Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность преподавания русского языка в казахской школе»
Практическая направленность преподавания русского языка
в казахской школе
Куракбаева А.
Областная школа – интернат «Дарын»,
учитель русского языка
Практическое значение обучения русскому языку в казахской школе обеспечивается решением коммуникативных (речевых) задач курса.
В современных условиях всё обучение должно быть направлено на то, чтобы учащиеся из урока в урок овладевали все новыми умениями и навыками, которые, в конечном результате, приводят к хорошим и отличным результатам на итоговых испытаниях.
При этом важно, чтобы, наряду с изучением теоретической части языка, овладение практической речью в школе строилось бы не на готовых образцах, а на практическом усвоении языкового материала, так как это связано с осознанием определенных закономерностей данного языка, познанием правил и законов, усвоением определенной суммы знаний, на основе которой формируются соответствующие умения и навыки речи.
Коммуникативная направленность языка означает не только овладение повседневной разговорной речью, а применение её в обучении при получении специальности: в колледже или университете, отсюда, решение коммуникативных задач, обеспечивая формирование и последовательное развитие навыков речи, должно привести к тому, чтобы оканчивающие казахскую школу хорошо владели родным и русским языками.
Начиная работу в школе, мы, начинающие учителя, широко используем в своей практике знания в методике, которые мы усвоили в процессе учёбы в ВУЗе, а также полученного опыта, приобретённого во время государственной педагогической практики в школах.
В современной методике преподавания русского языка в казахской школе большее внимание уделяем «дидактическому пониманию методов как способов обучения», поэтому часто мы опираемся на труды известных дидактов И.Я. Лернера [1,c. 36], который предлагает «объяснительно – иллюстративный метод», широко используемый в практике обучения практической речи; М.Н. Скаткин предлагал частично – поисковый (эвристический) метод, определяя общий характер познавательной деятельности школьников, а приемы – конкретными действиями учителя и учащегося при реализации методов.
Знание теории методики, использование различных средств обучения позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; естественно, «применение ИКТ также является стимулирующим моментом» [2, с.3], но практические занятия русского языка не должно сводиться к ежедневному показу слайдов, необходимо проводить уроки, на которых идёт формирование теоретических, практических и коммуникативных навыков учащихся.
Главная задача учителя на современном этапе: подготовка учащихся к успешной сдаче ЕНТ; в этих целях, начиная с 10 класса, идёт повторение изученного в младших классах.
Не секрет, что для многих учеников русский язык не всегда является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Так, известный учёный – методист А. В. Дудников один из первых заговорил о падении интереса к русскому языку как к учебному предмету и как следствие – падение орфографической и пунктуационной грамотности. «Русский язык, - отмечает он, - в глазах учащихся предстает сейчас как неинтересный и трудный предмет, вызывает к себе отрицательное отношение. Следствием этого явился тот факт, что… снизилась общая речевая культура выпускников средней школы, которые нередко при первом же столкновении с ответственной коммуникацией обнаруживают речевую беспомощность и неспособность точно и четко формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме» [3, с.37].
Поэтому, начиная повторение раздела "Фонетики", мы останавливаемся на таких важных моментах: сколько букв в русском алфавите: звуки и буквы, которые включают разделы - гласные и согласные звуки; парные – непарные согласные; твёрдые и мягкие согласные; ударные – безударные звуки, при этом, не забывая о формировании грамотности учащихся, то есть пытаемся анулировать пробелы в правописании учащихся.
В заданиях ЕНТ есть задания на знание материалов фонетики – укажите вариант слов, где все согласные буквы твёрдые или мягкие: например – жижа, чаща (поясняем в русском языке буквы Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые; буквы Щ,Ч, Й – всегда мягкие); есть такие задания: укажите слово, в котором есть стечение согласных – это «встреча», - такие задания иногда «смущают» учащихся; больше заданий на соотношение звуков и букв.
Почти в каждом варианте встречаются задания на роль букв е, ё, ю, я,- в обозначении сочетания звуков: ель, ёлка, ежик, юг, яблоня – укажите слово, где буква Е даёт два звука – варианты «подъезд, поделка, ветерок, верста, варка».
Если учащиеся затрудняются с ответом, приходит на помощь таблица
СВЕДЕНИЯ ПО ФОНЕТИКЕ
Согласные
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Гласные
21
2
10
Сонорные согласные – р, л, м, н.
Мягкими согласные бывают, если после них пишутся + мягкий знак, Е, Ё, Ю, Я, И. –мЯсо, мять
Бывают ударными и безударными
Не имеют пар глухиесогласные – Х, Ц, Ч, Щ, Х.
Не имеют пар звонкиесогласные – Р, Л, М, Н, Й.
Буквы Е, Ё, Ю, Я – обозначают два звука:
в начале слова – ярмарка [iармарка];
после гласных - заявка [заiавка];
после разделительных Ь,Ъ: подъём – [подiом], ружьё - [ружiо].
Всегда мягкие согласные Щ, Ч, Й.
Всегда мягкие согласные Щ, Ч, Й.
Запомните!
Всего 6 пар согласных по звонкости – глухости: б-п, в- ф, д- т, з-с, г-к, ж-ш.
Стечением согласных называется положение, когда в начале существительного сходятся три и более согласных, образующих в сочетании с последующим гласным слоговое слово.
Сочетание гласного и согласного называется слогом.
Гласная, произнесённая с усилением призвука в слове, называется ударной: приЮт, вОзраст, вдохновЕние.
Данная таблица помогает учащимся восстановить в памяти ранее усвоенный материал, мы, предлагая учащимся наглядный материал, проводим работу по сопоставлению звуков и букв с целью предотвращения ошибок при выполнении контрольно – проверочных работ, то есть ранее изученный материал повторяется в полной мере, способствуя закреплению знаний, умений и навыков.
Придерживаясь золотого правила дидактики «от простого к сложному», мы повторяем ключевые разделы языка; обычно задания тестового характера, несложные для учителя, учениками не всегда осознанно выполняются.
Учащиеся чаще ошибаются в заданиях, где необходимы знания лексического содержания, т.е. в понимании значения слов, поэтому неверно определяют словообразовательный состав языка, хотя многие знают последовательность: окончание – основа – корень – суффикс – приставка.
И именно здесь «спотыкаются» ребята в задании: укажите форму слова «садик»; тем, которые слабо ориентируются в грамматических понятиях, труднее справиться с этим заданием.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Форма обучения – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К компонентам же учебного процесса относятся цель, учитель и ученики, содержание, методы, дидактические средства обучения.
Исходя из вышеизложенного, мы должны тесно взаимодействовать: ученик и учитель. Например, при толковании понятия «форма одного слова» мы обращаем внимание ученика на то, что в слове «садик» нет окончания – оно нулевое, если изменим слово и поставим его в Родительном падеже, то получим «садика», то же самое слово – только разница есть в окончании; и далее – садику, садик, садиком, о садике; если сравним слова «сад» и «садик», то мы увидим, что у них общий корень – это означает, что они – однокоренные слова, - и они не будут формами одного слова. Обращаем внимание учащихся на то, что при образовании форм одного слова изменяем грамматические признаки, а лексические признаки (смысл и значение) сохраняются.
Формы одного слова у глагола образуются при изменении форм времени, окончаний (у глаголов Прошедшего времени); у прилагательных и причастий – окончаний и т.д.
Вот несколько маленьких этюдов, в которых мы постарались показать методическую и практическую направленность в работе с учащимися при обучении их русскому языку.
В работе с учащимися, мы выделяем три этапа: побуждение, осмысление, рефлексия.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.
Не обходим вниманием современные стратегии: «ассоциации», «кластер», «оставьте последнее слово мне», «интервью от мира героя», «тонкие и толстые вопросы», эссе, групповая работа, «авторский стул», «мастерская писателя», «синквейн», «мозговой штурм» [4].
Все указанные формы, методы и современные стратегии помогают нам в работе с учащимися, которые, преодолевая «сложные и трудные вершины» предмета, добиваются хороших результатов.
Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Требования к современному уроку. – М.,1968.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с. 3.
Дудников, А. В. Пути перестройки преподавания родного русского языка в средней школе / А. В. Дудников // Русский язык в школе. – 1988. - №4.
Материалы современных журналов «Новая школа» за 2013 -14гг.