Просмотр содержимого документа
«Система оценки знаний по русскому языку»
Система контроля и оценки знаний учащихся
Контроль знаний учащихся выполняет по меньшей мере три функции:
1) управления процессом усвоения, его коррекции;
2) воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;
3) обучения и развития.
Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней. Без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса.
Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Там, где контроль случаен, ученики, особенно V—VIII классов, учатся хуже. Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к систематическому труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Особенно это важно при подготовке к экзамену в форме ЕГЭ. Отслеживание, ликвидация пробелов играют при этом важную роль. Мною разработана система контроля и оценки знаний учащихся, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Оценки вносятся в специальную таблицу, где указаны фамилии учащихся, номера заданий
Итоговая оценка выставляется по совокупности 3 тестов, выполненных на одну и ту же группу заданий. Таблица дает возможность увидеть пробелы как одного учащегося, так и класса в целом. В приведенной ниже таблице преобладает ошибка в задании №2( орфоэпические нормы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
оценка
1
Иванов
1
1
1
1
4
2
Петров
1
1
1
4
3
Сидоров
1
1
1
4
4
Степанов
1
1
1
1
3
Для контроля знаний отдельного ученика заведен журнал, куда переносятся сведения из общих таблиц
.
Иванов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
оценка
1
Тест№1 1.09.08
1
1
1
1
1
1
3
2
Тест№2 8.09.08
1
1
1
4
3
Тест№3 15.09.08
1
1
1
4
4
Тест№4 22.09.08
5
Информация является открытой и доступной, что позволяет учащемуся самостоятельно корректировать некоторые пробелы
Оценка при надлежащих условиях может превратиться во внутренний мотив учения. Это очень важно. Однако борьба за отметки, если она становится главной целью учения, имеет и отрицательную сторону — разобщает класс.
Рассмотрим некоторые наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний школьников
Контроль знаний— это проверка знаний данного ученика, предусматривающая оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности.
Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки. Недопустимо выставление оценки по принципу: слабому ученику рука не поднимается ставить «хорошо», а отличнику — «удовлетворительно».
Контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году.
Формы контроля следует разнообразить. Это разнообразие используется для нивелирования недостатков какого-либо одного метода контроля. Шаблон в контроле знаний недопустим. Проверять не только запоминание, но и глубокое осмысление учебного материала.
Нельзя выставлять оценку в качестве наказания за неудовлетворительное поведение на уроке, плохое прилежание и т. д. Нельзя ставить плохую оценку ученику, отстаивающему свою точку зрения, даже если она неверна. Не следует выставлять плохую оценку школьнику, если он работал, но не сумел выполнить задание учителя. Не рекомендуется «чтение нотаций» при выставлении плохих оценок. Это подрывает веру в успех и резко снижает интерес к предмету.
Контроль должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Нельзя удовлетворительной оценкой за один
раздел «закрывать» двойку за другой. Это порождает пробелы в знаниях учащихся.
Необходимо единство требований учителей, работающих в одном классе, избегать различной трактовки балла, особенно отличной оценки. Несогласованность в действиях снижает воспитывающую роль оценки.
Основные виды контроля, наиболее распространенные в практике: устный опрос у доски; фронтальный опрос у доски; фронтальный опрос с выставлением оценки или поурочного балла; общественный опрос; зачет по теме; различные виды программированного контроля; визуальный контроль за выполнением задания; предметные диктанты; домашние сочинения по предмету; самостоятельные работы по теории; письменные ответы по карточкам; контрольные работы; контроль за выполнением домашнего задания с помощью отметок в личном журнале учителя; взаимный контроль учащихся; самоконтроль.
Учитель располагает богатым набором средств контроля, что позволяет сделать его достаточно эффективным, регулярным и разнообразным.
Устный опрос. При устном опросе оценки бывают в форме балла и каких-либо слов, жестов. Учителя на оценку словом не обращают должного внимания. Сказал фразу и забыл ее. Например: «Ну и ну! Что это ты здесь намарала? Н-да! Ну, садись!»; «И откуда ты, такой грамотей, на мою голову свалился?»; «Ты опять ничего не знаешь?»; «Ты даже задачу не умеешь списать!»; «Так, так!» и т. д. Ученик, как правило, небезразличен к такой оценке своих действий. Подобные высказывания-оценки создают для учащихся неблагоприятную эмоциональную атмосферу. Ответ может быть сильно искажен. «Грамотей» или «великий математик» ответит, вне сомнений, ниже своих возможностей. Следует помнить, что «не сам по себе вопрос, а изменение отношений в классе, вызванное им на некоторый период времени, делает опрашиваемого неспособным к правильному ответу»1.
Иногда сама форма вопроса выражает негативное отношение к ученику, что может быть главной причиной плохого ответа. Так, учитель вызывает стеснительную ученицу к доске со словами: «Ну, может быть, ты хоть на этот вопрос сумеешь ответить?» Девочка молчит.
Очень вредны насмешливые замечания типа: «Что это ты такая скромная, когда отвечаешь? А на парте сидела, вон как развлекалась!..»; «Ты, наверное, опять все списала?.. Ну-ка покажи руки! А там?» (Это учительница ищет шпаргалку у девочки, которая готовится отвечать у доски.) Жаль, что такие учителя не могут хотя бы на мгновение оказаться на месте ученика.
Учитель должен терпеливо выслушать ответ любого ученика и на любом ответе учить весь класс. Учить не только слушать товарища и подмечать ошибки в его ответах, но и дополнять, высказывать свое мнение, предлагать свой план ответа, свою версию, свой пример и т. д. К сожалению, многие учителя не дают ученику до конца высказаться, прерывают его, что создает обстановку нервозности. Учащиеся воспринимают вызов к доске как наказание. Они неуверенно отвечают, даже если и знают материал. Опрос ведь не допрос.
Исправления и дополнения соучеников тоже должны быть доброжелательными. Нельзя допускать ни от кого насмешек по поводу неверного ответа. Нет такого ученика, который бы не переживал при неверном ответе. Публично ругать за неверный ответ —это погубить вообще желание отвечать. Вызов к доске воспринимается как наказание в значительной мере по этой причине. Важный показатель мастерства учителя — умение слушать.
Часто устный опрос проводится по схеме: «Отвечать пойдет Иванов». Задается вопрос. Несколько минут учитель выясняет знания ученика. Затем все повторяется со вторым, третьим... пятым учеником. Класс пол-урока занимается своими делами. Такой опрос совершенно недопустим. Это потерянное для класса время.
Устный опрос может иметь исключительное значение для развития учащихся. И это во многом зависит от умения правильно организовать опрос. Вопросы для устного обсуждения надо тщательно продумать по содержанию и форме. Важную роль в развитии мышления детей имеют так называемые наводящие вопросы. Учитель определяет, насколько ученик затрудняется сам ответить на вопрос или решить задачу. Это позволит задать ему еще один вопрос (посильный), поиск ответа на который может натолкнуть ученика на решение задачи.
Как показывают наблюдения, даже у опытных учителей опрос не заинтересовывает, не захватывает всех, если вопросы скучны, неинтересны или формулировки вопросов неудачны. Отсюда вытекает, что вызывать к доске по любому поводу не нужно. Для ответа у доски отбираются наиболее важные, принципиальные и интересные вопросы, а готовятся «к ним заранее дома. Там ученик продумывает и готовит план, а иногда и краткий конспект ответа. На уроке все будут с интересом слушать своего товарища, чтобы сравнить его ответ со своей домашней заготовкой, пытаться дополнить, исправить и т. д.
При опросе большое значение имеет методика анализа, дополнений, замечаний и т. д. Учеников надо учить слушать и дополнять, не повторяясь. Если ученик при дополнении ответа повторил то же самое, что было ранее сказано, ему нельзя ставить хорошую оценку. Дополнение должно быть четким и кратким. Дело не только в экономии времени — краткий ответ требует гораздо большей работы мысли и гораздо больше развивает ученика, чем многословный того же содержания. Чёткость и активность надо поощрять. Вот почему мы считаем, что использование поурочного балла в качестве стимулятора в данном случае весьма полезно. Активность способствует приобретению знаний.
Устный опрос позволяет педагогу учить детей высказывать свою мысль. Часто ученик знает, но не умеет высказать свои знания. Умению высказываться нужно учить. Учась грамотно оформлять свою мысль, ученик неизбежно учится мыслить. Умению грамотно отвечать могут научить схемы описания предмета рассказ, приведенные в § 7.
При рецензировании ответа соученика полезно использовать следующий план:
все ли существенное освещено в рассказе;
сумел ли ученик добавить что-либо к учебнику;
насколько последовательно изложен рассказ;
аргументированы ли умозаключения;
правильно ли сделан вывод;
оценить речь ученика.
Надо приучать готовиться к ответу по четкому плану, где следует выделить главную мысль, подобрать аргументы для ее раскрытия и т. д. (см. выше).
Устный опрос— исключительно ценный элемент урока, если его структура проработана в деталях. Например, у учительницы немецкого языка О. М. Кицкой (школа № 208 Москвы) устный опрос столь интересен, что ученики его не воспринимают как опрос. Самые «трудные» стараются сесть поближе к учителю. Они это объясняют тем, что на первых партах Ольга Михайловна быстрее заметит их желание отвечать. Разумеется, и здесь язык не все знают на отлично, но удивительная обстановка учительской доброты, дружелюбия располагает к ответу. Высказаться хотят все, и это кажется естественным уже через несколько минут присутствия на уроке. Вот нетерпеливо тянувшая руку Галя К. ответила неверно. Учительница не исправила, ни тоном, ни словом не осудила. Она как-то по особому мягко спросила другого желающего ответить: «А что Коля, как скажешь?» Коля говорит свой вариант ответа, другие одобряют. Учительница его похвалила, а только что отвечавшая Галя сама поняла, что она неверно ответила. Ей на этом уроке еще несколько раз дали возможность высказаться. Для постороннего наблюдателя здесь вроде бы никого не учат, но все очень успешно учатся. Учителю неизвестно, что такое плохая дисциплина, что такое карающая двойка здесь царит радость общения и интересной работы
Общественный смотр знаний. Проводится учителем в присутствии администрации и представителей общественных организаций школы, родителей и др. Его можно сделать смотром достигнутых успехов. Такой опрос готовят заранее. Ученикам недели за две сообщается программа Смотра-опроса: приблизительные вопросы вывешиваются в кабинете на доске объявлений. Большое значение имеет распределение заданий на уроке: каждому ученику надо определить наиболее оптимальное. Например, если ученик сильно волнуется при ответе у доски, то для оптимальной демонстрации знаний ему надо дать письменное задание. И так подобрать задание каждому ученику. За урок можно опросить примерно половину класса.
Зачеты. Особое место в системе контроля знаний занимают зачеты, которые хотя и не предусмотрены программой, но проводить их раз в четверть или хотя бы в полугодие вполне целесообразно. Зачет позволяет в спокойной обстановке поговорить с учеником по многим вопросам курса, обстоятельно проверить его знания. На зачет надо приглашать учащихся к определенному времени, чтобы никто не тратил время зря.
Прежде всего своевременно доводится до сведения учащихся программа зачета, которая является обобщением ряда тем. Оценка знаний лишь одна из педагогически важных сторон зачета. При подготовке к зачету ученики систематизируют и закрепляют свои знания по теме или темам.
Одной из наиболее удачных форм зачета представляется беседа после уроков с группой учащихся, примерно одинаковой но знаниям. Возможен зачет на уроке в виде фронтальной беседы. При этом полезно дать на дом предварительное задание для подготовки к такой беседе.
Эффективен зачет в виде письменной работы по теории с ответом на качественные вопросы. Это позволяет за урок «увидеть» знания по теме сразу всех учеников. Разнообразие такого контроля позволяет сделать его частым, что хорошо отражается на знаниях учащихся.
Много дают наблюдения за выполнением упражнений за партой. За короткое время можно составить представление о знаниях большинства учащихся класса. Такой контроль при надлежащем опыте успешно сочетается с индивидуальным обучением. По нашему мнению, это один из лучших методов контроля.
Различные формы диктантов по предмету могут с большой пользой применяться в IV—VIII классах.
работа должна быть одинаковой трудности для всех, сильным ученикам можно заранее заготовить дополнительное, необязательное задание.
После каждой контрольной работы проводится тщательный ее анализ, который позволит выявить, какие вопросы программы не усвоены и каким числом учащихся. Найдя причины пробелов, наметить реальный план их ликвидации.
Ежеурочная проверка домашнего задания осуществляется с помощью группы сильных учащихся. Для них готовится специальный журнал, подобный классному. В нем перед каждым уроком трое проверяющих отмечают, правильно ли решены домашние задачи и готов ли к уроку данный ученик. Информация представляется в виде зеленого «плюса» и красного «минуса». Например, на дом были заданы задачи. Ученик не решил одну задачу, а другую решил и по какой-либо причине не готов к уроку. В журнале против фамилии этого ученика в
графе с соответствующим числом ставится 1 . Подобные
пометки будут против каждой фамилии. Если ученик отсутствует, то против его фамилии ставится буква «п», если ученик отказался предоставить информацию, будет стоять буква «о». Таким образом, не потеряв ни секунды урока, учитель еще до его начала информирован о готовности класса к уроку. Трудно переоценить такую возможность.
Многократные проверки показали, что информация в журнале достоверна. Во-первых, за «минусы» никогда не ставились оценки, как впрочем, и за «плюсы». Ребята понимали, что такая информация нужна для «корректировки» урока, для того, чтобы им же помочь в овладении знаниями. Во-вторых, не совсем точная картина на сегодня- неизбежно перерастает в объективную картину работы ученика в течение четверти или всего года.
Самооценка знаний учащихся. Если научить школьников сравнивать свои знания с «эталоном», который дает учитель или учебник, то можно получить информацию об усвоении знаний от самих учащихся. Она оперативна, процесс ее получения исключает отрицательные эмоции, ее можно иметь к каждому уроку. Эти бесспорные достоинства противостоят по существу одному недостатку: ученик может или ошибиться, или умышленно завысить себе оценку. Но честность воспитывается. Учитель регулярно проверяет достоверность самооценок, и возможный обман становится известным.
Рассмотрим один из способов самооценки знаний на примере опыта учителя школы № 4 г. Ногинска Московской области Н. Ф. Леонова. Домашнее задание он делит на несколько частей. Ученик сам оценивает каждую часть и выставляет оценку по такой форме:
v— 1
Номер задания или содержание
Оценка за часть задания
Причина невыполнения задания на отлично
Списать
Сделать разбор
Обозначение орф
5
3
4
Не знаю последовательности характеристики предложения
Не все орф. обозначены правильно
Средний балл — «, 4». Оценка за домашнюю работу —«4».
Перед уроком листки с фамилией и журнальным номером ученик сдает ответственному за сбор информации. Сводная ведомость дает возможность проследить за подготовкой к уроку каждого ученика1. Самооценки регулярно проверяются традиционными методами контроля. В среднем они соответствуют оценке учителя. В журнал самооценки выставляются только после выборочной проверки.
Анализ ошибок. Обычно к ошибке относятся отрицательно, не допуская какой-либо ее положительной роли в процессе обучения. Однако это не так. Ошибки школьников закономерны, и их анализ может служить средством развития мышления школьников. Допущенная ошибка говорит о соответствии требований к ученику на данном этапе обучения и достигнутых им результатов. Чем самостоятельнее путь получения знаний, тем естественнее ошибка. Очень эффективен путь к знанию через раскрытие причин, порождающих ошибки, поиск правильных приемов решения.
Некоторые ошибки можно считать закономерными и использовать как средство обучения, например ошибки, возникающие при проверке выдвинутых гипотез, при анализе различий сходного и дифференцировании близких понятий, множество различных ошибок, помогающих создавать проблемные ситуации.
Нормы оценок. Анализ классных журналов показывает, что в среднем ученика спрашивают редко. Минимальную норму устных оценок можно выразить приблизительно формулой:
где т= 1/6 А, где т - число оценок за устный ответ в четверти.
А — число уроков в четверти, т. е. ученик должен отвечать у доски не реже чем через 5 уроков. Учитывая различные письменные и другие способы контроля, число оценок одного некоторых учеников класса к концу четверти бывает всего одна оценка, а то и ни одной, что отрицательно сказывается на качестве их знаний. Иногда можно наблюдать, как учитель долго спрашивает ученика, задает ему множество дополнительных вопросов, стараясь оценить его знания как можно объективнее. Это неоправданно. Любой опрос прежде всего должен способствовать достижению главной дидактической цели урока. Дополнительные вопросы чаще выясняют лишь уровень запоминания предыдущего материала и не всегда связаны с темой урока. Объективность оценок лежит в увеличении их числа. В личном журнале можно отразить все сомнения и «долги» в виде «точек», «плюсов», «минусов», крупных четверок и совсем маленьких с минусом, поурочного балла и т. д. Накапливаясь за четверть, они создают довольно объективную картину и усвоения, и прилежания. Такая практика позволяет принимать своевременные меры для ликвидации пробелов, не оставлять после уроков в день выставления четвертной оценки, скажем, треть класса для выяснения отношений.
Важное значение в системе контроля имеет гласность оценки, ее краткая аргументация, проставление в дневник.
Иногда возникает вопрос: «Можно ли за примерно одинаковый ответ ставить разным ученикам разные оценки?» В воспитательных целях —да. Способный, но ленивый ученик, не работая дома, отвечает на «3,5», Ему бывает полезно поставить «3». Слабому ученику, которому с трудом дается предмет, но который много работает дома и ответил на «3,5», можно поставить «4». Это, на наш взгляд, справедливо. Такой дифференцированный подход к оценке знаний выступает здесь как эффективное средство воспитания.
Итак, контроль знаний является существенным элементом современного урока. Разнообразные формы и методы контроля делают его эффективным средством управления процессом учения, обучения и воспитания.