этой причине. Важный показатель мастерства учителя — уме­ние слушать.

Часто устный опрос проводится по схеме: «Отвечать пойдет Иванов». Задается вопрос. Несколько минут учитель выясняет знания ученика. Затем все повторяется со вторым, третьим... пятым учеником. Класс пол-урока занимается своими делами. Такой опрос совершенно недопустим. Это потерянное для клас­са время.

Устный опрос может иметь исключительное значение для развития учащихся. И это во многом зависит от умения пра­вильно организовать опрос. Вопросы для устного обсуждения надо тщательно продумать по содержанию и форме. Важную роль в развитии мышления детей имеют так называемые наво­дящие вопросы. Учитель определяет, насколько ученик затруд­няется сам ответить на вопрос или решить задачу. Это позво­лит задать ему еще один вопрос (посильный), поиск ответа на который может натолкнуть ученика на решение задачи.

Как показывают наблюдения, даже у опытных учителей опрос не заинтересовывает, не захватывает всех, если вопросы скучны, неинтересны или формулировки вопросов неудачны. Отсюда вытекает, что вызывать к доске по любому поводу не нужно. Для ответа у доски отбираются наиболее важные, прин­ципиальные и интересные вопросы, а готовятся «к ним заранее дома. Там ученик продумывает и готовит план, а иногда и краткий конспект ответа. На уроке все будут с интересом слу­шать своего товарища, чтобы сравнить его ответ со своей до­машней заготовкой, пытаться дополнить, исправить и т. д.

При опросе большое значение имеет методика анализа, до­полнений, замечаний и т. д. Учеников надо учить слушать и дополнять, не повторяясь. Если ученик при дополнении ответа повторил то же самое, что было ранее сказано, ему нельзя ставить хорошую оценку. Дополнение должно быть четким и кратким. Дело не только в экономии времени — краткий ответ требует гораздо большей работы мысли и гораздо больше раз­вивает ученика, чем многословный того же содержания. Чёт­кость и активность надо поощрять. Вот почему мы считаем, что использование поурочного балла в качестве стимулятора в данном случае весьма полезно. Активность способствует при­обретению знаний.

Устный опрос позволяет педагогу учить детей высказывать свою мысль. Часто ученик знает, но не умеет высказать свои знания. Умению высказываться нужно учить. Учась грамотно оформлять свою мысль, ученик неизбежно учится мыслить. Умению грамотно отвечать могут научить схемы описания предмета рассказ, приведенные в § 7.

При рецензировании ответа соученика полезно использо­вать следующий план:

  • все ли существенное освещено в рассказе;

  • сумел ли ученик добавить что-либо к учебнику;

  • насколько последовательно изложен рассказ;

  • аргументированы ли умозаключения;

  • правильно ли сделан вывод;

  • оценить речь ученика.

Надо приучать готовиться к ответу по четкому плану, где следует выделить главную мысль, подобрать аргументы для ее раскрытия и т. д. (см. выше).

Устный опрос— исключительно ценный элемент урока, если его структура проработана в деталях. Например, у учительни­цы немецкого языка О. М. Кицкой (школа № 208 Москвы) устный опрос столь интересен, что ученики его не воспринима­ют как опрос. Самые «трудные» стараются сесть поближе к учителю. Они это объясняют тем, что на первых партах Ольга Михайловна быстрее заметит их желание отвечать. Разумеет­ся, и здесь язык не все знают на отлично, но удивительная обстановка учительской доброты, дружелюбия располагает к ответу. Высказаться хотят все, и это кажется естественным уже через несколько минут присутствия на уроке. Вот нетер­пеливо тянувшая руку Галя К. ответила неверно. Учительница не исправила, ни тоном, ни словом не осудила. Она как-то по особому мягко спросила другого желающего ответить: «А что Коля, как скажешь?» Коля говорит свой вариант ответа, дру­гие одобряют. Учительница его похвалила, а только что отве­чавшая Галя сама поняла, что она неверно ответила. Ей на этом уроке еще несколько раз дали возможность высказаться. Для постороннего наблюдателя здесь вроде бы никого не учат, но все очень успешно учатся. Учителю неизвестно, что такое плохая дисциплина, что такое карающая двойка здесь царит радость общения и интересной работы

Общественный смотр знаний. Проводится учителем в присутствии администрации и представителей общественных организаций школы, родителей и др. Его можно сделать смотром достигнутых успехов. Такой опрос готовят заранее. Ученикам недели за две сообщается программа Смотра-опроса: приблизительные вопро­сы вывешиваются в кабинете на доске объявлений. Большое значение имеет распределение заданий на уроке: каждому уче­нику надо определить наиболее оптимальное. Например, если ученик сильно волнуется при ответе у доски, то для оптималь­ной демонстрации знаний ему надо дать письменное задание. И так подобрать задание каждому ученику. За урок можно опросить примерно половину класса.

Зачеты. Особое место в системе контроля знаний занимают зачеты, которые хотя и не предусмотрены программой, но про­водить их раз в четверть или хотя бы в полугодие вполне целе­сообразно. Зачет позволяет в спокойной обстановке поговорить с учеником по многим вопросам курса, обстоятельно проверить его знания. На зачет надо приглашать учащихся к определен­ному времени, чтобы никто не тратил время зря.

Прежде всего своевременно доводится до сведения уча­щихся программа зачета, которая является обобщением ряда тем. Оценка знаний лишь одна из педагогически важных сто­рон зачета. При подготовке к зачету ученики систематизируют и закрепляют свои знания по теме или темам.

Одной из наиболее удачных форм зачета представляется беседа после уроков с группой учащихся, примерно одинаковой но знаниям. Возможен зачет на уроке в виде фронтальной бе­седы. При этом полезно дать на дом предварительное задание для подготовки к такой беседе.

Эффективен зачет в виде письменной работы по теории с ответом на качественные вопросы. Это позволяет за урок «уви­деть» знания по теме сразу всех учеников. Разнообразие тако­го контроля позволяет сделать его частым, что хорошо отра­жается на знаниях учащихся.

Много дают наблюдения за выполнением упражнений за партой. За короткое время можно составить представление о знаниях большинства учащихся класса. Такой контроль при надлежащем опыте успешно сочетается с индивидуальным обучением. По нашему мнению, это один из лучших методов контроля.

Различные формы диктантов по предмету могут с большой пользой применяться в IV—VIII классах.

работа должна быть одинаковой трудности для всех, сильным ученикам можно заранее заготовить дополнительное, необяза­тельное задание.

После каждой контрольной работы проводится тщательный ее анализ, который позволит выявить, какие вопросы програм­мы не усвоены и каким числом учащихся. Найдя причины про­белов, наметить реальный план их ликвидации.

Ежеурочная проверка домашнего задания осуществляется с помощью группы сильных учащихся. Для них готовится спе­циальный журнал, подобный классному. В нем перед каждым уроком трое проверяющих отмечают, правильно ли решены домашние задачи и готов ли к уроку данный ученик. Инфор­мация представляется в виде зеленого «плюса» и красного «минуса». Например, на дом были заданы задачи. Ученик не решил одну задачу, а другую решил и по какой-либо причине не готов к уроку. В журнале против фамилии этого ученика в

графе с соответствующим числом ставится 1 . Подобные

пометки будут против каждой фамилии. Если ученик отсутст­вует, то против его фамилии ставится буква «п», если ученик отказался предоставить информацию, будет стоять буква «о». Таким образом, не потеряв ни секунды урока, учитель еще до его начала информирован о готовности класса к уроку. Трудно переоценить такую возможность.

Многократные проверки показали, что информация в жур­нале достоверна. Во-первых, за «минусы» никогда не стави­лись оценки, как впрочем, и за «плюсы». Ребята понимали, что такая информация нужна для «корректировки» урока, для того, чтобы им же помочь в овладении знаниями. Во-вторых, не совсем точная картина на сегодня- неизбежно перерастает в объективную картину работы ученика в течение четверти или всего года.

Самооценка знаний учащихся. Если научить школьников сравнивать свои знания с «эталоном», который дает учитель или учебник, то можно получить информацию об усвоении зна­ний от самих учащихся. Она оперативна, процесс ее полу­чения исключает отрицательные эмоции, ее можно иметь к каждому уроку. Эти бесспорные достоинства противостоят по существу одному недостатку: ученик может или ошибиться, или умышленно завысить себе оценку. Но честность воспиты­вается. Учитель регулярно проверяет достоверность самооце­нок, и возможный обман становится известным.

Рассмотрим один из способов самооценки знаний на при­мере опыта учителя школы № 4 г. Ногинска Московской обла­сти Н. Ф. Леонова. Домашнее задание он делит на несколько частей. Ученик сам оценивает каждую часть и выставляет оценку по такой форме:

v— 1

Номер задания или содержание

Оценка за часть задания

Причина невыполнения задания на отлично

Списать

Сделать разбор


Обозначение орф

5

3


4


Не знаю последовательности характеристики предложения


Не все орф. обозначены правильно

Средний балл — «, 4». Оценка за домашнюю работу —«4».

Перед уроком листки с фамилией и журнальным номером ученик сдает ответственному за сбор информации. Сводная ведомость дает возможность проследить за подготовкой к уро­ку каждого ученика1. Самооценки регулярно проверяются тра­диционными методами контроля. В среднем они соответствуют оценке учителя. В журнал самооценки выставляются только после выборочной проверки.

Анализ ошибок. Обычно к ошибке относятся отрицательно, не допуская какой-либо ее положительной роли в процессе обучения. Однако это не так. Ошибки школьников закономер­ны, и их анализ может служить средством развития мышления школьников. Допущенная ошибка говорит о соответствии тре­бований к ученику на данном этапе обучения и достигнутых им результатов. Чем самостоятельнее путь получения знаний, тем естественнее ошибка. Очень эффективен путь к знанию через раскрытие причин, порождающих ошибки, поиск пра­вильных приемов решения.

Некоторые ошибки можно считать закономерными и исполь­зовать как средство обучения, например ошибки, возникающие при проверке выдвинутых гипотез, при анализе различий сход­ного и дифференцировании близких понятий, множество раз­личных ошибок, помогающих создавать проблемные ситуации.

Нормы оценок. Анализ классных журналов показывает, что в среднем ученика спрашивают редко. Минимальную норму устных оценок можно выразить приблизительно формулой:

где т= 1/6 А, где т - число оценок за устный ответ в четверти.

А — число уроков в четверти, т. е. ученик должен отвечать у доски не реже чем через 5 уроков. Учитывая различные пись­менные и другие способы контроля, число оценок одного некоторых учеников класса к концу четверти бывает всего одна оценка, а то и ни одной, что отрицательно сказывается на качестве их знаний. Иногда можно наблюдать, как учитель долго спрашивает ученика, за­дает ему множество дополнительных вопросов, стараясь оце­нить его знания как можно объективнее. Это неоправданно. Любой опрос прежде всего должен способствовать достижению главной дидактической цели урока. Дополнительные вопросы чаще выясняют лишь уровень запоминания предыдущего ма­териала и не всегда связаны с темой урока. Объективность оценок лежит в увеличении их числа. В личном журнале можно отразить все сомнения и «долги» в виде «точек», «плюсов», «минусов», крупных четверок и совсем маленьких с минусом, поурочного балла и т. д. Накапливаясь за четверть, они созда­ют довольно объективную картину и усвоения, и прилежания. Такая практика позволяет принимать своевременные меры для ликвидации пробелов, не оставлять после уроков в день выстав­ления четвертной оценки, скажем, треть класса для выяснения отношений.

Важное значение в системе контроля имеет гласность оцен­ки, ее краткая аргументация, проставление в дневник.

Иногда возникает вопрос: «Можно ли за примерно одинако­вый ответ ставить разным ученикам разные оценки?» В воспи­тательных целях —да. Способный, но ленивый ученик, не рабо­тая дома, отвечает на «3,5», Ему бывает полезно поставить «3». Слабому ученику, которому с трудом дается предмет, но который много работает дома и ответил на «3,5», можно поста­вить «4». Это, на наш взгляд, справедливо. Такой дифференци­рованный подход к оценке знаний выступает здесь как эффек­тивное средство воспитания.

Итак, контроль знаний является существенным элементом современного урока. Разнообразные формы и методы контроля делают его эффективным средством управления процессом учения, обучения и воспитания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система оценки знаний по русскому языку

Автор: Степашкина Наталья Константиновна

Дата: 29.02.2024

Номер свидетельства: 646550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по русскому языку 5 класс 210 часов к учебнику Т.А.Ладыженской "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-5-klass-210-chasov-k-uchiebniku-t-a-ladyzhienskoi"
    ["file_id"] => string(6) "130159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415825598"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.(по учебнику Разумовской М.М.) "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-9-klass-po-uchiebniku-razumovskoi-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "140022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417860713"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "8 класс, рабочие программы по русскому языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(62) "8-klass-rabochiie-proghrammy-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "225906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439975451"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Русский язык 6 класс "
    ["seo_title"] => string(21) "russkii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446468466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства