kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие по истории слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе по теме: « «Путешествие по истории слов»

    Цель занятия – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельности  которого происходит чёткое осознание того, что  русский язык богат и прекрасен, познаваем, раним, требует внимания – глубокого изучения.

     В разработке реализуется деятельностный подход: при помощи проблемного диалога учащиеся совместно открывают знания на основе цели деятельности, также формулируемой самостоятельно; реализуется связь от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной – к самостоятельной.

     Содержание материала направлено на обогащение и  активизацию словарного запаса с целью развития языковой личности учащихся, способствует запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса, развитию универсальных учебных действий.

    Материал состоит из методической разработки урока с приложениями (карточками, лексическим домино, проектом, выводами по теме), технологической карты урока, презентации на доске StarBoar и  аннотации.

Занятие  содержит  разнообразный дополнительный материал, который можно использовать на внеклассных занятиях по русскому языку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по истории слов »


Селедкова Лариса Валентиновна – руководитель МО, учитель высшей квалификационной категории, стаж работы 30 лет, тема самообразования: «Развитие исследовательских способностей младших школьников»



Разработка внеклассного занятия по русскому языку в 3 классе по теме:

«Путешествие по истории слов»

Аннотация к занятию

     Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе по теме: « «Путешествие по истории слов»

    Цель занятия – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельности  которого происходит чёткое осознание того, что  русский язык богат и прекрасен, познаваем, раним, требует внимания – глубокого изучения.

     В разработке реализуется деятельностный подход: при помощи проблемного диалога учащиеся совместно открывают знания на основе цели деятельности, также формулируемой самостоятельно; реализуется связь от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной – к самостоятельной.

     Содержание материала направлено на обогащение и  активизацию словарного запаса с целью развития языковой личности учащихся, способствует запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса, развитию универсальных учебных действий.

    Материал состоит из методической разработки урока с приложениями (карточками, лексическим домино, проектом, выводами по теме), технологической карты урока, презентации на доске StarBoar и  аннотации.

Занятие содержит  разнообразный дополнительный материал, который можно использовать на внеклассных занятиях по русскому языку. 

     Формы: игра - путешествие

     Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

     Оборудование:  презентация, словари, проект «Устаревшие слова», индивидуальные карточки с заданиями.

     Планируемые результаты

     Предметные: знают значения некоторых устаревших слов, умеют устанавливать причины «исчезновения» слов; знают авторов известных толковых словарей, умеют работать с толковыми словарями, умеют наблюдать за устаревшими словами в пословицах, фразеологизмах, используют их в современной речи, понимают значение изучения устаревших слов.

     Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом , созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что – нет.

     Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

     Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.

     Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

     Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают  в совместном решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение, замечают различия своей и чужой точек зрения; совместно составляют словарь  «Устаревших слов».


Ход занятия.

Содержание занятия. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  Пожелание  удачи друг другу.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Настрой на учебную деятельность.

Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;


 II.       Целеполагание.

- Как много самых разнообразных маршрутов предлагают нам сегодня туристические агентства! Наше школьное туристическое агентство “Колесо истории” предлагает совершить увлекательное путешествие в прошлое, а именно в историю языка. Как вы думаете: “Зачем”?

- Правильно! Еще со времен далекого прошлого в нашем языке сохранилось множество слов, выражений, употребляемых нами в различных спорах, разговорах и т. д. Но об истинном их значении и происхождении мало кто знает. Поэтому чтобы лучше знать и любить свой язык, понять его мы с вами и отправимся в те далекие времена.


Белла Ахмадулина сказала:

«Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов и современнее и резче».

- Составьте из букв слова.




- Какова тема нашего занятия?

-Сформулируйте цель и задачи урока.





Предположения детей.












Дети составляют из букв слова и читают хором: УСТАРЕВШИЕ СЛОВА.


Узнаем, что такое «устаревшие» слова, что обозначают, познакомимся с крылатыми словами.


Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;


IV. Совместное включение в систему знаний

- Разделимся на 3 команды. Каждая команда выбирает своё название и капитана.

- Вспомним правила, когда вы работаете группами.

Как в народе говорят: Не спроста и не спустя слово молвится».

  1. Вас нельзя разлить водой.

  2. А теперь я хочу обратиться к капитанам, проследите, пожалуйста, чтобы никто из членов вашей команды не бил баклуши.

- А теперь отправляемся в наше путешествие!

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1 страничка «В гостях у слова»

-Открываем первую страницу нашего устного журнала – «В гостях у слова».


-Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

(Иван Бунин)


-Людям всегда хочется узнать, откуда взялось все на свете, как произошла наша земля, луна, звезды, как появились живые растения, откуда взялись люди, и очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.

Название науки, которая изучает язык, вам знакомо. Это лингвистика- от латинского слова «лингва», что значит «язык».

А вы знаете, что значит латинское слово? (ответы детей)

Действительно, это слово на языке, называемом латынь. На нем говорили в древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.

Один из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимология. Она изучает изменения, происходящие в языке.

В жизни меняется все. То же самое происходит с языком. В нём исчезают одни слова и появляются другие.


-Задание 1

«Почему так называется?»


Объясните происхождение следующих слов, опираясь на их названия:

  1. Гвоздика, красноперка, шиповник, чёлка










  1. пескарь, подберезовик, одуванчик, напёрсток












  1. подснежник, подорожник, глухарь, устный






Задание 2 «Зри в корень!»

- Что общего в словах:

Ведьма, медведь, невежа (все эти слова произошли от одного и того же слова «ведать», то есть знать.
























Задание 3 «Какое слово моложе»

- Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Это происходит в связи с появлением новой техники, развитием науки, культуры.

Расположи слова в порядке их появление в культуре:

Ракетчик, пушкарь, артиллерист, атомоход, пароход, парусник.



2 страничка «Литературная»

- Очень часто мы читаем произведения, в которых встречаются устаревшие слова. В каких произведениях они встречаются?



- Сейчас проведём конкурс «Внимательные ли вы читатель».

Задание: прочитайте отрывок из произведения, назовите, как это произведение называется и кто автор. В предложенном отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение:


  1. Только вымолвить успела –

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь. (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)


  1. Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке…

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке…»)



  1. Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле.

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.( И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»)


3 станция «Картинная галерея»

- Посмотрите на репродукцию с очень известной картины. Кто знает, как она называется и кто её написал?

- Ребята, а кто такой богатырь? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.



- Ребята, посмотрите внимательно на картину и назовите былинных героев.

- Какими их изобразил художник, что их объединяет

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.


- Рассмотрите одежду и вооружение богатырей. Назовите их.


4 страничка «Крылатые выражения»


- Открываем четвёртую страницу нашего журнала «Крылатые выражения».


- Очень часто в речи мы используем устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не изменишь словечко на другое, не исказив смысла. Их называют крылатыми выражениями или фразеологизмами. Фразеологизмы делают нашу речь выразительной, образной. Часто крылатые выражения попадают в нашу речь из литературных источников, являются изречениями исторических деятелей, именами мифологических и литературных персонажей, ставшими нарицательными.


-Задание 1 «Доскажи словечко»


- Назовите и объясните фразеологизмы, которые встретились в этом стихотворении.


Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь,

О них обычно говорят: водой (не разольёшь).


Мы исходили городок буквально вдоль и (поперек).


И так устали мы в дороге, что еле (волочили ноги).


Товарищ просит украдкой ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу окажешь (медвежью услугу).


Фальшивят, путают слова, поют (кто в лес, кто по дрова).


Ребята слушать их не станут

От этой песни уши (вянут).


Объясните фразеологизмы, которые встретились в этом стихотворении.


- Задание 2 «Аукцион фраз»


В русском языке очень много фразеологизмов со словами голова, нос, зуб, ухо. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом нос.

(Затирать нос, водить за нос, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа, повесить нос, зарубить на носу, держать нос по ветру).


5 страничка «Пословицы и поговорки».


- Открываем пятую страницу нашего журнала «Пословицы и поговорки».


-Пословицы и поговорки– короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, родине. В них запечатлен опыт народа, его идеалы. Они хранят историю страны, отражают русский характер. Пословицы впитали в себя все тонкости и оттенки отношения народа к окружающей жизни. Знания русских народных пословиц и поговорок помогают получить сведения о русском народе и в конечном итоге о самом себе – задуматься над своим мировоззрением, оценить свои поступки.


-В пословице недаром молвится:

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья!

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут!



Задание 1.

- Восстанови пословицу по 2 словам:

Руки - скуки

(Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. или Умелые руки не знают скуки).

Дело – потеха

(Делу время, потехе час)

Правда – ложь

(Лучше горькая правда чем сладкая ложь)

- Задание 2

«Пословицы и поговорки народов мира»


Подберите к пословицам народов мира русские пословицы, подходящие по смыслу:

  1. Финская пословица:

Тот не заблудится, кто спрашивает.

  1. Вьетнамская пословица:

Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

  1. Китайская пословица:

Трудно схватить двух угрей двумя руками.



- Пословица за время своего существования проживает целую жизнь и также как и люди меняется, вот один из примеров старославянских и древнерусских вариантов пословиц. Дополните их современным вариантом:



Не остави друга древнего, новый бо не будет ему подобен.

Не покадай старого друга, ведь новый не будет похож не него.

(Старый друг лучше новых двух).

Надо сказать, что новых народных пословиц в наше время практически не появляется. Их заменили фразы из книг и кинофильмов, высказывания выдающихся людей, которые мы называем цитатами и афоризмами. Все те, кто интересуется пословицами и поговорками, могут обратиться к словарям пословиц и поговорок. Одним из первых составителей такого словаря стал

В. И. Даль.



Сегодня наше первое путешествие по страницам нашего журнала подошло к концу.

Подведение итогов.

Рефлексия.

- Что нового вы узнали об устаревших словах нашего языка?

- Почему вам, ученикам XXI века, необходимо знать эти слова?

- К.Г. Паустовский говорил, что «Истинная любовь к родине немыслима без любви к своему языку» .





Распределение по командам, выбор капитанов.



Мы должны быть дружны между собой.

Чтобы никто из членов команды не бездельничал.
























Гвоздика- цветок, похожий на гвоздик.

Краснопёрка – рыбка, у которой красные плавнички(перья).

Шиповник – от шипов, которые расположены на стебле.

Челка – чело – лоб.



Пескарь – рыба, которая зарывается в песок.

Подберёзовик – гриб. Который растёт под берёзой.

Одуванчик – ветер дунет и он разлетится.

Напёрсток – на пальце (персте).




Подснежник – растёт под снегом.

Подорожник – растёт у дороги.

Глухарь во время токования (пения) ничего не слышит.

Уста – рот.



Все эти слова произошли от одного и того же слова «ведать», то есть знать.

Ведьма – знающая, знахарка.

Когда-то это слово не имело одобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, то слово изменило смысл.

Медведь – зверь, который ведает мед.

Невежа – мало знающий человек. Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знаниям и знающим людям и поэтому причиняют много зла.



Парусник, пушкарь, артиллерист, пароход, ракетчик, атомоход.







Либо это произведение написано в давние времена, либо автор произведения использует устаревшие слова, чтобы показать самобытность старых времён.




Вымолвить- проговорил.














Репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря».

Богатырь – человек рослый, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь




Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

Богатыри зорко стоят на страже русской земли, у них одна цель – защищать свою родную землю от врага.







кольчуга- броня, кольчатая рубаха, доспех из мелких колец

Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля.


меч, копье,

колчан – мешок, где хранились стрелы у воина,

лук,

стрелы,

Палица – дубина для обороны, как оружие, с тяжелым или окованным наболдажником.

.





Каждая команда договаривает фразу и объясняет значение.










Дополнение предложения словами.


























Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. или Умелые руки не знают скуки.

Делу время, потехе час.

Лучше горькая правда чем сладкая ложь.





Язык до Киева доведёт.

Тише едешь, дальше будешь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.





Старый друг лучше новых двух.
























Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии.


П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-7 – устанавливать причинно-следственные связи;

П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

П-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

К-3 – задавать вопросы;

К-4 – использовать речь для регуляции своего действия.

К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия


Л. Эмпатия как понимание чувств животных и сопереживание им

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов




























Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников

К. Строить сообщения в устной и письменной форме;

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков





Л. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.











Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

К. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;


Л. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;


К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;




Л. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения


К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов








































К. Формулировать собственное мнение и позицию






























































































































Л. Соотносить результат действия с поставленной целью

Р. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать свои трудности и искать способы их преодоления




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Путешествие по истории слов

Автор: Селедкова Лариса Валентиновна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Открытый урок по информатике: "Путешествие по клавишам" "
    ["seo_title"] => string(58) "otkrytyi-urok-po-informatikie-putieshiestviie-po-klavisham"
    ["file_id"] => string(6) "195739"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427959762"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по истории Казахстана по теме "Путешествие в историю" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-po-tiemie-putieshiestviie-v-istoriiu"
    ["file_id"] => string(6) "193855"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427704703"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект внеклассного мероприятия "История создания книги""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiaistoriiasozdaniiaknighi"
    ["file_id"] => string(6) "309209"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458752709"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Интегрированный урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-istoriia-fizkul-tura-po-tiemie-olimpiiskiie-ighry-v-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "218679"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866673"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Урок-путешествие "История формирования боевых традиций Вооруженных Сил Республики Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-putieshiestviie-istoriia-formirovaniia-boievykh-traditsii-vooruzhiennykh-sil-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "238531"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444579869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства