Игра «Пять звезд» 5 класс
Люблю тебя, грамматика.
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
А. Зимина (2, с. 103)
Наименование дисциплины: русский язык
Ф. И. О.: Егорова Лидия Валерьевна
Класс: 5
Тема: Смотр знаний по теме «Имя существительное».
Форма: игра «Пять звезд»
Цель:
- Систематизация изученного по теме материала;
- Выяснение уровня его усвоения;
- Закрепление умений и навыков, полученных при изучении материала по теме «Имя существительное»;
- Развитие умения лаконично выражать мысль и аргументировать ее;
- Развитие орфографической зоркости
- Воспитание интереса к русскому языку, умение ценить дружбу, адекватно оценивать успехи и работу одноклассников.
План:
- Организационный момент (2 минуты)
- Сообщение темы (1 минута)
- Объяснение правил игры (4 минуты)
- Знакомство с игровым полем (3 минуты)
- Ход игры (28 минут)
- Домашнее задание (1 минута)
- Подведение итогов урока (1 минута)
Оборудование: интерактивная доска, музыкальное сопровождение «Учат в школе».
Ход урока.
Организационный момент.
Урок наш открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово.
А если у вас такого нет,
То не получите билет. (1, с. 90) (учащиеся по цепочке называют вежливые слова и получают билеты с номером)
Сообщение темы, цели урока.
Наш девиз:
Мы веселые ребята,
С нами некогда скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем знания проверять!
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет;
Сегодня будет дружба
Залогом всех побед!
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!!! (4, с. 80)
Объяснение правил игры.
- В игре побеждает тот, кто первым соберет пять звезд, или, если пять звезд не собрал никто, тот, у кого больше звезд.
- В начале соревнования игрок называет любой номер, например А – 5, дальше игра складывается сама собой:
Квадрат «звезда»; выполняем задание, при правильном ответе он получает жетон – звезду, остальные (правильно выполнившие) старк.
Квадрат «планета»; игрок получает 3 старка за правильно выполненное задание, остальные – старк, кто правильно выполнил. За 5 старков можно купить одну звезду.
Квадрат «скрипичный ключ»; переход хода и физминутка.
Физминутка:
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места (круговые движения кистями рук)
Раз присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали.
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте)
Будто наш упругий мяч. (3, с. 28)
Квадрат «астероид»; игрок теряет все свои старки, ход переходит к следующему игроку.
Квадрат «стрелка»; открывается следующий квадрат по ходу стрелки.
Квадрат «черная дыра»; на обратной стороне спрятан номер, игрок под этим номером выбывает из игры. От «черной дыры» можно откупиться, пожертвовать звезду. (смотри приложение)
- После того, как участниками игры дан ответ, учитель дополняет, уточняет, комментирует.
Задания на получения звезды.
А -1:
Говорил он между прочим,
«Красивее», «Мы так хочим»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билитень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
(В. Масс, М. Червинский)
Г – 2:
Вы уже знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа.
Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском языке, например, нет никакого деления на роды (в армянском, в узбекском в турецком, в китайском, в татарском и во многих других).
В немецком языке средний род называется вещным, в древнем латинском он называется нейтральным, а во французском языке среднего рода нет.
Какие слова – помощники помогают определить род существительных в русском языке?
Распределить слова по колонкам в зависимости от рода.
М.р. Ж. Р. Ср. Р.
Дорога, путь, направление;
Вид, картина, зрелище;
Заглавие, заголовок, шапка;
Договор, соглашение, конвенция;
Гнев, ярость, бешенство.
Слова, различные по звучанию, но близкие по значению называются…? (синонимы)
Д – 3.
Исправь ошибки.
Бык – бычиха
Баран – баранка
Боров – боровка
Петух – петушиха
Гусь – гуська
Медведь – медведка
Волк – волкушка
Слон – слоныня.
Б- 4.
На какие группы делятся части речи? Перечислите самостоятельные части речи, служебные части речи. Приведите примеры.
Г – 5.
Морфемный разбор слов:
Вынуть, сумерки, объем, подорожник, разуть, обуть, зажигаются, подлетели.
Задание на получение трех Старков.
Б – 1.
Каким членом предложения, может быть существительное? (всеми)
Г – 1.
Как называются словари, в которых объясняется значение слова? (толковые)
В – 2
Образовать от прилагательных существительные и наоборот
Синий – синь Береза – березовый
Хлебный – хлеб Сирень – сиреневый
Сахарный – сахар глушь – глухой
Широкий – ширь Мороз – морозный
Грушевый – груша клен – кленовый
Д – 2.
Я антоним шума, стука;
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь…(тишина)
В – 3.
Укажите графически чередование в словах:
Отец – отцом (е//с нулем звука) беглые гласные
Писать – пишу (с//ш)
Подруга – дружный – друзья (г//ж//з)
Спор – оспаривать (о//а)
А – 4.
Списать предложение, расставить знаки препинания.
Солнце п.сылает: «Лети, ветер, за тридевять земель, в тридесятое царство, достань живой и мертвой воды».
Б – 5.
Из каких частей состоит текст – рассуждение? (тезис, аргументы, вывод)
В – 5.
Исправь ошибку.
На поле много хлопков.
С приходом весны наступает оттепели.
Д – 4.
Со словом мышь, рояль, картофель, полотенце, тюль составить такие словосочетания, в которых отчетливо выявлялся бы род этих слов.
Д – 5.
Счастливый случай.
Игрок получает звезду.
Домашнее задание.
Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Литература:
1. Александрова, Г. Занимательный русский язык [Текст]/ Г. Александрова. - М.: Просвещение, 1980. – 215 с.
2. Григорян, Л. Т. Язык – друг мой [Текст]/ Л. Т. Григорян. - М.: Просвещение, 1996. – 203 с.
3.Мордас, Е. М. Русский язык. Уроки – путешествия, ролевые игры. [Текст]/ Е. М. Мордас. - Волгоград.: Учитель, 2011. – 179 с.
4. Угроватова Т. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в 5 классе [Текст]/ Т. Угроватова. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 159 с.