- помочь уч-ся расширить и закрепить знания по русскому языку, убедить, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка
Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.).
Ход мероприятия.
Учите русский– годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
Ведущий.В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 5—го класса.
Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!
Ведущий 2. Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”
Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой, могучий и великий. Ему посвящено много красивых строк, и сегодня мы будем много говорить о нашем русском языке. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Итак, мы начинаем КВН.
Команды готовы, Жюри в ожидании, Призы заготовлены - Начинаем состязание!
Конкурс №1. «Визитка команд»( команды представляют своё название, эмблему)
Представление команд
Капитан 1 команды
Вас приветствует команда “Веселых и находчивых”
Наш девиз: “Будем активно мыслить!”
Привет, друзья! Сегодня в школе Большой и интересный день. Чудесный праздник – КВН Чтоб этот праздник – КВН Вам по душе пришелся всем, Нужно знания иметь прочные И быть веселым и находчивым!
Капитан 2 команды
Вас приветствует команда “Любознательных”
Наш девиз: “Пусть ум победит силу!”
Мы веселые ребята И не любим мы скучать. С удовольствием мы с вами Будем в КВН играть. И соревнуясь нынче с вами, Мы останемся друзьями. Так пусть борьба кипит сильней И наша дружба вместе с ней.
Ведущий 2.Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
“Разминка”
Игра со зрителями.
- Отгадайте загадки “Доскажи словечко”, за каждый правильный ответ 1 балла.
Ежик вырос в десять раз, Появился … (дикобраз)
Михаил залез на дуб, Чтобы врач не вырвал …(зуб)
Из упрямства ни на шаг Не продвинется … (ишак)
Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится …(кошки)
Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней … (помидора)
Стал сон у тети плох и … чуток, Она спала не меньше …(суток)
Конкурс №2 «Подбери пару»
Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились
предложения, выражающие законченную мысль.
1 команда.
Крупные капли дождя громко лаяла на прохожих
Последние снежинки барабанили по крыше дома
Маленькая собачонка порхали в холодном воздухе
2 команда.
Голые кусты летела в тёплые страны
Деревенские ребята торчали на косогоре
Большая стая лебедей весело катались с горки
Учитель.
Внимание! Внимание! Ждёт вас новое испытание. Ох, и трудное предстоит вам задание! Пассивных сейчас быть не должно- Помните: “Один за всех, и все за одного!”
Конкурс №3 «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
Вопросы: 1 команда.
№1. 1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)
3.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
4.Как называется слово, которое отвечает на вопрос: кто? что?
5.Какое время глагола мы знаем?
Вопрос 2 команды.
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2.Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
3.Как пишутся имена собственные?
4.С какой буквы не начинается слово
5.Какая буква не обозначает звука?
Команда.
1. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
2. Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
3. Главный член предложения, который обозначает действие
( что делает ?) называется…(сказуемым)
4. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? !,?,.)
5.Сколько слогов в слове МАТЕМАТИКА? (5)
Команда.
№2.1.Сколько слогов с слове ПЕРЕМЕНА?(4)
2.Как пишутся названия городов?
3.Если в конце предложения вопрос ,то это…….предложение
4.Наука, изучающая подлежащее ,сказуемое и др. члены предложения, это…( синтак)
5.Что такое грам. основа? ( подл., сказ.)
4. конкурс “Кто больше?”
- Каждой команде предлагается глагол, к которому нужно подобрать как можно больше слов (имен существительных), подходящих по смыслу. Побеждает та команда, которая подберет больше слов.
2 команда. Век живи - ... (век учись) Нет друга - ... (ищи, а нашел - береги)
Друзья ... (познаются в беде) За двумя зайцами ... (погонишься, ни одного не поймаешь) Поспешишь - ... (людей насмешишь) Семеро ... (одного не ждут) Красна птица пером, а ... (человек умом)
Учитель:
Наша речь состоит из слов. Слова бывают разные: добрые,
вежливые ,правдивые, но бывают слова грустные, лживые, обидные.
Конкурс № 6. «Посчитай-ка». (Устно сосчитать. Сколько глаголов в н.ф. есть в стихотворении.)
1 команда.
«Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить..»
2 команда
-Ну , а что берешь читать,
Чтоб немножко помечтать?
- Как бы , друг, ты жить хотел?
- Отдыхать , не зная дел.
А теперь вопросы-шутки.
1 команде (болельщики)
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
2 команде (болельщики)
Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Учитель: Закончен КВН.…
Пришла пора итоги подвести: Все баллы подсчитать.
И лидеров назвать.
Вердикт жюри
16. Награждение победителей.
Ведущая :Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь: Говорим мы: до свиданья, До счастливых новых встреч!
Оформление зала
Зал украшен воздушными шарами. На стенах находятся: программа недели, газета с заданиями для заочного тура олимпиады, плакаты с высказываниями великих людей о русском языке:
*Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.
К. Г. Паустовский
*Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И. С. Тургенев
*Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица
*Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.