В музее лингвистики
(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе)
Учитель Сегодня у нас интересное событие. Мы совершим экскурсию по музею лингвистики. Лингвистика – это наука о языке, поэтому в музее вы увидите множество интересных экспонатов, услышите занимательные рассказы о языке. «О языке – занимательно!» – это наш девиз. Экспонаты музея в живой форме познакомят вас со многими вопросами языка – его жизни, развития. Но сначала мы услышим ответ на вопрос: почему же сегодняшняя экскурсия посвящена русскому языку?
(выходят 4 ученика)
1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чуткий слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни.
2. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная.
3. Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку.
4. Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.
(ученики уходят)
Учитель Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему ли нас увлекает изучение русского языка в нашей школе? Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь. А поможет нам в сегодняшней экскурсии настоящий знаток русского языка, хранитель уникального музея.
(представление хранителя музея)
Учитель Мы оказываемся в первом зале, который называется «Фонетика».
(выходят ведущий, Иван Иванович, фотограф)
Ведущий Одному человеку, Ивану Ивановичу, захотелось сфотографироваться.
Иван Иванович Здравствуйте! Я хотел бы у вас сфотографироваться.
Фотограф Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее.
Иван Иванович Только, товарищ фотограф, у меня рот очень большой. Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?
Фотограф Отчего же! Всё можно. Когда буду фотографировать, вы тихонько говорите: изюм, изю-ум.
Ведущий Сел Иван Иванович и забыл, что нужно говорить. И вдруг вспомнил! Стал твердить.
Иван Иванович Кишмиш, кишмиш.
(все уходят)
Учитель Как вы думаете, понравился ли снимок Ивану Ивановичу и почему?
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило, входят ведущий, доктор и Иван Иванович)
Ведущий Однажды Иван Иванович оказался на приёме у врача ларинголога.
Иван Иванович Здравствуйте, доктор. У меня уже несколько дней горло болит.
Доктор Не волнуйтесь. Сейчас проверим, что случилось. Откройте рот, скажите «а-а-а»
(все уходят)
Учитель Скажите, пожалуйста, почему врачи, осматривая горло больного, просят произнести именно звук [а]?
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель А прежде чем перейти в следующий зал, мы должны выполнить фонетическое задание. Прослушайте вредный совет Г.Остера и найдите фонетическую ошибку.
Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Всё, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву «А»!
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся
С продавцами во главе.
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме:
«Заберите всё бесплатно,
Только пусть он замолчит».
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель А мы уже во втором зале. Здесь представлена орфография. В этом зале мы услышим интересную историю о влюблённом глаголе и гордой частице НЕ. История эта называется «Сила любви»
(выходит ведущий, глагол и частица)
Ведущий Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.
Глагол Я тебя люблю!
Частица А я тебя не люблю!
Ведущий Вот однажды НЕ говорит Глаголу.
Частица Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь.
Ведущий Вздохнул Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда он вернулся к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком.
Частица Негодую! Ненавижу!
Ведущий И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.
(все уходят)
Учитель О каком орфографическом правиле шла речь в этой сказке? Расскажите его, и мы перейдём в другой зал
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель Этот зал называется «Морфология». Здесь мы встретимся со странными безымянными экспонатами, имена которых вы должны будете назвать.
(выходят 3 девочки)
1. Начну я, самое главное из трёх, самое понятное и распространённое. Но вот с чем мне не повезло, так это с именем. Я даже заглядывало в словарь. Моё имя означает ВЫСКАЗАТЬ, ВЫРАЗИТЬ. То есть я высказанное, выраженное. Я было, есть и буду, причём непременною Я реально существую, в отличие от моих родственников, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем или будущем. А теперь слово моим родственникам.
2. Да, мы родственники. Но, в отличие от предыдущего оратора, у меня несколько имён. Они означают, что я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как собачка или верный паж, всегда частица БЫ. Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени, как морфологического признака, у меня нет. Ведь у того, что не существует, и времени быть не может.
3. Ну, и мне слово, наконец, дайте. Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, отдай, заберите, посмотрите… Пусть я не существую в реальности у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. И не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются. Тогда я сначала прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.
(девочки уходят)
Учитель Назовите имена этих экспонатов.
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель А чтобы перейти в следующий зал, нужно выполнить ещё одно задание. Послушайте вредный совет Г.Остера и назовите количество глаголов в форме повелительного наклонения.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты ж во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель Тем временем мы оказываемся в последнем зале, в сказочном королевстве «Синтаксис».
(входят ведущий, король Синтаксис, Подлежащее, Сказуемое, Дополнение, Второстепенный член)
Ведущий Однажды на приём к королю Синтаксису явилось Предложение.
1. Подлежащее МЫ
2. Сказуемое ЛЮБОВАЛИСЬ
3. Дополнение ДОМОМ
Синтаксис Дорогое Предложение, мы очень рады, что вы посетили наше королевство с дружественным визитом (увидел форму У ДОРОГИ), а вы почему стоите? Занимайте скорее место.
4. А я не знаю, куда садиться.
Синтаксис Как не знаете? Вы же отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете МЕСТО – садитесь на стул Обстоятельства.
4. Но я же отношусь к слову ДОМ и отвечаю на вопрос КАКОЙ? и поэтому являюсь ещё и Определением, ведь слово ДОМ – предмет, а не действие.
Синтаксис Вот загвоздка. Это, действительно, спорный вопрос. А садитесь-ка вы на два стула!
Ведущий Так и сидят теперь на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения. Одно значение член предложения имеет сам, а второе даёт слово, к которому он относится.
(все уходят)
Учитель Скажите, а может ли определение быть выражено именем существительным?
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель Вот и подошла к концу наша занимательная экскурсия по музею лингвистики. Надеюсь, что сегодня многие из вас по-новому взглянули на некоторые вопросы русского языка и заинтересовались изучением родного языка, ведь не изучая и не любя язык, человек останавливается в своём развитии.
Успехов вам, ребята, в овладении самого важного школьного предмета!
Примерные ответы для хранителя музея
Фонетика
1. Уважаемые экскурсанты, зрители, я сейчас дам лингвистическое толкование представленного здесь явления.
Иван Иванович не мог быть доволен своей фотографией, потому что забыл совет фотографа. Ведь слово ИЗЮМ сокращает ширину губ, так как [У] – звук огублённый, а произнесение слова КИШМИШ вызвало обратный эффект, так как звук [И] – неогублённый.
2. Ларингологу мы говорим «а-а-а», потому что при произнесении этого звука язык не двигается, а значит не мешает доктору осмотреть горло больного.
3. В этом вредном совете допущена фонетическая ошибка в строке «И кричите букву «А»!», потому что буквы пишут, а звуки произносят.
Орфография
1. Речь идёт о правописании частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ пишется отдельно всегда, кроме тех случаев, когда глагол без частицы НЕ не употребляется.
Морфология
1. Речь идёт о морфологических признаках глагола: изъявительном, условном и повелительном наклонениях.
2. В стихотворении 7 глаголов повелительного наклонения.
Синтаксис
1. Действительно, в русском языке определение может быть выражено именем существительным, глаголом и т.д. И если оно не согласуется с существительным в роде, числе и падеже, его называют несогласованным.
Используемая литература:
Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 1995
Остер Г. Вредные советы. – М., 1996.
Подгаецкая И.М. Школьный театр лингвистических миниатюр // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР., 1990., № 9.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. 6 класс. 1 полугодие. – М., 1995.