kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мероприятие "Занимательный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

мероприятие

"Занимательный русский язык"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Занимательный русский язык"»

МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»








Внеклассное мероприятие

"Язык мой — друг мой".


Класс: 10


Учитель: Магомедова М. Дж.






















Цели:

  • совершенствовать знания учащихся по русскому языку;

  • развивать лингвистические способности детей;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,

  • таблички с названиями команд,

  • портреты И.С.Тургенева и К.Г.Паустовского.

Эпиграфы:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский)


Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И.С.Тургенев)



Игра начинается со вступительного слова ведущего:

- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”

- Но что значит беречь язык?

Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме игры “Язык мой – друг мой”. В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: “Лингвисты” и “Языковеды”.

- Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды?

Если затрудняетесь, то ответить на этот вопрос вам поможет наш друг и помощник – Толковый словарь. Возьмите Толковый словарь и найдите лексическое значение. Команда «Лингвисты» ищет значение слова лингвист, а команда «Языковеды» - значение слова языковед.

Правильно! Лингвист, языковед – это специалист в области языка.

Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, но разные по написанию.

- А как называются в русском языке такие слова? (слова “лингвист” и “языковед” – синонимы).

Прежде чем начать наше мероприятие, я хочу познакомить вас с жюри.

-

-

-

Игра будет проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно будет объявляться перед началом каждого этапа.

1. Этап

начинается с конкурса красноречия.

- Что такое красноречие? (расскажет

Об удивительной силе воздействия слова на умы и поступки других людей знали еще с античных времен. По мнению софиста Горгия,«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить...»Древние греки относили способность красиво излагать мысли к одному из видов искусств, проникающих в суть мироздания. В наше время дар красноречия не менее востребован и почитаем.
С точки зрения традиций русской стилистики смысл слова «красноречие» вполне понятен – умение говорить, строить речь красиво. Обратившись к научным словарям, мы не увидим там противоречия: под термином «красноречие» понимается природная способность правильно и убедительно излагать мысли в письменной и устной форме. Красноречие – это область ораторского искусства, которая помогает овладеть секретами эффективной монологической речи. Таким образом, если не обращать внимания на нюансы, понятия «ораторское искусство» и «красноречие» в общеупотребительной лексике являются тождественными.

Итак, конкурс красноречия «Зачем нужно изучать русский язык», который подготовили учащиеся. Цель их выступления убедить, что нужно учить русский язык. Этот конкурс будет оцениваться в привычной для вас системе от 1 до 5 баллов.

Первой выступает команда «Лингвисты». А сейчас - «Языковеды».

Жюри оценивает выступление команд.

А в это время учащиеся, дополнят ответы выступающих на вопрос, зачем изучать русский язык?

Жюри подвело итоги за 1 этап. Послушаем результаты.



2. Этап

Лингвистическая разминка (работа с карточками)

Обеим командам необходимо выполнить 10 заданий. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Время на выполнение данного задания 5 минут. Разрешается пользоваться словарями.

Вопросы и задания для 1 команды.

1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).

2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухгалтеры).

3. Как правильно: кулинАрия или кулинарИя? ( Оба варианта являются правильными).

4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).

5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).

6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева(Листья).

7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).

8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).

9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).

10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).



Вопросы и задания для 2 команды.

1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)

2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).

3. Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными).

4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков).

5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).

6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).

7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).

8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).

9. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).

10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).



Сдаем карточки жюри для проверки.

Аучащиеся в это время расскажут некоторые интересные факты о русском языке.



Мне фиолетово.

Разговорное выражение «мне фиолетово», означает, что обсуждаемая в данном разговоре тема этому участнику разговора безразлична и не вызывает интереса. Но почему именно фиолетово?

Как гласят легенды, выражение происходит из юмора студентов-химиков и объясняется это так. Для различных химических опытов в качестве индикатора кислотности используется лакмус. Отсюда, кстати, ещё одно крылатое выражение — лакумусовая бумажка, в значении чего-то, с помощью которого можно безошибочно проверить кого-что-либо.

На такую лакмусовую бумажку капают раствор, и в кислотной среде она окрашивается в красный цвет, в щелочной — в синий. Сам лакмус фиолетовый, поэтому в нейтральной среде остаётся фиолетовым. Отсюда и пошло распространённое разговорное выражение «мне фиолетово», т.е. «всё равно», «не интересно».

Что скрывают слова-паразиты?

Существует множество интересных фактов про мимику людей, язык жестов. Чтобы правильно пользоваться этими знаниями, нужно посвятить годы, изучая все досконально. Намного проще сделать выводы о человеке, слушая, что он говорит. Многие из нас грешат словами-паразитами, которые, как оказалось, тоже имеют свое значение. Они не только загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем часто умалчивают.

Что же скрывается за безобидными паразитами?

Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.

Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.

Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

Как бы” – словечко подростков и творческих людей, которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.

Слушайте внимательно, наблюдайте и возможно тогда, Вашему взгляду откроется то, что упустили другие.

Жюри объявит нам результаты за 2 этап и итоги за два пройденных этапа.



3 Этап Орфоэпия

- Зачем нужно изучать орфоэпию? (Расскажет

Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Ведь орфоэпия переводится с греческого как «правильная речь»

Хорошо французам - ударяй себе все слова на последнем слоге! Хорошо полякам - выделил ударением предпоследний слог, и всегда прав! А для нас эти ударения - лишняя забота: сказал не так, и в необразованности заподозрят. Известный древнегреческий философ Сократ говорил: « Заговори, чтоб я тебя увидел...» Как точно и прозорливо это высказывание Сократа. Действительно, речь - показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека.

К сожалению, сегодня у большинства людей отсутствует понятие об орфоэпии. Многие привыкли говорить на диалекте, который распространен в регионе их проживания, коверкая слова, ставя ударение совсем не там, где нужно. По разговору можно легко определить положение человека в обществе. Тот, кто знаком с тем, что изучает орфоэпия, никогда не произнесёт [докУмент], вместо правильного [докумЕнт]. Избавиться от говора — первая цель для того, кто хочет стать уважаемым деловым человеком.

Расставьте ударение в словах.

Команды получают карточки со словами. В течение трех минут нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Можно пользоваться словарями.

БаловАть, занятА, экспЕрт, облегчИть, ходАтайство, цепОчка, упростИть, дОсуха, вероисповЕдание, лгалА.



Пока жюри проверяет выполненные вами задания, мы с участниками решим подобные задания, которые встречаются в ЕГЭ (на слайде тесты)

Тест по теме «Орфоэпия»


1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО?
1) докумЕнт; 
2) мозаИчный; 
3) надОлго; 
4) послалА;

5) досУг.

2.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО?
1) шофЁр; 
2) нАчав; 
3) нарвалА; 
4) аэропОрты;

5) экспЕрт.


3.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО?
1) диспАнсер; 
2) навралА; 
3) красИвее; 
4) слИвовый;

5) зАняли


Попросим жюри огласить итоги за 3 этап и за все три этапа.



 4. Этап. Исправь ошибки.

Найдите допущенные речевые и грамматические ошибки в предложениях и исправьте их.

(Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или грамматические ошибки. На подготовку даётся 5 минут. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.)

Карточка для 1 команды.

1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово “памятные” является лишним.)

2. Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции. (Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.Студенты усваивают знания, внимательно слушая лекции.)

3. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова “одену” нужно употребить слово “надену”.)

4. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово “плохую” является лишним.)

5. Картину «Боярыню Морозову» И. Суриков создавал в течение ряда лет. (Картину «Боярыня Морозова»….)



Пока жюри подводит итоги за прошедший конкурс, мы немножко отвлечемся и порешаем ребусы. Посмотрите на слайд.



Слово Корень



Глагол запятая





Словарь буква

Послушаем результаты за 4 этап и итоги за четыре этапа.



5. Этап Фразеологизмы

История происхождения фразеологизмов. (Расскажет
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.

Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути их дальнейшего изучения. С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие.

В узком смысле к фразеологии относят только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов). В широком смысле в состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова».



Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением, а я расскажу о происхождении фразеологизма.

У чёрта на куличках.

(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)



Ахиллесова пята.

(Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.)



Не мытьём, так катаньем

( Достижение цели любым способом. В старину деревенские женщины после стирки "катали" бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.)

Зарубить на носу

( Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.)


Водить за нос

(Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.)


А сейчас задание, которое будет оценивать жюри.

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? За каждый правильно найденный фразеологизм – 1 балл



Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)


Пока жюри проверяет ваши работы и подсчитывает баллы, мы переходим к последнему этапу.



Этап 6. Синквейн

СИНКВЕЙН

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).


Вы должны будете составить синквейн. Тема – русский язык


Русский язык
богатый, меткий
говорят, пишут, изучают
один из крупнейших языков мира
богатство

Русский язык
великий,  могучий
разговаривают, пишут, познают
русский язык необычайно богат
клад

А сейчас узнаем результаты 5 этапа, который назывался «Фразеологизм».

Переходим к заключительному этапу и послушаем, что составили команды.

Жюри нужно время, чтобы подвести итоги 6 этапа и всей игры в целом.

И учащиеся тоже подведут итоги:

Кто бы ты ни был,

Где бы ты ни был,

Русский язык изучай!


Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!


Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!


Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!


Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Ну и подошло время узнать, какая из команд победила в этих состязаниях.

Итак, жюри объявляет итоги всей игры.


Я надеюсь, что хоть что-что нового и интересного вы узнали для себя.

Каждый нарисуйте на листе бумаги смайлик, который соответствует вашей работе на мероприятии.





11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Мероприятие "Занимательный русский язык"

Автор: Магомедова Муи Джамалудиновна

Дата: 05.11.2019

Номер свидетельства: 525791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Внеклассное мероприятие «Занимательный русский язык». "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "213084"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431970877"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Внеклассное мероприятие "Занимательный русский язык""
    ["seo_title"] => string(51) "vneklassnoe_meropriiatie_zanimatelnyi_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "528842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574786870"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Интеллектуальная игра. Люби, цени и знай русский язык. . Внеклассное мероприятие по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(94) "intielliektualnaiaighraliubitsieniiznairusskiiiazykvnieklassnoiemieropriiatiieporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "291574"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455131721"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Путешествие по стране Грамматике" "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-grammatikie"
    ["file_id"] => string(6) "176520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424433012"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "В музее лингвистики (внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе) "
    ["seo_title"] => string(82) "v-muzieie-linghvistiki-vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "194330"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427750291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства