kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Да здравствует Словарь!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие предназначено для проведения внеклассного занятия с учащимися 6 класса после изучения ими темы "Лексика". В виде театральной постановки происходит знакомство с различными  Словарями, Учащиеся выполняют задания, предложенные им Словарями, тем самым повторяя и закрепляя тему "Лексика". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Да здравствует Словарь!" »

Урок русского языка в 6 классе

«Да здравствует словарь!»

(Эпиграфы к уроку:

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке”. (А.Франс)

Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”. (Декарт)

Цели урока:

1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);

2) совершенствовать навыки работы со словарями; воспитывать интерес к книге, слову.

1. Начало урока. Игра “Дежурная буква”. В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т. д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Учитель: Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке”. Давайте вспомним: какие словари русского языка вам известны? К каким словарям мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

II. Знакомство со словарями.

В роли словарей выступают четыре ученика. “Словари” должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс - определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь. “Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с/орем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.

Словарь иностранных слов. “Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром”.

Толковый словарь. “В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарии Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”.

Словарь синонимов. “Да, ничего не скажешь, замысловатые слова... Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”.

III. Конкурс рисунков. Учитель: ребята, я знаю, что вы заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из “представленных” словарей какой рисунок предназначен. “Словари” сами выберут по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

IV. Работа “словарей” с классом. Вперед выходит “Словарь иностранных слов”. Я - словарь иностранных слов. Я имею 20 ООО слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова ,а также сведения о его происхождении. Леди и джентельмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача - не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется “блестящий денди”. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.) Далее “Словарь предлагает ребятам выполнить предложенные им задания.

Задание 1. А теперь в предложениях замените словосочетания одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад.)

  2. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат.)

  3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

Задание 2. Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)

На смену “Словарю иностранных слов” выходит Фразеологический словарь. Я - фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов. Я интересен для любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о ... - кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

- человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)

- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подмётки не годится.)

Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.

2) Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчёлся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готово). И т.д.

Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там, ног под собой не чуять...

Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...

Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...

Ребята, пользуйтесь фразеологическим словарём, он сделает вашу речь яркой и самобытной! “Словарь” прощается и уходит.

Появляется Толковый словарь. Я - словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть ещё и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните моё задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Словарь: А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) От бессонницы у него разболелась голова.

Выходит Словарь синонимов и встает рядом с Толковым словарем. Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе "Русский лес". Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моём словаре дано 14 синонимов. А сколько знаете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)

“Словари” прощаются и уходят. Учитель подводит итоги урока.

Домашнее задание: составить публичное выступление о пользе словарей.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Да здравствует Словарь!"

Автор: Добросова Любовь Александровна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Интеллектуальная игра «Устное народное творчество» "
    ["seo_title"] => string(56) "intielliektual-naia-ighra-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "127039"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415263326"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Здравствуй, лето" во второй младшей группе"
    ["seo_title"] => string(48) "proekt_zdravstvui_leto_vo_vtoroi_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "609579"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1655143133"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Твои первые словари, энциклопедии, справочники» Библиотечный урок"
    ["seo_title"] => string(63) "tvoipiervyieslovarientsiklopiediispravochnikibibliotiechnyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "305613"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457967795"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Внеклассное занятие "Здравствуй, город Трубчевск!" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-zaniatiie-zdravstvui-ghorod-trubchievsk"
    ["file_id"] => string(6) "149592"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420234704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства