kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Восприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восприятие

Цель: студенты должны иметь представления о психическом процессе "восприятие"; уметь применять полученные знания; знать виды и свойства восприятие и его особенности.

1 слайд  (Заставка)

- Закройте глаза и вспомните сегодняшнее утро, когда вы впервые переступили порог дома.

Что первое вы увидели, услышали, или почувствовали? (идет фронтальный опрос, делятся впечатлениями.

Например: увидел снег, почувствовал холодный воздух, услышал лай собаки)

- Все что вы сейчас перечислили - это и есть ваш способ восприятия мира. И мы подошли к теме нашего урока "Восприятие"

2 слайд.   (Определение)

Восприятие - это отражение предметов и явлений, це­лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

3 слайд  (К чему  мы должны придти к концу урока)

Из названия темы мы можем сформулировать вопрос:

Что такое восприятие, и какие виды восприятия существуют?

Где (какой вопрос здесь напрашивается?) находятся анализаторы восприятия у человека и как они работают?

Для чего человеку необходимы знания о восприятии?

- И так мы сформулировали цель нашего урока.

В основе восприятия лежат ощущения.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не толь­ко выделяем группу ощущений и объединяем их в целост­ный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мыш­ления.

Как же происходит процесс восприятия? Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической осно­вой восприятия является комплексная деятельность систе­мы анализаторов. Любой предмет или явление действитель­ности выступает как сложный, комплексный раздражи­тель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощу­щения связаны друг с другом, образуя определенную це­лостную систему.

4 Слайд 

Виды восприятия

В зависимости от того, какой анализатор играет в вос­приятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые восприятия.

Избирательность восприятия. Из огромного числа мно­гообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что нахо­дится в центре внимания человека при восприятии назы­вают объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный мо­мент является основным в восприятии, а что-то второсте­пенным. Предмет и фон динамичны, они могут меняться мес­тами - то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия.

5 слайд

Давайте рассмотрим с вами, как происходит процесс восприятия:

Мы что-то увидели. Анализаторы глаза, которые состоят из рецепторов, получают раздражение. В нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующие участки мозга и этот физиологический процесс превращается в психический и человек воспринимает тот или иное явление.

6 слайд

Попытайтесь в правильной последовательности расставить, как происходит процесс восприятия.

  1. Раздражение
  2. Сигнал в участке мозга
  3. Анализаторы
  4. Воздействие
  5. Рецепторы
  6. Возбуждение
  7. Восприятие

7 слайд  (ответы)

  1. Воздействие
  2. Анализаторы
  3. Рецепторы
  4. Раздражители нервных клеток
  5. Сигнал в участке мозга
  6. Возбуждение в мозге
  7. Восприятие

8 слайд

Иллюзии восприятия.

Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств назы­вают иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы ко­торого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом.

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в посло­вицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».

Сегодня мы с вами несколько подробнее рассмотрим зрительное восприятие, а именно различные виды зрительных иллюзий.

9 слайд

Обратите внимание на изображение

Одни увидели первоначально пожилого мужчину, другие - молодого ковбоя, а кто-то увидел одного и другого одновременно.

10 слайд

Что мы можем заметить на этом изображении?  (Эскимос и индеец)

Такие изображения называются двойственными.

11 слайд

Серый круг на белом фоне кажется темнее, чем на  темном но, убрав  карандаш, мы видим, что тон круга совершено одинаковый

12 слайд

Сравните зеленый цвет в верхней части  и нижней части рисунка. Одинаковые ли у них оттенки?

13 слайд

Такой же эффект в  выделении объектов контуром.

Таким образом можно сказать, что на темном фоне другие цвета кажутся более темнее, чем на светлом.

14 слайд

Замещение красного цвета зеленым пятном

15 -19 слайды (иллюзии размера)

20 -24 (эффекты последствий)

25 – 27 (распознавание образов)

28 -32 (зрительные искажения)

33 (3D)

34 (оптические иллюзии)

И так. Мы выяснили:

Что такое восприятие (повторяем)

- это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии их на органы чувств.

 Где находятся анализаторы восприятия? (глаза, уши, руки)

Для чего человеку могут пригодиться эти знания? (бесконфликтное общение, при подготовке к экзаменам, в будущей профессии)

- Одна из самых острых жизненных потребностей человека - потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают мозг человека. И чем ярче у вас восприятие, тем ярче и красочнее жизнь.

35 слайд (спасибо за внимание)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Восприятие»

Восприятие

Цель: студенты должны иметь представления о психическом процессе "восприятие"; уметь применять полученные знания; знать виды и свойства восприятие и его особенности.

1 слайд (Заставка)

- Закройте глаза и вспомните сегодняшнее утро, когда вы впервые переступили порог дома.

Что первое вы увидели, услышали, или почувствовали? (идет фронтальный опрос, делятся впечатлениями.

Например: увидел снег, почувствовал холодный воздух, услышал лай собаки)

- Все что вы сейчас перечислили - это и есть ваш способ восприятия мира. И мы подошли к теме нашего урока "Восприятие"

2 слайд. (Определение)

Восприятие - это отражение предметов и явлений, це­лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

3 слайд (К чему мы должны придти к концу урока)

Из названия темы мы можем сформулировать вопрос:

Что такое восприятие, и какие виды восприятия существуют?

Где (какой вопрос здесь напрашивается?) находятся анализаторы восприятия у человека и как они работают?

Для чего человеку необходимы знания о восприятии?

- И так мы сформулировали цель нашего урока.

В основе восприятия лежат ощущения.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не толь­ко выделяем группу ощущений и объединяем их в целост­ный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мыш­ления.

Как же происходит процесс восприятия? Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической осно­вой восприятия является комплексная деятельность систе­мы анализаторов. Любой предмет или явление действитель­ности выступает как сложный, комплексный раздражи­тель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощу­щения связаны друг с другом, образуя определенную це­лостную систему.


4 Слайд

Виды восприятия

В зависимости от того, какой анализатор играет в вос­приятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые восприятия.


Избирательность восприятия. Из огромного числа мно­гообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что нахо­дится в центре внимания человека при восприятии назы­вают объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный мо­мент является основным в восприятии, а что-то второсте­пенным. Предмет и фон динамичны, они могут меняться мес­тами - то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия.

5 слайд

Давайте рассмотрим с вами, как происходит процесс восприятия:

Мы что-то увидели. Анализаторы глаза, которые состоят из рецепторов, получают раздражение. В нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующие участки мозга и этот физиологический процесс превращается в психический и человек воспринимает тот или иное явление.

6 слайд

Попытайтесь в правильной последовательности расставить, как происходит процесс восприятия.

  1. Раздражение

  2. Сигнал в участке мозга

  3. Анализаторы

  4. Воздействие

  5. Рецепторы

  6. Возбуждение

  7. Восприятие

7 слайд (ответы)

  1. Воздействие

  2. Анализаторы

  3. Рецепторы

  4. Раздражители нервных клеток

  5. Сигнал в участке мозга

  6. Возбуждение в мозге

  7. Восприятие


8 слайд


Иллюзии восприятия.

Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств назы­вают иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы ко­торого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом.

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в посло­вицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».


Сегодня мы с вами несколько подробнее рассмотрим зрительное восприятие, а именно различные виды зрительных иллюзий.



9 слайд

Обратите внимание на изображение

Одни увидели первоначально пожилого мужчину, другие - молодого ковбоя, а кто-то увидел одного и другого одновременно.

10 слайд

Что мы можем заметить на этом изображении? (Эскимос и индеец)

Такие изображения называются двойственными.

11 слайд

Серый круг на белом фоне кажется темнее, чем на темном но, убрав карандаш, мы видим, что тон круга совершено одинаковый



12 слайд

Сравните зеленый цвет в верхней части и нижней части рисунка. Одинаковые ли у них оттенки?

13 слайд

Такой же эффект в выделении объектов контуром.

Таким образом можно сказать, что на темном фоне другие цвета кажутся более темнее, чем на светлом.

14 слайд

Замещение красного цвета зеленым пятном

15 -19 слайды (иллюзии размера)

20 -24 (эффекты последствий)

25 – 27 (распознавание образов)

28 -32 (зрительные искажения)

33 (3D)

34 (оптические иллюзии)



И так. Мы выяснили:

Что такое восприятие (повторяем)

- это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии их на органы чувств.

Где находятся анализаторы восприятия? (глаза, уши, руки)

Для чего человеку могут пригодиться эти знания? (бесконфликтное общение, при подготовке к экзаменам, в будущей профессии)

- Одна из самых острых жизненных потребностей человека - потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают мозг человека. И чем ярче у вас восприятие, тем ярче и красочнее жизнь.





35 слайд (спасибо за внимание)







5



Просмотр содержимого презентации
«Восприятие»

ВОСПРИЯТИЕ  - это отражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии их на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ

- это отражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие  такое восприятие и какие виды восприятия существуют?  находятся анализаторы восприятия у человека?  человеку необходимы знания о восприятии?

Восприятие

такое восприятие и какие виды восприятия существуют?

находятся анализаторы восприятия у человека?

человеку необходимы знания о восприятии?

  • Что?
  • Где?
  • Для чего?
ВКУСОВЫЕ  Виды восприятия ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ СЛУХОВЫЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

ВКУСОВЫЕ

Виды восприятия

ЗРИТЕЛЬНЫЕ

ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ

СЛУХОВЫЕ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

рецепторы Процесс-восприятия Анализатор Объект воздействие Раздражение в нервных клетках Восприятие Сигналы в участке мозга Возбуждение в мозге

рецепторы

Процесс-восприятия

Анализатор

Объект

воздействие

Раздражение в нервных клетках

Восприятие

Сигналы в участке мозга

Возбуждение в мозге

Расставьте  в правильной последовательности Раздражение Сигнал в участке мозга Анализаторы Воздействие Рецепторы Возбуждение Восприятие

Расставьте в правильной последовательности

  • Раздражение
  • Сигнал в участке мозга
  • Анализаторы
  • Воздействие
  • Рецепторы
  • Возбуждение
  • Восприятие

Правильная последовательность

Правильная последовательность

  • Воздействие
  • Анализаторы
  • Рецепторы
  • Раздражители нервных клеток
  • Сигнал в участке мозга
  • Возбуждение в мозге
  • Восприятие
Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия

Оптические иллюзии Сконцентрируйтесь на точку в середине экрана. Смотрите на нее не менее 30 секунд,. Теперь посмотрите на свою руку. Кричать не нужно – с вашей рукой все в порядке.

Оптические иллюзии

  • Сконцентрируйтесь на точку в середине экрана.
  • Смотрите на нее не менее 30 секунд,.
  • Теперь посмотрите на свою руку.
  • Кричать не нужно – с вашей рукой все в порядке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Восприятие

Автор: Санников Виктор Александрович

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Модальная структура восприятия у учащихся, изучающих иностранный язык "
    ["seo_title"] => string(84) "modal-naia-struktura-vospriiatiia-u-uchashchikhsia-izuchaiushchikh-inostrannyi-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "114794"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411663474"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_muzykalnogo_vospriiatiia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_razlichnykh_vid"
    ["file_id"] => string(6) "593159"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638335629"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Влияние восприятия  на развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(122) "vliianiie-vospriiatiia-na-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-dietiei-doshkol-nogho-i-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "277888"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453016891"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Консультация "Роль фонематического восприятия в формировании речи ребёнка". "
    ["seo_title"] => string(83) "konsul-tatsiia-rol-foniematichieskogho-vospriiatiia-v-formirovanii-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "186252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426316268"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Консультация "Роль фонематического восприятия в формировании речи ребенка" "
    ["seo_title"] => string(83) "konsul-tatsiia-rol-foniematichieskogho-vospriiatiia-v-formirovanii-riechi-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "186255"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426316532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства