Классный час «Я и скверные слова» относится к теме «Культура речи» разработан для учеников 5-7 классов как этическая беседа. С целью вовлечения в обсуждение актуальной для обучающихся проблемы учитель предлагает не только интересную информацию, но и такие формы работы, как сообщения учащихся, игру, составление памятки, индивидуальный вывод по теме. Беседа содержит элемент рефлексии и обобщающий этический вывод учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Я и скверные слова»»
Классный час «Я и скверные слова»
Учитель: Фенева Любовь Анатольевна
Форма проведения: этическая беседа
Цели:
- познакомить с причинами употребления и губительным влиянием мата на личность человека;
- информировать о юридической ответственности за выражение нецензурной бранью;
- убедить, что нецензурная брань вредит психологическому и физическому здоровью человека;
- формировать стойкую неприязнь к нецензурной брани, отрицательное отношение к вредной привычке.
- воспитывать культуру общения.
Ход мероприятия:
I. Формулирование темы классного часа.
- В.И.Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
- Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Ответы сформулируйте с учётом возникшей в классе ситуации, в которую оказались вовлечены родители. С ними мы эту тему поднимем на родительском собрании. («Культура общения» «Нецензурная брань в речи школьников»)
- Тема нашего классного часа «Я и скверные слова»
II. Слово учителя. Скверные слова в речи школьников.
- Один доктор филологических наук, который провел целое научное исследование, говорил: «Если сравнивать родную лексику с мощным водным потоком, то мат-это своего рода «отбросы» нечистот, загрязнение речи».
Как же обстоят дела у нас в классе.
1) Слышим нецензурную брань на улице.
2) Слышим дома.
3) Употребляем бранные слова сами.
4) Выражаемся так: нечаянно.
- Известные психологи считают, что ненормативную лексику употребляют те люди, которые не уверены в своих силах и чувствуют свою неполноценность. Человек, уверенный в себе, который чувствует себя нужным в своей семье, который окружен любовью родителей никогда не будет употреблять нецензурную брань.
- Причины употребления скверных слов:
стремление казаться взрослей среди сверстников;
бунтарство;
провоцирование реакции взрослых (часто возникает из-за недостатка внимания);
потребность скрыть свою слабость;
повторение нецензурных бранных слов за родителями или за близкими родственниками, с которыми ребенок проводит много времени;
повторение за другими детьми, хотя в 11 лет ребенок понимает, где можно использовать мат, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше.
- Ответственность за нецензурную брань.
Для любителей «нецензурной брани в общественных местах» КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
III. Сообщения учеников. Вред, который наносит нецензурная брань организму и личности человека.
- А как вы думаете, употребление мата наносит людям какой-либо вред? Какой?
(Ответы, обсуждение).
1) Духовный и нравственный вред.
- «Мистическую составляющую» вреда особо подчеркивают люди верующие - это мистика злобы, кипящей в человеческом сердце, злобы, которая соединяет человека с нечистой силой.
2)Физический вред организму человека.
- Звук - не просто носитель информации, а определенный набор электромагнитных волн. Электромагнитное наполнение каждого звука тоже различно - от обычных длинных радиоволн до жесткого ультракороткого излучения, действующего на подкорку головного мозга человека, его подсознание. Бранные слова наносят вред не только тем, кто их произносит, но и тем, кто их слышит. Матерящийся человек порой не догадывается, что он наносит непоправимый вред своему потомству. Наши гены как бы «слышат» все наши слова и запоминают их. Маты отрицательно действуют на ДНК ругающегося человека, становятся проклятием для самого человека и его наследников. Именно молекулы ДНК отвечают за наследственность человека. В этом случае, если речь человека насыщена нецензурной бранью, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.
3) Опыты ученых.
- Ученые сделали поразительные эксперименты на воде, результаты этих экспериментов были таковы: жидкость обругали матом, после чего полили семена пшеницы. В результате семена, которые поливали такой обруганной водой, всходили лишь 49 из 100. Те же семена, которые поливали водой над которой читали молитвы, говорили прекрасные слова прорастали в 98 случаях из 100.
Оказывается, бранные слова рвут цепочку ДНК, убивают гены и убивают хромосомы. Таким образом, сквернослов самый большой вред наносит себе и своему потомству.
IV. Игра «Ассоциации».
- Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.
Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
V. Составление памятки «Как бороться с бранными словами».
помни, что ругань – признак недалекого ума и является уделом людей, недостойных уважения; кроме того, использование нецензурной брани характеризует человека как неспособного повзрослеть, вынужденного оставаться в ребяческом возрасте;
познакомься со словарем ненормативной лексики: бранные слова потеряют исключительность и, следовательно, важность;
читай больше хороших книг, в которых исключены нецензурные слова;
следи за своей речью: ругань оскорбляет и унижает того, кто произносит такие слова и того, к кому они обращены.
VI. Рефлексия, подведение итогов.
- Ответь и запиши ответы на 2 вопроса: «Я не знал…», «Теперь я знаю…».
(- «Я не знал…»: что мат вреден для здоровья; что растения реагируют на человеческую речь и т. д.
- «Теперь я знаю…»: что ругаться матом вредно для моего здоровья и здоровья окружающих; что если я буду нецензурно выражаться, это отразится на моих детях и т. д.)
- Напиши вывод «Я и скверные слова» (6-8 предложений). (Зачитать выводы классного часа.)
VII. Вывод учителя.
- Каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли вы выглядите в глазах своих друзей.
А закончим классный час словами Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Давайте беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам.