kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развивающее занятие для старшеклассников "Эмоционально-образная терапия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработано для учащихся старших классов для снятия эмоционального напряжения в период подготовки и сдачи ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развивающее занятие для старшеклассников "Эмоционально-образная терапия"»

Pазвивающее занятие с учащимися старших классов при подготовке к ЕГЭ.

«Эмоционально-образная терапия»

Цель данного занятия:

- актуализация самосознания на тему сдачи ЕГЭ;

- выявление иррациональных установок школьников, связанных с аттестацией в форме ЕГЭ;

- преобразование негативных установок в более позитивные.

I. Единый государственный экзамен – это обычный экзамен, но основанный на тестовых технологиях. В ходе занятия учащиеся познакомятся с некоторыми методами, способами психологической подготовки старшеклассников, учащихся, к этому виду аттестации. Традиционная форма психологической работы оказывается не такой эффективной как при сдаче обычного экзамена или выполнения обычной предметной контрольной. Поэтому, попытаемся использовать новые способы психологической подготовки старшеклассников к этому виду аттестации.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? В некоторых случаях это связано с тем, как учащимся выучен материал, насколько хорошо он знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда, бывает так, что он действительно учил материал, и вдруг, на экзаменах возникает чувство, что все сбылось, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, мы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

Может случиться так, что ученик испытывает эмоциональные нарушения, связанные с ситуациями прошлого: сдачи экзамена или любое другое событие, где он потерпел поражение и эта ситуация оставила у него неприятные воспоминания, которые могут повлечь за собой депрессию, фобии, тревоги, постстрессовые состояния и эмоциональные зависимости, чувство вины или стыда, душевную боль.

Симптомов, на которые жалуются дети, великое множество, но их можно объединить в следующие основные группы:

- жалобы на эмоциональные нарушения;

- психосоматические нарушения;

- коммуникативные проблемы;

- когнитивные нарушения;

- нарушения характера.

( Лидируют эмоциональные нарушения, это: депрессии, фобии, тревоги, пострессовые состояния и эмоциональная зависимость, чувство вины и стыда, душевная боль, горечь или печаль, разочарование, неуправляемый гнев, навязчивые мысли и действия).

Психосоматические нарушения: головная боль, болезни органов дыхания (хронический ренит, одышка, астма, нарушения сердечного ритма, расстройства желудка – это одни из самых легких симптомов, которые могут повлечь за собой более серьезные заболевания).

Коммуникативные проблемы: это не просто отсутствие навыков общения, это аутизм, когда человек полностью замыкается в себе, социофобия, речевая фобия, чувства вины или стыда, чувства неполноценности или отверженности.

Когнитивные нарушения: могут затрагивать любые психические процессы, ответственные за познание мира – нарушение памяти, внимания, мышления, восприятия.

Нарушения характера – вспыльчивость, неуверенность, унылость, азартность, неуживчивость или непоседливость. Такие искажения в психологии называются акцентуациями характера, когда та или иная его черта оказывается сильно выраженной и определяет неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции.

Гипертимная акцентуация – неусидчивость, не в состоянии довести начатое дело до конца.

Дистимная акцентуация – постоянное пониженное настроение, замкнутость, не умение общаться.

Все эти состояния мы наблюдаем у наших учащихся в различные моменты.

Основная задача педагога-психолога – найти психологический смысл того или иного симптома, т.е. психологическую проблему, которая стоит за симптомом и через него выражается. После чего необходимо найти средства решения проблемы и помочь ребенку избавиться от нее.

Один из способов решения из перечисленных проблем: эмоционально-образная терапия.

(Можно предложить учащимся разбиться на группы по 3-4 человека).

В прошлом, вам приходилось сдавать экзамены или решать контрольные вопросы, и не один раз.

Пожалуйста, ответьте на вопрос: «Что для Вас означает экзамен? С какими образами, воспоминаниями он у вас ассоциируется?» Запишите ваши ассоциации на листочках.

(Обсуждение. Запись ассоциации на листочек или на доску).

Ассоциация в идеале должна показать, что у ЕГЭ есть две стороны: позитивная и негативная. Если преобладает последняя, то психологу можно прибегнуть к таким фразам-уловкам, как: «На результаты ЕГЭ не влияет субъективное мнение учителя», «ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал», «Сдал ЕГЭ в школе – не придется все лето бегать по институтам и сдавать экзамены» и т.д.

Какие ассоциации могут вызвать у школьников ЕГЭ?

- состояние нежелания учиться, апатия;

- равнодушие;

- раздражение;

- тревога;

- неуверенность;

- страх;

- боязнь нежелательных результатов и т.д.

II. Работа с эмоциональным состоянием участников инноваций.

(Присутствующие могут работать над проблемой индивидуально, или группами. Взять для примера одну из эмоций на негативную ситуацию: гнев, отчаяние, страх и т.д.)

  1. Представьте себе образ этого состояния как негативного, вызывающего у вас тревогу, эту беспокоящую вас проблему, представьте в виде образа. Опишите этот образ.

  2. Решение. Каким образом можно воздействовать на этот образ-проблему? Представьте образ желаемого состояния.

  3. Действие с образами:

А) трансформация образов;

Б) диалоги образов;

В) взаимодействия образов;

Г) ассоциации;

Д) прием освобождения образов;

Е) дать энергию образу.

Задания. Придумать действия по преобразованию «тревоги». («Горе» говорит волнами).Трансформировать этот образ.

- угнетенность – образ. Заменить позитивом. Обратить внимание на цвет.

- апатия…

- раздражение…

Памятка учащимся в инновационной ситуации.

1. Выделить проблемную ситуацию.

2. Уметь отследить главное.

3. Определить эмоциональное состояние:

- ( -) состояние перевести в образ;

- назвать желаемое состояние (+);

- перевести (-) образ в положительный образ (действие с образами);

- Коррекция: пути выхода.

Результат.

- Если Вы смогли избавиться от негативного образа, перевели его в позитив, значит, цель достигнута, работа завершена.

Рефлексия.


(Занятие разработано по книге Н.Д.Линде. Психологическое консультирование.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Развивающее занятие для старшеклассников "Эмоционально-образная терапия"

Автор: Фокеева Ольга Александровна

Дата: 29.07.2016

Номер свидетельства: 338257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства