IV. Совместное включение в систему знаний - Разделимся на 3 команды. Каждая команда выбирает своё название и капитана. - Вспомним правила, когда вы работаете группами. Как в народе говорят: Не спроста и не спустя слово молвится». Вас нельзя разлить водой. А теперь я хочу обратиться к капитанам, проследите, пожалуйста, чтобы никто из членов вашей команды не бил баклуши. - А теперь отправляемся в наше путешествие! За каждый правильный ответ – 1 балл. 1 страничка «В гостях у слова» -Открываем первую страницу нашего устного журнала – «В гостях у слова». -Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. (Иван Бунин) -Людям всегда хочется узнать, откуда взялось все на свете, как произошла наша земля, луна, звезды, как появились живые растения, откуда взялись люди, и очень интересно знать, как произошли слова нашего языка. Название науки, которая изучает язык, вам знакомо. Это лингвистика- от латинского слова «лингва», что значит «язык». А вы знаете, что значит латинское слово? (ответы детей) Действительно, это слово на языке, называемом латынь. На нем говорили в древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык. Один из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимология. Она изучает изменения, происходящие в языке. В жизни меняется все. То же самое происходит с языком. В нём исчезают одни слова и появляются другие. -Задание 1 «Почему так называется?» Объясните происхождение следующих слов, опираясь на их названия: Гвоздика, красноперка, шиповник, чёлка пескарь, подберезовик, одуванчик, напёрсток подснежник, подорожник, глухарь, устный Задание 2 «Зри в корень!» - Что общего в словах: Ведьма, медведь, невежа (все эти слова произошли от одного и того же слова «ведать», то есть знать. Задание 3 «Какое слово моложе» - Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Это происходит в связи с появлением новой техники, развитием науки, культуры. Расположи слова в порядке их появление в культуре: Ракетчик, пушкарь, артиллерист, атомоход, пароход, парусник. 2 страничка «Литературная» - Очень часто мы читаем произведения, в которых встречаются устаревшие слова. В каких произведениях они встречаются? - Сейчас проведём конкурс «Внимательные ли вы читатель». Задание: прочитайте отрывок из произведения, назовите, как это произведение называется и кто автор. В предложенном отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение: Только вымолвить успела – Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…») Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке… (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке…») Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле. Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.( И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей») 3 станция «Картинная галерея» - Посмотрите на репродукцию с очень известной картины. Кто знает, как она называется и кто её написал? - Ребята, а кто такой богатырь? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре. - Ребята, посмотрите внимательно на картину и назовите былинных героев. - Какими их изобразил художник, что их объединяет На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность. - Рассмотрите одежду и вооружение богатырей. Назовите их. 4 страничка «Крылатые выражения» - Открываем четвёртую страницу нашего журнала «Крылатые выражения». - Очень часто в речи мы используем устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не изменишь словечко на другое, не исказив смысла. Их называют крылатыми выражениями или фразеологизмами. Фразеологизмы делают нашу речь выразительной, образной. Часто крылатые выражения попадают в нашу речь из литературных источников, являются изречениями исторических деятелей, именами мифологических и литературных персонажей, ставшими нарицательными. -Задание 1 «Доскажи словечко» - Назовите и объясните фразеологизмы, которые встретились в этом стихотворении. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь, О них обычно говорят: водой (не разольёшь). Мы исходили городок буквально вдоль и (поперек). И так устали мы в дороге, что еле (волочили ноги). Товарищ просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь (медвежью услугу). Фальшивят, путают слова, поют (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут От этой песни уши (вянут). Объясните фразеологизмы, которые встретились в этом стихотворении. - Задание 2 «Аукцион фраз» В русском языке очень много фразеологизмов со словами голова, нос, зуб, ухо. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом нос. (Затирать нос, водить за нос, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа, повесить нос, зарубить на носу, держать нос по ветру). 5 страничка «Пословицы и поговорки». - Открываем пятую страницу нашего журнала «Пословицы и поговорки». -Пословицы и поговорки– короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, родине. В них запечатлен опыт народа, его идеалы. Они хранят историю страны, отражают русский характер. Пословицы впитали в себя все тонкости и оттенки отношения народа к окружающей жизни. Знания русских народных пословиц и поговорок помогают получить сведения о русском народе и в конечном итоге о самом себе – задуматься над своим мировоззрением, оценить свои поступки. -В пословице недаром молвится: Без них прожить никак нельзя, Они великие помощницы И в жизни верные друзья! Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут!
Задание 1. - Восстанови пословицу по 2 словам: Руки - скуки (Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. или Умелые руки не знают скуки). Дело – потеха (Делу время, потехе час) Правда – ложь (Лучше горькая правда чем сладкая ложь) - Задание 2 «Пословицы и поговорки народов мира» Подберите к пословицам народов мира русские пословицы, подходящие по смыслу: Финская пословица: Тот не заблудится, кто спрашивает. Вьетнамская пословица: Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. Китайская пословица: Трудно схватить двух угрей двумя руками.
- Пословица за время своего существования проживает целую жизнь и также как и люди меняется, вот один из примеров старославянских и древнерусских вариантов пословиц. Дополните их современным вариантом:
Не остави друга древнего, новый бо не будет ему подобен. Не покадай старого друга, ведь новый не будет похож не него. (Старый друг лучше новых двух). Надо сказать, что новых народных пословиц в наше время практически не появляется. Их заменили фразы из книг и кинофильмов, высказывания выдающихся людей, которые мы называем цитатами и афоризмами. Все те, кто интересуется пословицами и поговорками, могут обратиться к словарям пословиц и поговорок. Одним из первых составителей такого словаря стал В. И. Даль.
Сегодня наше первое путешествие по страницам нашего журнала подошло к концу. Подведение итогов. Рефлексия. - Что нового вы узнали об устаревших словах нашего языка? - Почему вам, ученикам XXI века, необходимо знать эти слова? - К.Г. Паустовский говорил, что «Истинная любовь к родине немыслима без любви к своему языку» .
| Распределение по командам, выбор капитанов. Мы должны быть дружны между собой. Чтобы никто из членов команды не бездельничал. Гвоздика- цветок, похожий на гвоздик. Краснопёрка – рыбка, у которой красные плавнички(перья). Шиповник – от шипов, которые расположены на стебле. Челка – чело – лоб. Пескарь – рыба, которая зарывается в песок. Подберёзовик – гриб. Который растёт под берёзой. Одуванчик – ветер дунет и он разлетится. Напёрсток – на пальце (персте). Подснежник – растёт под снегом. Подорожник – растёт у дороги. Глухарь во время токования (пения) ничего не слышит. Уста – рот. Все эти слова произошли от одного и того же слова «ведать», то есть знать. Ведьма – знающая, знахарка. Когда-то это слово не имело одобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, то слово изменило смысл. Медведь – зверь, который ведает мед. Невежа – мало знающий человек. Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знаниям и знающим людям и поэтому причиняют много зла. Парусник, пушкарь, артиллерист, пароход, ракетчик, атомоход. Либо это произведение написано в давние времена, либо автор произведения использует устаревшие слова, чтобы показать самобытность старых времён. Вымолвить- проговорил. Репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря». Богатырь – человек рослый, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. Богатыри зорко стоят на страже русской земли, у них одна цель – защищать свою родную землю от врага. кольчуга- броня, кольчатая рубаха, доспех из мелких колец Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля. меч, копье, колчан – мешок, где хранились стрелы у воина, лук, стрелы, Палица – дубина для обороны, как оружие, с тяжелым или окованным наболдажником. . Каждая команда договаривает фразу и объясняет значение. Дополнение предложения словами. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. или Умелые руки не знают скуки. Делу время, потехе час. Лучше горькая правда чем сладкая ложь. Язык до Киева доведёт. Тише едешь, дальше будешь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Старый друг лучше новых двух. Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии. | П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; П-7 – устанавливать причинно-следственные связи; П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; П-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; К-3 – задавать вопросы; К-4 – использовать речь для регуляции своего действия. К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия Л. Эмпатия как понимание чувств животных и сопереживание им Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников К. Строить сообщения в устной и письменной форме; П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Л. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане К. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; Л. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Л. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов К. Формулировать собственное мнение и позицию Л. Соотносить результат действия с поставленной целью Р. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать свои трудности и искать способы их преодоления |