Просмотр содержимого документа
«Тема занятия по психологии «Способности».»
Муниципальное казенное образовательное учреждение « Каршинская СОШ» МО «Акушинский район»
Тема занятия по психологии
«Способности».
Составила– педагог-психолог
Ибрагимова Сакинат Алиевна
2018
1. Тема занятия: «Способности».
2.Класс: 8
3. Тип урока: изучение нового материала.
4. Цель урока: знакомство с понятием «способности».
5. Задачи урока:
Обучающая: дать общее представление о способностях, познакомить с разнообразием способностей, раскрыть различие понятий задатки и способности;
Развивающая: развивать понимание учащимися своих особенностей и возможностей, развивать познавательные способности, умение строить понятия, развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, обобщение, конкретизация;
Воспитательная: формировать атмосферу заинтересованности при рассмотрении проблемы, развивать умение групповой работы, способствовать воспитанию чувства товарищества.
6. Методы и приемы урока:беседа, фронтальный опрос, практическая работа в группах, игровые упражнения.
7. Использование технических средств обучения и наглядности: 3 карточки с пословицами, карточки на виды способностей, схема «Свойства специальных способностей», 6 карточек с видами способностей, 1 лист ватмана, стикеры по количеству обучающихся в классе.
8. План урока:
1) Организационный момент.
2) Основная часть.
3) Практическая часть.
4) Подведение итогов урока.
5) Домашнее задание.
9. Используемая литература:
1) Общая психология. Под редакцией А.В. Петровского, третье изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 479 с.
2) Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М: Владос, 2002. – 288 с.
3) Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.
4) Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991. – 141 с.
5) Резяпкина Г.В. Беседы о самоопределении. Классные часы в 5-9 классах. - М.: ОИЦ Академия, 2011.
Подробный конспект урока
Примечания
Организационный момент:
+ Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, я очень рад(а) Вас сегодня здесь видеть.
Основная часть (теоретическая).
На доске пословицы:
Способный человек везде дорог
Тот особен, кто на все способен
Способность без труда не принесет плода
+ Объясните смысл пословицы.
- …
+Ребята, а о какой психологической особенности сегодня на нашем уроке пойдет речь?
- Способности
+ Давайте поставим задачи сегодняшнего урока.
+ Что мы будем сегодня изучать, и где это нам пригодится в дальнейшем? Что будем развивать? Воспитывать у себя?
- Сегодня на уроке мы будем изучать способности
- Пригодятся при выборе профессии
- Развивать мышление, память, речь
- Воспитывать умение работы в группе, слышать друг друга, помогать друг другу.
+ Что приходит на ум, когда слышите слово «способности»?
- Танцы, пение, творчество, успех, хорошие оценки
+ С помощью ваших ассоциаций давайте попробуем дать определение способностям.
+ Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности, и обнаруживающие различие в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.
+А как вы считаете, способности у человека могут появиться сами по себе?
- …
+ Способности сами по себе у человека не появляются. А что предшествует им.
- …
+ Каждый человек от рождения имеет свои особенности строения тела, органов чувств и мозга. Это в психологии называют задатками. Задатки – значит заранее данные от природы либо по наследству качества. Врожденные особенности зрения, слуха, скорость и точность реакции, уравновешенность – все это задатки.
Задатки – это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву.
+ Например, в народе есть такое выражение «Медведь на ухо наступил». Что это значит?
- У него нет музыкального слуха, не умеет петь, …
+ Правильно. Нет у него от природы задатков к исключительному слуху. Не развить без задатков определенные виды способностей, или это дается с большим трудом.
+Давайте практически закрепим, как вы
ОТЗЫВ
о занятии по психологии Ибрагимовой Сакинат Алиевны МКОУ « Каршинская СОШ». Класс: 8 . тема занятия :«Способности»
Тема и цель занятия, чётко сформулированные в начале уроке, были отмечены в течение всего урока . Тип урока: обобщительно-повторительный. Учитель использовал разнообразные методы и приёмы работы, что позволило всем ребятам принимать активное участие в беседе, блиц-опросе, анализе эпизодов. Замысел занятия реализован в полном объёме. Содержание урока насыщенно, доступно. Учащиеся с интересом выполняли задания. Изложение учебного материала учащимися было быстро усвоено. Проблемные вопросы учителя по теме показали готовность ребят к самостоятельной оценке поведения, раскрыли умение логически мыслить. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения. Применение здоровьесберегающей, проблемно-обучающей технологии позволило сделать урок рациональным и результативным. На уроке применялись различные виды работы: самостоятельная, фронтальная, групповая.
Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: расширению знаний по теме , знанию теоретического материала .
Занятие способствовало развитию таких качеств личности как: коммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, креативность, установка на творчество, самостоятельность и ответственность.
Учитель русского языка и литературы
__________ Магомедова Рукият Алигаджиевна
ОТЗЫВ
о занятии по психологии Ибрагимовой Сакинат Алиевны, МКОУ « Каршинская СОШ». Класс: 8 . тема занятия :«Способности»
На уроке удачно были использованы современные образовательные технологии: технология сотрудничества, ИКТ, технология развивающего обучения.
Цель и задачи занятия, чётко сформулированные в начале уроке, были реализованы полностью. Тип урока: урок изучения нового материала. Надо сказать, что урок был дан в классе, где не работает СакинатАлиевна, поэтому ею проведена большая подготовительная работа: обеспечение всех ребят текстами, выбор главных эпизодов из жизни. Ученик мог активно работать, отвечать на заданные вопросы. При самостоятельной и групповой работе все ребята не просто познакомились с разновидностями способностей. Объяснительно-иллюстративный и исследовательский методы помогли учителю раскрыть потенциал детей.
Интригующий, активный стиль работы педагога способствовал формированию уважения , умения видеть проблемы рядом живущего человека и помогать ему.
Проведение психологического теста в конце уроке не ослабило внимание учащихся, а с большей силой пробудило в них любопытство узнать, насколько каждый из них способен на то или иное.
Использование ИКТ, текстов, различных приёмов на занятии способствовало развитию коммуникативности, критического мышления, установки на самостоятельность и ответственность, развитию рефлексивности, способности к самооценке и самоанализу, толерантности, уважения к другим людям. Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора.