Интеллектуальная игра по русскому языку "Самый умный"
Интеллектуальная игра по русскому языку "Самый умный"
Интеллектуальная игра "Самый умный" направлена на развитие познавательных интересов обучающихся, закрепление знаний по русскому языку и литературе, развитие мышления, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы.
Игра состоит из 3 туров: 1 тур - отборочный (проводится со всеми обучающимися класса в тестовой форме), во 2 туре принимают участие 6 человек, набравших наибольшее количество баллов по итогам 1 тура, в 3 туре участвуют 3 человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку "Самый умный"»
Сценарий игры разработан
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Кузнецовой Ириной Михайловной
Цели игры:
- развитие познавательных интересов учащихся;
- закрепление знаний по русскому языку и литературе;
- привитие любви к предметам;
- развитие мышления, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.
Условия игры:
Игра состоит из 3 туров:
1 тур – отборочный.
В этом туре принимают участие все учащиеся класса (проводится в виде тестовой работы, включающей вопросы по русскому языку и литературе);
2 тур
Принимают участие 6 человек, набравшие наибольшее количество баллов в 1 туре. Каждый отвечает на вопросы за 1 минуту. Побеждает тот, кто наберет большее количество баллов.
3 тур.
В 3 тур выходят 3 человека. По итогам конкурса ДЕШИФРОВЩИК определяется, кто начнет 3 тур. Тур проводится по трем блокам заданий: русский язык, литература, общие вопросы. Участнику, первому расшифровавшему слово, дается право выбора блока заданий из трех названных выше. Участник, завершивший расшифровку вторым, выбирает блок заданий из двух оставшихся. Третьему участнику соответственно достается оставшийся блок.
В случае если игрок выбирает вопрос своего блока и дает правильный ответ, он получает 2 балла, если выбирает вопрос из темы соперника и дает правильный ответ, получает 3 балла. За правильные ответы на вопросы блока «Общие вопросы» дается 1 балл, независимо от того, кто дал правильный ответ: выбравший эту категорию или его соперники.
1 тур
В игре принимают участие учащиеся класса. Они одновременно отвечают на 18 вопросов (время определяется в зависимости от способностей учащихся класса). По итогам 1 тура остаются 6 человек с наибольшим количеством баллов.
1) Назовите слово с правильно поставленным ударением
а) агент
в) донельзя
б) диспансер
г) дремота
2) О пишется
а) загорелый
в) обнажить
б) озарение
г) отрасль
3) О пишется
а) обворожить
в) габарит
б) утрамбовать
г) гравюра
4) Е пишется
а) сургучом
в) шоколад
б) стажер
г) шорты
5) И пишется
а) думаете
в) решаете
б) дышите
г) дремлет
6) После приставки пишется И
а) небезызвестный
в) предыюльский
б) сверхинтуиция
г) безынтересный
7) Согласная пропущена
а) гласность
в) чествовать
б) наместник
г) чудесный
8) Удвоенная согласная пишется
а) гипотеза
в) пассивный
б) вентилировать
г) кавалерия
9) Ь пишется
а) тушь для ресниц
в) замуж
б) близ дома
г) фонарщик
10) Буква, обозначающая глухой согласный, пишется
а) кружка
в) дворняжка
б) веский
г) дуб
11) Удвоенная согласная пишется
а) расчет
в) эмиграция
б) кристаллический
г) ресурсы
12) Ъ пишется
а) въехать
в) воробьи
б) пьедестал
г) интервьюировать
13) Назовите стихотворение А.С. Пушкина
а) “Пущину”
в) “Береза”
б) “Листок”
г) “Бородино”
14) К какому жанру лирики относится стихотворение “Пущину”?
а) ода
в) элегия
б) послание
г) эпиграмма
15) Назовите стихотворение Н.А.Некрасова
а) “Железная дорога”
в) “Песнь о вещем Олеге”
б) “Мцыри”
г) “Бородино”
16) Укажите поэта 20 века , которому принадлежат строки
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно?
а) А. Блок
в) В. Маяковский
б) С. Есенин
г) Н. Гумилев
17) Какой литературный прием использует В.В.Маяковский при написании следующих строк?
Скрипка издергалась, упрашивая и вдруг разрыдалась, так по – детски
а) гротеск
в) олицетворение
б) гипербола
г) сравнение
18) Назовите годы жизни А.С. Пушкина
а) 1799 - 1837
в) 1923-1937
б) 1798 – 1839
г) 1567 – 1674
2 тур
Принимают участие 6 человек, набравшие наибольшее количество баллов в 1 туре. Каждый отвечает на вопросы за 1 минуту. Побеждает тот, кто наберет большее количество баллов. В 3 тур выходят 3 человека.
Как звали Пушкина? (Александр Сергеевич)
Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что? (имя существительное)
В каком веке жил А.С. Пушкин? (XIX век)
В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется … (о)
Кто написал “Мойдодыр”? (К.И. Чуковский)
Сколько богатырей в сказке А.С. Пушкина? (33)
Определить часть речи: 1,2, 3, 4,… (числительное)
Назовите автора строк: “Унылая пора, очей очарованье…” (А.С.Пушкин)
Какая европейская столица лежит на скошенной траве? (Париж на Сене)
Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
Какая часть речи отвечает на вопрос КАК? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? (наречие)
К какому спряжению относятся глаголы БРИТЬ , СТЕЛИТЬ? (1)
Автор строк: “БУРЯ МГЛОЮ НЕБО КРОЕТ…”. (Пушкин)
Кто написал “ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ”? (Гоголь)
Назовите синоним слову ЛАНИТЫ. (щеки)
Назовите автора строк: “ТУЧКИ НЕБЕСНЫЕ, ВЕЧНЫЕ СТРАННИКИ…” (Лермонтов)
Остаются 3 человека. По итогам конкурса ДЕШИФРОВЩИК определяется, кто начнет 3 тур.
1 2 3
4 5 6
7 8 9
А Б В
Г Д Е
Ё Ж З
10 11 12
13 14 15
16 17 18
И Й К
Л М Н
О П Р
19 20 21
22 23 24
25 26 27
С Т У
Ф Х Ц
Ч Ш Щ
Назвать часть речи: 14, 6, 8, 5, 16, 14, 6, 20, 10, 6 (междометие)
3 тур
Принимают участие 3 человека. Остается 1 победитель.
Блоки:
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРА
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1
24
13
3
22
6
23
21
26
4
8
7
12
2
19
17
27
16
11
29
10
18
15
28
25
20
9
30
5
14
Своя тема – 2 балла. Тема соперника – 3 балла. Общие вопросы – 1 балл.
Русский язык
3
Корень мой находится в ЦЕНЕ, В ОЧЕРКЕ найди приставку мне, Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали, Весь же – в ДНЕВНИКЕ я и в ЖУРНАЛЕ. (оценка)
6
Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надежно Суффикс в ГУДЕНИИ ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. (сочинение)
23
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень Суффикс – в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание)
26
Корнем с ДОРОГОЙ роднится, В СБОРЕ приставка таится, Суффикс, как в слове ДНЕВНИК, Целым же в космос проник. (спутник)
27
Мой корень – родственник СРАЖЕНЬЮ, Приставка – в слове ЗАЯВЛЕНИЕ , В НАБОРЩИКЕ есть суффикс мой , А весь – тружусь я под землей. (забойщик)
16
Мой корень в ПРОСЬБЕ заключен, (В ней он озвучен и смягчен), Приставка в ВОПЛОЩЕНЬЕ где-то , На целое – все ждут ответа. (вопрос)
24
Корень тот же , что и в слове ЦЕЛЫЙ , один суффикс – как в слове ДРУЖИНА, другой – как в слове ВЫСОТНИК. (целинник)
30
Приставка и суффикс , что в слове ПОЯВЛЕНИЕ , а корень – как в слове РУЧКА. (поручение)
29
Один корень из слова ВСЕМИРНЫЙ , другой – из слова ЛЮБЛЮ , суффикс и окончание из слова КРАСИВЫЙ. (миролюбивый)
14
Приставка из слова СОТРУДНИК, корень – из слова ПРИСУЩИЙ , один суффикс из слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, другой – из слова МИРОВОЙ , а третий вместе с окончанием – из слова СОБРАНИЕ. (сосуществование)
Литература
1
В начале какой сказки Пушкин употребляет слова – синонимы ПУТЬ – ДОРОГА? (“О мертвой царевне…”. Царь с царицею простился // В путь-дорогу снарядился…)
13
Укажите название приема, к которому прибегает С.Есенин в создании образа: Дымом половодье зализало ил, Желтые поводья месяц уронил. (олицетворение)
22
А.С.Пушкин – всемирно известный русский поэт. Назовите оперы, поставленные по его произведениям и успешно исполняемые в оперных театрах мира. (“Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Мазепа”, “ Алеко”, “Дон Жуан”, “Пиковая дама”, “Моцарт и Сольери”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане”.)
7
Назовите имена русских писателей и поэтов, с которыми связаны такие памятные места: Ясная Поляна, Михайловское, Константиново. (Толстой, Пушкин, Есенин)
2
Назовите литературоведческий термин “повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков” (аллитерация)
17
Как называется короткий устный рассказ с остроумной концовкой? (анекдот)
11
Персонаж басни “Свинья под дубом”, который пытался остановить свинью, подрывавшую корни Дуба. (ворон)
10
Жанр произведения А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”? (поэма)
15
Сборник, в который Гоголь включил произведение “Майская ночь или утопленница”? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”)
28
Кто являются создателями славянской письменности? (Кирилл и Мефодий)
Общие вопросы
25
Какое русское слово принадлежит тебе , а употребляется чаще другими , чем тобой? (Имя)
21
Какой иглой не сошьешь рубахи? (хвойной)
4
В каком магазине ничего не купишь? (оружие)
8
Что можно набрать , ничего не беря в руки? (номер телефона)
12
Что можно собрать без помощи рук? (силы , тело для прыжка)
9
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
20
Какой город летает? (Орел)
19
Какая Земля никогда не состарится? (Новая Земля)
5
Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)