kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познай себя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет самопознание

Тема: Практическое занятие по «Самопознанию»

Цель: Помочь познать самого себя, познавать других. Содействовать формированию в себе положительных качеств личности.

1.Приветствие

А) С каким настроем вы сегодня пришли на занятие?

Б) Хотелось ли вам сегодня прийти в группу?

В) Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

Психологический тренинг.

Начнем процесс самопознания с психологического настроя. Сядьте по удобному бы вам не расслабиться и не успокоиться. Расслабленность, отдых и покой бывает приятнее, когда глаза закрыты. С каждым вдохом ощущения покоя усиливался. С каждым выдохом все тревоги, заботы дня уходят на задний план. Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняя добрыми чувствами, а выдыхая постепенно освобождаетесь от беспокойства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познай себя»

Открытый урок соц педагога 2015г

Форма проведения: тренинг

Подготовительная работа:

  • Составить презентацию по теме

  • Провести анкетирование, конкурс афоризмов о счастье

Оснащение:

  • Компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация

  • Тетради для классных часов

  • Ватман

  • Бумага формата А4

  • Цветные фломастеры, ручки, карандаши

Цель классного часа:

Определение понятия «счастье» для человека

Задачи классного часа:

  • Познакомить учащихся с многообразием данного понятия

  • Научить выражать свои чувства и эмоции

  • Ценить окружающих людей, семью, друзей

Ход классного часа.

  1. Пожелание по кругу( 1минута)Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Рада вновь приветствовать вас в нашем дружном кругу, на очередном классном часе. Нам для работы выделено всего 30 минут, которые должны пройти эффективно как для меня, так и для вас.

Как обычно, начинаем с дружеского рукопожатия. Я желаю вам самых приятных эмоций от нашего общения.

  1. Упражнение «Собери улыбки»(музыка) (2 минуты) Слайд 2

Я вижу, вы слегка скованы. Чтобы избавиться от лишней нервозности, давайте улыбнёмся друг другу. Но сделать это нужно следующим образом : вам нужно собрать 10 улыбок одноклассников. В прошлом году на выполнение этого упражнения у вас ушло  2 минуты. Посмотрим, улучшите ли вы результат в этот раз, но не забудьте, улыбаться нужно искренне, при этом смотреть только в глаза одноклассникам. Побеждает тот, кто справиться  с заданием всех быстрее.

  • Легко ли было принимать улыбки? Слайд 3

  • Легко ли было улыбаться самим?

  • Что вы чувствовали на протяжении этого упражнения?

  1. вступительное слово учителя(1 минута) 

  • отгадайте тему

Итак, мы  продолжаем цикл классных часов из серии «Красота и здоровье». Тема нашего тренинга касается каждого из вас, не один из вас не представляет без этого жизни, это самое частое пожелание в любых открытках. Что же это?

  • установка Слайд 4

не секрет, всем хочется быть счастливыми! Будь то младенец, подросток, зрелый человек или пожилой. Счастье- это смысл нашей жизни. Но дело в том, что все понимают счастье по-разному.   Бывает счастье, когда получил то, чего давно желал. А бывает, когда увидел закат невероятных красок или радугу в полнеба. Человек — странное создание. Он может годами помнить плохое, а хорошее забыть на следующий же день. Тогда как такому человеку представляется история его жизни? Как сплошной кошмар, одни обиды и неприятности, разочарования и болезни.

Зачем тогда такому человеку дана жизнь? Он "кузнец своего счастья", он создатель своей обители, он художник, который окрашивает мир своими красками, он создатель своего круга друзей. На что же он жалуется?

    У другого человека, казалось бы, ничего нет, он не оброс материальными ценностями, не устроил свой быт, но душа его поет, он открыт, он вмещает весь мир и готов поделиться тем, что доступно всем, нужно только уметь видеть и чувствовать.

 Для одних - это богатство, для других - благополучие в семье, для третьих - удача на экзамене. Наша сегодня задача - разобраться в таком сложном, а с другой стороны лёгким понятием, как счастье, определить, счастливы ли вы, узнать секреты счастливого человека. Но это чуть позже, а начнём мы с игры «ассоциация»  

  1. игра «Ассоциация»( 2 минуты)

  2. Вопросы для дискуссии из конверта(5 минут)

Хорошо, продолжим работу по поиску счастья. Вам сейчас уже по 14-16 лет, это возраст, когда вы имеете собственное мнение, можете отстоять его, имеете свой взгляд на существующие явления. Сейчас вам предстоит пофилософствовать при ответе на вопрос, который вы вытянете из конверта. Главное условие, если кто-то затрудняется ответить на вопрос, попросите помощи у сидящего рядом человека.

  • Человек создан для счастья?

  • Что такое счастье?

  • Счастье- это понятие одинаковое для всех?

  • Можно научить человека быть счастливым?

  • Неизвестный автор сказал: «Кто не может найти счастье в пути, не найдёт его и в конце дороги». Согласны ли вы?

  • Счастье- это любить или быть любимым?

  • Доводилось ли вам встречать счастливых людей? как вы догадались, что они счастливы?

  1. Теория (5 минут)

Каждый человек счастлив. Счастье есть у всех, оно в каждом, оно внутри, Все что нужно – это уметь видеть и чувствовать его, уметь принимать его и уметь дарить. Оно кругом, оно в нас!

Его нельзя продать, нельзя купить, нельзя выиграть в лотерею, его можно только вырастить в себе… Вырастить из приятного слова, сказанного тебе; случайной улыбки прохожего; из звонка старого друга из пения птиц…

Счастье всегда разное, разное для каждого, разное по восприятию и по сути, но все одинаково желают его найти.

Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворённости жизнью. Это удовлетворение мы испытываем, когда ощущаем себя связанными с людьми, природой, когда мы находимся в истинном согласии с самим собой.

        По латыни счастье называли фортуной. С английского языка это слово переводится как удача. С французского- шанс. А как бы вы смогли охарактеризовать счастье одним словом?

На прошлом нашем занятии вы сами вывели правило. Счастье понимается по- разному разными людьми разных возрастов. Я попросила вас перечислить то, что доставляло вам настоящее счастье в 3-х летнем, 8 летнем возрасте и сейчас.

Результаты получились следующими: Слайд 5*

  • 3-х летнего ребёнка способны сделать счастливым мама и папа, которые находятся рядом, новая игрушка, светящиеся кроссовки, вкусная еда, карантин в садике, можно остаться у бабушки ночевать, друзья Слайд 6*

  • 8-ми летний ребёнок чувствует себя счастливым получив хорошую оценку и подарок, играя с друзьями, находясь дома в кругу семьи, предчувствие праздника и играя в футбол до самого вечера Слайд 7*

  • Сейчас вы можете почувствовать счастье в окружении друзей, если ваши родные и близкие(семья) в порядке, если вы добиваетесь успехов в школе. Один из самых счастливых моментов в вашем понимании- это время прихода домой из школы, игра с племянницей или досыта выспаться, а ещё лучше, если бы вас вообще не трогали и не было бы никаких проблем.

Т.о. понятие «счастье» год от года в вашем понимании меняется. Не меняются лишь истинные составляющие счастья: семья, друзья, успехи в школе.

А почему? Слайд 8****

Быть друзьями в подлинном смысле слова. Поэтому это не окончательное счастье.

Следующая, четвёртая ступень, - творчество. Это и занятие искусством и понимание его.

И, наконец, пятый- высший уровень счастья- делать счастливыми других.

  1. Притча «Об истинном счастье»(2 минуты)

Один человек считал, счастье в золоте, и отдал себя этому дьявольскому творению, он полагал, что нет ничего ценнее золота, и судьба преподнесла  ему  суровый урок- лишила единственного сына. И тогда и тогда понял человек, что все  золото мира не заменит ему живой души. И золото потеряло для него цену. А в каждом ребёнке он стал видеть своего. И взял человек в свой дом детей- сирот, которых надо было кормить, одевать и учить. Запасы золота  стали быстро падать, но заметил человек, что не становится бедным: в доме всегда были и еда, и одежда и – главное- золотой свет детских душ. И великое прозрение пришло к нему: счастье не в золоте, а в человеческой душе. С этого дня он почувствовал себя и богатым и счастливым

Мораль ?

