помочь подростку понять свою индивидуальность через общение с объектами неживой природы.помочь подростку понять свою индивидуальность через общение с объектами неживой природы.
В чем же загадка камней? Почему они многие века волнуют умы и чувства людей? Почему, рассматривая их, мы испытываем непонятное влечение к ним? Хорошо об этом сказал художник И.Е. Репин: «Чем больше вглядываешься в самоцветный камень, тем глубже он затягивает вас в свою глубину очарованья.
2. Выбор объектов неживой природы
и рассказ участников о своем выборе
Вопросы и задания:
1. Выберите камень, чем-то созвучный вам.
2. Объясните свой выбор: чем понравился камень, чем близок вашему характеру, душе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг «МИР КАМНЕЙ»»
ТЕМА «МИР КАМНЕЙ»
Цель: помочь подростку понять свою индивидуальность через общение с объектами неживой природы.
1. Рассказ ведущего о камнях-талисманах. Рассматривание камней и других объектов неживой природы
Ведущий. Писатель Константин Паустовский писал: «Блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света».
Камни обычно считаются составной частью неживой природы. Но на самом деле минералы рождаются, изменяются, превращаются в другие минералы и горные породы, умирают. У каждого из них своя судьба: век их земной, конечно, гораздо длиннее человеческой жизни, и поэтому мы считаем камни вечными.
Прекрасный, завораживающий мир камней всегда был для человека загадкой. Их яркий красивый цвет, долговечность, прозрачность, лучи и сверкание на солнце привлекали к себе внимание древнего человека как что-то необычное, вызывали восторг, восхищение, удивление и суеверный страх. Люди верили в сверхъестественную силу камней.
Многие древние народы считали камень обителью богов. Древние славяне относились с особым почтением к камням-валунам, на которых они изображали отпечатки, похожие на след человека, птицы или зверя.
У малых народов Севера до недавнего времени существовал культ камней. Камень просили об удаче в охоте или в каком-либо деле, об излечении недугов. Священным камням оказывали знаки внимания — совершали жертвоприношения, забивали оленя или оставляли на этом месте рога, монеты, кусочки меха; землю поблизости кропили спиртом, посыпали табаком. Это должно было избавить от всяческих затруднений, опасностей, невзгод и других превратностей в пути.
На юге Сибири, на перевалах, возле груд наваленных камней, можно часто увидеть массу тряпочек, ленточек. Это коренные жители — алтайцы, хакассы, тувинцы просят о чем-то священные камни.
В некоторых районах Меланезии считается, что камень с небольшими кругами на поверхности хорош для умножения денег. Если кто-то из меланезийцев увидит большой камень, а под ним множество мелких, он положит на этот камень деньги, чтобы умножить количество денег. У аборигенов Австралии есть вера в камни, приносящие дождь: их опрыскивают водой и разжигают вокруг костры.
На ряде островов Полинезии до сих пор считают, что в некоторых камнях живут злые и опасные «пожирающие привидения»: если на один из таких камней упадет чья-то человеческая тень, привидение вытянет из него всю душу. В Норвегии крестьяне собирали круглые камни, мыли их каждый четверг вечером, смазывали коровьим маслом перед огнем, клали на почетное место на свежую солому, а в определенные дни года купали в пиве, чтобы камни посылали дому довольство и счастье. Они считали, что эти камни имеют связь с Тором — богом-громовержцем, от которого зависят урожай и будущее крестьянина.
В Японии рядом с подушкой новорожденного ставится чашка с вареным рисом, а у изголовья постельки кладут камень. Рис служит жертвоприношением божеству, а камень рассматривают как тело бога. Японцы вообще неравнодушны к камням. Основой любого японского сада являются камни. Для своих парков японцы привозят камни даже из других стран. Существуют целые сады камней. Так, в городе Киото по белому песку разложены 15 черных камней. Это «философский сад», или сад Реандзи, куда люди приходят созерцать мудрое и вечное. Люди долго и отрешенно смотрят, и камни вызывают поток мыслей, различные ассоциации. Этот уголок природы является целебным, вызывая стойкое состояние спокойствия и безмятежности.
Для многих народов камни, в частности самоцветы, долго были далеко не безделушкой, а одушевленным предметом, в котором они чувствовали отблески таинственной жизни горных духов. О камнях сложено множество легенд, поверий. В Индии считалось, что многие минералы, подобно животным, имеют душу. В древних индийских рукописях говорится, что цветные камни — это кровь, пролитая сказочным царем Ассуром в битве с чудовищами.
В Китае и Японии считали, что есть места, где камни рождают тысячи мелких камешков и выращивают их как своих детей. Более того, на Востоке полагали, что самоцветы зреют в земле, меняя свой цвет: сначала они бесцветные, потом получают желтую, потом зеленую и синюю окраску, а потом уже красную как цвет высшей степени зрелости.
Издавна люди верили в свой счастливый камень. Камни становились талисманами, амулетами, которые обеспечивали их владельцу счастье, удачу, защиту от злых сил.
А.С. Пушкин написал стихотворение, посвященное любимому изумрудному перстню:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья,
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи –
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи желанье;
Храни меня, мой талисман.
В чем же загадка камней? Почему они многие века волнуют умы и чувства людей? Почему, рассматривая их, мы испытываем непонятное влечение к ним? Хорошо об этом сказал художник И.Е. Репин: «Чем больше вглядываешься в самоцветный камень, тем глубже он затягивает вас в свою глубину очарованья.
2. Выбор объектов неживой природы
и рассказ участников о своем выборе
Вопросы и задания:
1. Выберите камень, чем-то созвучный вам.
2. Объясните свой выбор: чем понравился камень, чем близок вашему характеру, душе.
3. Что видите в нем обычного или необычного?
4. О чем мог бы рассказать этот камень?
3. Беседа, направленная на обнаружение
особенностей характера участников
в рассказе
Ведущий. Каждый по-своему воспринимает этот природный дар. Для одного камень — материал, из которого можно что-то сделать. Другой любуется его красотой и использует для украшения. Для третьего — это часть его души, таинственный символ. Для четвертого — свидетель каких-то событий, происходящих в жизни, внимательный слушатель.
Материалисты видят красоту камня как части природы, видят его материальность. Идеалисты часто наделяют камень сверхъестественной силой: для них камень символичен — это обиталище Бога, часть вечной Красоты, Гармонии. Камни похожи на людей своей неповторимостью: как нет одинаковых людей, так нельзя встретить и одинаковые камни. Выбор «своего» камня, наиболее созвучного душе, — это представление своей индивидуальности, своего отношения к природе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев С.М. Камни. Мифы, легенды, суеверия. — Новосибирск, 1995.