«Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов
«Счастливый случай»
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.
Оформление доски:
портрет
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И.С. Тургенев
Счастливый случай
команда команда
(Грамотеи) (Знатоки)
портрет
“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.
(А.Н.Толстой)
I. Вступительная часть
1. Учитель:
Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.
На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.
(Дети читают, объясняют смысл)
- Но нередко встречаются такие ситуации:
Сценка – Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
- Важно не только говорить по-русски, но и владеть русским языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!
- И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,проверим свои знания.
1-гейм «Кто есть кто». (3 балла)
Ведущий.
- В первом туре «Кто есть кто» капитан должен представить свою команду и её название.
(представление команд)
- А сейчас мы проведем жеребьевку «Книжка», которая даст право первым начать бой за звание лучших знатоков русского языка.
- На страницах книги зашифрована народная мудрость.
Ключ к шифру – таблица умножения.
Чтобы узнать, какую букву представляет, например, цифра 9; нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 9 – то есть: 1 х 9 = буква Х и т. д.
- А пока наши команды расшифровывают народную мудрость, мы проведем
игру со зрителями «Продолжи поговорку»
1) Сам пропадай - …… (а товарища выручай)
2) По одежке встречают - ………. (по уму провожают)
3) Семь раз отмерь -……………..(один раз отрежь)
4) Глаза страшатся, (а руки делают)
5) Грамоте учиться - ………..(всегда пригодится)
6) Любишь кататься -……….(люби и саночки возить)
7) Не зная броду -………..(не суйся в воду)
8) Что посеешь -……….(то и пожнешь)
9) Старый друг -………(лучше новых двух)
10) За двумя зайцами погонишься -………(ни одного не поймаешь)
11) Не место красит человека,………(а человек – место)
12) Кто не работает, (тот не ест)
II. Основная часть.
2. гейм: « Дальше, дальше…»
Вопросы для первой команды
Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
Вопросы для второй команды
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).
12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)
3. Третий гейм: «Ты – мне, я – тебе».
Дети задают друг другу по три вопроса, подготовленных заранее.
1.О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)
«Анограммы»
(каждая анограмма – 1 балл)
- Вам нужно в каждом слове вернуть буквы на свои места и прочесть поговорку или пословицу.
1. Рсытай ругд – учешл хывон худв.
2. Залга тсяшатаср, а киру тюдела.
3. Мотегра тьсячеу – гдаесв готсяидпри.
Ответы:
1.Старый друг - лучше новых двух
2.Глаза страшатся, а руки делают
3.Грамоте учиться - всегда пригодится
4-гейм. «Кто быстрее» или «Самый глазастый»
(каждое найденное слово – 1 балл)
- Каждая команда получает карточку с рассказом-загадкой. В рассказе "спрятаны" названия растений. Попробуйте их найти. Кто больше.
"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".
Ответ:
"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".
5. Пятый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
Каков разум,
а плод сладок.
Корень учения горек,
а человек знанием.
Красна птица оперением,
таковы и речи.
5- Шестой гейм: «Ералаш»
Это что за ералаш?
Тут из слов сварили кашу…
Посоветую я вам:
Всё расставить по местам!
Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий .
Задача: узнать слова. Кто быстрее.
Старужлин (журналист) Кохуджин (художник)
Терапальпедов (преподаватель) Алербина (балерина) Цепрадов (продавец)
7.Седьмой гейм: «Гонка за лидером».
Вопросы первой команде.
Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
Назови синоним слова актёр. (Артист)
Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
Что означает имя Виктор? (Победитель)
Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)
Вопросы второй команде.
Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
Я – синоним осьминога,
а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)
Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)
Восьмой гейм «Конкурс капитанов» Эрудит.
- Капитан должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, вопрос задается другому ученику.
А - река?
Б - дерево?
В - дикое животное?
Г - гриб?
Д - имя девочки?
Е - ягода?
Ж - насекомое?
3 - певица?
И - государство?
К - спортивный снаряд?
Л - птица?
М - орудие труда?
Н - рыба?
О - огородное растение?
П - поэт?
Р - школьная принадлежность?
С - родственница?
Т - писатель?
У - профессия?
Ф - первый книгопечатник на Руси?
Х - артист?
Ц - строительный материал?
Ч - единица измерения времени?
Ш - учебное учреждение?
Щ - сказочная рыба-волшебница?
Э - его можно услышать в горах?
Ю - игрушка?
Я - фрукт?
Подведение итогов жюри. Награждение команд.
Ведущий: Много слов на земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова- словно раны, слова- словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту,-
Береги изначальную их чистоту.
9. Подведение итогов.
10. Награждение победителей.