kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая направленность преподавания русского языка в казахской школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В изучении русского языка следует внести практическую работу, так как основные темы направлены на изучение грамматики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность преподавания русского языка в казахской школе»

Практическая направленность преподавания русского языка

в казахской школе

Куракбаева А.

Областная школа – интернат «Дарын»,

учитель русского языка

Практическое значение обучения русскому языку в казахской школе обеспечивается решением коммуникативных (речевых) задач курса.

В современных условиях всё обучение должно быть направлено на то, чтобы учащиеся из урока в урок овладевали все новыми умениями и навыками, которые, в конечном результате, приводят к хорошим и отличным результатам на итоговых испытаниях.

При этом важно, чтобы, наряду с изучением теоретической части языка, овладение практической речью в школе строилось бы не на готовых образцах, а на практическом усвоении языкового материала, так как это связано с осознанием определенных закономерностей данного языка, познанием правил и законов, усвоением определенной суммы знаний, на основе которой формируются соответствующие умения и навыки речи.

Коммуникативная направленность языка означает не только овладение повседневной разговорной речью, а применение её в обучении при получении специальности: в колледже или университете, отсюда, решение коммуникативных задач, обеспечивая формирование и последовательное развитие навыков речи, должно привести к тому, чтобы оканчивающие казахскую школу хорошо владели родным и русским языками.

Начиная работу в школе, мы, начинающие учителя, широко используем в своей практике знания в методике, которые мы усвоили в процессе учёбы в ВУЗе, а также полученного опыта, приобретённого во время государственной педагогической практики в школах.

В современной методике преподавания русского языка в казахской школе большее внимание уделяем «дидактическому пониманию методов как способов обучения», поэтому часто мы опираемся на труды известных дидактов И.Я. Лернера [1,c. 36], который предлагает «объяснительно – иллюстративный метод», широко используемый в практике обучения практической речи; М.Н. Скаткин предлагал частично – поисковый (эвристический) метод, определяя общий характер познавательной деятельности школьников, а приемы – конкретными действиями учителя и учащегося при реализации методов.

Знание теории методики, использование различных средств обучения позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; естественно, «применение ИКТ также является стимулирующим моментом» [2, с.3], но практические занятия русского языка не должно сводиться к ежедневному показу слайдов, необходимо проводить уроки, на которых идёт формирование теоретических, практических и коммуникативных навыков учащихся.

Главная задача учителя на современном этапе: подготовка учащихся к успешной сдаче ЕНТ; в этих целях, начиная с 10 класса, идёт повторение изученного в младших классах.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не всегда является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Так, известный учёный – методист А. В. Дудников один из первых заговорил о падении интереса к русскому языку как к учебному предмету и как следствие – падение орфографической и пунктуационной грамотности. «Русский язык, - отмечает он, - в глазах учащихся предстает сейчас как неинтересный и трудный предмет, вызывает к себе отрицательное отношение. Следствием этого явился тот факт, что… снизилась общая речевая культура выпускников средней школы, которые нередко при первом же столкновении с ответственной коммуникацией обнаруживают речевую беспомощность и неспособность точно и четко формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме» [3, с.37].

Поэтому, начиная повторение раздела "Фонетики", мы останавливаемся на таких важных моментах: сколько букв в русском алфавите: звуки и буквы, которые включают разделы - гласные и согласные звуки; парные – непарные согласные; твёрдые и мягкие согласные; ударные – безударные звуки, при этом, не забывая о формировании грамотности учащихся, то есть пытаемся анулировать пробелы в правописании учащихся.

В заданиях ЕНТ есть задания на знание материалов фонетики – укажите вариант слов, где все согласные буквы твёрдые или мягкие: например – жижа, чаща (поясняем в русском языке буквы Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые; буквы Щ,Ч, Й – всегда мягкие); есть такие задания: укажите слово, в котором есть стечение согласных – это «встреча», - такие задания иногда «смущают» учащихся; больше заданий на соотношение звуков и букв.

Почти в каждом варианте встречаются задания на роль букв е, ё, ю, я,- в обозначении сочетания звуков: ель, ёлка, ежик, юг, яблоня – укажите слово, где буква Е даёт два звука – варианты «подъезд, поделка, ветерок, верста, варка».

Если учащиеся затрудняются с ответом, приходит на помощь таблица

СВЕДЕНИЯ ПО ФОНЕТИКЕ


Согласные

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Гласные

21

2

10

Сонорные согласные – р, л, м, н.

Мягкими согласные бывают, если после них пишутся + мягкий знак, Е, Ё, Ю, Я, И. –мЯсо, мять

Бывают ударными и безударными

Не имеют пар глухие согласные – Х, Ц, Ч, Щ, Х.

