Просмотр содержимого документа
«День славянской письменности»
Устный журнал
«День славянской письменности и культуры» 8 классе
Учитель – Дукина В.В.
Цель мероприятия:
Познакомить с историей создания славянской азбуки, её основоположниками.
Формировать умение самостоятельной работы с научно-популярными и художественными текстами, самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
Формировать навыки выразительного чтения, связной монологической речи, презентации себя и своей работы.
Развивать коммуникативные навыки, умения работать в коллективе.
Оборудование:
Пословицы.
Репродукция картины М. В. Васнецова «Нестор-летописец».
компьютерная презентация к устному журналу
Ход мероприятия.
Учитель: Слайд 1.С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова.
Как же возникли наши буквы?
Почему они именно так изображаются на письме?
Узнать это очень трудно. Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты.
Мы не только с точностью до года может определить время появления славянской азбуки, но знаем также и имена творцов славянской письменности и их жизнеописания.
Наш устный журнал мы посвящаем «Празднику славянской письменности», который ежегодно отмечается 24 мая в России и во многих славянских странах. Слайд 1.
Ученики: Славные наши гости! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых…Итак, давным-давно жили - были наши предки и умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши они не ведали, не умели книги читать и письма писать. Устная речь, конечно, была.. но записать сказанное или услышанное люди не могли.
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.
Ученик 1. Слайд 2.Кирилл и Мефодий — родные братья, греки. Они родились в Македонии в городе Фессалоники (теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции) в семье знатного военачальника, занимавшего высокий пост помощника управителя города. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин (Солунь). Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как греческий.
Слайд 3. Мефодий, старший из восьми братьев, рано поступил на военную службу, в течение 10 лет был управителем одной из славянских областей, но подобно младшему брату предпочел служение Богу. В 860 году, отказавшись от сана архиепископа, Мефодий стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.
Слайд 4. Кирилл был самым младшим из братьев, с младенчества он обнаружил необычайные умственные способности, но здоровьем не отличался. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата.
Учитель.Слайд 5.
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование.
Мефодий с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Слух о его даровитости достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии.
Кирилл изучил античную литературу, риторику, грамматику, диалектику, астрономию, музыку и другие «эллинские художества». «Житие» святителя свидетельствует, что он хорошо знал иврит, славянский, греческий, латинский и арабский языки. Отказавшись от выгодного брака, а также от предложенной императором административной карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем в соборе Святой Софии. Вскоре он тайно удалился на полгода в монастырь, а по возвращении преподавал в придворной школе — высшем учебном заведении Византии — философию. Тогда он и получил прозвище «Философ», оставшееся за ним навсегда.
В 863 г. по приглашению великоморавского князя Ростислава братья отправились в Моравию для проповеди христианства на славянском языке, которым оба владели в совершенстве. Но еще до отъезда братьев в тиши одной из константинопольских обителей и была рождена славянская письменность. Кирилл создает славянскую азбуку, названную кириллицей, по образу и подобию греческой.
Ученик 2 Слайд 7. О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи - «Повести временных лет».
Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».
Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке». Затем братья перевели Псалтирь и другие церковные книги.
С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии - продолжатели дела Кирилла и Мефодия.
Учитель.Слайд 7-12.Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семисот лет. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, легкой для письма.
Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
В X—XI веках кириллица состояла из 43 букв: 25 были заимствованы из греческого алфавита, а 18 — построены относительно самостоятельно для передачи отсутствующих в греческом языке звуков старославянской речи.
Слайд13.
В дальнейшем алфавитный состав и графика азбуки не раз менялись. Уставное письмо с XIV века было заменено простым и беглым в написании полууставом, который лег в основу первых русских печатных шрифтов.
Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения. В 1710 г. Петр I ввел вместо полуустава близкий к современному гражданский шрифт, который ныне используется для 70 языков. Царским указом было велено упростить правописание и отменить буквы «юс большой», «юс малый», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.
Слайд 14,15.
Слайд о Юсах.
Юс большой и юс большой йотированный.
Юс малый и юс малый йотированный
после крещения Руси азбука появилась, распространилась - в Болгарии, то есть у южных славян, а потом пришла и на восток. У южных славян звуки юсов существовали, у восточных - уже нет; они исчезли до возникновения письменности. Обозначение их осталось.
Юсы - древнейшие буквы. Ныне эти странные носовые гласные почти нигде не сохранились, Что значит "носовые гласные"? Это те гласные, которые состоят из основного гласного О (для юса большого) и Е (для юса малого) с призвуком Н. Сейчас мы вряд ли произнесём их так, как они произносились в древности.
В дальнейшем были исключены 12 букв, ставших ненужными. Во второй половине 18 века русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «и краткое» и «Ё».
В начале ХХ века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома просвещения были упразднены буквы: « и десятеричное», «ять», «фита», «ижица», и буква «ер» на конце слова.
Слайд 16,17.
К концу 19 в. звуки, обозначавшиеся буквами «Ѣ» (ять). Ъ(ер) и Епроизносятся почти одинаково – е.
Очень тяжело было запоминать правила, в каком случае пишется та или иная буква. Многие придумывали стихотворения, в которых собирали только слова с «Ѣ»:
Бѣдный бѣглый бѣлый бѣсъ
Пообѣдать бѣгалъ в лѣсъ, Бѣлкою по льду онъ бѣгалъ, Рѣдькой с хрѣном пообѣдалъ. Пообѣдав, дал обѣтъ,
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ
Точно так же вы запоминали слова-исключения второго спряжения глаголов:
Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и вертеть, И зависеть, и терпеть.
Слайд 18,19.
Кроме того, реформой 1918 года была упразднена буква «ер» на конце слова.Информация о законе открытого слога, существовавшего до 1918г.
Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звуки ч, ш изображаются двумя буквами. Наша же азбука и сейчас поражает простотой и удобством.
Вы знаете, что в древние времена, до изобретения книгопечатного станка, книги писали, переводили, переписывали вручную. И поистине, это были настоящие произведения искусства. В основном переписыванием книг занимались монахи – самые просвещенные на то время люди. До нашего времени дошли сведения об одном из них – авторе «Повести временных лет» - Несторе – летописце.
Слайд 20-23. (Демонстрируется картина В. М. Васнецова «Нестор-летописец» и читается стихотворение М. Богдановича «Переписчик»)
Ученик 3:
На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буковки выводит он пером,
А между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку. Веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!)
Украсит он заставки и концовки,
И заголовки все – ведь некуда спешить.
Порою труд прервёт, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце
Столпами падает на стол через оконце.
Учитель: Святых братьев Кирилла и Мефодия церковь прославляет как просветителей славян во всем мире и почитает в чине равноапостольных.
Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.
Память их празднуется 24 мая. В Болгарии издавна этот день отмечался праздничными шествиями со славянской азбукой и иконами святых братьев.
Начиная с 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник «Славянской письменности и культуры».
Слайд 25. Ученики:
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Древних своих просветителей.
Учитель:Итак, славянскому алфавиту и славянской литературе более 1 000 лет. Созданная в IX веке братьями Кириллом и Мефодием, славянская азбука и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам всем славянским народам и нам – русским.
В языке до сих пор живы пословицы с использованием букв славянской азбуки, их до сих пор используются в современном русском языке. Они стали фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями и до сих пор сохраняются в составе фразеологизмов. Давайте познакомимся с ними: Слайд 26.
Начинать с азов - с самого начала.
Ни аза не знает, не понимает - ничего не знает.
От аза до ижицы - с начала до конца.
Прописать ижицу - сделать строгое взыскание.
Стоять фертом - стоять подбоченясь.
Выглядеть, ходить фертом - иметь бравый, самодовольный вид.
Ноги «ижицей» - кривые ноги..
Чемпионом в этом плане оказалась первая буква, она присутствует под именем, которым она располагала в старой азбуке, – аз. Название этой буквы стало знаком начальных, самых элементарных, минимальных знаний, что воплощается в форме множественного числа “азы”: не знать / не мыслить / не понимать ни аза; не видеть аза в глаза; сидеть на азах;
Аз да буки – и все науки,
Аз да буки не избавят от муки
Заключение.
Заканчивая наш журнал, вспомним стихотворение Ивана Бунина.
(По мере чтения учеником стихотворения на экране появляются строки стихотворения с выделением ключевых слов – слово, письмена, речь.)
Молчат гробницы, мумии и кости,
-Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь:
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный - речь.
Кроссворд
«Откуда есть пошла наша письменность»
9
10
1
2
11
3
4
5
12
6
13
14
7
8
По горизонтали:
Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий?
Как современники называли Кирилла за его ученость?
Кем был отец славянских просветителей?
Как называют умение читать и писать?
Совокупность букв или других знаков данной системы письма?
Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита?
Титул, присвоенный Мефодию римским папой?
Один из иностранных языков, которые Кирилл изучал самостоятельно?
По вертикали:
Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний?
Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия?
Одна из двух древних славянских азбук?
Как назывался язык, на котором Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги?
Буква кириллического алфавита?
Один из развитых языков мира, использующий кириллическую азбуку.