kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность игровой формы проведения уроков русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые методы занимают значительное место в классификации методов обучения. Ценность этого метода заключается в том, что в игре функции обучения, развития и воспитания работают вместе.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность игровой формы проведения уроков русского языка»

Эффективность игровой формы проведения уроков русского языка (дидактический материал для 11 класса)

Игра – один из традиционных и признанных методов обучения и воспитания. Ценность этого метода заключается в том, что в игре функции обучения, развития и воспитания работают вместе. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные способности и воспитывает личность.

Игровые методы занимают значительное место в классификации методов обучения. Их главное преимущество в том, что в игровой ситуации процессы восприятия происходят в сознании ребенка быстрее и точнее. Они переводят тренировочное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценариев.

Игра не возникает по принуждению или по обязательствам. Она исходит из непосредственных побуждений, потребностей и интересов ребенка. Особенность игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по себе интересны ребенку. Его интересует не исход самой игры, а сам процесс игровой деятельности.

Для учащихся старших классов средней школы особенно важна способность использовать полученные знания в различных учебных и коммуникативных ситуациях. Особая «скорость мышления» и правильность принятия решений в современной жизни часто являются факторами, определяющими успех человека и уровень его жизненных достижений.

Насколько стремительно работает мысль молодежи 21 века, показала игра-конкурс «Лингвистический маршрут», которая была проведена в гимназии № 60 города Луганска. В игре-конкурсе приняли участие команды учащихся 11- х классов.

Целью данного мероприятия является систематизация знаний старшеклассников по русскому языку и подготовка к ГИА.

Структура «Лингвистического маршрута» была проста, но содержательна. Сначала участники представили свои «Визитные карточки», которые отражали название и кредо каждой команды. Следующий этап игры - перемещение команд по лингвистическим остановкам, на которых в течение короткого времени участники команд отвечали на тестовые вопросы по определенным разделам русского языка.

Остановка «Фонетика. Орфоэпия»

1. В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится мягко:

а) кафе;

б) академия;

в) кашне;

г) ателье.

2. Отметьте слово с неверным ударение:

а) жалюзи;

б) шарфы;

в) торты;

г) шкафы.

3. В каком слове первый слог ударный:

а) договор;

б) донизу;

в) завидно;

г) кухонный.

4. В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится твердо :

а) фанера;

б) газель;

в) темп;

г) галантерея.

5. Правильно ли поставлено ударение в фор­ме множественного числа в словах:

а) козыри;

б) возрасты;

в) банты ;

г) хлебцы .

6. В каком ряду во всех словах не месте сочетания ЧН произносится [ШН]:

а) античный, порочный;  

б) вечный, подвенечный; 

в) скворечник, нарочно;

 г) отлично, скучно.

7. В каком слове букв больше, чем звуков :

а) скрипя;  

б) слюда; 

в) внять;

г) крик.

8. В каком слове звуков больше, чем букв:

а) вьюжит; 

б) ясный; 

в) ширь;

г) ничья.

9. В каком слове все согласные звуки глухие:

а) бесшовный;

б) подкопать;

в) крутой;

г) прибой.

10. В каком слове все согласные звуки мягкие:

а) щавель;

б) лектор;

в) возвращение;

г) чаша.



Остановка «Лексика и фразеология»

1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно:


а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе;
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание;
в) аналогия — противоположность чему-либо;

г) привилегия — преимущественные права, льготы.


2. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении:


Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.


а) летний;

б) дремлют;

в) бледно-красен;

г) блестят.

3. В каком варианте пары слов не являются синонимами:


а) деликатный – тактичный;

б) вульгарный — корыстный;

в) чуткий — отзывчивый;

г) гуманный — человечный.


4. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно:


а) считать ворон — бездельничать;

б) в час по чайной ложке — медленно;

в) тертый калач — опытный (о человеке);

г) седьмая вода на киселе — близкие родственники.


5. В каком предложении не используется фразеологизм:


а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра;
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун;
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника;
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.


6. В каком ряду не все слова являются синонимами :


а) узы, оковы, путы;

б) воображение, фантазия, вымысел;

в) усердие, одолжение, услуга;

г) холм, пригорок, возвышенность.


7. Выберите слово, к которому нельзя подобрать омоним :


а) норка;

б) река;

в) спал;

г) ласка.


8. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить :


а) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок;

б) Актер умел представить пение соловья;

в) Вам нужно срочно представить отчет о командировке;

г) Я представил вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.


9. Какое из данных слов не является синонимом слова фильм :


а) картина;

б) лента;

в) рама;

г) кино.


10. Выберите из предложенного ряда пословицу :


а) остаться у разбитого корыта;

б) мал золотник, да дорог;

в) грызть гранит науки;

г) водить за нос.




Остановка « Синтаксис и пунктуация»


1. Найдите сложноподчинённое предложение:


а) Ветер стих, поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивались лучи солнца;

б) В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин;

в) Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черёд;

г) Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.


2. В каком предложении выделенное слово является вводным и требует обособления (знаки препинания не расставлены):


а) Человек говорят ко всему привыкает;

б) За деревней видно ржаное поле;

в) Небо над улицей казалось чёрным;

г) Наша бабушка может быть в городе.


3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:


а) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух;

б) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного;

в) Иван был почти всегда сонливый да ленивый;

г) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.


4. Найдите предложение, в котором надо обособить выделенные слова:


а) Спустя полчаса Ким вывел ребят к роднику;

б) Полный раздумья шёл я по большой дороге;

в) Весной из далёкого края прибыли гости;

г) Он закрыл лицо и сидел не двигаясь.


5. Найдите предложение, в котором запятая не нужна:


а) После грозы всё блестело и сверкало (?) и дышалось легко;

б) Было темно и холодно (?) и мне очень хотелось поскорее оказаться дома;

в) Уже начинало припекать (?) и с крыльца падала звонкая капель;

г) Ветер дул с моря (?) и городок обдавало запахом водорослей.


6. Какое предложение не является безличным :


а) Мне выгоднее всего было остаться сегодня дома;

б) Все темней и темней сад над землей;

в) Она мечтой стремиться к жизни волевой;

г) От его слов Никите становится нестерпимо жутко.


7.Не соответствует литературной норме словосочетание :


а) пришла с базара;

б) вернулся с Кавказа;

в) приехал из Львова;

г) поехать до бабушки.


8. В каком примере есть обращение :


а) Русский характер! Поди-ка опиши его!

б) Зима! Из глубины твоих снегов встают, чернея, пни деревьев.

в) Чудо! Оно совершается в каждом листке.

г) Прощанье! Скорбное слово!?


9. Правильно построены словосочетания :


а) заведующий кафедрой;

б) выйти с автобуса;

в) памятник Пушкина;

г) хранитель музея.


10. В каком варианте правильно согласованы подлежащее и сказуемое :


а) После случившегося отец с ребенком решили переехать;

б) Я с моими сыновьями еду раньше;

в) Писатель со своей семьей провели лето на даче;

г) Сотня ребят разбежались во все стороны.


Остановка «Культура речи»


1. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний:


а) оплата за проезд, основываться на фактах;

б) скучаю по вас, отметить недостатки;

в) уделять внимание на детали, критиковать за ошибки;

г) отдел кадрами, обвинять за растрату.


2.  Отметьте слово с ударением на втором слоге:


а) ЗВО - НИТ                                                  в) КА-ТА-ЛОГ

б) КУ-ХОН-НЫЙ                                         г) АЛ-ФА-ВИТ


3. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного:


а) жареный картофель;                                

б) густой вуаль;                                            

в) чёрное кофе;

г) компетентное жюри.


4. Отметьте неправильное сочетание слов:

а) надеть шляпу;                                        

б) надеть на палку;                                      

в) одеть очки;

г) деть ребёнка.


5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов:


а) Создавая ценности, человек обновляет себя.

б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

в) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о

событиях последних лет, очень понравился мне.

г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.


6. В каком варианте неправильно построено словосочетание:


а) приостановить меры;

б) принять меры;

в) заслужил известность;

г) приложил силы.


7. Правильно построены словосочетания в вариантах:


а) одеть ребёнка;

б) одеть шапку;

в) представить слово докладчику;

г) предоставить возможность.


8. Тавтологическими являются словосочетания:


а) моя автобиография;

б) прейскурант цен;

в) свободная вакансия;

г) новый файл.


9. Допущена ошибка в употреблении фразеологизма:


а) пока суд да дело;

б) красной нитью проходит мысль;

в) держать ухо востро;

г) результаты не замедлят себя ждать.


10. В каких предложениях глаголы употреблены неправильно:


а) Листья колышутся на ветру;

б) Им двигает чувство сострадания;

в) Ветер колыхает листву;

г) Человеку свойственно ошибаться.





Остановка «Орфография»


1. В каком слове допущена ошибка при написании приставки:


а) преукрасить;

б) президент;

в) прискверный;

г) прислониться.



2. Найдите наречие:


а) в течение;

б) вследствие;

в) на счёт;

г) всмятку.


3. Где требуется написание буквы «т»:


а) извес…ный;

б) искус…ный;

в) сверс…ник;

г) опас…ный.


4. Найдите слово с пропущенной буквой «ы»:


а) без…дейный;

б) дез…нфекция;

в) меж…нститутский;

г) пред…стория.


5. Укажите вариант, где все слова с мягким знаком на конце:


а) жгуч…, плащ, около дач.., певуч…;

б) уж, реч.., калач.., замуж…;

в) доч., рож.., навзнич., вещ..;

г) дрожь, много встреч..., могуч.



6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и:


а) пр..обрести, пр..сутствовать, пр..ветствовать;

б ) пр..готовиться, пр..мчаться, пр..милый;

в) пр..сесть, пр..цепить,пр..образование;

г) пр..мерный, пр..школьный, пр..одолимый.



7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишутся –нн- :


а) овчи..ный, бли..ный, безветре..ный;

б) витами..ный, карма..ный, серебря..ный;

в) мысле..ный, дикови..ный, куриный;

г) стари..ный, равни..ный,ветреный



8. В какой строке все слова пишутся через дефис:


а) (северо) восток, кого(то), ярко(синий);

б) кое(кого5.), средне(европейский), железно(дорожный);

в) восточно(европейский), западно (сибирский), (кое) с кем;

г) чьего(то), как(будто), горько(соленый).


9.В каком предложении на месте пропуска пишется буква е:

а) Вытр..те руки: они у вас мокрые;

б) Когда вытр..те, повесьте полотенце сушиться;

в) Обязательно проветр..те на перемене класс;

г) Выйд..те из леса, и вы увид..те прекрасный пейзаж.


10. Как можно взглянуть на человека:


а) испоттишка;

б) из-подтишка;

в) исподтишка;

г) изподтишка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективность игровой формы проведения уроков русского языка

Автор: Петрюк Светлана Николаевна

Дата: 20.10.2020

Номер свидетельства: 560718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства