Просмотр содержимого документа
«Развивающее занятие для старшеклассников»
Успех в жизни для меня - это…
Здравствуйте! Сегодня мы собрались здесь, чтобы определиться со своими планами на будущее, составим список удач. (Всем присутствующим прикрепить листочки с именами)
1.Упражнение «Знакоство». Представиться, рассказать: откуда вы пришли, ваше хобби, увлечение. Игрушка по кругу.
2.Как вы понимаете слово «Успех»?. Наши поступки определяются желанием чего-то избежать или чего-то достичь. В психологии это называется «мотивация избегания неудачи» и «мотивация достижения» Мотивация достижения – стремление достичь более высокого результата в какой-либо деятельности.
- Как Вы понимаете слово «Успех»? Кто для вас успешный человек?
- Хотите ли вы им быть, стремитесь ли вы к нему? Что вы для этого предпринимаете?
- А сейчас задайте себе вопрос: из чего складывается наше переживание удачи, успеха? (Ответы учащихся).
Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь. По известной формуле классика психологии У.Джеймса:
Самооценка = Успех
Притязания
Другими словами, самооценку можно повысить либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.
Множество данных говорит о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев, и поэтому сценарии не доходят до своего логического конца. Но их можно изменить. Самостоятельное, сознательное решение изменить свой сценарий.
3. Упражнение «Прилагательные успеха».
· Учащимся надо описать 3-мя прилагательными человека, с которым им нравится общаться, а так же человека, с которым им общаться не нравится.
· Затем учащимся надо описать свое поведение, когда они общаются с этими людьми, например: часто улыбаюсь, говорю спокойным голосом, у меня угрюмое лицо, мой голос выше. Данные нужно записать в две колонки.
Делается вывод, как от поведения одного человека зависит поведение другого.
· Как вы думаете, что нужно для того, чтобы добиться успеха? (Высказывания учащихся).
4. Ключи успеха.
Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей. Но я сейчас дам несколько ключей успеха, которые помогут вам.
Ключ к успеху просто необходим для каждого человека. Вот семь ключей к успеху. Слушайте внимательно и запоминайте.
Прежде всего, надо начать с (распечатать и раздать памятки).
1) ВЕРЫ – верить в то что, у вас все получится. Вера, а так же настрой на позитив, просто необходимы на первых этапах действия для достижения успеха. Обязательно должна быть
2)ЦЕЛЬ. Причем не просто в голове ее держать, а написать ее на бумаге. У вас должен быть четкий и подробный план ее осуществления. Если достигли своей цели, то ставьте другую цель.
Но при постановке целей нужно определиться с двумя моментами:
первый – чего вы хотите добиться и почему вы этого хотите;
второй – оцените ваши возможности.
3) ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ о том, что вам нужно.
А точнее – очень хорошо подумайте:
· что для вас является главным;
· на какие риски вы готовы пойти;
· как это решение повлияет на ваше окружение.
4) ВЫБОР. Всегда мы делаем тот или иной выбор и в конечном счете, он делает нашу судьбу. Надо четко знать, что выбрать.
5) УТОЧНЕНИЕ ЦЕЛИ – здесь нужно более конкретизировать разные мелочи, касающиеся вашей цели.
6) УСТАНОВКА ВРЕМЕННЫХ ГРАНИЦ – обязательно должно быть прописано на бумаге и с датой осуществления.
7) АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЙ. Сюда относится выявление ошибок, изменение плана действия.
Используя этих семь ключей к успеху, вы добьетесь скорейших результатов.
5. «Формула успеха»
Педагог-психолог. Исходя из всего выше сказанног,о давайте попробуем с вами вывести формулу успеха.
УСПЕХ:
Нужно четко представлять то, что хочешь. Это - цель.
Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это - ресурсы.
Нужно незамедлительно начинать действовать. Это - действия.
Вы получите то, что хотели. Это - результат.
Следующее, что мы должны сделать, - поиск ответа именно на этот вопрос, только сформулированный несколько иначе:
- Каковы мои притязания в жизни?
- Что я буду считать успехом, что неудачей?
- Подумайте о том, чего вы хотите добиться в жизни? К чему стремишься?
А для того, чтобы сделать это интереснее, заглянем сначала в «бумажное зеркало».
6. Тест круги и линии (твой уровень притязаний).
Инструкция: на рисунке вы видите круги и линии.
Твоя задача – выбрать один из кругов (тот, который тебе больше нравится) и полностью его закрасить. После этого, выбери еще один круг и нарисуй в нем что-нибудь (цветочек или рожицу).
Полностью закрашенный круг – это твои притязания, то, к чему ты стремишься в жизни.
Если он находится на наклонной линии, это означает, что ты стремишься к карьере, активно строишь планы, мечтаешь о больших достижениях, стремишься к успеху, хочешь стать лидером.
И чем выше расположен выбранный тобой круг, тем грандиознее твои планы и желания.
Но если твой круг находится в нижней точке наклонной линии, то это говорит о том, что у тебя довольно низкие притязания, ты не стремишься к успеху, тебя устроит достаточно скромная роль. Такой выбор может также означать, что у тебя еще нет пока серьезных жизненных планов, ты еще плохо представляешь, какую роль хочешь играть в жизни.
Закрашенный круг, расположенный на длинной горизонтальной линии (она образует с диагональю угол), говорит о том, что самое важное для тебя в жизни – общение, хорошие отношения с окружающими. Ты с удовольствием работаешь в команде, коллективе.
Но если выбранный тобой круг расположен на правом конце этой линии, значит ты готов, если понадобится, стать в этой команде лидером, но бороться за это не будешь.
Выбор круга на короткой вертикальной линии – свидетельство отсутствия всяких стремлений, нежелания ничего делать и ничего предпринимать. Это плохой показатель, но, может быть, так проявляется усталость?
Закрашенный круг на короткой горизонтальной, отдельно нарисованной линии, говорит о том, что главное, к чему ты стремишься в жизни, - это независимость. Ты не заботишься о достижениях и успехе.
Круг с цветочком или рожицей внутри выражает твои тайные желания, то чего тебе хочется, но ты даже себе в этом не признаешься.
Сравни расположение закрашенного круга и круга с цветочком, и ты узнаешь, как соотносятся
Твои сознательные притязания и тайные желания.
Выводы сделайте самостоятельно.
7. Медитация «Театр».
А теперь, внимание. Ритмичная музыка.
-Ты включаешь свою волю. Чувствуешь себя активным и деятельным человеком. Реши, что тебе надо сделать, чтобы это почувствовать? Ты берешь лист бумаги и решительно пишешь сверху: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я…» и за
3 минуты вновь высказываешь все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.
Три минуты прошло. Отложи ручку, и вновь расслабься, верни себе состояние покоя и умиротворения. Посиди так немного. Почувствуй, как тебе хорошо, как спокойствие и тело распространяются по твоему телу.
А теперь представь себя в маленьком театрике. Ты сидишь в затемненном зале, а на сцене стоит человек, Этот человек - Ты. Такой, каким ты себе нравишься. Представь себя счастливым, улыбающимся, Сейчас ты такой, каким хочешь быть или можешь стать. Посмотри на человека на сцене внимательно. Сейчас ты будешь ставить спектакль, где он в главной роли. Ты увидишь его в разных ситуациях и поймешь, что есть в нем такого, чего в тебе еще нет, что привлекает тебя в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомни такие недавние события своей жизни, где ты действовал не самым удачным образом, ситуации, которые были для тебя трудны. Дай ему сыграть эти сцены. Всмотрись: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше чем ты. Теперь, когда ты понял это, возьми ручку, и запиши, что тебя привлекает в нем, что в нем есть такого, чего нет (пока еще нет) в тебе.
Напиши вверху или торжественно произнеси «Я – ОН (Она)».
Пауза.
Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «Я». Можешь нарисовать вокруг нее кружок, или даже солнце, можешь выделить каким-нибудь другим способом.
Твоя задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано. И определить «желательное» и «нежелательное» «Я» для каждой области. Просто проводи линию от «Я», центра твоей вселенной, рисуй квадратик, или кружочек, и пиши.
Готово? Сколько областей удалось выделить? А теперь продумай еще
4 - любых, самых неожиданных. Но важное условие: они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальное.
Посмотри на эту «звездную карту» своей жизни немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника? Ведь у тебя (вас), как выяснилось, столько возможностей. Так пользуйся ими!
И это дает вам очень важный ключ к приобретению самоуважения, самопринятия, уверенности в себе.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ – приобретение умений и навыков в самых разных областях, умение налаживать контакты, общаться с самыми разными людьми, сделает тебя «независимым и свободным для жизни»!
8. Синквейны. Вам предлагается написать ваш девиз на пути к успеху, достижении своей цели. Ваше стихотворение должно содержать позитивное настроение, используя
Синквейн — это стихотворение, состоящее из строк, где:
1-я строка — два прилагательных,
2-я строка — три глагола, 3-я строка — фраза на тему синквейна. Фрагмент синквейна: