Просмотр содержимого документа
«Ребенок пятиклассник»
Занятие для родителей Ребенок – пятиклассник
1.Повышение психологической компетенции родителей по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.
2. Анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.
Время 1-1.5 часа.
Оборудование и материалы:
1. Телевизор.
2. Видеомагнитофон.
3. Видеоматериалы с записью группового интервью учащихся 5-го класса.
4. Видеоматериалы с записью фрагментов уроков «Один учебный день пятиклассника».
5. Индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике Мотивация пятиклассников).
6.. Данные анкетирования «Мои чувства в школе» (по методике С.В. Левченко).
7. «Открытые письма родителям», написанные детьми.
8. Памятки для родителей пятиклассников.
11. Аудиозапись спокойной инструментальной музыки.
12. Игрушка «сердечко».
В проведении занятия принимают участие бывший учитель начальных классов, классный руководитель, психолог.
На подготовительном этапе важно, кроме ряда диагностических процедур, провести письменный опрос с учащимися, в ходе которого пятиклассникам задаются следующие вопросы:
1. Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?
2. С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5-м классе? И удалось ли тебе их преодолеть?
3. Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть, даже что-то искренне пообещать?
Кроме того, в течение одного учебного дня осуществляется видеозапись фрагментов уроков в классе, которая дает представление об особенностях и характере работы учащихся на различных уроках, о взаимодействии педагога с детьми.
Ход занятия:
Выступление психолога
. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. . Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. “память становится мыслящей, а восприятие думающим”. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции, рефлексия (обращенность на себя. , Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Упражнение «Экзамен для родителей»
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника.
Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Они могут быть оформлены на своеобразных «билетиках» — цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.
Некоторые вопросы — парные: ответы обоих родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы — одиночные: ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:
№ 1. Сколько учебных предметов изучалось вашим ребенком в 4-м классе?
№ 1. Сколько учебных предметов изучается вашим ребенком в 5-м классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4-м классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у вашего ребенка в 5-м классе?
№ 3. Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4-м классе?
№ 3. Сколько учителей обучает вашего ребенка в 5-м классе?
№ 4. Кто «новенький» в классе?
№ 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?
№ 6. Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4-м классе?
№ 6. Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5-м классе?
№ 7. Какие факультативные курсы были у детей в 4-м классе?
№ 7. Какие факультативные курсы у детей в 5-м классе?
Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.
А теперь давайте послушаем мнение детей. Что же на их взгляд изменилось в их жизни с переходом в 5-й класс?
Родителям предлагается просмотр видеозаписи группового интервью учащихся класса: ответы детей на вопрос: «Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?»
По окончании просмотра психолог делает краткие выводы, обобщая ответы детей.
Упражнение «Поделись чувством»
Наш опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности в период адаптации к обучению в среднем звене.
А с какими трудностями пришлось встретиться вашему ребенку в 5-м классе? Возможно, некоторые из них вы почувствовали еще в начале учебного года, а некоторые, может быть, остались нерешенными до сих пор.
Родители по очереди передают друг другу «сердечко» — символ откровенности — и говорят о трудностях своего ребенка.
Теперь мы предлагаем вам сравнить ваше мнение с точкой зрения ребенка.
Просмотр отрывка видеозаписи группового интервью
Ответы детей на вопросы: «С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5-м классе? И удалось ли тебе их преодолеть?»
В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание уроков (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
• нередко появляются новые дети в классе;
• новый классный руководитель;
• имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).
В ходе просмотра видеозаписи родители имеют возможность соотнести свое видение ситуации с реальными трудностями своего ребенка.
Выступление психолога
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.
. Трудности адаптации у детей обычно составляют во временном отрезке 4-7 недель. Среди них можно выделить следующие:
1. Усвоение правил режима:
-обязанности школьника;
-своевременность прихода на занятия;
-соблюдения школьного режима;
– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
– возросший объем работы как на уроке, так и дома;
– новые требования к оформлению работ;
– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
2.Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками:
-недостаточно развитие навыков общения и способности взаимодействия с другими детьми.
3. Усвоение правил взаимоотношений с учителем (взрослым):
-неадекватное восприятие ситуации урока;
-непонимание истинного смысла работы учителя, его профессиональной роли.
4. Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями:
-«личностное» пространство в семье;
- отношения с братьями и сестрами;
-стиль поведения родителей и их взаимоотношений с ребенком.
5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам:
-высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя, в результате: «школа плохая»; «учитель злой» и т.д.
Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в которой учится ребенок .
Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребенка и общайтесь с ними после школы Недопустимы физические меры воздействия , запугивание , критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебе, организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью учитывайте его темперамент . Развивайте самоконтроль за его учебной деятельностью. В этот период будьте особенно внимательны к своим детям.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
,Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.
,
Анкета школьной мотивации
Психолог знакомит родителей с пятью основными уровнями школьной мотивации, дает их краткую характеристику и выделяет ведущие мотивы обучения пятиклассников по методики Мотивация пятиклассников.
Далее родителям предлагается познакомиться с общими результатами диагностики школьной мотивации по классу и индивидуальными результатами своего ребенка. Родители получают индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации и их краткую интерпретацию.
Результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе»
Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.
Родителям предлагается ознакомиться с «рейтингом» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе. Целесообразно преобладающие чувства (отмечающиеся более чем у 45–50% детей класса) выделить в списке другим цветом. Осуществляется краткий анализ результатов.
С целью определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников нами используется методика С.В. Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.
Видеосюжет «Один учебный день пятиклассника»
Учебный день пятиклассника очень насыщен и разнообразен. Мы предлагаем вашему вниманию небольшой видеосюжет, который отражает некоторые фрагменты уроков в 5-м классе.
В ситуации учебной деятельности, очевидно, что у детей не только разный стиль работы на уроке, различная манера ответа, но и неодинаковая степень активности на уроках, уровень утомляемости. По данным психологов, ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этот возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всех пятиклассников. В свою очередь, родители, нацеливая своих детей «работать на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок.
Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам раскроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребенка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям
Упражнение «Открытое письмо родителям» Родителям раздаются письма
,Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Поэтому для многих вполне естествен вопрос: а как можно помочь ребенку-пятикласснику? Прежде всего, родителям нужно уметь видеть первые признаки дезадаптированного поведения ребенка-пятиклассника. ,
.
Просмотр отрывка группового видеоинтервью
В заключение родителям предлагается посмотреть видеозапись группового интервью, содержащего ответы детей на вопрос: «Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть даже что-то искренне пообещать?»
Психолог и педагоги благодарят родителей за работу, желают успехов в воспитании детей и выражают надежду на дальнейшее сотрудничество.
ЛИТЕРАТУРА
Ты- пятиклассник Психологическое сопровождение процесса адаптации школьников к обучению в основной школе , Челябинск , май 2011 г. Автор Жукова Ольга Геннадьевна