kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура речи учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятие с учителями по культуре речи.

первое занятие из цикла занятий.

в каждом занятии теоретический материал + практика.

занятие направленно на улучшение грамотности педагогического состава и на более продуктивное общение с учащимися.

занятия распределенны на весь учебный год по одному занятию в четверти. Могут быть продолжены в слкдующем учебном году.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с учителями»

Культура речи учителя

Мотивация. Целеполагание.

(Притча о суфийском мистике) – приложение № 1

Презентация слайдов (с пояснениями)

  1. Грамотность построения фраз.

  2. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

- ударение;

- мягкое или твёрдое произношение;

- «е» или «Ё» (афера, гренадер…)

- исключение местных диалектов.

3. Простота и ясность изложения.

4. Выразительность:

- интонация и тональность; (логические ударения, паузы…)

- темп и паузы;

- динамика звучания голоса; (варьирование его силы)

- словарное богатство;

- образность;

- дикция.

5. Исключение режущих слух фразеологических оборотов; («первое боевое крещение», «палец в рот не клади, дай только посмешить»…)

6.Исключение лишних слов; ( типа, как бы, короче, это самое, значит, ну, кстати, так …)

7. Исключение жаргонных и модных словечек.



Голос – важнейший элемент техники речи.

  1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений. Должен быть благозвучным. (бубнящий, гнусавый, резкий, скрипучий, хриплый… Пример – речи Гитлера)

  2. Необходимо изменять характеристики своего голоса с учётом ситуации. (требовательный, уверенный, мягкий, вкрадчивый, таинственный, ласковый…)

  3. Полётность голоса – управлять, направлять, «отдавать». (чтобы вас слышали в самом отдалённом уголке класса даже если вы говорите шёпотом).

Стили педагогического общения:

  1. Общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия «деспота», «диктатора»);

  2. Общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и пед. мастерстве, как бы пытается заключить сделку с учениками);

  3. Общение с чётко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчёркивает разницу между собой, как более опытным, знающим, понимающим, и учениками, которых он воспринимает, как учащихся, обязанных его слушаться);

  4. Общение дружеского расположения (учитель выступает в роли старшего друга, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

  5. Общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлечённые в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишённые крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

- На сегодняшнем занятии мы с вами более подробно поработаем со вторым пунктом данных составляющих культуры речи – «грамотное произношение слов».

Приложение № 2 (с подробной инструкцией)

Всем раздаётся по 2 экземпляра – в одном работают в аудитории, второй берут домой. Дома ещё раз выполняют задания при помощи словарей. Работы, которые сдают, подписывают по желанию. Конфидециальность результатов гарантируется.

Видеозапись Е. Петросяна «Школа, школа…»

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение № 1

Притча о суфийском мистике.

Когда умирал Хасан, великий суфийский мистик, около него собрались его ученики.

- О Великий Учитель, расскажи нам, а кто были твои учителя?.

Он ответил: «Слишком поздно задавать вопросы. Я умираю. У меня было столько учителей, что одно перечисление их имён займёт столько времени, сколько у меня уже нет. Но я расскажу вам о трёх их них.

Одним из них был Вор.Однажды я заблудился в пустыне, и когда я, наконец, добрался до селения, было уже очень поздно. На улице не было ни души. Я искал ночлег. И тут я увидел человека, который пытался проделать отверстие в стене дома. Я спросил его, где я могу остановиться на ночлег, А он мне ответил: «Я вор, и если тебя не смущает моё занятие, можешь остановиться у меня». Я согласился. И он оказался таким прекрасным, добрым человеком, что я остался у него на целый месяц.

Каждую ночь он уходил на работу, а утром, возвращаясь домой ни с чем, говорил: «Сегодня ничего не вышло, но , даст Бог, завтра получится». Он никогда не отчаивался, не терял надежды. И в моменты, когда я терял терпение и надежду, я вспоминал этого вора и его слова: «Сегодня не получилось. Даст Бог завтра получится».

Вторым моим учителем была Собака. Меня мучила жажда, и я подошёл к реке, чтобы напиться. Рядом я увидел собаку, её тоже мучила жажда. Она подбежала к воде и увидела своё отражение – страшное, лохматое, и залаяла. Собака в воде тоже залаяла. Собака испугалась и отбежала. И так происходило несколько раз. Но жажда была так сильна, что она вдруг разбежалась и прыгнула, и отражение в воде исчезло. Собака напилась, накупалась и побежала дальше. Я понял, что это мне послание Бога: нежно прыгать, несмотря ни на какие страхи.

Третьим моим учителем был ребёнок. Как-то раз на улице я встретил маленького мальчика. Он шёл в мечеть и нёс зажжённую свечу, прикрывая пламя ладошкой. Я в шутку спросил его: «Ты сам зажёг её?» - Да, господин. –Скажи, а откуда взялся свет? Тогда мальчик засмеялся и задул свечу: «Сейчас вы сами видели, как свет ушёл. Скажите, куда он ушёл?».

Моё «Я», моё «ЭГО» было раздавлено, мои знания были разрушены! В тот момент я остро осознал собственную глупость. И я понял, что учиться нужно всю жизнь. И учителем может оказаться любой. Главное – уметь извлекать ценное зерно из уроков жизни!



Суфизм – экзотерическое течение в исламе ( аскетизм, повышенная духовность).



Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (Приложение №2)

Задание № 1. Поставьте ударения в словах:

Агент, алкоголь, алфавит, апостроф, арбуз, арахис, баловать, балую, баловница, балованный, баловник, банты, буржуазия, верба, вероисповедание, включит, включат, включишь, газопровод, двоюродный, дефис, джинсовый, диалог, диспансер, договор, документ, доллар, еретик, закупорить, жалюзи, запломбировать, звонит, звонят, знахарка, зубчатый, изобретение, искра, индустрия, каучук, квартал, кедровый, километр, клеить, комбайнер, красивее, кремень, кулинария, кухонный, лифты, ломоть, мастерски, металлургия, намерение, некролог, нефтепровод, нормированный, обеспечение, огниво, осведомиться, партер, плесневеть, подошва, приговор, простыня, ржаветь, свекла, силос, симметрия, соболезнование, средства, столяр, таможня, торты, фарфор, феномен, хаос, ходатай, ходатайство, цемент, центнер, цыган, щавель.



Задание № 2. Мягко или твёрдо произносится выделенный слог? Если мягко, над согласным звуком поставьте ( , ).

АгРЕссор, акаДЕмия, анТЕнна, аТЕизм, аТЕлье, баССЕйн, беРЕт, бифшТЕкс, брюНЕт, буТЕрброд, геНЕтика, гипоТЕза, гроТЕск, ДЕЗИнФЕкция, ДЕЗИнформация, ДЕкада, ДЕкан, ДЕквалификация, ДЕкларация, ДЕкорация, ДЕмон, ДЕмагог, ДЕликаТЕс, ДЕмобилизация, ДЕмократия, ДЕмон, ДЕпо, ДЕпРЕссия, ДЕТЕктив, ДЕФЕкт, ДЕфицит, диспанСЕр, Зефир, инДЕкс, инТЕграл, инТЕрвью, каФЕ, коФЕ, коДЕкс, конТЕкст, куПЕ, куПЕйный, лоТЕрея, майоНЕз, моДЕль, моДЕрн, муЗЕй, НЕоклассицизм, Неологизм, оТЕль, парТЕр, пиоНЕр, прогРЕсс, прогРЕссивный, РЕйс, РЕквием, РЕнтген, сарДЕлька, свиТЕр, СЕйф, СЕрвис, СЕссия, сЛЕнг, соНЕт, спортсМЕн, сТЕнд, ТЕзис, ТЕкст, ТЕлеграф, ТЕмп, ТЕнис, ТЕнт, ТЕраПЕвт, ТЕрмин, ТЕрмос, тиРЕ, тонНЕль, шосСЕ, шТЕпСЕль, экЗЕмпляр, экспРЕсс, эксТЕрн, эНЕргия, эсТЕтика.



Задание № 3. Разделите произношение: где «е», а где «ё»?

Афера, атлет, белесый, бытие, желчь, желчный, гололедица, гололед, гренадер, многоженец, издевка, никчемный, опека, хребет, бесхребетный, перышко, побасенка, принесший, шерстка, шлем, щелка, щель.



Задание № 4. Найдите пропущенные в предложениях ошибки и подчеркните их.

  1. На собрании большинство голосовали «за».

  2. Для них была характерна уверенность в победу.

  3. Ваши выводы не на чём не обоснованы.

  4. Его удостоили высокой наградой.

  5. Мы полагаем о том, что наши усилия дадут результаты.

  6. Отзыв на дипломную работу Иванова М.Н.

  7. Факты говорят за то, что именно он совершил это.

  8. Я рад и горд, что вы голосовали за меня.

  9. Слово представляется председателю профкома.

  10. Одев очки, я приступил к написанию повести.

Просмотр содержимого презентации
«Культура речи учителя»

Культура речи учителя

Культура речи учителя

Основные компоненты 1.Грамотность построения фраз. 2.Грамотное произношение слов из  обыденной жизни:  - ударение;  - исключение местных диалектов. 3. Простота и ясность изложения. 4. Выразительность:  - интонация и тональность;  - темп, паузы;

Основные компоненты

1.Грамотность построения фраз.

2.Грамотное произношение слов из

обыденной жизни:

- ударение;

- исключение местных диалектов.

3. Простота и ясность изложения.

4. Выразительность:

- интонация и тональность;

- темп, паузы;

- динамика звучания голоса  - словарное богатство;   - образность ;  - дикция.  5. Исключение режущих слух  фразеологических оборотов.  6. Исключение лишних слов.  7. Исключение жаргонных и  модных словечек.

- динамика звучания голоса - словарное богатство; - образность ; - дикция. 5. Исключение режущих слух фразеологических оборотов. 6. Исключение лишних слов. 7. Исключение жаргонных и модных словечек.

Голос – важнейший элемент  техники речи.  1. Голос не должен вызывать  неприятных ощущений. Должен  быть благозвучным.  2. Необходимо изменять характе-  ристики своего голоса с учётом  ситуации.  3. Полётность голоса – управлять,  направлять, «отдавать»

Голос – важнейший элемент техники речи. 1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений. Должен быть благозвучным. 2. Необходимо изменять характе- ристики своего голоса с учётом ситуации. 3. Полётность голоса – управлять, направлять, «отдавать»

Стили педагогического общения:  1. Общение – устрашение (учитель  подавляет детей, диктует свои условия «деспота», «диктатора»);  2. Общение – заигрывание (учитель,  неуверенный в своих знаниях и  пед.мастерстве, как бы пытается  заключить сделку с учениками);

Стили педагогического общения: 1. Общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия «деспота», «диктатора»); 2. Общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и пед.мастерстве, как бы пытается заключить сделку с учениками);

3. Общение с чётко выраженной  дистанцией (учитель постоянно  подчёркивает разницу между  собой, как более опытным, знаю-  щим, понимающим, и учениками,  которых он воспринимает, как  учащихся, обязанных его слушаться;

3. Общение с чётко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчёркивает разницу между собой, как более опытным, знаю- щим, понимающим, и учениками, которых он воспринимает, как учащихся, обязанных его слушаться;

4. Общение дружеского расположения  (учитель выступает в роли старшего  друга, более знающего, желающего  прийти на помощь ученику);  5. Общение совместной увлечённости  (учитель и ученики – коллеги, вовле-  чённые в процесс интеллектуальной  совместной деятельности на уроке).

4. Общение дружеского расположения (учитель выступает в роли старшего друга, более знающего, желающего прийти на помощь ученику); 5. Общение совместной увлечённости (учитель и ученики – коллеги, вовле- чённые в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишённые крайностей, эти  стили могут применяться в  разных ситуациях общения  в зависимости от конкретных  обстоятельств.

Лишённые крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Культура речи учителя

Автор: Адамчук Галина Николаевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация для педсовета "Культура речи учителя" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-dlia-piedsovieta-kul-tura-riechi-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "131588"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416166981"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Классный час "Культура речи учителя" "
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyi-chas-kul-tura-riechi-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "189684"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427010346"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Культура речи педагога"
    ["seo_title"] => string(24) "kultura_rechi_pedagoga_2"
    ["file_id"] => string(6) "551702"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1590644503"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Культура речи и языковая норма "
    ["seo_title"] => string(34) "kul-tura-riechi-i-iazykovaia-norma"
    ["file_id"] => string(6) "137295"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417332600"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формирование культуры речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(51) "formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "113310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409847567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства