kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развивающая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа развивающих занятий адресована педагогам-психологам школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая программа»

МБОУ – средняя общеобразовательная школа №38

с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла

302026,г. Орёл, ул. Черкасская, д.81, тел. 74-75-22







Развивающая программа

Развитие зрительно-пространственной ориентации младшего школьника





Составитель:

педагог – психолог

Королева Елена Владимировна

























Коррекция зрительно-пространственной ориентации

Среди первоклассников 15-20 % детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, т. е. вхождение в школьную жизнь для них затруднено.

Школьная жизнь воспринимается такими детьми прежде всего с формально-нормативной стороны, а содержательные стороны учебной деятельности - ориентация на самоизменение и на присвоение научного знания - не выступают для него в качестве актуальных.

На начальном этапе обучения для таких детей важно создавать условия, органично сочетающие игровой и учебный типы жизнедеятельности: необходимо организовывать своеобразную деятельность детей, по форме являющуюся игровой, т. е. знакомой и привлекательной для ребенка, но по своей направленности носящей учебный характер. Такая деятельность должна предполагать достижение целей, связанных с занятием ребенком позиции субъекта по присвоению нового (учебного по содержанию) игрового опыта.

Цель: коррекция зрительно-пространственной ориентации, оптического гнозиса и зрительного внимания детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Развитие произвольности поведения (умение действовать по правилу, овладение программирующей функцией речи, разными видами контрольно-оценочных действий: планирующим, промежуточным и итоговым видами самоконтроля);

2. Развитие пространственной ориентировки ребенка в плане реальных отношений и во внутреннем плане (умение определять пространственные признаки объекта, направление действий, владение пространственной лексикой);

3. Развитие интеллектуальных способностей (знаково-символической функции сознания;

4. Развитие умения кодировать и декодировать информацию, владения схематическим письмом;

5. Формирование позиции ребенка как субъекта присвоения нового опыта

План занятия:

Оргмомент (психогимнастика) - 3 минуты.

Разминка (гимнастика для пальчиков, кинезиологические упражнения) – 5 минут.

Работа по теме – 25-30 минут.

Итог занятия – 2 минуты.

Условия реализации: в течение месяца, 1 раз в неделю, длительность занятия - 40 минут.

Отбор детей в группу коррекции проводится на основании наблюдения учителя и школьного психолога, анализа жалоб родителей, данных диагностических методик.

Данная программа базировалась на следующих принципах:

1. Развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм деятельности. В качестве основополагающего принципа коррекции возрастного психического развития ребенка нами взят принцип ведущей деятельности, выступающей основным механизмом формирования психологических новообразований (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие).

В нашей работе ведущая деятельность была связана с организацией игровых форм деятельности, дополняемых элементами учебной деятельности. Такая организация игровой деятельности направлена как на доформирование "прежних" новообразований, так и на формирование "будущих" новообразований, т. е. на одновременное формирование новообразований дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Принцип управления техническим развитием, связанный с представлением о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, развитие не является спонтанным процессом, оно обеспечивается помощью взрослого, его участием в организации жизнедеятельности ребенка.

Реализация этого принципа предполагает организацию совместно распределенной деятельности взрослого и ребенка, в которой взрослый выступает, прежде всего в качестве носителя образца действия. Помощь его на этом этапе должна быть максимальной. Постепенно вмешательство взрослого снижается, и каждый очередной шаг в деятельности передается ребенку на уровень самостоятельного исполнения.

3. Принцип смены психологической позиции в деятельности в нашей работе связан с изменением отношения ребенка к себе, с развитием у него позиции субъекта деятельности.



Занятие 1

Тема: «Путешествие на луну»

1. Оргмомент.

Имитация мимики:

Представь себе, что ты увидел что–то красивое.

Сзади на тебя подул холодный ветер. Ты рассердился.

Ветер стих и на поляне расцвёл душистый цветок. Понюхай его.

2. Разминка.

Упражнение "Сосулька"

Цель: расслабить мышцы рук.

"Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"



3. Работа по теме.

- Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации (повтори за мной).

Проба Хеда: Вот моя правая рука, покажи свою такую. Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди). Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха. Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

Психолог: К нам в гости прилетел человек с волшебным сундучком. В нём задания, которые необходимо выполнить, чтобы этот человек мог вернуться на свою планету.

Психолог: Рассмотри картинку, что здесь изображено (зашумлённая картинка).

Ребёнок называет предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).



"Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

«Сосчитай цифры»

Психолог: Сосчитай быстро от 1 до 20 по таблице.







Ребёнок зрительно отыскивает цифры и называет их по порядку.

Психолог: Где находится цифра 1, в каком ряду, в какой колонке? И т.д.

Ребёнок отыскивает и называет координаты заданных цифр.

Психолог: Нужно помочь человеку составить карту звёздного неба.

Ребёнок раскладывает на листе предметы согласно инструкции учителя. Сверяет с эталоном карты. Приложение 1 (слайд1).Инструкция учителя к карте звёздного неба:

В центре листа расположи ракету оранжевого цвета.

В верхнем правом углу расположи треугольник красного цвета.

Над ракетой расположи квадрат коричневого цвета.

Слева от ракеты расположи кольцо зелёного цвета.

В верхнем левом углу расположи облако белого цвета.

Под ракетой расположи цветок.

В нижнем правом углу расположи летающую тарелку фиолетового цвета.

В нижнем левом углу расположи круг синего цвета.

Справа от ракеты расположи звезду жёлтого цвета.

Покажи самую маленькую фигуру и назови её. ( Квадрат коричневого цвета).

Покажи самую большую фигуру. (Звезда жёлтого цвета).

Как, расположена звезда по отношению к ракете? ( Справа от ракеты).

Как, расположена звезда по отношению к летающей тарелке? (Звезда расположена над летающей тарелкой).

Психолог: Игра «Космодром». Чтобы человек мог улететь домой на Луну нужно на своём поле расположить точно также космические корабли как у диспетчера. Приложение 1 (слайд2). Если нарисуешь всё правильно – корабль взлетит. Молодец! Со всеми заданиями ты справился. А где Человек? Да он улетел.

4. Итог занятия.

Психолог: Ты хорошо потрудился. Человек решил тебя отблагодарить и оставил тебе сюрприз. Но ты должен его отыскать по инструкции (дойди до двери, поверни направо, найди на полке шкафа коробку с синим бантом, в ней находится сюрприз). Занятие закончено. Можешь отдыхать. До свидания.

Занятие 2

Тема «Магия чисел»

1. Оргмомент

Необходимо выполнить задание ведущего: группа с закрытыми глазами должна досчитать до десяти. При этом ведущий выдвигает важное условие: каждое число должен произнести только один участник. Договариваться, кто какое число называет, нельзя. В случае ошибки игра начинается заново.

2. Работа по теме

Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:



Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

Физкультминутка.

Упражнение "Винт"

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!"

Игра "Число-контролер".

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку. (См. приложение 1)

3. Итог занятия.

Психолог: Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно?

Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.



Занятие 3

«Секретные слова»

1. Оргмомент.

Психолог просит по кругу сказать, что нового, что хорошего произошло у ребят за последние дни; что красивое, смешное они видели. Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хорошего не было. В этом случае стоит напомнить, что радости в жизни бывают большими, а приятные эмоции может вызвать любая мелочь. Важно помнить об этом и обращать внимание на такие мелочи.

2. Работа по теме.

Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Варианты правил:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

3. нельзя повторять названия животных;

4- нельзя повторять имена девочек;

5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

Физкультминутка

Упражнение "Смена ритмов"

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Чтобы привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Игра "Спрячь букву от буквоежки".

За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а".

Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы".

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

А здесь вставляй точки вместо буквы "р".

2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е", вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

Физкультминутка

Упражнение "Шалтай-болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".



Игра «Как превратить "о" в "и"».

Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].



Столбики со слогами:



3. Итог занятия.

Психолог: Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно?

Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.



Занятие 4

Тема «Помоги пчелке»

  1. Оргмомент.

«Тех, кто может представить, вообразить то, чего на самом деле нет, называют фантазерами. Фантазер может представить, что он превра­тился в птицу, какое-нибудь животное или даже в какую-нибудь вещь -как настоящий волшебник! Мы с вами тоже немного пофантазируем. Давайте представим, что мы превращаемся в ...деревья. Кто в тонкую березу, кто — в могучий дуб, кто — в яблоньку... Подумайте, в какое де­рево вы хотели бы превратиться... Встаньте и представьте, что вы дере­вья... Вот мы вытянули руки вверх, будто ветки... (Все движения учитель делает вместе с детьми). Тихонько подул ветер, наши ветки тихо колы­шутся... Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задро­жали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят... Мы красивые, сильные деревья... Мы тянемся к сол­нышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми, машем листочками небу, облакам, солнечным лучам... А теперь мы медленно опускаем руки и превращаемся сновав мальчиков и девочек, а настро­ение у нас остается легкое и радостное! Пожалуйста, садитесь на места»

2. Работа по теме.

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.





Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2.

Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.

Направо, направо, направо, вверх, остановка.

Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку. (См. приложение 2)

Физкультминутка

Упражнение "Шалтай-болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания, концентрации.

Оборудование: рисунки, набор счетных палочек (не менее 30 штук желательно одного цвета).

Психолог выбирает образец, шаблон и кладет его перед ребенком. Задача ребенка состоит в том, чтобы выложить из палочек «лабиринт» так, как показано на образце. (в данном случае шаблон «Пчелка»)

Игра «Два дела сразу»

Психолог: Можешь ли ты делать два дела сразу?

Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.



3. Итог занятия.

Психолог: Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно?

Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.



Занятие 5

Тема «Умный мышонок»

1. Оргмомент

Ведущий предлагает детям стать репортерами газеты «школьная жизнь» и взять интервью у любого из группы. Нужно узнать как можно больше о человеке: где он живет, сколько у него братьев и сестер, с кем дружит, что любит делать после школы. Время на интервью-10мин.

Рефлексия по игре.

2. Работа по теме.

Игра «правила чтения»

Сказка об умном мышонке

В это время по дорожке

Шел зверёк страшнее кошки,

Был на щётку он похож.

Это был, конечно, ёж.

А навстречу шла ежиха,

Вся в иголках, как портниха.

Закричал мышонку ёж:

- От ежей ты не уйдёшь!

Вот идет моя хозяйка,

С ней в пятнашки поиграй-ка,

А со мною - в чехарду.

Выходи скорей - я жду.

А мышонок это слышал,

Да подумал и не вышел

- Не хочу я в чехарду, -

На иголки попаду.

Долго ждали ёж с ежихой,

А мышонок тихо-тихо

По тропинке меж кустов,

Прошмыгнул - и был таков.

С. Маршак

Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и небольшие рассказы из учебника по чтению.

Правила чтения также можно менять:

1. называть вслух каждое 3 слово;

2. произносить вслух последнее слово в предложении;

3. произносить вслух все имена собственные;

4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

1. Вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку. (См. приложение 3)



Игра «Как сказать слово, не произнося ни звука»

Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА".

А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.

Примечание: Можно загадывать любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания, концентрации.

Оборудование: рисунки, набор счетных палочек (не менее 30 штук желательно одного цвета).

Психолог выбирает образец, шаблон и кладет его перед ребенком. Задача ребенка состоит в том, чтобы выложить из палочек «лабиринт» так, как показано на образце.

Упражнение «Составление цветовых композиций»



  1. Итог занятия.

Психолог: Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно?

Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.





Занятие 6

Тема «Самый внимательный»

1. Оргмомент.

Я скажу слова: «Доброе утро...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвеча­ете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам!... Доброе утро всем мальчикам!... Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зу­бы!... Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за ок­ном!... Доброе утро всем, кто любит конфеты!... Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня... Молодцы!»

2. Работа по теме.

Игра «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Игра «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Физкультминутка

Упражнение "Шалтай-болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

Игра «Муха 1»

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

1. Вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Игра "Ищем буквы" 5

Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.

Инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.

Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.

3. Итог занятия.

Психолог: Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно?

Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.

Занятие 7

Тема «Геометрические фигуры»

1. Оргмомент

Участники с закрытыми глазами и жужжанием свободно перемещаются в помещении. По хлопку ведущего они должны выстроиться в круг (глаза нельзя открывать ни в коем случае). Игра завершается, когда все участники оказываются в кругу. На это отводится не более 7–10 попыток. Ведущий на доске фиксирует получившиеся фигуры. По окончании игры проводится обсуждение, в ходе которого подчеркивается важность групповой работы: если круг не получился, значит, участники не выполнили задание.

2. Работа по теме.

Игра с геометрическими фигурами

Из цветной бумаги заранее вырезаются 3 треугольника, 3 прямоугольника, 3 квадрата, 3 ромба, 3 круга, 3 эллипсы и 3 трапеции. В каждой тройке все фигуры должны быть разных цветов, 2 фигуры – одного размера, третья – другого (например: красный и синий треугольники одного размера и зеленый треугольник другого размера – больше или меньше предыдущих; желтый и красный прямоугольники одного размера и синий другого; и т.д.).

Все фигуры выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний:

1) измени только форму (т.е. оставь цвет и размер)

2) измени только цвет

3) измени только размер

4) измени только форму и цвет

5) измени только форму и размер

6)измени форму, цвет, размер

Ребенок должен взять другую фигуру в соответствии с указаниями и объяснить свой выбор. Если к указаниям подходят несколько фигур, ребенок должен выбрать любую из них. В таком случае можно также попросить его показать дополнительные фигуры, отвечающие требованиям.

Усложнить игру можно также, попросив ребенка выбрать фигуру, НЕ соответствующую указаниям, и обязательно объяснить, в чем это несоответствие выражается.

Взрослый может чередоваться с ребенком в ролях ведущего и исполнителя: ребенку будет интересно почувствовать себя "экзаменатором". При этом ему потребуется самостоятельно выбрать фигуру и придумать указание, а также оценить ответ взрослого.

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

1. Вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

"Секретное письмо"

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ребенок попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать ребенку.

Игра «Сделай, как я!» (со спичками)

Играть можно взрослому с ребенком, а можно научить детей, чтобы они играли парами. Каждому игроку выдается по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну- две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Примечание: использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.



  1. Итог работы.

Психолог: Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно?

Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.



Занятие 8

Тема «Окружающий мир»

1. Оргмомент

Помни­те ли вы, ребята, как зимой летят с неба снежинки? Каждая снежинка кружится сама по себе, а потом они вместе образуют сугробы. Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Снежинки». Когда я говорю «снежинки», вы, как снежинки, будете кружиться по классу. А как толь­ко я скажу «сугроб!», вы должны тут же собраться в группы. После сло­ва «сугроб» я назову число. Столько снежинок должно быть в вашем су­гробе. Например, если я скажу «сугроб, три», значит, вы должны со­браться по трое. Всем понятно? Встаньте, пожалуйста, из-за парт и по­дойдите ко мне.»

(Дети встают из-за парт и подходят к учителю. Для этой игры необ­ходимо наличие свободного пространства.)

Психолог: «Итак, вы все превращаетесь в снежинки. Снежинки, по­летели! (Дети разбегаются.) Снежинки, снежинки ... сугроб, два!»

2. Работа по теме.

Игра «Я знаю»

Ребенку предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

· Назови, слова, обозначающие домашних животных

· Назови, слова, обозначающие диких животных

· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

· Назови, слова, обозначающие водный транспорт

· Назови, слова, обозначающие овощи

· Назови, слова, обозначающие фрукты

· Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…)

Игра «Запрещенное слово»

Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку. (См. приложение 4)

Пальчиковая гимнастика "День рождения".

На свой день рожденья позвал я ребят.

Пять маленьких свечек на торте горят (пальцы руки подняты и разведены палец).

Я дунул, сумел погасить лишь одну (загибаем большой палец).

Осталось четыре, я снова подул, погасла одна (загибаем указательный палец).

А три свечки горят, одну я задул (загибаем средний палец).

Гаснуть две не хотят, но вот мне одну погасить удалось (загибаем безымянный палец).

Осталась одна, постараться пришлось.

На пятую дул я опять и опять.

Погасла! Ура! (загибаем мизинец).

Мне исполнилось пять!

Игра «Наблюдатель»

Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".

Физкультминутка.

Упражнение "Водопад"

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

"Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза".

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания, концентрации.

Оборудование: рисунки, набор счетных палочек (не менее 30 штук желательно одного цвета).

Психолог выбирает образец, шаблон и кладет его перед ребенком. Задача ребенка состоит в том, чтобы выложить из палочек «лабиринт» так, как показано на образце.

Упражнение «Составление цветовых композиций»

Игра «Дождь»

Психолог легко стучит указательным пальцем одной руки по ладони другой. «Вот на землю падают первые капли, дождик еле слышный...»

Психолог стучит более сильно уже двумя пальцами. «А вот он стано­вится посильнее, но все равно еще не большой: кто-то даже не раскрыл зонта!»

Стучит тремя пальцами. «Дождь все сильнее!»

Стучит четырьмя пальцами. «Ну и дождь на улице! Всех прогнал до­мой! Все намокло, разлились огромные лужи!»

Стучит пятью пальцами. «А это уже настоящий ливень! Как бы на­ша школа не утонула под таким дождем!»

Постепенно убирает по одному пальцу. «Хорошо, что дождь стал потише... И еще тише... И еще... И вот падают последние капли... Кон­чился наш дождик!»

3. Итог занятия.

Психолог: Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно?

Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.



