«Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов "Счастливый случай"
«Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов "Счастливый случай"
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.
Оформление доски:
портрет
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И.С. Тургенев
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов "Счастливый случай"»
КГУ "Чунджинская средняя школа № 5" отдела образования Уйгурского района,Алматинской области"
«Интеллектуальная игра по русскому языкудля учащихся 5-7 классов«Счастливый случай»
Провела:преподаватель русского языка и литературы Молотова Г.К.
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.
Оформление доски:
портрет
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И.С. Тургенев
Счастливый случай
команда команда
(Грамотеи) (Знатоки)
портрет
“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.
(А.Н.Толстой)
I. Вступительная часть
1. Учитель:
Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.
На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.
(Дети читают, объясняют смысл)
- Но нередко встречаются такие ситуации:
Сценка – Как живешь? – Нормально. – А с учебой как? – Нормально. – Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке? – Нормально. – Хорошо, значит? – Ну я же говорю – нормально. – Странно ты говоришь... – Почему? Нормально. – Ты считаешь – нормально? – Нормально. – Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек! - Важно не только говорить по-русски, но и владеть русским языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!
- И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,проверим свои знания.
1-гейм «Кто есть кто».(3 балла)
Ведущий.
- В первом туре «Кто есть кто» капитан должен представить свою команду и её название.
(представление команд)
- А сейчас мы проведем жеребьевку «Книжка», которая даст право первым начать бой за звание лучших знатоков русского языка.
- На страницах книги зашифрована народная мудрость.
Ключ к шифру – таблица умножения.
Чтобы узнать, какую букву представляет, например, цифра 9; нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 9 – то есть: 1 х 9 = буква Х и т. д.
- А пока наши команды расшифровывают народную мудрость, мы проведем
игру со зрителями «Продолжи поговорку»
1) Сам пропадай - …… (а товарища выручай)
2) По одежке встречают - ………. (по уму провожают)
3) Семь раз отмерь -……………..(один раз отрежь)
4) Глаза страшатся, (а руки делают)
5) Грамоте учиться - ………..(всегда пригодится)
6) Любишь кататься -……….(люби и саночки возить)
7) Не зная броду -………..(не суйся в воду)
8) Что посеешь -……….(то и пожнешь)
9) Старый друг -………(лучше новых двух)
10) За двумя зайцами погонишься -………(ни одного не поймаешь)
11) Не место красит человека,………(а человек – место)
12) Кто не работает, (тот не ест)
II. Основная часть.
2.гейм: « Дальше, дальше…»
Вопросы для первой команды
Сколько букв в русском алфавите? (33) 2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка) 3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое) 4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6) 5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3) 6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное) 7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы) 8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка) 9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха) 10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст) 11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква) 12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень) Вопросы для второй команды
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит) 2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10) 5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6) 6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?какая? какое? какие? (Прилагательное) 7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра) 8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2) 9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).
12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)
3. Третий гейм: «Ты – мне, я – тебе».
Дети задают друг другу по три вопроса, подготовленных заранее.
1.О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)
«Анограммы»
(каждая анограмма – 1 балл)
- Вам нужно в каждом слове вернуть буквы на свои места и прочесть поговорку или пословицу.
1. Рсытай ругд – учешл хывон худв.
2. Залга тсяшатаср, а киру тюдела.
3. Мотегра тьсячеу – гдаесв готсяидпри.
Ответы:
1.Старый друг - лучше новых двух
2.Глаза страшатся, а руки делают
3.Грамоте учиться - всегда пригодится
4-гейм. «Кто быстрее» или «Самый глазастый»
(каждое найденное слово – 1 балл)
- Каждая команда получает карточку с рассказом-загадкой. В рассказе "спрятаны" названия растений. Попробуйте их найти. Кто больше.
"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".
Ответ:
"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".
5. Пятый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
Каков разум,
а плод сладок.
Корень учения горек,
а человек знанием.
Красна птица оперением,
таковы и речи.
5-Шестой гейм: «Ералаш»
Это что за ералаш?
Тут из слов сварили кашу…
Посоветую я вам:
Всё расставить по местам!
Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий .