kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексивный отчет: «Как групповая форма работы влияет на активизацию речевой и познавательной деятельности учащихся на уроках».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Раздел 1: Обоснование фокуса.

Позади первый этап курса  второго уровня Программы повышения квалификации учителей.  Впереди школьная практика. Я, в качестве коуча должна содействовать улучшению практической деятельности учителей,  помочь им в выборе направления работы.

 Как определить, какая информация актуальна  для моих коллег?  Вопрос был решен через анкетирование учителей. Многие учителя пожелали узнать о групповой форме работы.

В нашей школе дети обучаются на русском и казахском языках. На коучинге присутствовали преимущественно учителя классов с русским языком обучения, первой и второй категорий. Присутствовал и  начинающий учитель.

По моей просьбе, некоторые учителя предварительно  провели урок в форме групповой работы, чтобы провести  анализ своего урока уже после проведения коучинга: правильно ли он организовал групповую работу, получил ли он положительную динамику в  деятельности учащихся? Об этом мы должны поговорить после проведения коучинга.

Решение сфокусироваться на данном аспекте обучения и преподавания было принято еще и тем мотивом, что групповая  форма работы  используется  периодично многими учителями только в особенных случаях, например, когда нужно провести открытый урок. Разовое применение этой формы работы не дает возможность ученикам раскрыть свой потенциал. И не всегда учителя правильно подбирают задания для групп. Результат:  у учеников не развит навык совместной работы.  Для меня и моих коллег этот аспект наиболее важен, так как в этих классах имеют место трудности, связанные с языковым барьером учащихся. Некоторые из учеников комплексуются при устных ответах, стараются отмалчиваться от урока к уроку. Вывод: правильно организованная  групповая  работа поможет многим ученикам безболезненно преодолеть трудности  в обучении.

Раздел2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания.

Исходя из вышеуказанных потребностей в проведении данного коучинга определилась цель: оказать помощь учителям в организации групповой формы работы, эффективной в преподавании и обучении, в целях предоставления всем учащимся возможности для реализации своего потенциала.

Коучинг был построен так, чтобы учителя максимально получили  теоретическую информацию и практические навыки по организации совместной работы на уроках.  Я начала свое занятие с приветствия и как психологический настрой использовала прием «Салют».

 

Учителя с удовольствием выполнили это упражнение. Затем, разделившись по группам с помощью цветных стикеров, посмотрели видеоролик « Зачем нужна команда?». Это был выход  к теме (презентация темы и цели).

 

Ряд вопросов должны были натолкнуть участников коучинга на размышления по охватываемому аспекту:      

- Нужна ли групповая форма работы?

- Оправдывает ли себя на сегодняшний день традиционная форма проведения урока?

- Что нам даст групповая форма работы?

Прошу участников записать эти вопросы, чтобы к концу коучинга определить, нашли ли мы на них ответ в ходе работы.

Сотрудничество основывается на правилах команды, которые было предложено вывести каждому индивидуально. Затем, обсудив, группы выдают  перечень правил. Затем, обсуждая коллективно, выводят общие правила. Таким образом, сами того не подозревая, участники провели индивидуальную работу, групповую работу и коллективную. Чтобы натолкнуть их на анализирование проделанной работы, я задаю вопросы: как вам было легче работать, индивидуально или в группе? Почему? Какая форма работы продуктивнее? Почему? Все участники отметили, что работать в группе намного легче, так как тебя исправляют, дополняют и страх, что ты ошибешься, постепенно пропадает. Я получила ответы на свои вопросы.

В следующем задании участники отражают правила группы в виде постеров. Так как участников было немного,   каждая группа выводила  два правила. Наблюдая  ход  работы,  я отметила, что учителя гуманитарных предметов мыслят более творчески, тогда как математики и историки затруднялись в выборе символических изображений. Я сделала вывод, что в силу своих особенных способностей не все ученики могут 

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет: «Как групповая форма работы влияет на активизацию речевой и познавательной деятельности учащихся на уроках». »

Керимбекова Райхан Есалиевна Портфолио учителя Отчет В 1.1

ФАО НЦПК «Өрлеу » РИПК СО второго уровня

г.Алматы 37 группа 21.11.2014 г.


Рефлексивный отчет по реализации процесса коучинга на тему : «Как групповая форма работы влияет на активизацию речевой и познавательной деятельности учащихся на уроках».

Раздел 1: Обоснование фокуса.

Позади первый этап курса второго уровня Программы повышения квалификации учителей. Впереди школьная практика. Я, в качестве коуча должна содействовать улучшению практической деятельности учителей, помочь им в выборе направления работы.

Как определить, какая информация актуальна для моих коллег? Вопрос был решен через анкетирование учителей. Многие учителя пожелали узнать о групповой форме работы.

В нашей школе дети обучаются на русском и казахском языках. На коучинге присутствовали преимущественно учителя классов с русским языком обучения, первой и второй категорий. Присутствовал и начинающий учитель.

По моей просьбе, некоторые учителя предварительно провели урок в форме групповой работы, чтобы провести анализ своего урока уже после проведения коучинга: правильно ли он организовал групповую работу, получил ли он положительную динамику в деятельности учащихся? Об этом мы должны поговорить после проведения коучинга.

Решение сфокусироваться на данном аспекте обучения и преподавания было принято еще и тем мотивом, что групповая форма работы используется периодично многими учителями только в особенных случаях, например, когда нужно провести открытый урок. Разовое применение этой формы работы не дает возможность ученикам раскрыть свой потенциал. И не всегда учителя правильно подбирают задания для групп. Результат: у учеников не развит навык совместной работы. Для меня и моих коллег этот аспект наиболее важен, так как в этих классах имеют место трудности, связанные с языковым барьером учащихся. Некоторые из учеников комплексуются при устных ответах, стараются отмалчиваться от урока к уроку. Вывод: правильно организованная групповая работа поможет многим ученикам безболезненно преодолеть трудности в обучении.

Раздел2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания.

Исходя из вышеуказанных потребностей в проведении данного коучинга определилась цель: оказать помощь учителям в организации групповой формы работы, эффективной в преподавании и обучении, в целях предоставления всем учащимся возможности для реализации своего потенциала.

Коучинг был построен так, чтобы учителя максимально получили теоретическую информацию и практические навыки по организации совместной работы на уроках. Я начала свое занятие с приветствия и как психологический настрой использовала прием «Салют».

Учителя с удовольствием выполнили это упражнение. Затем, разделившись по группам с помощью цветных стикеров, посмотрели видеоролик « Зачем нужна команда?». Это был выход к теме (презентация темы и цели).

Ряд вопросов должны были натолкнуть участников коучинга на размышления по охватываемому аспекту:

- Нужна ли групповая форма работы?

- Оправдывает ли себя на сегодняшний день традиционная форма проведения урока?

- Что нам даст групповая форма работы?

Прошу участников записать эти вопросы, чтобы к концу коучинга определить, нашли ли мы на них ответ в ходе работы.

Сотрудничество основывается на правилах команды, которые было предложено вывести каждому индивидуально. Затем, обсудив, группы выдают перечень правил. Затем, обсуждая коллективно, выводят общие правила. Таким образом, сами того не подозревая, участники провели индивидуальную работу, групповую работу и коллективную. Чтобы натолкнуть их на анализирование проделанной работы, я задаю вопросы: как вам было легче работать, индивидуально или в группе? Почему? Какая форма работы продуктивнее? Почему? Все участники отметили, что работать в группе намного легче, так как тебя исправляют, дополняют и страх, что ты ошибешься, постепенно пропадает. Я получила ответы на свои вопросы.

В следующем задании участники отражают правила группы в виде постеров. Так как участников было немного, каждая группа выводила два правила. Наблюдая ход работы, я отметила, что учителя гуманитарных предметов мыслят более творчески, тогда как математики и историки затруднялись в выборе символических изображений. Я сделала вывод, что в силу своих особенных способностей не все ученики могут полноценно справиться с творческим заданием. Но лучше, чем «гуманитарии», справятся с заданием, требующим четких учебных (научных) знаний. Защищая свои постеры, спикеры групп ответили на мой ключевой вопрос, легче ли работать в группе, нежели выполнять задание индивидуально? Вывод в пользу групповой работы .

Некоторые учителя утверждали, что не всегда групповая форма работы оправдывает себя. Поэтому, предлагаю каждой группе (исследовательская беседа) определить «плюсы» и «минусы» групповой работы. После выступления групп мы подытожили мнения всех коллег: «плюсов» намного больше, чем «минусов». Как быть с «минусами»? И коллеги здорово вышли из ситуации. Например, на уроке математики сильный ученик желает решать задачи самостоятельно (неинтересно обсуждать задание со слабым учеником). Необходимо пойти ему навстречу и дать индивидуальное задание. Одновременно дать аналогичное задание группе. Увидев, что ребята активно обсуждают задание и приходят к правильному решению, он втянется в работу группы. Пусть это будет происходить не всякий раз, но хотя бы периодично ученик будет участвовать в обсуждении, помогая слабым. Таким же образом учитель может привлечь к совместной работе и слабоуспевающего ученика. Вот так в споре родилась истина.

Далее парная работа «Интервью у друга». Мне хотелось показать, что групповую работу можно разнообразить парной работой внутри группы. Данное задание выполняется в три этапа:

А) Участники в группах разбиваются на пары и задают друг другу вопросы о применяемых методах и приемах ( цель данного этапа заключается в нахождении общего решения для двух участников).

Б) Пары меняются и, вооружившись полученной информацией, с новым собеседником ищут наиболее эффективные методы работы.

В) Все участники снова объединяются и принимают групповое решение.

( «Уроки сотрудничества» пособие для учителя В.Тихомирова, с.9)

При выполнении задания сложность вызвало то, что участники не сразу поняли суть парной работы. Когда все вернулись в исходную группу, обменялись полученной информацией, то поняли: их методические познания расширились. Спикеры групп отметили, что подобную работу можно использовать при обобщении пройденного материала. Я задала вопрос, имеет ли место парная работа в группе? Все дали положительный ответ.

Самый положительный момент коучинга: цель достигнута. Это отразилось в анкетах учителей. (Приложение 2)

Что касается негативных сторон, то говоря о групповой форме работы, я не могла создать полноценные группы в силу присутствия только восьми участников. Это сказалось и на их активности. Задание для работы в паре прошло несколько вяло. Видимо, учителя не почувствовали командный дух.

Но несмотря на это, присутствующие заверили, что будут использовать эту форму сотрудничества на своих уроках.

Раздел 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня.

Практическая работа была подкреплена теоретическим материалом (Презентация «Новые подходы в обучении»). В ходе обсуждения презентации коллеги пожелали увидеть коучинги, охватывающие и другие аспекты данного модуля. Их интерес и желание продолжить изучение семи модулей меня порадовал. Наконец мы подошли к изначально записанным вопросам. Самое главное: участники отработали навыки организации групповой работы; поняли, что в группе имеют место индивидуальная и парная работы; четко определили, что нам даст совместная работа в группе.

На заключительном этапе (рефлексия) учителя заполнили анкеты, в которых отметили, что нового они узнали о групповой работе, будут ли практиковать данный вид работы на своих уроках. И в завершении по методу «Две звезды и одно пожелание» участники на стикерах в виде фруктов отметили лучшие моменты занятия и одно пожелание. Все фрукты выросли на «чудо-дереве», который символизирует процесс обучения.




Литература: 1. Руководство для учителя ( второй уровень) – Астана, 2014 г.

2. Касымова А.А., Корнилова Т.Б. и др. Настольная книга учителя-коуча. Алматы, 2014 г.

3. В.Тихомирова, «Уроки сотрудничества», 2014 г.



Приложение 1.

План коучинг сессии на тему: «Как групповая форма работы влияет на активизацию деятельности учащихся на уроках?».

Наименование занятия

Как групповая форма работы влияет на активизацию деятельности учащихся на уроках?

1

Цель

Оказать содействие другим учителям в организации групповой формы работы на уроках, эффективной в преподавании и обучении, в целях предоставления всем учащимся возможности для реализации своего потенциала.


Ожидаемые результаты

Учителя грамотно применяют групповую форму работы на уроках; достигают определенную динамику в развитии учащихся, способствуют становлению и личностному развитию ученика.


Ключевые идеи

Сотрудничество и совместная работа в группах.


Материалы и оборудование

ИД, листы А-3, маркеры, карандаши, стикеры

Ход занятия

Этапы занятия

Время

Действия коуча и действия участников коучинга

Приветствие

1 мин.

-Уважаемые коллеги, добрый день! Думаю, ваше присутствие здесь будет не напрасным и сегодняшнее занятие поможет вам в вашей практике.

Психологический настрой «Салют»

2 мин.

-Дорогие коллеги, давайте поприветствуем друг друга .

Деление на группы

2 мин.

Участники получают разноцветные стикеры и по их цвету рассаживаются по группам.

Демонстрация видеоролика «Зачем нужна команда?»

5 мин.

- Как вы считаете, какой будет тема нашего коучинга?

(выход на тему коучинга)

Презентация темы и цели занятия

3 мин.

- Нужна ли групповая форма работы? Оправдывает ли себя традиционная форма проведения урока ? -Что нам даст групповая форма работы? Достигаются ли комфортные условия для ученика при работе в группе?

- Я, думаю, и у вас возникают подобные вопросы. Запишите их, пожалуйста.

- Постараемся в ходе нашего занятия разобраться и найти ответы на все эти вопросы.

Работа в группах, индивидуальная работа

10 мин












- Как вы считаете, каких правил мы должны придерживаться, работая в группе?

Предлагается вывести правила группы сначало каждому участнику отдельно. Затем, объединив и обсудив полученный материал, группы выдают свой перечень правил.

И теперь уже, обсуждая между группами, выводятся общие правила для группы.


Групповая работа (защита постеров)

7-10 мин


5 мин.

1) Каждой группе предлагается в виде постера отобразить одно из правил.

2) Защита постеров.

Исследовательская работа в группе


7-10 мин

- Скажите, а как вам было легче работать, индивидуально или в группе? Почему?

Задание для группы: выделите «плюсы» и «минусы» групповой работы ( обсуждение в группе и озвучивание).


- При выполнении этого задания вы также обсуждали и принимали решения в группе. А комфортнее ли вам было бы работать индивидуально?

Физминутка

3 мин.

Позитивный настрой на дальнейшую совместную работу.

Парная работа «Интервью у друга»

10-12 мин.

А) Участники в группах разбиваются на пары и задают друг другу вопросы, какие методы и приемы он применяет на уроках ( цель данного этапа заключается в нахождении общего решения для двух участников).

Б) Пары меняются и уже, вооружившись полученной информацией, с новым собеседником ищут наиболее эффективные методы работы.

В) Все участники снова объединяются и принимают групповое решение.

(Выступление групп)


- Скажите, имеет ли место парная работа внутри группы?

Теоретический материал

10 мин.

Презентация «Новые подходы в обучении».

Обсуждение.

Работа в группах

5 мин.

- На начальном этапе нашего занятия вы записали несколько волнующих нас вопросов. Обсудите их в группах. Сможете ли теперь вы ответить на них?

( группы обсуждают, дают ответы на вопросы)

Рефлексия

5 мин.


3 мин.

  1. Обратная связь в виде анкетирования.

  2. Метод 2 звезды, одно предложение относительно проведенного коучинга.







Приложение 2

.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Керимбекова Райхан Есалиевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165354

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства