kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предметная неделя русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная неделя русского языка

В даном документе сосредоточина вся методическая работа учителя- предметника в рамках предметной недели русскаго языка. 

Здесь вы можете найти разработки уроков и мероприятий в рамках эиой недели, графики проведения мероприятий и классы, принимающие участие в подготовке и проведению недели русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предметная неделя русского языка »

План мероприятий.



Понедельник – День рисунка (выставка рисунков и стенгазет).

Вторник – Открытый урок для учащихся 5 класса «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

Среда – День Творчества (конкурс “Ода русскому языку”)

Четверг – КВН для учащихся 5-8 классов

Пятница – Литературная викторина



Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"



Цели:

Ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;

Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;

Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.

Оборудование:

Мультимедийный проектор.

Презентация.

Конверты.

Ход урока



I. Оргмомент.

II. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.

III. Изучение нового материала.

- Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Кассета. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).

- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).

- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. (Приложение 1).

IV. Словарно-орфографическая работа.

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

Микрофон (прибор для усиления голоса);

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

Фонотека (собрание звукозаписей);

Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

Патефон (граммофон с рупором).

- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

V. Движение темы.

- Давайте поиграем с вами.

1. Измените первый звук.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

сом – ком чайка – гайка моль – роль

(том зайка соль

дом байка боль

лом шайка голь

ром лайка ноль)

2. Выньте один звук.

Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран)

3. Добавьте один звук.

Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).

- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

(Рисунок в презентации).

Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)

- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).

“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).

“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).

VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.

- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).

- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?

1.Кушай яблочко, мой свет,

Благодарствуй за обед.

2.Под горою тёмный вход.

Он туда скорей идет.

- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?

Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.

Обе[т], вхо[т].

- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”

- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.

В лс рдлсь лчк, В лесу родилась елочка,

В лс н рсл. В лесу она росла.

Ио и ео оая Зимой и летом стройная

Еёая ыа. Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).

- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).

- Как же мы ответим на письмо?

VII. Итог урока.

- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.

Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

На какие две группы делятся звуки речи?

Какие органы речи участвуют в образовании звуков?

В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

Каких звуков больше: гласных или согласных?

VIII. Д/з: упр.



Литературная викторина



Кому посвящены эти строки?

1. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты. (А. Пушкин, Анне Петровне Керн)

2. Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем...(А. Пушкин, Анне

Алексеевне Олениной)

3. Исполнились мои желания.

Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна..,

Чистейшей прелести чистейший образец… (А. Пушкин, Наталье Гончаровой)

4. Я красивых таких не видел... (С. Есенин, сестре Шуре)

5. Я встретил Вас – и всё былое.

В отжившем сердце ожило…(Тютчев, Елене Александровне Денисьевой)

6. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. (Фет, Марии Лазич)

Назовите авторов следующих строк:

1. О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! (Тютчев)

2. Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть. (Фет)

3. Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что я томлюсь с другими. (И. Анненский)4. О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней. (Тютчев)

5. Любить иных тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен. (Б. Пастернак)

6. Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей… (А. Пушкин, “Евгений Онегин”)

7. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было,

Желаний и надежд томительный обман... (А. Пушкин, “Погасло дневное светило...”)

8. Мне дорого любви моей мученье-

Пускай умру, но пусть умру любя. (А. Пушкин, “К Наталье”)

9. О да, любовь вольна как птица,

Да всё равно – я твой!

Да всё равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой. (А. Блок)

10. Не верят в мире многие любви

И тем счастливы; для иных она

Желанье, порожденное в крови,

Расстройство мозга иль виденье сна. (М.Ю.Лермонтов)

Назовите авторов следующих афоризмов:

1. Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)

2. Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)

3. Любовь – претрудная школа жизни. (И.А. Гончаров)

4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев)

5. Хочешь быть счастливым – будь им. (Козьма Прутков)

6. Любовь к себе – вот роман, который длится всю жизнь. (О.Уайлд )

7. Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить—значит вместе смотреть

в одном направлении. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вспомните строки, посвященные этим женщинам.

Можно показать портреты А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой, Е.Денисьевой, Л.Менделеевой и др.





КВН «Почемучек» и «Знатоков» между 5,6 и 7,8 классами.

Вот начинается игра.

Теперь ,я думаю, пора

Командам начинать сражаться.

В словесных играх упражняться.

О чем же речь сейчас пойдет?

Быть может, нам, наоборот,

Командам дать набраться сил,

Чтоб первый их порыв остыл?

Самим же первый тур придумать

Но кто нас может надоумить,

Какое выбрать состязанье?

Ты знаешь ,к разочарованью

Я твоему скажу сейчас,

Что все придумано до нас.

За нас уж люди потрудились,Чтоб славно мы повеселились

Задорный пыл наш не угас.

Ну, что ты скажешь?

В добрый час.

Две команды представлены сегодня в КВНе- « Почемучки» и «Знатоки».

Помните мультик: «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфету».

Мы тоже попробуем «осчастливить» друг друга.

Две команды сядут друг напротив друга и скажут друг другу комплименты.

Комплименты-это любезные слова о внешности, сопровождающиеся теплым взглядом.

Первый комплимент от меня : «Твои глаза сияют сегодня необыкновенным светом».

Они подготовили приветствие и эмблемы. Дадим им слово.

Конкурс приветствий завершен, а жюри оценит их выступление .Максимальная

оценка-6 баллов (3-за эмблему,3-за приветствие)

Поразминаемся со зрителями

Я хочу предложить вам веселую скороговорку (обращается к сидящим в зале) .

Давайте произносить вместе:

Ща-ща-ща- мы несем с собой леща.

Ащ-ащ-ащ мы наденем плащ.

Щипцы да клещи-вот наши вещи.

И еще

Цапля, стоя на крыльце, написала букву ц.

Кто повторит ее 5 раз без ошибок?

Выходят смелые.

Наша разминка не случайна. Она является подготовкой к нашему следующему

конкурсу. Все вы любите игру «Глухой телефон». Много раз играли в нее.

Команды сидят. Ведущий первому члену команды шепчет на ухо скороговорку

«Жук жужжит над абажуром». Она быстро передается всем членам команды. Чем

лучше ее произнесет последний член команды, тем будет выше заработанный балл.

Скороговорка для второй команды: «Уже и ужи в луже».3.Животное, которое рано утром постучало в ворота. (Баран)

4.То, от чего маялся Шарик, пока ему не подарили фоторужье .( Скука)

5.То, что получили по почте мыши от кота Леопольда. (Карта)

Кроссворд-зебра для второй команды

Определения слов (сказочные):

1.Приспособление для передвижения по воздуху (ковер).

2.Событие,произошедшее между Дядей Федором и его родителями, и послужившее

причиной его отъезда в Простоквашино (ссора).

3.Материал,из которого был изготовлен солдат (олово)

4. Шелковая ткань, из которой были сшиты платья для дочерей купца в сказке «

Аленький цветочек»(атлас)

5.Предмет,делающий человека невидимым (шапка)

Конкурс капитанов. Он будет явной проверкой организаторских способностей.

Капитану 1-й команды . Организовать хоровод с «елочкой» в центре и , двигаясь пол

кругу, спеть хором любимую детскую песню, кроме « В лесу родилась елочка»Капитану 2-й команды. Построить команду в колонну по два и заставить маршировать

с любой детской песенкой.

Сейчас мы немного отдохнем и ,надеюсь , развлечемся. Предлагаем зрителям

поучаствовать в конкурсе «Озвучивание»

Каждой киностудии предлагается сымитировать звуки из предлагаемого отрывка.

-Ночь .В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же

залаяли дворовые собаки .Им в ответ вяло закудахтали куры в курятнике. Послышался

звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.

-Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате

появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от

удовольствия. Мерно постукивают дятлы. Шипящим шепотом попугай Карудо

выпрашивает сахар. Восходит солнце.

Последний конкурс « Домашнее задание»

В основу домашнего задания положены пословицы. Оцениваться будет артистизм,

юмор, умение «сыграть» тему и ,конечно, использование речевых оборотов.Пословица 1-й команде

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Пословица 2-й команде

Ученье-свет, а неученье -тьма.

Вот и закончилась игра.

Команды славно постарались.

Я думаю, чтоб не остались

В обиде зрители, что всех

Нас сопровождал здоровый смех.

Осталась шуточка одна,

Последняя .Ее жюри нам скажет

И прямо на того укажет,

Кто победил.

Объявление оценок за последний конкурс, объявление итоговых оценок.

Наступил финал.

И может быть, не каждый ждал

Такой концовки, и не всех

Такая радует развязка.

Но главным был здесь все же смех

Мы будем рады видеть вас.

Теперь заканчиваем речь

Привет , друзья, до новых встреч


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предметная неделя русского языка

Автор: Горб Ольга Жоржовна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(60) "priedmietnaia-niedielia-russkogo-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "124306"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414679483"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Неделя русского языка и литературы в коррекционной школе  III  вида . Отчёт о проведении"
    ["seo_title"] => string(86) "niedieliarusskoghoiazykailitieraturyvkorriektsionnoishkolieiiividaotchiotoproviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "317955"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460468419"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "план предметной недели русского языка и литературы 2015 год "
    ["seo_title"] => string(67) "plan-priedmietnoi-niedieli-russkogho-iazyka-i-litieratury-2015-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "186081"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426270182"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Проект «Неделя русского языка в школе»"
    ["seo_title"] => string(44) "proiekt-niedielia-russkogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "249352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446888844"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Неделя русского языка.Презентация."
    ["seo_title"] => string(42) "niedielia-russkogho-iazyka-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "311310"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459181233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства