Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Занимательный русский язык"»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Внеклассное мероприятие
"Язык мой — друг мой".
Класс: 10
Учитель: Магомедова М. Дж.
Цели:
совершенствовать знания учащихся по русскому языку;
развивать лингвистические способности детей;
воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
карточки с заданиями,
таблички с названиями команд,
портреты И.С.Тургенева и К.Г.Паустовского.
Эпиграфы:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И.С.Тургенев)
Игра начинается со вступительного слова ведущего:
- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”
- Но что значит беречь язык?
Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме игры “Язык мой – друг мой”. В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: “Лингвисты” и “Языковеды”.
- Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды?
Если затрудняетесь, то ответить на этот вопрос вам поможет наш друг и помощник – Толковый словарь. Возьмите Толковый словарь и найдите лексическое значение. Команда «Лингвисты» ищет значение слова лингвист, а команда «Языковеды» - значение слова языковед.
Правильно! Лингвист, языковед – это специалист в области языка.
Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, но разные по написанию.
- А как называются в русском языке такие слова? (слова “лингвист” и “языковед” – синонимы).
Прежде чем начать наше мероприятие, я хочу познакомить вас с жюри.
-
-
-
Игра будет проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно будет объявляться перед началом каждого этапа.
1. Этап
начинается с конкурса красноречия.
- Что такое красноречие? (расскажет
Об удивительной силе воздействия слова на умы и поступки других людей знали еще с античных времен. По мнению софиста Горгия,«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить...»Древние греки относили способность красиво излагать мысли к одному из видов искусств, проникающих в суть мироздания. В наше время дар красноречия не менее востребован и почитаем. С точки зрения традиций русской стилистики смысл слова «красноречие» вполне понятен – умение говорить, строить речь красиво. Обратившись к научным словарям, мы не увидим там противоречия: под термином «красноречие» понимается природная способность правильно и убедительно излагать мысли в письменной и устной форме. Красноречие – это область ораторского искусства, которая помогает овладеть секретами эффективной монологической речи. Таким образом, если не обращать внимания на нюансы, понятия «ораторское искусство» и «красноречие» в общеупотребительной лексике являются тождественными.
Итак, конкурс красноречия «Зачем нужно изучать русский язык», который подготовили учащиеся. Цель их выступления убедить, что нужно учить русский язык. Этот конкурс будет оцениваться в привычной для вас системе от 1 до 5 баллов.
Первой выступает команда «Лингвисты». А сейчас - «Языковеды».
Жюри оценивает выступление команд.
А в это время учащиеся, дополнят ответы выступающих на вопрос, зачем изучать русский язык?
Жюри подвело итоги за 1 этап. Послушаем результаты.
2. Этап
Лингвистическая разминка (работа с карточками)
Обеим командам необходимо выполнить 10 заданий. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Время на выполнение данного задания 5 минут. Разрешается пользоваться словарями.
Вопросы и задания для 1 команды.
1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).
2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухгалтеры).
3. Как правильно: кулинАрия или кулинарИя? ( Оба варианта являются правильными).
4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).
5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).
6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).
7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).
8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).
10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).
Вопросы и задания для 2 команды.
1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)
2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).
3. Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными).
4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков).
5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).
6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).
8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).
9. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).
10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).
Сдаем карточки жюри для проверки.
Аучащиеся в это время расскажут некоторые интересные факты о русском языке.
Мне фиолетово.
Разговорное выражение «мне фиолетово», означает, что обсуждаемая в данном разговоре тема этому участнику разговора безразлична и не вызывает интереса. Но почему именно фиолетово?
Как гласят легенды, выражение происходит из юмора студентов-химиков и объясняется это так. Для различных химических опытов в качестве индикатора кислотности используется лакмус. Отсюда, кстати, ещё одно крылатое выражение — лакумусовая бумажка, в значении чего-то, с помощью которого можно безошибочно проверить кого-что-либо.
На такую лакмусовую бумажку капают раствор, и в кислотной среде она окрашивается в красный цвет, в щелочной — в синий. Сам лакмус фиолетовый, поэтому в нейтральной среде остаётся фиолетовым. Отсюда и пошло распространённое разговорное выражение «мне фиолетово», т.е. «всё равно», «не интересно».
Что скрывают слова-паразиты?
Существует множество интересных фактов про мимику людей, язык жестов. Чтобы правильно пользоваться этими знаниями, нужно посвятить годы, изучая все досконально. Намного проще сделать выводы о человеке, слушая, что он говорит. Многие из нас грешат словами-паразитами, которые, как оказалось, тоже имеют свое значение. Они не только загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем часто умалчивают.
Что же скрывается за безобидными паразитами?
“Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.
“Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.
“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.
“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.
“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.
«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.
«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.
“Как бы” – словечко подростков и творческих людей, которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.
Слушайте внимательно, наблюдайте и возможно тогда, Вашему взгляду откроется то, что упустили другие.
Жюри объявит нам результаты за 2 этап и итоги за два пройденных этапа.
3 Этап Орфоэпия
- Зачем нужно изучать орфоэпию? (Расскажет
Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Ведь орфоэпия переводится с греческого как «правильная речь»
Хорошо французам - ударяй себе все слова на последнем слоге! Хорошо полякам - выделил ударением предпоследний слог, и всегда прав! А для нас эти ударения - лишняя забота: сказал не так, и в необразованности заподозрят. Известный древнегреческий философ Сократ говорил: « Заговори, чтоб я тебя увидел...» Как точно и прозорливо это высказывание Сократа. Действительно, речь - показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека.
К сожалению, сегодня у большинства людей отсутствует понятие об орфоэпии. Многие привыкли говорить на диалекте, который распространен в регионе их проживания, коверкая слова, ставя ударение совсем не там, где нужно. По разговору можно легко определить положение человека в обществе. Тот, кто знаком с тем, что изучает орфоэпия, никогда не произнесёт [докУмент], вместо правильного [докумЕнт]. Избавиться от говора — первая цель для того, кто хочет стать уважаемым деловым человеком.
Расставьте ударение в словах.
Команды получают карточки со словами. В течение трех минут нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Можно пользоваться словарями.
Попросим жюри огласить итоги за 3 этап и за все три этапа.
4. Этап. Исправь ошибки.
Найдите допущенные речевые и грамматические ошибки в предложениях и исправьте их.
(Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или грамматические ошибки. На подготовку даётся 5 минут. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.)
Карточка для 1 команды.
1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово “памятные” является лишним.)
2. Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции. (Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.Студенты усваивают знания, внимательно слушая лекции.)
3. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова “одену” нужно употребить слово “надену”.)
4. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово “плохую” является лишним.)
5. Картину «Боярыню Морозову» И. Суриков создавал в течение ряда лет. (Картину «Боярыня Морозова»….)
Пока жюри подводит итоги за прошедший конкурс, мы немножко отвлечемся и порешаем ребусы. Посмотрите на слайд.
Слово Корень
Глагол запятая
Словарь буква
Послушаем результаты за 4 этап и итоги за четыре этапа.
5. Этап Фразеологизмы
История происхождения фразеологизмов. (Расскажет Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.
Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути их дальнейшего изучения. С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие.
В узком смысле к фразеологии относят только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов). В широком смысле в состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова».
Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением, а я расскажу о происхождении фразеологизма.
У чёрта на куличках.
(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)
Ахиллесова пята.
(Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.)
Не мытьём, так катаньем
( Достижение цели любым способом. В старину деревенские женщины после стирки "катали" бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.)
Зарубить на носу
( Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.)
Водить за нос
(Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.)
А сейчас задание, которое будет оценивать жюри.
Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? За каждый правильно найденный фразеологизм – 1 балл
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)
Пока жюри проверяет ваши работы и подсчитывает баллы, мы переходим к последнему этапу.
Этап 6. Синквейн
СИНКВЕЙН
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Вы должны будете составить синквейн. Тема – русский язык
Русский язык богатый, меткий говорят, пишут, изучают один из крупнейших языков мира богатство
Русский язык великий, могучий разговаривают, пишут, познают русский язык необычайно богат клад
А сейчас узнаем результаты 5 этапа, который назывался «Фразеологизм».
Переходим к заключительному этапу и послушаем, что составили команды.
Жюри нужно время, чтобы подвести итоги 6 этапа и всей игры в целом.
И учащиеся тоже подведут итоги:
Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был,
Русский язык изучай!
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово - свободы зарница, Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово - Выучи русский язык!
Ну и подошло время узнать, какая из команд победила в этих состязаниях.
Итак, жюри объявляет итоги всей игры.
Я надеюсь, что хоть что-что нового и интересного вы узнали для себя.
Каждый нарисуйте на листе бумаги смайлик, который соответствует вашей работе на мероприятии.