kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Круглый стол "Судьба языка - судьба народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие способствовало повышению интересов учащихся к изучению языков, развитию умения работать в команде. Учащиеся активно принимали участие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Судьба языка - судьба народа"»

Цель:

Показать разнообразие и красоту языков разных наций, населяющих нашу страну и их единство в семье народа Казахстана. Формирование стремления к овладению казахского, русского и английского языков. Воспитание патриотизма, уважения и желания изучать и знать языки.

Оформление и дополнительные средства:

книжно-журнальная выставка, слайдовая презентация, высказывания великих людей о языке.


Ход мероприятия:

Учитель: Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии «Судьба языка-судьба народа».

Наше мероприятие посвящено уникальному празднику, отмечаемому только в нашей стране «Дню языков народов Казахстана».


В самом начале мы проведем с вами небольшую разминку. При встрече друг с другом, с учителем, со знакомыми вы всегда приветствуете друг друга, здороваетесь. Так давайте скажем слова приветствия друг другу на разных языках. (Звучат приветствия на разных языках. 3 минуты).


Приветствия на разных языках мира

Барев дзез (Армения) Ясу (Греция) Шалом (Израиль) Гомар Джоба (Грузия) Ассалам алейкум (Азербайджан) Гутн так\Хой (Германия) Норок (Молдавия) Здоровеньки булы (Украина)

Исэнмесез (Татарстан) Бзяраш бай (Абхазия) Дзень добры (Белоруссия) Салаам матсзбе (Киргизия) Тервист (Эстония) Салам алейкум (Узбекистан) Свейкас (Литва) Аляфунду (Корея) Лабден! (Латвия) Дзинь добру! (Польша) Гутэн так! (Германия) Маршалла хулда (Чечня)


Учитель: Спасибо ребята. Вот оказывается как приятно и мелодично звучат слова приветствия на других языках. Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. А сколько всего существует в мире языков ребята, как вы думаете? Слово нашим учащимся.

1-й ученик

В мире насчитывается от 2000 до 3500 языков. Точнее посчитать не может никто, так как несколько народов может говорить на одном языке, как, например, кабардинцы и

черкесы. Но бывает и так: представители одного народа говорят на нескольких языках, например, мордовцы говорят на мокша-мордовском и эрьзя-мордовском языках, а марийцы – на лугово-восточном и горно-марийском языках.

Существуют так называемые мертвые языки, на которых уже не говорят, но на них создана великая литература и терминология научных дисциплин. Например, латинский язык – язык великой античной литературы, а также юристов, медиков и др.

2 ученик

Человечество всегда мечтало о создании одного языка для всех народов. Так появились искусственные языки, например, эсперанто.

В языках отражаются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризует культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками.

3 ученик

- Исторически так сложилось, что на территории Казахстана постоянно развивается и действует более ста языков, однако государственным является казахский язык. В Законе Республики Казахстан «О языках» от 11.июля 1997 года говорится, что «Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык». Также делается четкое определение понятию «государственный язык». «Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана».

В Конституции Республики Казахстан сказано, что языком межнационального общения является русский язык. Русский язык – один из наиболее распространенных в мире. Его знает и изучает практически все население Казахстана. Этот язык сближает народы нашей республики, укрепляет дружбу с представителями зарубежных стран и других республик.

4 ученик

В мире существует огромное количество языков. При этом особая роль в развитии человечества отводится, так называемым, мировым языкам. Их всего шесть: английский, русский, французский, испанский, арабский и китайский. Любой из этих шести языков может быть использован для осуществления межгосударственных, научных и культурных контактов, проведения международных встреч, совещаний на мировом уровне. ООН провозгласила их официальными рабочими языками. Мировые языки – это средство межнационального общения народов, которые населяют различные регионы нашей планеты

Учитель: Откуда же взял свое начало праздник, которому мы посвятили сегодняшнее мероприятие?

5 ученик:

День языков народов Казахстана – достаточно молодой, но уже ставший популярным в республике праздник. День языков народов Казахстана был объявлен Указом Президента РК от 20 января 1998 года и стал общим праздником всех казахстанцев. До 2018 года дата празднования приходилась на третье воскресенье сентября. В 2018 году постановлением премьер-министра РК было принято решение установить датой праздника 5 сентября. В этот день родился ученый и литературовед Ахмет Байтурсынов, который был одним из основоположников казахской лингвистики и литературоведения. Он разработал основы казахского языкознания, а также научную терминологию для определения грамматики

Этот праздник учрежден в целях воспитания у граждан любви и уважения к родному языку, своей стране, расширении знаний о языках и традициях разных национальностей.

6 ученик

В республике проживают представители более 100 наций и народностей. Действуют национальные культурные центры, а также театры (корейский, уйгурский, немецкий), которые финансируются за счет государственного бюджета. Издаются газеты, выходят телепередачи на различных национальных языках.

В учебных заведениях страны изучаются одиннадцать национальных языков. Открыты узбекские, уйгурские, таджикские, русские и украинские национальные школы. Во всех школах, кроме казахского языка, дети также изучают русский.

Кроме того, оказывается помощь в изучении родного языка представителям различных национальностей, проживающих в Казахстане. В республике работают 178 воскресных школ, в которых изучают 23 национальных языка.

У каждого языка своя история, своя судьба, связанная с судьбами других языков. Через язык люди находят друг друга и учатся понимать духовную культуру, обычаи и обряды народа.

Этот праздник отмечается только в нашем государстве! Языковая политика и ее реализация в стране зависит от общей человеческой культуры каждого и дружбы народов.

Учитель:

Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал бы уважения.

Каждый народ имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли. Каждый человек с раннего детства, впервые сказав на родном языке слова «мама», «хлеб», «земля», «снег», «дождь», «звезды», начинает любить свою родную речь – язык своей матери. Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Высокая культура речи – это умение правильно и точно, верно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

7 ученик:

В Законе «О языках в Республике Казахстан», сказано:

«Язык – выдающееся достижение народа и его неотъемлемый и неотделимый признак. Развитие языка целиком и полностью связано с развитием национальной культуры, и в этом плане язык выполняет свою общественную функцию».

Закон «обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам» каждого из 130 народов, населяющих нашу страну.

8 ученик

Казахстан — многонациональное государство. Политика нашего государства направлена на укрепление равноправия народов Казахстана, независимо от их этнической принадлежности. Принципы государственной языковой политики определены в Конституции РК, в законах РК «Об образовании» и «О языках в РК», в «Государственной программе функционирования и развития языков на 2011-2020 гг.». Статья 6 «Закона о языках» гласит: «Каждый гражданин РК имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

9 ученик

Великий Абай Кунанбаев сказал: «Знание языка и культуры другого народа делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно…».

Язык — опора дружбы, язык — особый инструмент, способствующий сближению народов. В прграмме «Культурное наследие» говорится: «Мы придерживаемся и всегда будем следовать принципам уважения к языкам и культуре всех народов, проживающих в Казахстане. Это — одна из основ политики государства по укреплению гражданского мира и согласия в нашем обществе на самую долгосрочную перспективу».

Учитель: А сейчас проведем разминку.

Назовите пожалуйста пословицы о языке, о слове на языках других народов. (ребята озвучивают пословицы)

Казахские пословицы

Тіл - кілті көңілдің. (Язык – ключ к душе человека). Жақсы сөз жарым ырыс. (Доброе слово – половина блага). Жүздің көркі – көз, ауыз көркі-сөз.(Глаза украшают лицо, уста - слово). Өткен күн оралмас, кұнды сөз жоғалмас. (Прожитый день не вернется, а мудрое слово останется). Піл көтермегенді тіл көтереді. (Язык осилит, что и слон не поднимет). Сөз қадірін білмеген өз қадірін білмейді. (Кто слов не ценит, сам себя не ценит). Жақсы сөз - жан азығы. ( Хорошее слово – душе опора) Көлді жел қозғайды, ойды сөз қозғайды.(Ветер озеро приводит в движение, слово - мысль). Айтылыган сөз – атылган оқпен бірдей. (Сказанное слово –вылетевшая пуля. Ойнап айтсан, да ойлап айт. (Даже говоря в шутку - подумай). Халық айтса, қалт айтпайды. (Слово народное правдиво). Тамшы тас жарады,тіл бас жарады. (Капля камень расколет, слово – голову).

Русские народные пословицы. Собери пословицу. Язык голову… кормит. Язык до Киева… доведет. Язык мой – … враг мой. Хромое слово –… хромая речь. Не пройми копьем, пройми… языком! Слово пуще стрелы… разит. Слово горы … ворочает. Доброе слово человеку, что дождь в… засуху. В чужой беседе всяк ума … купит.

10 ученик

В языковой политике говорит о необходимости формирования единой социально-культурной общности, выраженной понятием «казахстанец», что бы представители этносов, населяющие нашу страну, осознавали и ощущали себя как граждане нового суверенного государства и были её истинными патриотами.

Задача каждого гражданина Казахстана говорить на трех языках: казахском, русском, английском, не забывая при этом и своего родного. Это прекрасно, ведь знание языков – это наше богатство.

Массовое знание казахского, русского и английского языков вкупе со здоровым образом жизни и качественными медицинским обслуживанием и образованием должны стать

залогом конкурентоспособности каждого гражданина страны в условиях глобализации и открытости.

Учитель:

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не говорит, а слух его ловит ласковый голос бабушки, материнскую колыбельную. Через слово подросток, а потом и юноша узнает о том, чего еще не видели (а может, и никогда не увидят!) его глаза. Благодаря языку новый человек роднится с древними мыслями, появившимися за тысячелетия до его рождения и может обращаться к правнукам, которые будут жить после него. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

11 ученик

Язык для нации – это самое главное. Есть нации, которые гордятся выдающимися памятниками архитектуры и других материальных культур. А у казахского народа – в силу исторической судьбы – таких памятников не так много. Народ создавал великую кочевую цивилизацию, произведения искусства на дереве, шерсти, в металле, коже. Они истлевали, не сохранялись. И главной ценностью оставался язык. Народ культивировал Слово. Бии все споры свои решали в словесном турнире. Там логика, красноречие играли главную роль. И изречения их передавали из поколения в поколение, из уст в уста. Когда говорили: «В нашем роду был такой-то знатный человек», – люди спрашивали: «А какое умное изречение, какой афоризм оставил он?» И народ создавал, конечно, богатейшее устное народное творчество – эпосы, дастаны и кисса. Богатырский эпос, любовный лирический эпос, поэмы. В девятнадцатом веке родился великий Абай. Он, Абай, был синтезом народной мудрости, народной мысли и трагедии ума. И он поднял родной язык на очень высокий уровень – философский и поэтический.

12ученик

Потом появился Ахмет Байтурсынов. Это был великий просветитель – он создал нашу грамматику. Грамматика Байтурсынова оказывает влияние на другие тюркские языки, на создание их грамматик. Он был писателем, ученым. Потом был Жусупбек Аймаутов – первый казахский прозаик. И Мухтар Ауэзов великий наш писатель. Вот на этих четырех столпах и поднялся казахский литературный язык. Его развивали, конечно, другие писатели – Мыржакып Дулатов, Магжан Жумабаев, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Ильяс Джансугуров, Беймбет Майлин и многие другие писатели и поэты.

Язык жив, пока он используется. Трагедия многих народов в том, что они теряют свой родной язык. Это сравнимо с потерей близкого человека. Не случайно, что во многих языках родной язык называют материнским.

Хорошее знание и развитие родного языка, умение пользоваться выразительными средствами иностранных языков – самая лучшая опора для каждого человека в его общественной и творческой деятельности. Каждый язык чрезвычайно богат, гибок и живописен. Еще Максим Горький говорил: «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке.»

Учитель:

Языковеды подсчитали, что ребенок употребляет примерно 3500 слов, подросток – 9000, взрослый 12000-14000. А.С. Пушкин в своих произведениях использовал более 21000 слов. В Санкт-Петербурге есть словарная картотека, содержащая информацию более, чем 500000 (пятисот тысяч) слов.

Богатство средств художественной выразительности мы можем увидеть в стихотворениях известных поэтов, давайте их послушаем:

1. Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно – певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы и сказки.

Страницы волшебных, волнующих книг.

Люби и храни наш великий язык!


2. Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык

Как самое на свете дорогое.


3. Я – курд, а ты – казах, но твой язык

Великого Абая и Джамбула.

Как лучик солнца в сердце мне проник

Струной домбры и песнями аула.

Язык страны, в которой я живу,

Назвал меня не пасынком, а сыном.

Здесь на казахском, курдском назову

Себя страны свободной гражданином!


4. Мы пронести должны через века,

Всё то, что нашей гордости основа:

Так сбережём богатство языка

И чистоту божественного слова!

И будем мы язык родной хранить

По зову сердца, а не по приказу -

Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,

А вот родной язык беречь обязан!


5. Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, мало.

Если два - вопросов нет,

Ты для всех – авторитет.

Тех, кто три прекрасно знают,

Все за гениев считают.

Ну, а, если все четыре-

Нет людей богаче в мире


6.Есть много способов общенья:

Жест, мимика или сигнал.

Но вот в «прекрасное мгновенье»

Связь звуков человек познал.

Теперь известна сила слова!

И как богат язык людей!


7.Один вопрос тревожит снова:

Какой язык считать важней?

Объединяет много наций праздник,

И люди в мире понимают: «Нужно,

Чтоб был один язык народов разных,

И это, несомненно, - язык Дружбы»

Учитель:


Известный поэт Валерий Брюсов написал: Мой верный друг,

Мой враг коварный, Мой царь, Мой раб – Родной язык. А вот что говорится в одной очень древней легенде о мудром баснописце Эзопе, который был рабом глупого и хвастливого философа Ксанфа:


14 ученик

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос Ксанфа, почему Эзоп подал только языки, баснописец ответил:

Как вы думаете, что ответил Эзоп?

«Что может быть лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов, мы изучаем науки и получаем знания, объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, вдохновляем на подвиги, выражаем радость, ласку, объясняемся в любви. Нет ничего лучше языка!»

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы к столу подали самое худшее. Каково же было его удивление, когда на столе появился снова только блюда из языка. Когда Ксанф потребовал объяснений, Эзоп сказал:

А что он ответил на этот раз?

«А что может быть хуже языка? Посредством языка люди обманывают, огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, вызвать войну, с его помощью приказывают разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли что-нибудь быть хуже языка?!» Ксанфу пришлось согласиться с мудрым рабом.

Учитель:

Понравилась легенда? Чему учит?

Мне бы хотелось привести цитату русского писателя Льва Николаевича Толстого, которая очень подходит к вашим мыслям «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти Слово – важнейшие средство общения, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».


Наш сегодняшний круглый стол нам хочется завершить словами русского поэта Петра Андреевича Вяземского, который так определил роль языка

Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык
Как самое на свете дорогое.
Большое спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Круглый стол "Судьба языка - судьба народа"

Автор: Зинетова Жадыра Сейлхановна

Дата: 26.09.2022

Номер свидетельства: 613851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Люби, цени и знай русский язык."
    ["seo_title"] => string(33) "liubi_tsieni_i_znai_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "405545"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490982052"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Презентация по внеклассному мероприятию "К 130-летию Миржакипа Дулатова" "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-po-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-k-130-lietiiu-mirzhakipa-dulatova"
    ["file_id"] => string(6) "213947"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432187194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Мега-проект "Ассамблея-путь к единству" "
    ["seo_title"] => string(42) "miegha-proiekt-assamblieia-put-k-iedinstvu"
    ["file_id"] => string(6) "109833"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405088256"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(65) "nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "495455"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1547566859"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Внеклассное мероприятие ко Дню Матери "
    ["seo_title"] => string(44) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-ko-dniu-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "136067"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417022393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства