Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Мы - Грамотеи"»
Лингвистическая игра«Мы — грамотеи»
Цели:
Способствовать развитию интереса учащихся к изучению родного языка.
Способствовать воспитанию бережного отношения к родному языку, гордости за русский язык.
Способствовать повышению грамотности учеников.
Оборудование: мультимедийная презентация с заданиями турнира, видеоролики, раздаточные карточки с заданиями, оформление класса плакатами с высказываниями о русском языке.
Звучит песня о русском языке (видеоклип)
Ведущий:
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на игре «Мы — Грамотеи».
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира. Но он не прост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. Это все то, что мы изучаем на уроках русского языка. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится: «Без букв и грамматики не обходятся и математики.», «Сначала аз да буки, потом все науки».
Известный русский писатель К. Паустовский говорил о величии русского языка: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
Я надеюсь, что вы покажите прекрасное знание русского языка.
В игре принимают участие две команды школьников.
Одна команда играет против другой. В каждой команде три игрока из разных классов-седьмого, девятого и одиннадцатого. В течение игры команды принимают участие в различных конкурсах, зарабатывая баллы. Победителем становится команда, набравшая больше баллов за игру.
Давайте познакомимся с командой___________________________________________
Но задания будут не только для членов команд, но и для болельщиков. Будьте внимательны.
Команды готовы, болельщики тоже готовы, тогда представим наше жюри______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оно будет проверять правильность выполнения заданий, определять количество набранных баллов и назовет победителей нашей игры.
Задание 1. «АЗ,БУКИ,ВЕДИ».
Игроки получают 12 слов, буквы в которых изменили место. Надо расставить буквы по местам и собрать слово.
За каждое правильно расставленное слово команда получает 1 балл. Команда, которая первой прикрепит лист на доску, может получить дополнительный балл, если у неё нет ошибок. Максимальное количество баллов — 13.
Ведущий: Как мы и обещали, задание получат не только наши команды, но и болельщики.
Конкурс болельщиков.
Всем болельщикам предлагается слово контрабас, из букв этого слова необходимо составить как можно больше слов. Победит тот, кто составит большее количество слов из данного слова. Можно работать и в паре, в группах.
Просим болельщиков сдать листочки с составленными словами из исходного слова «контрабас». Жюри тоже подсчитает их количество и определит победителя. Максимальное число слов, которые можно составить из этого слова 250.
Задание 2. Чтобы вас понимали, очень важно правильно произносить слова, правильно ставить ударения, а то ведь слово может и обидеться и стать непонятным или смешным, как в песенке. Послушайте ее.
Клип «Песня о грамотности»
Как вы догадались сейчас будет орфоэпический конкурс «Ударь меня, если сможешь».
У каждой команды есть 30 секунд, чтобы поставить ударение. Каждое правильно расставленное ударение приносит команде 1 балл. Максимальное количество баллов — 10.
ВОРОТА, ДЕФИС, НА ДОСКУ, ЗВОНЯТ, ДОСУГ,
НАЧАЛИ, ПОВТОРИШЬ, УГЛУБИТЬ, КАТАЛОГ, КРАСИВЕЕ
Задание 3. Русский язык очень сложный, и иногда одна буква меняет смысл всего предложения.Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были? Необходимо угадать и записать.
Конкурс «Буква — акробат»
У каждой команды есть 30 секунд, чтобы найти ошибку. Каждое правильно исправленное слово приносит команде 1 балл. Максимальное количество баллов — 7.
Задание с измененными поговорками дается каждой команде.
1. Аппетит проходит во время еды.
2. Взявшие мяч от мяча и погибнут
3. Видит око, да дуб неймет
4. Город не тетка.
5. Готовь сени летом, а телегу зимой.
6. Ждать у горя погоды.
7. Лес рубят — кепки летят.
Конкурс для болельщиков (за правильный ответ – жетон)
Узнайте многозначное слово по лексическим значениям, например: бывает подземным, гаечным, скрипичным, открывает дверь – КЛЮЧ.
Стрижка, вид спорта, отдельная больничная палата – БОКС.
Взрослые держат в ней посуду, а дети катаются с неё на санках – ГОРКА.
Южный плод и драгоценный камень – ГРАНАТ.
Растет в поле, но иногда выскакивает на глазу – ЯЧМЕНЬ.
Эта детская болезнь может быть животным и называться морская… СВИНКА.
Это можно сделать со светом и с мясом – ПОТУШИТЬ.
Бывает барабанной и десятичной – ДРОБЬ.
Порода собак и расценка на товары и услуги – ТАКСА.
Задание 4. Конкурс Синтаксический.
Соберите из слов предложение, расставьте знаки препинания и получите высказывание о русском языке.
У каждой команды есть 30 секунд. Максимальное количество баллов — 2.
Величайшее богатство народа — его язык (М.А.Шолохов)
Задание 5.
Следующий конкурс - «ЛЕПОТА».
Командам нужно дать определения устаревшим словам. Ответ можно дать сразу или взять 30 секунд на обдумывание. В случае ошибки ход передаётся соперникам. Всего задаётся 4 слова поочерёдно каждой команде. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
На доске появляется слово - ДЛАНЬ (ладонь).
На доске появляется следующее слово – ШОРНИК.
(Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек).
ПОВО́ЙНИК – (Платок, обвитый вокруг головы — головной убор у русских замужних крестьянок).
И последнее слово в древнем толковании – ДЕННИЦА (в старославянском – утренняя заря).
Задание 6.Конкурс «Стилистический»
Да, язык народа — это богатство, и мы должны в совершенстве им владеть. Д. Свифт (английский писатель, автор любимого вами произведения о приключениях Гулливера) говорил: «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля». А как часто мы нарушаем это правило.
Поэтому следующий наш конкурс — стилистический. Командам нужно найти стилистическую ошибку.
Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Максимальный балл – 6.
1.Петя ушиб колено ноги.
2.Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3.Собрание будет в декабре месяце.
4.Многие города были превращены в руины и развалины.
5.Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
6.Он написал свою автобиографию.
Конкурс для болельщиков (за правильный ответ – жетон) А знаете ли вы цвета?
Наш следующий конкурс называется «ПОСЧИТАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ».
Участники получают по одному падежу и числительному (для 7 класса — трёхзначные числа, для 9 класса — четырёхзначные, для 11 класса — пятизначные). За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Команда, ответившая раньше, получит дополнительный балл, если у неё нет ошибок. Максимальное количество баллов — 4.
У каждой команды есть 30 секунд.
Первыми у нас отвечают семиклассники 895 (род.п.) (восьмисот девяностапяти).
Слово берут старшеклассники, посмотрим, что у них получилось из числа 55389 (дат. п.) (пятидесяти пяти тысячам тремстам восьмидесяти девяти).
Задание 8. «Орфографический»
Конечно, наш турнир «Мы- грамотеи» не может пройти без конкурса на самую грамотную команду. Поэтому заключительный конкурс «Орфографический»
Помогите мальчику-пятикласснику получить хорошую отметку за диктант, исправьте ошибки.
Руский изык
Я лублю уроки руского язика. На этих уроках мы учимса понимать силу и красату радново изыка. Типлатой веит от блиских с децва слов: ручей, рощя, паляна, трапинка. Таржественно праизносим мы слава: Родина, мир, трут, свобода. Руский изык памогаит нам дружыть.
А пока ваши одноклассники исправляют ошибки, мы посмотрим увлекательный
видеоролик «9 занимательных фактов о русском языке»
Ведущий:
Пока жюри поводит итоги и определяет победителя, давайте посмотрим еще один веселый видеоролик «Урок русского языка».
Подведение итогов, выступление жюри, награждения.
Ведущий: Игра закончилась, но я надеюсь, что интерес к изучению русского языка у вас не пропал, а наоборот, вам захотелось заглянуть в словарь, почитать книги о русском языке. Помните, «С русским языком можно творить чудеса» (К.Г.Паустовский).