Литературная композиция, посвященная Дню родного языка
Литературная композиция, посвященная Дню родного языка
Разработка посвящена 21 февраля, Дню родного языка. Подчеркивается значимость родного языка для каждого человека, особо указывается на богатство русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная композиция, посвященная Дню родного языка»
Литературная композиция, посвященная Дню родного языка
Тема: день родного языка
Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.
Задачи: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка;
прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.
Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов «Дополни пословицу», «Грамотеи»;
Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка».
Ведущий: Язык—одна из величайших загадок человеческого бытия.
Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.
Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа.
С целью защиты языкового и культурного многообразия в ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Праздник отмечается ежегодно 21 февраля.
Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние. В Российской Федерации русский язык является родным языком для 130 миллионов человек и служит основным средством общения людей, является государственным языком.
Наш час родного языка хочется начать со стихотворения А.Ахматовой«Мужество». Стихотворение посвящено необходимости сохранения русского языка и культуры в условиях экстремальных испытаний, выпавших на долю русского народа в годы Великой Отечественной войны. Поэтесса лично переживала трагедию нацистского вторжения в Советский Союз и искренне сопереживала своему народу. В «сохранении великого русского слова» видит своё предназначенье Ахматова и призывает своего читателя следовать её наказу.
-Звучит стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
Но мы сохраним тебя русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.
О необыкновенности русского языка писали многие выдающиеся писатели, поэты, публицисты. Как не вспомнить стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык», в котором писатель утверждал: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
-Высказывания о русском языке:
А.Герцен: «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…»
И.С.Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»
А.И.Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
К. Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…»
На уроках русского языка мы постигаем тайны и загадки языка, его нормы употребления, становимся грамотными и образованными людьми:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому что я владею
Русским всеохватным языком.
В современной России проживает около 200 народов и этнических групп. Некоторые народности на грани вымирания. Так, например, в Сибири исчезли финно-угорские языки (ханты, манси, коми, мари, ненцы тувинцы…) Наше государство поддерживает сохранение всех языков и культур, и при этом почти 95% населения России говорит на русском языке.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной…
Ведущий: Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, С.Я. Маршак, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой.
Постигая мудрость языка, мы учим добрые слова:
Добрые слова.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Все идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Все идущим на обед.
«Добрый вечер!- так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Знаете ли вы такие слова? ( здравствуйте, благодарю, извините, спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, до свидания, всего хорошего, до встречи…)
Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?
В современном русском языке около 200 000 тысяч слов, среди которых выделяют 30 000 иностранных, 5 000 новых слов, научные термины 10 000, устаревшие слова 30 000…
В 17-томном академическом словаре более 120 000 тысяч слов, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля 200 000 слов.
Нам важно, каково ваше отношение к слову Родной язык учит нас быть внимательными к слову.
Послушайте замечательное стихотворение В. Шефнера «Слова»:
Есть слова – словно раны, слова – словно – суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Ведущий: Наш родной язык богат пословицами о слове. Давайте выясним, какие пословицы о слове вы знаете?
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Где слова привета, там улыбка для ответа Ласковое слово рубля дороже
Слово-серебро, молчание –золото. Отец слова – ум, мать слова- язык.
От доброго слова язык не усохнет Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, слово народ поднимает
Ласковое слово что весенний день. Ласковое слово лучше мягкого пирога
Слово не обух, а люди гибнут. Живое слово дороже мёртвой буквы
Добрым словом и бездомный богат. На великое дело - великое слово
Ласковое слово и кость ломит. Недоброе слово что огонь жжёт
Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу.
Кроткое слово гнев побеждает. Слово голубит, слово и рубит.
Не бросай слова на ветер
Доброе слово дом построит, а злое разрушает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся
Слово толковое стоит целкового. Доброе слово человеку что дождь в засуху. Бездушное слово сердце заморозит
Острый язык – дарование, а длинный – наказание.
Слово держать не по ветру бежать.
Правдивое слово – как лекарство: горько, зато излечивает.
Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь.
Из песни слова не выкинешь.
Ведущий: Объявляется игра «Собери пословицу»
(Кто больше соберет пословиц, тот получит жетончик, а в конце занятия мы определим лучшего знатока родного языка) Век живи - …(век учись).
Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Землю солнце красит , а человека - …(труд). Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).
Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Поспешишь … (людей насмешишь).
Язык мой - …(враг мой). Семеро одного … (не ждут).
Хочешь есть калачи …(не сиди на печи). Делу время … (потехе час).
Друзья познаются в …(беде).
Ведущий: В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны.
Вопрос 5 классу: Название какого очень распространённого дерева состоит из 4-х предлогов? (сосна)
Вопрос 6 классу: Какую я сказала часть речи? Согнём – с огнём
Вопрос 7 классу: Что это? Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимаюм; не бельё, а их развешивают. (уши)
Вопрос 8 классу: Его проглатывают, упорно не желая что-то говорить. (язык) прикусить язык, держать язык за зубами, проглотить язык, играть в молчанку.
Вопрос 9 классу: Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя Ь? (восьмьдесятью)
Вопрос 10 классу: Как называются такие слова в русском языке?
Отца спросила дочка:
-Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволочка»
И проволочка есть. (омографы)
Вопрос 11 классу: Что за слово? Как их называют в русском языке?
Несётся первое к реке,
Другое щёлкнуло в замке.
Одно лепечет на поляне,
Другое улеглось в кармане… (ключ) это омонимы
Да, такие слова непросты: наподобие начинки, смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки. они по смыслу далеки.
Бокс – стрижка,
Бокс – вид спорта,
Бокс – отгороженная часть помещения в больнице.
Клуб – общественная организация
Клуб – здание
Клуб – масса чего-нибудь движущегося, летучего.
Кулон – украшение
Кулон – единица измерения количества электричества.
Ведущий: Проверим выполненные задания участников по собиранию пословиц о слове.
Ведущий : Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
Ведущий : В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.
Ведущий : «Наш язык-наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость»,-писал К.Г Паустовский.
Конкурс «Крылатых выражений»
- Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).
Ведущий: Раскройте смысл этих выражений.
1.Голова на плечах (умный)
2.Сесть в лужу. (быть обманутым)
3.Толко пятки сверкают ( быстро)
4.Клевать носом (засыпать)
5.Играть первую скрипку ( быть первым)
6.Сойти со сцены ( уйти насовсем)
7.Клюнуть на крючок ( поверить чему-то)
8.Медвежий угол (захолустье)
9.Камень преткновения (затруднение)
10.Как пить дать ( наверняка)
11.Куда Макар телят не гонял (далеко)
12.За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)
Ведущий: Много интересного вы узнали о нашем родном языке и о том, что очень много еще языков на Земле существует.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий: Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!