Занятие 9

Тема «Спичечное королевство»

1. Оргмомент

Я скажу слова: «Доброе утро...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвеча­ете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам!... Доброе утро всем мальчикам!... Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зу­бы!... Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за ок­ном!... Доброе утро всем, кто любит конфеты!... Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня... Молодцы!»

2. Работа по теме

Физкультминутка. Игра «Умелые пальчики»

1. На одном из занятий познакомила детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

-Да, дети, это пальцы.

-А почему вы догадались?

-Почему пальцы "родными братьями" называют?

-У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

-Любите ли вы играть с пальчиками?

-Покажите пальчики правой (левой) руки.

-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

-Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?

-Как вы думаете, почему он так называется, большим?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

-И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

-Здравствуй, большак!

-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?

-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)

- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали...

Правая и левая спят на одеяле.

О.Дриз.



-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать.

Игра «Изобрази предмет»

Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела

Большой палец правой и левой руки

вместе с остальными образуют колечко

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Игра со счетными палочками или спичками

Материалы: спички или счетные палочки.

Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Задания:

Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.

Если фигура сделана из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?).

Сосчитать уголки, входящие в фигуру.

Самому придумать и сложить фигуру.



Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.





Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.



Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.



Переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.





Игра «выкладывание колодца»

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечаем победителей (звездочкой).

Далее с помощью палочек и спичек выкладываем с детьми смысл стихотворения. Читаю детям небольшое стихотворение несколько раз, а дети выкладывают его смысл одной двумя "пиктограммами". Например, "Ежик" В. Катаева



На комод забрался ежик,

У него не видно ножек,

У его такого злючки,

Не причесаны колючки.

И ни как не разберешь -

Щетка это или еж?



3. Итог занятия.

Психолог: Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры запомнились больше? Какое у вас настроение после занятия? Изменилось ли оно?

Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.

















































Приложение 1





Приложение 2





Приложение 3





Приложение 4







Эффективность работы

Анализ данных проведенной нами контрольной диагностики показал, что все дети, первоначально включенные в группу с низким уровнем сформированности таких показателей, как произвольность действий и пространственная ориентировка, после коррекционных занятий проявили достаточно высокие положительные результаты.

В ходе игровых занятий дети овладевали планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о процессе формирования у них учебной деятельности. Наиболее важным, на наш взгляд, событием, происходившим в сознании ребенка, является изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности - ребенок начинает переживать происходящие в нем самом изменения, моменты своего роста, осознавать свой новый статус субъекта присвоения учебно-игрового опыта.















































Парта это не кровать,

и нельзя на ней лежать,

ты сиди за партой стройно

и веди себя достойно.

Тетради правильно кладу,

ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

с чистотою я дружу,

На отлично напишу



Парта это не кровать,

и нельзя на ней лежать,

ты сиди за партой стройно

и веди себя достойно.

Тетради правильно кладу,

ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

с чистотою я дружу,

На отлично напишу



Парта это не кровать,

и нельзя на ней лежать,

ты сиди за партой стройно

и веди себя достойно.

Тетради правильно кладу,

ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

с чистотою я дружу,

На отлично напишу

38






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Развивающая программа

Автор: Королева Елена Владимировна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Дополнительная коррекционно-развивающая программа "Раз словечко, два словечко..." "
    ["seo_title"] => string(89) "dopolnitiel-naia-korriektsionno-razvivaiushchaia-proghramma-raz-sloviechko-dva-sloviechko"
    ["file_id"] => string(6) "189120"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426824787"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Коррекционно-развивающая программа для детей с диагнозом ЗПР."
    ["seo_title"] => string(65) "korriektsionnorazvivaiushchaiaproghrammadliadietieisdiaghnozomzpr"
    ["file_id"] => string(6) "273566"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452247636"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Коррекционно-развивающая программа по коррекции страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Маленький храбрец" "
    ["seo_title"] => string(149) "korriektsionno-razvivaiushchaia-proghramma-po-korriektsii-strakhov-i-trievozhnosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-malien-kii-khrabriets"
    ["file_id"] => string(6) "206623"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430229499"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Коррекционно-развивающая программа "Память. Внимание. Логическое мышление." "
    ["seo_title"] => string(86) "korriektsionno-razvivaiushchaia-proghramma-pamiat-vnimaniie-loghichieskoie-myshlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "124007"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414609119"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "коррекционно-развивающая программа "Развитие" "
    ["seo_title"] => string(52) "korriektsionno-razvivaiushchaia-proghramma-razvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "224414"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438787167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства