КГУ « Полтавская Средняя школа отдела образования Атбасарского района»
Семинар практикум для психологов города и района.
Тема: Психологическое сопровождение при подготовки к экзаменам.
Психолог школы Рожанова Зарема Лечиевна
Психологическое занятие
Тема: Психологическое сопровождение при подготовки к экзаменам.
Цель: рассмотреть приемы психологической подготовки учащихся к экзамену, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзамена.
Задачи:
- раскрыть эмоциональное состояние учащихся при подготовки к экзаменам (Видеоролик мультфильм про ЕНТ )
- Обучить выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу; (Разминка видеоролик «Экспресс-настрой» )
- Выявить уровень тревожности при подготовке к экзаменам (Тест «Скрытый стресс» ) Упражнение «Прощай, напряжение!»
- познакомить учащихся со способами самоподготовки, с учетом своих индивидуальных особенностей; научить самообладанию в стрессовых условиях. Упражнение советы, «Эксперимент»
- обучить учащихся способам самомотивации, научить самообладанию в стрессовых условиях. ( упражнение «Корзина Советов»).
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, арт-терапия.
Оборудование: возможность демонстрации фильма (проектор, компьютер, колонки), бумага А4 (по количеству учащихся), аудиовоспроизводящие устройства, бланки для тестов, тест Скрытый стресс» »,презентация, тест, газеты, бланк задания, буклеты.
Ход занятия.
Вступительное слово.
- Добрый день, дорогие участники сегодняшнего семинара! Сегодня мы с вами собрались, для того чтобы еще раз поговорить о «Тема: Психологическое сопровождение при подготовки к экзаменам». В котором мы все с вами вместе примем участие. От нашей совместной работы и будет зависеть наш общий успех. Для начало давайте выработаем правила взаимодействия.
Правила работы
Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа.
Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
Я предлагаю вам данный видеоролик, чтобы мы могли ощутить и прочувствовать те эмоции которые дети испытывают перед экзаменом.
Видеоролик мультфильм про ЕНТ (4.40)
Обсуждение 5 мин. Какие эмоции вы испытали?
Я думаю данный видеоролик наглядно показывает необходимость в данном семинаре.
Сегодня речь пойдет о стрессе – как о самом главном факторе, влияющим при экзамене. Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, непродуманные решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
Предлагаю вам побыть в роле учеников сейчас и далее на притяжение всего семинара. Сделать для себя необходимые выводы и взять на заметку наиболее удачные моменты.
Одним из приемов релаксации служит видео данного характера
Разминка видеоролик «Экспресс-настрой» с целью на снятие эмоционального напряжения.
Обсуждение: 2 мин.
Что вы ощутили и прочувствовали в процессе применения данного приема?
Сейчас я хочу предложить вам пройти тест «Скрытый стресс» для снятия эмоционального стресса.
2. Тест «Скрытый стресс» (Приложение 1). Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.
Тест «Скрытый стресс»
Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.
5. Если кто-то без причин повышает голос.
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.
9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас
Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.
Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.
Упражнение «Прощай, напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Расстались ли вы со своим напряжением?
Ощущения до и после упражнения?
Обсуждение 2 мин
3. Упражнение «Корзина Советов».
Каждый ученик по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы (Приложение 2).
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
– Поделитесь, а какие приёмы используете Вы?
Теперь в это корзину советов я предлагаю вам внести свои рекомендации или соображение?
4.Упражнение : «Эксперимент»
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Время: 5 минут.
Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Анализ:
-Сразу ли вы справились с заданием?
-Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
-В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
-Как развить самообладание?
Рефлексия.
Обсуждение в круге.
-Как себя чувствуете?
-Что важное узнали для себя?
-Что было самым трудным?
-Что можете пожелать друг другу?
Взяться за руки и сказать «Удачи на экзамене».
как вы думаете, достигнута ли цель семинара?
5 мин