Восприятие
Цель: студенты должны иметь представления о психическом процессе "восприятие"; уметь применять полученные знания; знать виды и свойства восприятие и его особенности.
1 слайд (Заставка)
- Закройте глаза и вспомните сегодняшнее утро, когда вы впервые переступили порог дома.
Что первое вы увидели, услышали, или почувствовали? (идет фронтальный опрос, делятся впечатлениями.
Например: увидел снег, почувствовал холодный воздух, услышал лай собаки)
- Все что вы сейчас перечислили - это и есть ваш способ восприятия мира. И мы подошли к теме нашего урока "Восприятие"
2 слайд. (Определение)
Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
3 слайд (К чему мы должны придти к концу урока)
Из названия темы мы можем сформулировать вопрос:
Что такое восприятие, и какие виды восприятия существуют?
Где (какой вопрос здесь напрашивается?) находятся анализаторы восприятия у человека и как они работают?
Для чего человеку необходимы знания о восприятии?
- И так мы сформулировали цель нашего урока.
В основе восприятия лежат ощущения.
Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.
Как же происходит процесс восприятия? Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Любой предмет или явление действительности выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощущения связаны друг с другом, образуя определенную целостную систему.
4 Слайд
Виды восприятия
В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые восприятия.
Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным. Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами - то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия.
5 слайд
Давайте рассмотрим с вами, как происходит процесс восприятия:
Мы что-то увидели. Анализаторы глаза, которые состоят из рецепторов, получают раздражение. В нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующие участки мозга и этот физиологический процесс превращается в психический и человек воспринимает тот или иное явление.
6 слайд
Попытайтесь в правильной последовательности расставить, как происходит процесс восприятия.
- Раздражение
- Сигнал в участке мозга
- Анализаторы
- Воздействие
- Рецепторы
- Возбуждение
- Восприятие
7 слайд (ответы)
- Воздействие
- Анализаторы
- Рецепторы
- Раздражители нервных клеток
- Сигнал в участке мозга
- Возбуждение в мозге
- Восприятие
8 слайд
Иллюзии восприятия.
Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств называют иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы которого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом.
Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в пословицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».
Сегодня мы с вами несколько подробнее рассмотрим зрительное восприятие, а именно различные виды зрительных иллюзий.
9 слайд
Обратите внимание на изображение
Одни увидели первоначально пожилого мужчину, другие - молодого ковбоя, а кто-то увидел одного и другого одновременно.
10 слайд
Что мы можем заметить на этом изображении? (Эскимос и индеец)
Такие изображения называются двойственными.
11 слайд
Серый круг на белом фоне кажется темнее, чем на темном но, убрав карандаш, мы видим, что тон круга совершено одинаковый
12 слайд
Сравните зеленый цвет в верхней части и нижней части рисунка. Одинаковые ли у них оттенки?
13 слайд
Такой же эффект в выделении объектов контуром.
Таким образом можно сказать, что на темном фоне другие цвета кажутся более темнее, чем на светлом.
14 слайд
Замещение красного цвета зеленым пятном
15 -19 слайды (иллюзии размера)
20 -24 (эффекты последствий)
25 – 27 (распознавание образов)
28 -32 (зрительные искажения)
33 (3D)
34 (оптические иллюзии)
И так. Мы выяснили:
Что такое восприятие (повторяем)
- это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии их на органы чувств.
Где находятся анализаторы восприятия? (глаза, уши, руки)
Для чего человеку могут пригодиться эти знания? (бесконфликтное общение, при подготовке к экзаменам, в будущей профессии)
- Одна из самых острых жизненных потребностей человека - потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают мозг человека. И чем ярче у вас восприятие, тем ярче и красочнее жизнь.
35 слайд (спасибо за внимание)