Не имеют пар звонкие согласные – Р, Л, М, Н, Й.

Буквы Е, Ё, Ю, Я – обозначают два звука:

  1. в начале слова – ярмарка [iармарка];

  2. после гласных - заявка [заiавка];

  3. после разделительных Ь,Ъ: подъём – [подiом], ружьё - [ружiо].

Всегда мягкие согласные Щ, Ч, Й.

Всегда мягкие согласные Щ, Ч, Й.

Запомните!

Всего 6 пар согласных по звонкостиглухости: б-п, в- ф, д- т, з-с, г-к, ж-ш.

Стечением согласных называется положение, когда в начале существительного сходятся три и более согласных, образующих в сочетании с последующим гласным слоговое слово.

Сочетание гласного и согласного называется слогом.

Гласная, произнесённая с усилением призвука в слове, называется ударной: приЮт, вОзраст, вдохновЕние.


Данная таблица помогает учащимся восстановить в памяти ранее усвоенный материал, мы, предлагая учащимся наглядный материал, проводим работу по сопоставлению звуков и букв с целью предотвращения ошибок при выполнении контрольно – проверочных работ, то есть ранее изученный материал повторяется в полной мере, способствуя закреплению знаний, умений и навыков.

Придерживаясь золотого правила дидактики «от простого к сложному», мы повторяем ключевые разделы языка; обычно задания тестового характера, несложные для учителя, учениками не всегда осознанно выполняются.

Учащиеся чаще ошибаются в заданиях, где необходимы знания лексического содержания, т.е. в понимании значения слов, поэтому неверно определяют словообразовательный состав языка, хотя многие знают последовательность: окончание – основа – корень – суффикс – приставка.

И именно здесь «спотыкаются» ребята в задании: укажите форму слова «садик»; тем, которые слабо ориентируются в грамматических понятиях, труднее справиться с этим заданием.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Форма обучения – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К компонентам же учебного процесса относятся цель, учитель и ученики, содержание, методы, дидактические средства обучения.

Исходя из вышеизложенного, мы должны тесно взаимодействовать: ученик и учитель. Например, при толковании понятия «форма одного слова» мы обращаем внимание ученика на то, что в слове «садик» нет окончания – оно нулевое, если изменим слово и поставим его в Родительном падеже, то получим «садика», то же самое слово – только разница есть в окончании; и далее – садику, садик, садиком, о садике; если сравним слова «сад» и «садик», то мы увидим, что у них общий корень – это означает, что они – однокоренные слова, - и они не будут формами одного слова. Обращаем внимание учащихся на то, что при образовании форм одного слова изменяем грамматические признаки, а лексические признаки (смысл и значение) сохраняются.

Формы одного слова у глагола образуются при изменении форм времени, окончаний (у глаголов Прошедшего времени); у прилагательных и причастий – окончаний и т.д.

Вот несколько маленьких этюдов, в которых мы постарались показать методическую и практическую направленность в работе с учащимися при обучении их русскому языку.

В работе с учащимися, мы выделяем три этапа: побуждение, осмысление, рефлексия.

Методы обучения: словесный, наглядный (рисунки, газеты), практический, самостоятельный, индивидуальный опросы, фронтальный опрос, проблемно - поисковый, привитие интереса к учению, предмету учащихся.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Не обходим вниманием современные стратегии: «ассоциации», «кластер», «оставьте последнее слово мне», «интервью от мира героя», «тонкие и толстые вопросы», эссе, групповая работа, «авторский стул», «мастерская писателя», «синквейн», «мозговой штурм» [4].

Все указанные формы, методы и современные стратегии помогают нам в работе с учащимися, которые, преодолевая «сложные и трудные вершины» предмета, добиваются хороших результатов.

  1. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Требования к современному уроку. – М.,1968.

  2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с. 3.

  3. Дудников, А. В. Пути перестройки преподавания родного русского языка в средней школе / А. В. Дудников // Русский язык в школе. – 1988. - №4.

  4. Материалы современных журналов «Новая школа» за 2013 -14гг.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Практическая направленность преподавания русского языка в казахской школе

Автор: Куракбаева Акмарал Оразбаевна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Рефлексивный отчет:  «Как групповая форма работы влияет на активизацию речевой и познавательной деятельности  учащихся на уроках». "
    ["seo_title"] => string(148) "rieflieksivnyi-otchiet-kak-ghruppovaia-forma-raboty-vliiaiet-na-aktivizatsiiu-riechievoi-i-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "165354"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422800413"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства