Просмотр содержимого документа
«Развивающее занятие для старшеклассников "Эмоционально-образная терапия"»
Pазвивающее занятие с учащимися старших классов при подготовке к ЕГЭ.
«Эмоционально-образная терапия»
Цель данного занятия:
- актуализация самосознания на тему сдачи ЕГЭ;
- выявление иррациональных установок школьников, связанных с аттестацией в форме ЕГЭ;
- преобразование негативных установок в более позитивные.
I. Единый государственный экзамен – это обычный экзамен, но основанный на тестовых технологиях. В ходе занятия учащиеся познакомятся с некоторыми методами, способами психологической подготовки старшеклассников, учащихся, к этому виду аттестации. Традиционная форма психологической работы оказывается не такой эффективной как при сдаче обычного экзамена или выполнения обычной предметной контрольной. Поэтому, попытаемся использовать новые способы психологической подготовки старшеклассников к этому виду аттестации.
Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? В некоторых случаях это связано с тем, как учащимся выучен материал, насколько хорошо он знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда, бывает так, что он действительно учил материал, и вдруг, на экзаменах возникает чувство, что все сбылось, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, мы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
Может случиться так, что ученик испытывает эмоциональные нарушения, связанные с ситуациями прошлого: сдачи экзамена или любое другое событие, где он потерпел поражение и эта ситуация оставила у него неприятные воспоминания, которые могут повлечь за собой депрессию, фобии, тревоги, постстрессовые состояния и эмоциональные зависимости, чувство вины или стыда, душевную боль.
Симптомов, на которые жалуются дети, великое множество, но их можно объединить в следующие основные группы:
- жалобы на эмоциональные нарушения;
- психосоматические нарушения;
- коммуникативные проблемы;
- когнитивные нарушения;
- нарушения характера.
( Лидируют эмоциональные нарушения, это: депрессии, фобии, тревоги, пострессовые состояния и эмоциональная зависимость, чувство вины и стыда, душевная боль, горечь или печаль, разочарование, неуправляемый гнев, навязчивые мысли и действия).
Психосоматические нарушения: головная боль, болезни органов дыхания (хронический ренит, одышка, астма, нарушения сердечного ритма, расстройства желудка – это одни из самых легких симптомов, которые могут повлечь за собой более серьезные заболевания).
Коммуникативные проблемы: это не просто отсутствие навыков общения, это аутизм, когда человек полностью замыкается в себе, социофобия, речевая фобия, чувства вины или стыда, чувства неполноценности или отверженности.
Когнитивные нарушения: могут затрагивать любые психические процессы, ответственные за познание мира – нарушение памяти, внимания, мышления, восприятия.
Нарушения характера – вспыльчивость, неуверенность, унылость, азартность, неуживчивость или непоседливость. Такие искажения в психологии называются акцентуациями характера, когда та или иная его черта оказывается сильно выраженной и определяет неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции.
Гипертимная акцентуация – неусидчивость, не в состоянии довести начатое дело до конца.
Дистимная акцентуация – постоянное пониженное настроение, замкнутость, не умение общаться.
Все эти состояния мы наблюдаем у наших учащихся в различные моменты.
Основная задача педагога-психолога – найти психологический смысл того или иного симптома, т.е. психологическую проблему, которая стоит за симптомом и через него выражается. После чего необходимо найти средства решения проблемы и помочь ребенку избавиться от нее.
Один из способов решения из перечисленных проблем: эмоционально-образная терапия.
(Можно предложить учащимся разбиться на группы по 3-4 человека).
В прошлом, вам приходилось сдавать экзамены или решать контрольные вопросы, и не один раз.
Пожалуйста, ответьте на вопрос: «Что для Вас означает экзамен? С какими образами, воспоминаниями он у вас ассоциируется?» Запишите ваши ассоциации на листочках.
(Обсуждение. Запись ассоциации на листочек или на доску).
Ассоциация в идеале должна показать, что у ЕГЭ есть две стороны: позитивная и негативная. Если преобладает последняя, то психологу можно прибегнуть к таким фразам-уловкам, как: «На результаты ЕГЭ не влияет субъективное мнение учителя», «ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал», «Сдал ЕГЭ в школе – не придется все лето бегать по институтам и сдавать экзамены» и т.д.
Какие ассоциации могут вызвать у школьников ЕГЭ?
- состояние нежелания учиться, апатия;
- равнодушие;
- раздражение;
- тревога;
- неуверенность;
- страх;
- боязнь нежелательных результатов и т.д.
II. Работа с эмоциональным состоянием участников инноваций.
(Присутствующие могут работать над проблемой индивидуально, или группами. Взять для примера одну из эмоций на негативную ситуацию: гнев, отчаяние, страх и т.д.)
Представьте себе образ этого состояния как негативного, вызывающего у вас тревогу, эту беспокоящую вас проблему, представьте в виде образа. Опишите этот образ.
Решение. Каким образом можно воздействовать на этот образ-проблему? Представьте образ желаемого состояния.
Действие с образами:
А) трансформация образов;
Б) диалоги образов;
В) взаимодействия образов;
Г) ассоциации;
Д) прием освобождения образов;
Е) дать энергию образу.
Задания. Придумать действия по преобразованию «тревоги». («Горе» говорит волнами).Трансформировать этот образ.
- угнетенность – образ. Заменить позитивом. Обратить внимание на цвет.
- апатия…
- раздражение…
Памятка учащимся в инновационной ситуации.
1. Выделить проблемную ситуацию.
2. Уметь отследить главное.
3. Определить эмоциональное состояние:
- ( -) состояние перевести в образ;
- назвать желаемое состояние (+);
- перевести (-) образ в положительный образ (действие с образами);
- Коррекция: пути выхода.
Результат.
- Если Вы смогли избавиться от негативного образа, перевели его в позитив, значит, цель достигнута, работа завершена.
Рефлексия.
(Занятие разработано по книге Н.Д.Линде. Психологическое консультирование.)