Слайд 9****

Всепогодное счастье:

• Счастье – просыпаться от яркого солнца, ловить на себе его лучи, брать от него все тепло, а потом отдавать его своим любимым. Слушать пение птиц и петь вместе с ними…

• Счастье – просыпаться в грозу. Можно с головой зарыться в подушки и одеяла, прислушиваться к шепоту дождя, раскатам грома и ощущать всю полноту счастья, сравнивая плач земли за окном и теплоту и уют своего дома…

• Счастье – просыпаться в снегопад. За окном все чистое, белое, серебряное, нетронутое. Дворовые мальчишки и девчонки играют в снежки и катают снеговика. Они смеются, они счастливы, и ты вместе с ними…

• Счастье – осенний листопад, обнимающий туман, разжигающая чувства жара и толкающий в объятья друг друга холод.

  1. анкета (2 минуты) Слайд 10

счастливы или нет, каждый может судить сам. Но есть 7 признаков, которые отличают счастливого человека от окружающих. Загибайте палец каждый раз, когда согласны с высказыванием:

  1. я не задаюсь вопросом, счастлив я или нет, я просто живу.

  2. знаю, что я хочу, прежде всего от себя.

  3. не умею скучать, и не обязательно для этого быть душой всей компании,

  4.  я внутренне свободен, независим от мнения окружающих, но я исполняю свой долг перед близкими людьми

  5. не злопамятен, не вижу в человеке, который причинил мне боль, врага.

  6. умею любить, испытываю большую радость, когда дарю любовь сам

  7. умею быть благодарной, и это не только внешняя, но и внутренняя благодарность.

Итого: чем больше раз вы ответили «да», тем больше у вас шансов быть счастливым человеком. Заметьте, как много зависит от самого человека, если вы захотите, вы будете счастливы, если нет, никто не сможет сделать вас счастливым.

Все 7 вопросов- это 7 признаков счастливого человека. Взгляните на них ещё раз и запомните навсегда эти советы.

Слайд 11

Мирское счастье:

• Делать подарки и помогать людям

• Радовать родителей, звонить им, присылать открытки и чаще бывать в гостях.

• Смотреть на огонь в костре и петь под гитару.

• Держаться за руки, гулять, кормить голубей.

• Отдавать себя и не требовать ничего взамен.

• Иметь друзей.

• Уметь смеяться.

Счастье жить сегодняшним днем, радоваться каждой минуте и с благодарностью принимать все то, что дает тебе жизнь. Даже давая неприятности, она дает нам силы, чтобы их преодолеть.

Для счастья необходимо любить, любить без остатка и без края, любить и не ждать ничего взамен. Слайд 12

  1. ярмарка собственных афоризмов. (4 минуты)

немало известных людей являются авторами афоризмов о счастье. Попробовать себя в этом искусстве я попросила и вас. Перед вами список крылатых выражений о счастье учеников 9 класса . Попробуйте определить, кому из нашего класса может принадлежать та или иная цитата.

Какие бы афоризмы вы записали себе в ежедневник?

Счастье- это сама жизнь(А.Зайцев)

Счастье- это когда мы все вместе (В.Ливанов)

Счастья много не бывает(Ж.отаганова)

Счастье- это душевная гармония, а достижение поставленной цели -лишь удовлетворение своего самолюбия(М.Козлова)

Мир такой огромный, а убежать от слёз и обид некуда, но минуты, когда нет ни того, ни другого и есть счастье.(М.Козлова)

Счастье наступает тогда, когда мечты начинают сбываться(Ю.Тетерина)

Счастье- это желание поделиться с другим(Ю.Тетерина)

Счастье- это когда окружающие тебя люди счастливы(Н.Разрывина)

 Счастье- это когда тебя понимают(А. Пайбаршева)

Слайд 13видео фрагмент из фильма «Доживём до понедельника»

Согласны ли вы?

  1. Творческая работа «Райский сад»(5 минут) Слайд 14

Спасибо за ответы, за интересные афоризмы. А сейчас я предлагаю вам посетить чудесной красоты остров где-то далеко в тихом океане. Закройте глаза и представьте картину, которую я описываю.

Море. Чистая, тихая водная гладь, ласкающая взор. Успокаивающая душу, приносящая удовлетворение и покой. Скажите про себя «перед моим внутренним взором появляется образ- я вижу себя на берегу моря» вы смотрите в воду и видите своё отражение: какой я- спокойный. Уверенный в себе или обиженный. Счастливый или нет? А сейчас вы разворачиваетесь и идёте в глубь острова. Вокруг Неповторимая природа, тепло, много солнца. Впереди вас начинается лес. Среди деревьев дерево вашего счастья- найдите его, узнайте среди чужих, подойдите и обнимите его. Дерево даёт вам силу, внутреннюю уверенность и ощущение полной гармонии. Вглядитесь в своё дерево, какие у него листья, ствол, ветки. Сфотографируйте его взглядом. Возвращайтесь к нему каждый раз, когда вам одиноко, грустно, холодно. Это дерево вашего счастья. А теперь возвращайтесь к нам в круг. Открывайте глаза. За 2 минуты воссоздайте образ вашего дерева на листке, без помощи ножниц оторвите его по краям и приклейте на ватман. Приступайте. Слайд 15

Вот он, тот самый остров на котором мы побывали. Какие причудливые деревья, мы даже можем придумать название для нашего острова.

  1. Инсценировка стихотворения Э. Асадова  «Что такое счастье?»(2 минуты)

Что же  такое счастье?

Одни говорят: - Это страсти,

Карты. Вино, увлечение,

Все острые ощущения.

Другие верят, что счастье-

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш пленённых

И в трепете подчинённых.

Третьи считают, что счастье-

Это большое участие,

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвёртых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье- это горение,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта.

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста,

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

  1. рефлексия  « разговор с богом»(4 минуты) Слайд 16

на самые серьёзные вопросы в своей жизни человек должен ответить наедине. Сам себе.

Впервые мы не заканчиваем наш классный час рефлексией. Вы когда -нибудь смотрели фильмы с незаконченным финалом, а может быть читали такие книги? Режиссёры таких фильмов преследуют одну цель- дать людям волю своим мыслям. Мы не ставим точку в нашем тренинге, мы ставим многоточие. А заканчиваем нашу работу видеороликом о смысле жизни , счастья каждого  из живущих на земле. Сказать что-то после него будет трудно, может быть невозможно. Возьмите из него самое главное для себя и сегодня, ложась спать, ответьте себе на мой вопрос «Вы счастливы?»

Слайд 17




«Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам".

М.Ю. Лермонтов

Тема урока литературы в 8 классе 
Человек рождён для счастья - основной закон жизни. 
Урок – исследование проблемы. 
Цель урока: Закрепить представление об особенностях текста – рассуждения, размышления как типового фрагмента речи, учить школьников конструированию текстов – рассуждений на заданную тему. 
Образно, зримо выразить мысль писателя о назначении человека, о смысле жизни на земле. 
Эпиграф Дорог «человек», дорого… его возможное на земле счастье…- эти 
к уроку слова передают самые сокровенные убеждения писателя – 
гуманиста. 
М. Горький. 
Признание величайшей ценности человеческой жизни, которая 
даётся лишь раз, побуждало писателя становиться на защиту 
каждого… 
Т. Морозова. 
Формы 
работы 
на уроке: работа в группах и в парах. 
Словарная Феномен – необычный, исключительный факт, явление. 
работа на Парадокс – непривычное, расходящееся с традицией рассуждение, 
уроке противоречие, полученное в результате внешне логически 
правильного рассуждения. 
Афоризм – изречение, выражающее в лаконичной форме 
обобщенную законченную мысль. 
Очерк – небольшое литературное произведение, в основе которого 
лежит непосредственное воспроизведение реальных фактов, 
событий, лиц, увиденных автором в самой жизни.

Ход урока 
I. Слово учителя 
Сегодня на уроке мы продолжим учиться на серьезном и поучительном произведении сочинению – рассуждению на материале очерка Короленко. 
Вы прочитали и осмыслили очерк В.Г. Короленко «Парадокс». Прежде чем начать работу по анализу очерка продумаем значение эпиграфа к уроку в связи с содержанием самого произведения. 
Прочитайте ещё раз эпиграфы к уроку. Какой общей мыслью они объединены? 
О каком писателе так отзываются М. Горький и Т. Морозова?

Оба эпиграфа раскрывают суть творчества В.Г. Короленко, в частности суть его очерка «Парадокс»

II. Вопросы ко всем группам 
Что это за литературный жанр очерк? 
Очерк назван писателем «Парадокс». Каково лексическое значение слова «парадокс». 
Лексическое значение слов афоризм, феномен. 
III. Учениками нарисованы иллюстрации к рассказу – очерку. Давайте их рассмотрим и проведем защиту. 
Идёт презентация трех иллюстраций и их защита к очерку «Парадокс». 
1. «Дети ловят рыбу в бадье с загнившей водой» 
2. «Ян Залуский одаривает нищего, видя, что за ним наблюдают дети» 
3. «Дети фантазируют, сидя в изломанной карете в углу двора» 
IV. Анализ очерка «Парадокс» 
1. Каково содержание записки, написанной Яном Залуским? 
Он пишет афоризм «о назначении жизни и о том, для чего, в сущности, создан человек»: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» 
2. Почему он свой афоризм называет «парадоксом». Какие строки текста помогут ответить на этот вопрос? 
Ян Залуский понимает, что «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него…У людей бывают и головы, и руки. Только мне забыли приклеить руки.» Это неприятно для нас, однако не изменяет общего правила. 
3. В чём основной закон жизни? 
Закон жизни есть стремление к счастью.

Вопросы по 1 главе: 
1. О чём экспозиция очерка? Какой эмоциональный фон она создаёт? 
2. Основные мотивы 1 главы, назовите их. 
3. Изображение игры детей. Как в ней проявляются характеры героев? 
4. Прочитайте предпоследний абзац 1 главы. Какое слово написано по старым грамматическим нормам? 
Придти- прийти к заключению.

Вопросы по 2 главе: 
1. «Его излишне серьёзные замечания разрушили не одну нашу иллюзию» Объясните значение выделенного слова. 
Иллюзия – обман, фантазии. 
2. Почему Павел не смог понять смысла занятий мальчиков. Ответьте на этот вопрос дважды: после прочтения 2 главы и после прочтения всего произведения. 
3. Чем в сюжете является вторая глава (завязка).

Вопросы к 3 главе: 
1. Где завязка повествования? 
2. Как изображён доктор Дударев? 
Какие детали свидетельствуют, что это именно детское восприятие. 
3. Для чего в повествование введены описания «второстепенных» персонажей? 
4. Дайте портрет Яна Залуского. Запишите ключевые слова. 
5. Какая деталь передает отношение Яна Залуского к публике? Выпишите центральную фразу. 
6. Какое эмоциональное состояние создается в сценах непосредственно предшествующих написанию Яном Залуским афоризма? 
7. Прочитайте от слов: «Счастливая мысль…» до слов: «Матвей, обойди почтенную публику ещё раз». Как вы полагаете, какие чувства испытывает феномен?

Вопросы к 4 главе: 
1. Назовите центральный эпизод главы? В чём смысл и значение? 
2. Почему Яну важно очень одарить нищего? Только затем, чтобы сдержать слово? 
3. Какой ещё афоризм произносит герой? Запишите его. 
4. Что поняли братья? Что изменилось в них? 
5. Каким элементом сюжета является 4 глава?

Вопросы ко всему очерку: 
1. Так всё же «Парадокс»- это очерк или рассказ? 
2. Почему афоризм – парадокс адресован детям?

V. Запись аргументов после анализа произведения, работа в группах. 
1. Каждый человек мечтает о счастье. 
2. После прочтения записки мать благодарно кивнула, потому что тоже считала, что «Человек создан для счастья, как птица для полёта» 
3. Каждый мечтает о счастье, даже нищий, для которого серебряная монета – огромное счастье. 
4. Доктор как никто другой понимал трудности жизни калеки и его мечты о счастье. Выписать словосочетания, характеризующее поведение публики. 
5. У каждого своё представление о счастье. Создать кластер – ассоциацию к слову счастье. 
6. Феномен понимает, что счастье не всегда создано для человека, однако счастье в его представлении – это, если не своё, то счастье других. («У меня есть племянники, настоящие, с руками».) Они, по мнению феномена, достойны другого счастья. 
VI. Вывод после работы над анализом очерка. 
Стремиться к счастью необходимо. Это помогает человеку преодолевать все тяготы жизни, сохранять чистоту души, наполняет его жизнь смыслом. 
VII. Чтение стихов о счастье, написанных самими ребятами. Люди по-разному понимают счастье. 
Чтение наизусть стихотворения Э. Асадова «Что такое Счастье?» 
VIII. Слово учителя. 
Ребята, я думаю, что сегодняшний урок заставил вас о многом задуматься. Ведь вы прикоснулись к небольшому шедевру большого русского писателя. 
Судьба феномена – это напоминание о том, что стремление каждого человека к счастью будет сопряжено с трудностями, которые надо будет преодолеть. 
Будьте счастливы, дети, стремитесь к осуществлению своего счастья.

Домашнее задание: написать сочинение – размышление «В чём основной закон жизни?» (по рассказу В. Короленко «Парадокс»).

  • Изучить теоретические подходы к пониманию суицидального поведения в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.

  • 2. Определить причины и особенности суицидального поведения несовершеннолетних.

  • 3. Изучить социально-педагогические аспекты деятельности социального педагога по профилактике суицидального поведения подростков.

  • 4. Осуществить отбор средств и содержания социально-педагогической деятельности по профилактике суицидального поведения подростков в условиях образовательного учреждения, а также составить групповое сопровождения подростков, имеющих склонность к данному поведению.

Составление маршрута социально-педагогического сопровождения предполагал разработку коррекционно-развивающих занятий, направленных на создание условий для обращения участников группы к особенностям собственного эмоционального мира и для нормализации переживаний социально-неодобряемых эмоций, а в целом на формирование оптимизации восприятия окружающей действительности.

  • Первое занятие называлось “Мы вместе”.

В начале занятия все участники группы написали на карточках имена, по которым бы к ним обращались в группе. Обрадовало то, что все выбрали яркие карточки, почти все написали свои имена в обычной форме , только Катя С. написала “Катрин”, все остальные написали свои имена в ласковой форме “Ксюшечка” и т.д.

Следующее упражнение заключалось в названии собственных качеств личности как положительных так и отрицательных. Почти все участники смогли найти в себе и те и другие. Вызвали некоторую настороженность отрицательные качества следующих подростков Джамила Г. назвала себя “психованной”, Зайнап Н.- “злой”, “стервозной”, Галя О.- “нервной”, “несдержанной”, Пахай Н.-“замкнутой” и т.д. После упражнения последовало обсуждение, участники рассказали о качествах, мешают в жизни. Были названы следующие:“скромность”, “стеснительность”, “стервозность”, “вспыльчивость”и т.д.

После этого было проведено упражнение “Фраза по кругу” (или “Угадай эмоцию”). Ребята по кругу произносили фразу “в саду подали яблоки”. Это задание подростки приняли очень хорошо им понравилось выражать свой эмоции таким образом с одной стороны , с другой достаточно сложной оказалась передача эмоциональной направленности.

  • Занятие второе называлось “Мир чувств и эмоций”

Целью являлось узнать как можно больше чувств и эмоций и как с ними справляться.

В начале занятия совместными усилиями мы постарались ответить на вопрос: ”Что такое эмоции и какие они бывают?”. Ответы были разнообразными, но в общем общее понятие оказалось у подростков сформированным. Следующим этапом являлось упражнение “словарь чувств” подразумевает индивидуальную работу, на листах бумаги предлагалось написать как можно больше чувств. С этим заданием подростки справились достаточно быстро примерно за 5 минут, хотя на него отводилось 10. Отмечу, что все с заданием справились и назвали достаточно большое количество чувств. После упражнения подростки назвали чувства которые испытывают чаще всего. Ксения Р. назвала- “веселье”,”ненависть”, Ксения С-“ненависть ”,”любовь”,”обида”, Зайнап Н.-“грусть ”,”печаль”. Отмечу, что у подростков доминировали как положительные так и отрицательные чувства- это говорит о изменчивости настроения о его неустойчивости.

Следующим этапом было упражнение “Подвиг искренности”. Ребятам по очереди задавалась фраза с незаконченным предложением, предполагающая рассказ о какой-либо эмоции. Это довольно непростое упражнение особых затруднений не вызвало. “ Как мне было грустно, когда…меня не понимали ”(Ханифа К.); “Как мне было грустно, когда…умирали близкие люди ”(Пахай Н.); “Как мне было одиноко, когда…рассталась с парнем ”(Ксения С.).

Результатом общего обсуждения явилось умозаключение о том, что необходимо уметь управлять собой и своими эмоциями, чувствами, любые чувства можно выразить спокойно не нанося никому вреда. Наиболее простой способ обсудить проблемную ситуацию с близким человеком.

Третье занятие проведено по методике Яноша Корчака “Одиночество ребенка”.

Целью занятия “Что такое одиночество?” являлось акцентуация представления и переживания собственного, в том числе и детского одиночества, для формирования бережного отношения и переживании себя и других.

В начале занятия учащихся был прочитан рассказ Яноша Корчака “Одиночество ребенка”. После прочтения подростки по очереди называли ощущения о прочитанном рассказе. Мнения были различны: эмоциональный(Ксения С.), трудный(Галя О.), интересный (Ксюния Р.), необычный (Ханифа К.). Следует отметить, что подростками была уловлена главная мысль рассказа, им показалось необычным построение, но в общем стоит добавить, что существовала некая сложность при анализе т.к на уроках данному виду деятельности не уделяется должного внимания, но в общими усилиями мы справились.

Затем на листочках бумаги подростками было предложено написать положительные и отрицательные стороны одиночества. Положительные качества: “можно разобраться в себе”(Джамила Г.), “можно поразмышлять”(Пахай Н.), “тебе никта не мешает”(Галя О.). Отрицательные качества: “можно сойти с ума”(Зайнап Н.), “чувствуешь себя брошенным”(Пахай Н.), “депрессия”(Ксюша С.), “становишся замкнутым”(Пахай Н.). Следующим был задан вопрос “Близко ли для вас данное чувство?”: в основном были отрицательные ответы, лишь Ксении К., Кате С., Ханифе К. это чувство близко.

В подведении итогов подростки поделились, что им еще не доводилось таким образом делиться своими секретами, даже с листом бумаги.

Занятие четвертое “Человек неповторимый”.

Целью данного занятия являлось создание условий для понимания подростками уникальности, индивидуальности каждого человека и своего собственного мира.

На первом этапе подросткам была предложена психологическая сказка “Сказка о забывчивой фее”, посвещенная актуальным для юношеского возраста вопросам самоопределения и определения своего места в жизни. После прочтения рассказа последовало обсуждение вопросов. Следует отметить, что ребятам удалось уловить основной смысл. На вопрос: “Что означает жить чужой жизнью?”. Прозвучали ответы: “делать то, что интересно”(Ксения К.), “быть самим собой”(Ханифа К.), “не врать другим ”(Пахай Н.)

Следующим этапом являлся письменный ответ на вопрос: “Что я уже достиг и чего мне еще предстоит добиться”. Ответы последовали следующие: “я достигла того, что хорошо учусь. Хочу получить хорошую работу”(Ксения Р.), “я достигла много внимания от окружающих. Хочу хорошую работу, семью, заботу от окружающих”(Галя О.) – это наиболее распространенные ответы.

В подведении итогов занятия последовало обсуждение вопроса: “Чем же я неповторим? ” Ответы следующие: “я очень общительная” (Ксения К.), “добрая, ласковая”(Ксения С.), “я не такая как все”(Ханифа К.), “дружелюбная”(Пахай Н.

10 занятие называлось “Счастье”

Целью занятия являлось создание условий для четкого формирования у подростков понятия счастья человеческой жизни.

В начале занятия была проведена беседа, обсуждались следующие вопросы:

-Что самое важное для человека?

Ответы были разнообразными, но самые популярные следующие: здоровье, счастье, семья, друзья.

-Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего зависит?

Галя О.-“Считаю, у меня есть друзья, парень, родители, счастлива не

всегда, зависит от настроения”; Ксения К.-“Счастье мимолетно, то есть , то нет”; Ксения Р.- “Счастье, когда тебя любят, наверно, я счастливая”.

Следующим этапом являлось прочтение “Притчи о Шартрском соборе” и дальнейшее обсуждение вопросов:

-Как вы понимаете притчу?

-Охарактеризуйте деятельность рабочих. Кому из них работа приносила счастье?

В ходе обсуждения стало понятно, что все уловили главную мысль которая заключалась в том, что каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как меняться само ощущение счастья.

Следующим этапом занятия являлось написание подростками – того чего им необходимо для счастья всего 10 желаний. После этого предлагалось расставить в порядке возрастания или составить свою “формулу счастья”. Естественно, у каждого свое собственное представление о счастье. В основном желания повторялись самыми распространенными были следующие: любовь, дети, семья, друзья, свой дом. Также были совсем оригинальные, неповторяющиеся ответы: Джамила Г. -мечтает о хорошей свекрови, хорошем муже. Катя С. -хочет щенков, любви молодого человека.

В подведении итогов занятия ребятам предлагалось написать сочинение о самом счастливом дне своей жизни. Галя О.- “Когда мне мой парень признался в любви и теперь мы встречаемся”; Ксения К.- “Когда я впервые побывала на море”. Также в подведении итога было высказана мнение, что человек живет и это уже само по себе счастье, ведь каждый день приносит все новые и новые счастливые моменты , только их нужно уловить. Подростки все как один согласились со мной



Задачи классного часа:  Познакомить учащихся с многообразием данного понятия  Развивающая: совершенствование коммуникативных умений; развитие речевой культуры.  Воспитывающая: формирование, уважения личности, доверия.  Ценить окружающих людей, семью, друзей  помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому  себе.  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыка, памятки-подсказки, бумага, ручки, символы. Методы: индивидуальная и групповая работа, работа в парах, интерактивные игры, групповые дискуссии, рефлексия.  Ценности, которые формируются в процессе занятия: нравственность, общение, творчество, сотрудничество, самоанализ.

Ход классного часа.  

Пожелание по кругу( 1минута)Слайд 1музыка Здравствуйте, ребята! Рада вновь приветствовать вас в нашем дружном кругу Нам для работы выделено всего 25 минут, которые должны пройти эффективно как для меня, так и для вас. .Я желаю вам самых приятных эмоций от нашего общения. На столах: зеленое дерево, синяя птица, белый цветок, алый кораблик, желтое солнышко (гостям)              Надеюсь вы прихватили сюда с собой сегодня радугу нашего настроения и расположились в зависимости от того, кому какой цвет ближе. Зеленый цвет – у нас зеленое дерево – цвет оптимизма, жизни, – зелень символизирует расцвет, просыпается природа   Синий – цвет неба, свободы, стремления ввысь  Ведь недаром говорят, что человек рожден для счастья, как птица для полета (Короленко). Белый – цвет нежности, хрупкости, чистоты .Алый связан с мечтой, романтикой ,а желтый – это солнышко, тепло, которое согревает нас . Нам сегодня очень нужно, чтобы наше настроение было теплым, светлым, потому что мы просто будем говорить об одной из самых важных нравственных категорий. О какой вам предстоит догадаться самим! Итак, мы  продолжаем цикл классных часов из серии «Красота,общение и здоровье». Тема нашего тренинга касается каждого из вас, не один из вас не представляет без этого жизни, это самое частое пожелание в любых открытках. Что же это? Зачем мы живем? (ответы детей). Да, мы рождены для счастья! (установка сл.3) Я: не секрет, всем хочется быть счастливыми! Счастье- это смысл нашей жизни. Но дело в том, что все понимают счастье по-разному.   Для одних - это богатство, для других - благополучие в семье, для третьих - удача на экзамене. Наша сегодня задача - разобраться в таком сложном, а с другой стороны лёгким понятием, как счастье, определить, счастливы ли вы, узнать секреты счастливого человека.)  Вопросы для дискуссии из конверта(5 минут) Вы сейчас в таком  возрасте, когда вы имеете собственное мнение, можете отстоять его, имеете свой взгляд на существующие явления. Сейчас вам предстоит пофилософствовать при ответе на вопрос, который вы вытянете из конверта. Главное условие, если кто-то затрудняется ответить на вопрос, попросите помощи у сидящего рядом человека.  Человек создан для счастья?  Счастье- это понятие одинаковое для всех?  Можно научить человека быть счастливым?  Счастье- это любить или быть любимым?  Доводилось ли вам встречать счастливых людей? как вы догадались, что они счастливы?   «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми» ( Авраам Линкольн)  А что такое счастье? Так, какое же определение дает счастью  дают нам словари? Токарь Надя. словарь Ушакова «Счастье – это состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью»                , словарь Даля- (сл.2) Каждый человек счастлив. Счастье есть у всех, оно в каждом, оно внутри, Все что нужно – это уметь видеть и чувствовать его, уметь принимать его и уметь дарить. Оно кругом, оно в нас! Его нельзя продать, нельзя купить, нельзя выиграть в лотерею, его можно только вырастить в себе… Вырастить из приятного слова, сказанного тебе; случайной улыбки прохожего; из звонка старого друга из пения птиц… По латыни счастье называли фортуной. С английского языка это слово переводится как удача. С французского- шанс.  А как бы вы смогли охарактеризовать счастье одним словом?   игра «Ассоциация»( 2 минуты) На прошлом нашем занятии вы сами вывели правило. -Счастье понимается по- разному разными людьми разных возрастов. Я попросила вас перечислить то, что доставляло вам настоящее счастье в 3-х летнем, 8 летнем возрасте и сейчас. Результаты получились следующими: Слайд 4*(зачитывают ученики)  3-х летнего ребёнка способны сделать счастливым мама и папа, которые находятся рядом, новая игрушка, светящиеся кроссовки, вкусная еда, карантин в садике, можно остаться у бабушки ночевать, друзья Слайд 5*  8-ми летний ребёнок чувствует себя счастливым получив хорошую оценку и подарок, играя с друзьями, находясь дома в кругу семьи, предчувствие праздника и играя в футбол до самого вечера Слайд 6*  Сейчас вы можете почувствовать счастье в окружении друзей, если ваши родные и близкие(семья) в порядке, если вы добиваетесь успехов в школе. Один из самых счастливых моментов в вашем понимании- это время прихода домой из школы, досыта выспаться, а ещё лучше, если бы вас вообще не трогали и не было бы никаких проблем. Т.о. понятие «счастье» год от года в вашем понимании меняется. Не меняются лишь истинные составляющие счастья: семья, друзья, успехи в школе. А почему?  Слайд 7 Сообщение читает Сафина Настя быть друзьями в подлинном смысле слова. Поэтому это не окончательное счастье. Следующая, четвёртая ступень, - творчество. Это и занятие искусством и понимание его. И, наконец, пятый- высший уровень счастья- делать счастливыми других. Слайд 8.Подумайте,о каком счастье здесь идет речь?(ответ  Бирюкова Юля) Всепогодное счастье: • Счастье – просыпаться от яркого солнца, ловить на себе его лучиСлушать пение птиц и петь вместе с ними… • Счастье – просыпаться в грозу. Ощущать теплоту и уют своего дома… • Счастье – просыпаться в снегопад. За окном все чистое, белое, серебряное, нетронутое. Дворовые мальчишки и девчонки играют в снежки и катают снеговика. Они смеются, они счастливы, и ты вместе с ними… • Счастье – осенний листопад, обнимающий туман, разжигающая чувства жара и толкающий в объятья друг друга холод. Слайд 10 (Мирское счастье? Что входит в него?(ответы учащихся) ответ зачитывает  Павлова Катя • Делать подарки и помогать людям • Радовать родителей, звонить им, присылать открытки и чаще бывать в гостях. • Смотреть на огонь в костре и петь под гитару. • Держаться за руки, гулять, кормить голубей. • Отдавать себя и не требовать ничего взамен. • Иметь друзей. • Уметь смеяться. Счастье жить сегодняшним днем, радоваться каждой минуте и с благодарностью принимать все то, что дает тебе жизнь. Даже давая неприятности, она дает нам силы, чтобы их преодолеть. Для счастья необходимо любить, любить без остатка и без края, любить и не ждать ничего взамен. Слайд 11  ярмарка собственных афоризмов. (4 минуты) немало известных людей являются авторами афоризмов о счастье. Попробовать себя в этом искусстве я попросила и вас. Перед вами список крылатых выражений о счастье учеников нашего класса . Попробуйте определить, кому из нашего класса может принадлежать та или иная цитата. Счастье- это сама жизнь Счастье- это когда мы все вместе Счастье- это душевная гармония, а достижение поставленной цели -лишь удовлетворение своего самолюбия Счастье наступает тогда, когда мечты начинают сбываться Счастье- это желание поделиться с другим Счастье- это когда окружающие тебя люди счастливы Счастье- это когда тебя понимают Учитель: Сейчас я приглашаю Вас сесть в круг. Я буду передавать по кругу талисман(Птица счастья), каждый из Вас постарается ответить на 2 вопроса: 1) Счастье – это…(отвечаете ,которые вы подготовили дома,высказываниями о счастье которые нравятся вам) 2) Считаете ли вы себя счастливым человеком? Если да (нет), то почему? (Опрос 1 ученик,ответы учащихся) анкета (2 минуты) Слайд9 счастливы или нет, каждый может судить сам. Но есть 7 признаков, которые отличают счастливого человека от окружающих. Загибайте палец каждый раз, когда согласны с высказыванием:  я не задаюсь вопросом, счастлив я или нет, я просто живу.  знаю, что я хочу, прежде всего от себя.  не умею скучать, и не обязательно для этого быть душой всей компании,   я внутренне свободен, независим от мнения окружающих, но я исполняю свой долг перед близкими людьми  не злопамятен, не вижу в человеке, который причинил мне боль, врага.  умею любить, испытываю большую радость, когда дарю любовь сам  умею быть благодарной, и это не только внешняя, но и внутренняя благодарность. Итого: чем больше раз вы ответили «да», тем больше у вас шансов быть счастливым человеком. Заметьте, как много зависит от самого человека, если вы захотите, вы будете счастливы, если нет, никто не сможет сделать вас счастливым. Все 7 вопросов- это 7 признаков счастливого человека. Взгляните на них ещё раз и запомните навсегда эти советы.  Творческая работа «Райский сад»(5 минут) Слайд 14Музыка А сейчас я предлагаю вам посетить чудесной красоты остров где-то далеко в тихом океане. Закройте глаза и представьте картину. Море. Чистая, тихая водная гладь, ласкающая взор. Успокаивающая душу, приносящая удовлетворение и покой. Скажите про себя «перед моим внутренним взором появляется образ- я вижу себя на берегу моря» вы смотрите в воду и видите своё отражение: какой я- спокойный. Уверенный в себе или обиженный. Счастливый или нет? А сейчас вы разворачиваетесь и идёте в глубь острова. Вокруг Неповторимая природа, тепло, много солнца. Впереди вас начинается лес. Среди деревьев дерево вашего счастья- найдите его, узнайте среди чужих, подойдите и обнимите его. Дерево даёт вам силу, внутреннюю уверенность и ощущение полной гармонии. Вглядитесь в своё дерево, какие у него листья, ствол, ветки. Сфотографируйте его взглядом. Возвращайтесь к нему каждый раз, когда вам одиноко, грустно, холодно. Это дерево вашего счастья. А теперь возвращайтесь к нам в круг. Открывайте глаза ПРИТЧА ЧИТАЕТ МУСОХРАНОВА  НАТАША(обсуждение притчи) Учитель: Давайте подведем итоги, предлагаю Вам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать Ваши мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» (на столах у ребят лежат маркеры, листы бумаги формата А3, по окончании работы каждая группа выступает с результатами работы) Инсценировка стихотворения Э. Асадова  «Что такое счастье?»(2 минуты) Эндерс Наташа Что же  такое счастье? Одни говорят: - Это страсти, Карты. Вино, увлечение, Все острые ощущения. Другие верят, что счастье- В окладе большом и власти, В глазах секретарш пленённых И в трепете подчинённых. Третьи считают, что счастье- Это большое участие, Забота, тепло, внимание И общность переживания. По мненью четвёртых, это С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Ещё есть такое мнение, Что счастье- это горение, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта. А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста, От кочки и до Казбека, В зависимости от человека.  рефлексия  Слайд 13 на самые серьёзные вопросы в своей жизни человек должен ответить наедине. Сам себе. Впервые мы не заканчиваем наш классный час рефлексией. Мы не ставим точку в нашем тренинге, мы ставим многоточие. А заканчиваем нашу работу видеороликом о смысле жизни , счастья каждого  из живущих на земле. Сказать что-то после него будет трудно, может быть невозможно. Возьмите из него самое главное для себя и сегодня, ложась спать, ответьте себе на мой вопрос «Вы счастливы?» Слайд 14 Инсценировка стихотворения Э. Асадова  «Что такое счастье?»(2 минуты) Эндерс Наташа Что же  такое счастье? Одни говорят: - Это страсти, Карты. Вино, увлечение, Все острые ощущения. Другие верят, что счастье- В окладе большом и власти, В глазах секретарш пленённых И в трепете подчинённых. Третьи считают, что счастье- Это большое участие, Забота, тепло, внимание И общность переживания. По мненью четвёртых, это С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Ещё есть такое мнение, Что счастье- это горение, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта. А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста, От кочки и до Казбека, В зависимости от человека.





ели: Погрузить учащихся в размышления об общих закономерностях человеческого счастья, его истоках...

Развитие навыков:

  • Позитивного взаимодействия с окружающим миром;

  • Состояния удовлетворенности от нормальной человеческой жизни.

  • Формирование адекватной самооценки, мотивации на самопознание, интереса к собственной личности и личности другого человека.

Оборудование: компьютер (со звуковой колонкой), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты; карточки, подготовленные учителем; столы и стулья, расставленные двумя полукругами; альбомные листы, фломастеры.

Ценности, которые формируются в процессе внеклассного мероприятия: активная жизненная позиция, общение, самопознание, толерантность, адекватная самооценка.

Методы: индивидуальная и групповая работа, ролевые игры, групповые дискуссии, рефлексия, словесное рисование.

Приложение

Ход классного часа

Экран

Учитель

Дети

Организационный момент

 

 

 

 

 

Звучит песня “Мы на свет родились, чтобы радостно жить...”

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Я всегда рада встрече с замечательными и открытыми людьми.

Понимаете, я – человек счастливый! Я люблю жизнь и иду по жизни с веселой и радостной песней...

 

Действительно я на свет родилась, чтобы радостно жить, чтоб счастливою быть, чтобы крепко дружить, чтоб улыбки друзьям всем дарить и цветы, чтоб исполнились в жизни мои все мечты.

А вы, ребята, счастливы?

Почему?

Что значит для вас счастье?

Приветствие.

Так давайте вместе отправимся в путь за счастьем!

Включаются в диалог, говорят о своем понимании счастья.

На экране высвечивается тема занятия

 

 

Высвечиваются три вопроса:

1. Где проживает человек счастье?

2. Когда он испытывает счастье?

3. Как рождается способность проживать счастье?

Как вы уже догадались, тема нашего внеклассного мероприятия: “ЧТО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ?”

Беседа:

На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы?

Давайте подведем небольшой итог, наги вопросы сводятся к трем основным вопросам.

 

 

 

Диалог.

 

Давайте подумаем, кто может подарить человеку счастье? Кто творит счастье?

Ответы на наши вопросы поможет найти стихотворение “Слепил из глины человека БОГ...”

Так кто же, по вашему мнению, творец счастья?

Диалог.

 

 

 

Ответы ребят.

А где рождается счастье? Где оно живет? От чего зависит?

Учитель читает стихотворение: “В одно окно смотрели двое...”

Так в чем же скрыта тайна счастья?

Ответы ребят.

Ребята, давайте попробуем дать определение слову “счастье”. Счастье – это...

По словарю Даля, “счастье – это момент наивысшего наслаждения жизнью”.

Ученые тоже пытались ответить на этот вопрос. Наука о счастье называется “феликсология”. В соответствии с выводами ученых, существует 12 характеристик счастья. У вас на столах есть листочки с этими формулировками.

1. Счастье – это ставить цели и достигать поставленной цели.

2. Счастье – это когда имеешь много денег и можешь купить всё, что захочешь.

3. Счастье – это делать других счастливыми, приносить добро.

4. Счастье – это любить человека и быть любимым.

5. Счастье – это когда у тебя хорошая квартира, машина, дача.

6. Счастье – это трудиться, созидая, и учиться, познавая.

7. Счастье – это осознавать себя и свое место в мире.

8. Счастье – это хорошие отношения людей и с людьми.

9. Счастье – это иметь ум и уметь разрешать проблемы жизни.

10. Счастье – поехать с теми, кто тебе дорог, на Канары.

11. Счастье – это когда тебя понимают и принимают таким, какой ты есть.

12. Счастье – это жить, дышать и любить.

Пытаются ответить на вопросы учителя.

Но самыми истинными из них являются только 7. Я предлагаю определить нам, какие же это истинные формулировки, выбрать из них 7 самых значимых для вас и составить цветик-семицветик на магнитной доске.

А в конце нашей встречи мы посмотрим, согласитесь ли вы с ними...

Ребята работают в группах.

 

Существует народная мудрость: Не было бы счастья, да несчастье помогло”, т.е. у каждого явления есть две стороны. Мы не можем одинаково относиться к одному и тому же.

Давайте сыграем в ролевую игру.

Мы не зря с вами поделились на две группы: пессимистов и оптимистов.

Представьте. Вот я вхожу к вам в класс и говорю: “Какое счастье – урок!”

Пессимисты, скорее всего, скажут: “Это мрачная шутка?” - А оптимисты: “Это действительно счастье!”

Посовещайтесь пару минут и выскажите своё мнение об уроке в соответствии со своей ролью.

А в жизни ведь действительно всё начинается со школьного звонка.

Вывод учителя:

  • Урок напрасный, полдня в пустую, полжизни бесполезной...

  • Урок радостный, полдня полезного, полжизни счастливой... Вот что значит наше отношение к уроку.

Значит, получается, что в вашем отношении кроется истина.

Предположим, что урок – это настоящее счастье. Если у вас есть цель в жизни, благодаря уроку вы сможете получить новые знания, хорошие оценки, самоутвердиться, сможете выбрать себе хороший вуз, престижную профессию, любимую работу и приносить счастье близким...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совещаются и выдвигают свои аргументы об уроке.

Диоген.

Получается, что счастье располагается в самом человеке.

Ярким примером может служить поступок древнегреческого философа Диогена, прожившего часть жизни в бочке.

Будучи человеком совсем не бедным, он отказался от всех благ и доказал, что счастье не в комфорте или сытости, а счастье живет в душе человека. И если человек чувствует себя счастливым, то ему и в бочке хорошо.

Высказывание философа: “Счастье располагается только в самом человеке и нигде более, а значит, искать счастье каждому следует в самом себе – и нигде более”.

 

 

Многие из нас считают, что счастье – это быть богатым. Давайте представим, что я волшебница и могу дать полное материальное счастье: виллу, машину, драгоценности и даже здоровье... Но с условием, что со всем этим до конца жизни вы проживете на необитаемом острове. Кто на это согласится?

Следовательно, для счастья необходимо общение, нужен другой человек.

Беседа.

 

Зачитайте, пожалуйста, слова из феликсологии о другом человеке.

Большинство людей альтруисты по своей натуре.

Вы знаете, кто такие альтруисты?

Вот послушайте воспоминания молодого врача – практиканта: “В декабре к нам поступил больной...”

Т.е. человек счастлив от того, что умеет сочувствовать, сопереживать, сострадать.

Ребята зачитывают слова.

Беседа.

Ролик “Устами младенца...”

“Устами младенца глаголет истина”.

Давайте послушаем, как о счастье рассуждают дети, и еще раз убедимся, что оно совсем рядом в самых обыденных вещах.

Учитель под музыку зачитывает высказывания детей.

Даже дети знают, что истинное счастье – это сопереживание, сочувствие.

Минутки релаксации.

 

А.С.Макаренко говорил, что “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно”.

Примером этому служит вся наша классическая литература. Даже если нам выпало несчастье родиться в неблагополучной семье, воспитать себя счастливым человеком можно. В пример я приведу вам сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”.

Вывод: ни материальное благо, ни власть, ни титул не могут принести счастье человеку, если он не научился любить, сочувствовать, сострадать, сопереживать, если в его душе не живет добро, а ,следовательно, положительные эмоции на происходящие события. И продолжаю мысль Диогена: “Когда люди предпочитают искать счастье вне своего “Я” - тогда легко ссылаться на невезенье и тяжелые обстоятельства”.

Беседа с классом по элементам сказки.

 

Давайте вернемся опять к уроку. Например, вы получили двойку из-за зависящих от вас обстоятельств. Кого вы обычно обвиняете?

А когда классное мероприятие, к которому вы не готовитесь и ждете, что вас будет кто-то развлекать.

Счастье – ведь это момент наслаждения жизнью, жизнь складывается из этих моментов. И если положительных моментов нет, мы начинаем винить обстоятельства или кивать на неудачу. В результате ищем иллюзию счастья.

Вывод: всё в руках человека. Никакая иллюзия не может заменить человеку состояния счастья.

Тайна счастья скрыта в отношении человека к жизни.

Беседа с классом.

 

 

 

На экране высвечивается СЕМИЦВЕТИК.

В начале нашей беседы мы составили цветики-семицветики. Давайте посмотрим. Насколько близки мы оказались к истине. Не появилось ли у вас желания что-либо изменить в своих взглядах на счастье? Вы можете поменять лепестки.

А теперь давайте сравним с наукой. Как она называется?

Если у вас всё сходится, значит, вы готовы к счастливой жизни. Если же что-то не срослось – вам есть над чем поработать.

Ребята меняют лепестки.

Мы теперь знаем, где проживает счастье? Как оно рождается?

Давайте теперь построим ШКОЛУ СЧАСТЛИВЫХ.

Групповая самостоятельная работа и совместно словесное рисование.

Кто нам может построить школу счастливых?

Человек рожден для счастья как птица для полета. И только от нас зависит, будем ли мы с подрезанными крыльями лететь по жизни или будем парить над землей, наслаждаясь счастьем

Игра “Волшебный стул”












"

Урок "Как стать счастливым"





Цели:

  • образовательная - расширение кругозора обучающихся;

  • развивающие:
    • развитие:

- познавательных способностей обучающихся;

- умения высказывать свои мысли;

- умения работать в группах;

  • воспитательная - формирование нравственных ценностей у младших школьников. Оборудование: карточки со словами из пословиц, карточки с вопросами и заданиями, магнитофон, диск.

Ход урока

1. Введение в тему

Учитель: Закройте глаза и вспомните родных, любимых людей, родителей. (Дети выполняют задание.) Какие чувства у вас возникли, когда вы думали о родителях? (Примерные ответы обучающихся: любовь, уважение, доброта, счастье иметь папу и маму.) Среди названных вами слов есть одно, которое будет сегодня на уроке ключевым. Это слово - СЧАСТЬЕ.

2. Смысл слова "счастье"

Как вы думаете, когда, при каких обстоятельствах мы употребляем это слово в речи? (Возможные ответы детей: когда исполняются заветные желания; когда в доме все хорошо, никто не ругается; когда тебя все любят.) Спасибо за ответы. Вы правильно понимаете смысл этого слова. Для меня счастье - это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека.

3. Работа с пословицами (в парах)

На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них мудрые изречения. (Дети выполняют задание.) Пословицы:

  • Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается.

  • Счастья ключи в своих руках ищи.

  • Счастье без ума - дырявая сума.

  • Кто нужды не видал - и счастья не знает.

  • Было бы счастье, да несчастье помогло.

"Не родись красивым, а родись счастливым". Как вы понимаете смысл этой мудрости? (Дети отвечают.) Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова.

Красивым здорово родиться! Красивый может погордиться, Поважничать и полениться, На красоту не станут злиться!

Счастливым - интересней быть. Счастливый может всех любить. Он дарит счастье всем вокруг, И рядом с ним всегда есть друг.

4. Беседа с обучающимися

Давайте поговорим. Как вы думаете, что в жизни человека можно назвать счастьем? Зависит ли от самого человека, счастлив он или нет? (Дети отвечают, учитель поддерживает беседу.)

Сейчас я хочу поведать вам древнюю притчу, которая так и называется "Счастье". Давайте вспомним, что такое притча: это краткий иносказательный поучительный рассказ. Послушайте.

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Теперь ответьте на вопросы: Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека? Как вы думаете, все ли люди хотят быть счастливыми; кто из вас хочет быть несчастным? Что означают слова "счастье есть, ума не надо"? Можно ли стать счастливым, не имея ума? (Дети отвечают на вопросы, учитель беседует с детьми.)

Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней. Узнайте и вы их мудрость. (Учитель под музыку читает детям мудрые изречения.)

Изречения:

1. Наивысшая честь и истинное счастье человека заключается в самоуважении, в высоких стремлениях и благородных намерениях личности, в чистоте помыслов.

(Из писаний религии Бахаи)

2. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище.

(Р. Стивенсон)

3. Счастье - это аромат, который невозможно излить на других людей, не уронив на себя хотя бы несколько капель.

(Р. Эмерсон)

4. Величайшее в мире счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

(В. Гюго)

5. Я спал и видел сон о том, что жизнь - это счастье. Я пробудился и увидел, что жизнь - это служение. Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье.

(Р. Тагор)

Какое из этих изречений вам понравились больше всего? (Дети отвечают.)

5. Письменная работа детей

Придумайте свое изречение о счастье. Начните его словами "Счастье - это..."

(Дети выполняют задание. Высказывания, составленные обучающимися, указывают на их личные проблемы, желания, переживания. Учителю нужно обратить внимание на слова каждого ребенка, чтобы суметь оказать ему необходимую помощь и поддержку.)

Счастье - это...

  • Солнышко в моей душе. (Алина А.)

  • Радость, когда меня все любят. (Вика Н.)

  • Когда у меня есть верный друг. (Саша А.)

  • Когда мама улыбается. (Лиза У.)

  • Когда меня не обижают. (Антон К.)

  • Радость в доме. (Саша Б.)

  • Когда у меня есть друзья. (Катя М.)

6. Игра "Конверт дружеских вопросов"

(Суть игры - свободный обмен мнениями в дружеской обстановке. В большой красивый конверт вложены карточки (по количеству участников) с вопросами по теме. Каждый обучающийся берет из конверта карточку и отвечает на указанный в ней вопрос или выполняет задание.)

Вопросы и задания:

1. Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.

2. Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.

3. Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь".

4. Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.

5. Как вы понимаете мудрое изречение: "Не было бы счастья, да несчастье помогло"

6. Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от счастья и радости?

7. Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

8. Какую роль играет улыбка в вашей жизни?

9. Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

7.Итог урока

Дорогие мои ребята! Спасибо вам за то, что помогли мне провести этот урок. Сегодня мы говорили о том, как стать счастливым. Давайте ответим на этот вопрос. (Дети отвечают.) Ключ к счастью в наших сердцах. Счастлив тот, чье горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Улыбнитесь от всего сердца одноклассникам, а потом мысленно пошлите свою любовь и улыбки родным, любимым людям - родителям. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливы. Спасибо вам за урок!

(Домашнее задание: написать сказку о том, как богиня счастья дает каждому младенцу волшебное зернышко, из которого можно вырастить цветок своего счастья. В сказке нужно ответить на вопрос, почему одним людям удается вырастить этот цветок, а другим - нет.)



































Мукагали Макатаев «ТРИ СЧАСТЬЯ»

Первое счастье мое – это мой народ,

Если он есть, значит, живу и я.

Ему отдаю стихов своих сотовый мед,

Дороже золота эта светлая радость моя.

 

Второе счастье – это родной язык,

Сердце гранитное словом я размягчил,

Все потому, что народа я ученик,

Он меня правде и доброте научил.

 

Третье счастье мое – Родина-мать,

Кто-то за что стоит, за Родину – я.

…Разве погасший очаг может вновь запылать?

Друг, приходи, возьми огонь у меня.

 

Три счастья мои на ладони моей лежат,

Кто может сравниться со мной, поди, разузнай!

Три солнца в безоблачном небе моем горят,

Под ними Арка, Алатау, Атырау, Алтай!

















12 шагов к лучшей жизни



 1. Не сравнивайте себя с другими. У вас всегда будут друзья, у которых будет больше денег, чем у вас, которые бегают быстрее вас, которые более успешны в карьере. Сосредоточьтесь на своей жизни, своих целях.

2. Поддерживайте близкие отношения. Люди с пятью и более близкими друзьями чаще называют себя счастливыми, чем те, у кого их меньше.

3. Любите родных и близких. Они подарят вам радость и позитивные эмоции.

4. Регулярно занимайтесь спортом. Есть тесная связь между физическим здоровьем и счастьем.. Правильно питайтесь, занимайтесь спортом и заботьтесь о своем теле.

5. Достаточно спите. Хороший сон – важнейший компонент хорошего здоровья. Когда вы недостаточно отдохнули, ваши тело и мозг не функционируют на пике своих возможностей. Также страдает ваше настроение.

6. Устанавливайте цели и добивайтесь их. Длительное самосовершенствование позволяет получать больше удовлетворения от жизни.

7. Найдите значимую работу. Некоторые спорят, что работа – это просто работа. Выполнение работы – это нечто большее, это призвание.

8. Присоединитесь к группе. Те, кто являются членами группы, такой как церковная община, чувствуют себя более счастливыми. Но эта группа не обязательно должна быть религиозной. Присоединитесь к книжному клубу. Встречайтесь с другими людьми для поездок на велосипеде субботним утром. Или войдите в кружок вязания при магазине пряжи.

9. Не зацикливайтесь на прошлом. Думайте о будущем и о том что вы можете сделать для себя и близких.

10. Практикуйте умеренность. Хорошего понемногу. Полезно баловать себя время от времени – только не позволяйте этому выйти из-под контроля. Вредные привычки и пристрастия могут разрушить жизнь.

11. Будьте благодарными. Не случайно так много книг о самосовершенствовании призывают читателей практиковать благодарность. Когда мы регулярно уделяем время тому, чтобы поблагодарить за вещи, которые мы имеем, мы их больше ценим. Мы менее склонны принимать их как должное, а также менее склонны завидовать другим.

12. Помогайте другим. Это один из лучших способов резко поднять свой уровень счастья. Добрая история о том, что так легко быть счастливым самому и сделать счастливым другого - просто подарив ему подарок - просто так.





в 
Психологический тренинг «Тропинка к счастью» для учащихся младшего школьного звена. 

Пояснительная записка. 
Воспитание гармоничной, полноценной личности – это один из сложнейших процессов, в котором школа играет одну из первых ролей. В этот период закладываются многие из тех личностных качеств, от которых зависит успешность ребенка в его последующей жизни, формируется мировоззрение будущего гражданина, семьянина, работника. 
На сегодняшний день мы часто сталкиваемся с ситуациями семейного воспитания, в которых приоритетно уделяется внимание материальному благополучию, статусу семьи в обществе. При этом родители забывают о необходимости создания условий для развития определенных личностных характеристик, формирования собственного мнения детей, постановки перед собой соответствующих целей. При этом упускается возможность настроить ребенка на достижение этих целей, на успех в какой-либо деятельности, на оптимистический жизненный тон. 
Поэтому школьный педагог-психолог, классный руководитель может заполнить этот пробел в воспитании маленьких школьников, используя различные воспитательные методы, формы, приемы. Вашему вниманию предлагается сценарий психологического тренинга для учащихся младшего школьного возраста. Следует отметить, что данное мероприятие будет особенно полезно для детей из неблагополучных семей, детей с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью. 

Цель: предоставление детям возможности расширить собственные представления о человеческом счастье. 
Задачи: создание ситуации, инициирующей размышления детей о понятии и содержании счастья; способствование сплочению детского коллектива, развитие чувства единения с классом; развитие уверенности учащихся в себе, повышение уровня их самооценки, снижение уровня тревожности. 
Материалы: цветы из цветной бумаги, подвешенные на нитках, лист ватмана с изображением «макета» города, чистый лист ватмана зеленого цвета, цветные карандаши либо фломастеры, ручки по количеству детей, лепестки из белой бумаги по 3 шт. на каждого ребенка, листы бумаги (четверть листа формата А4) по количеству детей, колокольчик, мягкая игрушка в виде цветка, скотч, конфеты по количеству детей, музыкальное сопровождение (спокойная музыка). 
Оформление: в центре комнаты лежит ковер, вокруг него расставлены почти замкнутым кругом стулья, у стен стоят рабочие столы, на них приготовлены белые лепестки и листы бумаги; на стенах развешены бумажные цветы на ниточках лицевой стороной к стене; на доске – название мероприятия, афоризмы, изречения по теме занятия, листы ватмана. 
Дети рассаживаются на стулья. 

Ход занятия. 
Упражнение №1 «Поздороваемся» 
Цель: включение в работу, создание положительного эмоционального фона. 
Ведущий: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас! Скажите, ребята, а вы любите сказки? (ответы детей) 
Сегодня я хочу пригласить вас в одну сказочную страну. Сейчас мы отправимся в эту страну.. А для того, чтобы попасть в нее, нужно сесть удобно на своем стуле, закрыть глаза. Открыть глаза можно будет тогда, когда вы услышите звон волшебного колокольчика. 

Упражнение № 2 «Отправимся в путь» 
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, расслабление, развитие воображения. 
(Звучит спокойная музыка. Во время чтения стихотворения ведущий переворачивает «волшебные цветы» лицевой стороной.) 
Ведущий: 

И так… реснички опускаются, 
Глазки закрываются. 
Мы в волшебную страну 
С вами отправляемся. 
Вот и лёгкий ветерок 
Наших щёк касается, 
Солнышко лучистое 
Всем нам улыбается. 
Здесь нам дышится легко, 
Ровно, ровно, глубоко. 
Вот поляна перед нами 
С необычными цветами… 
Здесь и бабочки кружатся, 
На цветы они садятся . 
Вот и ветер, наш дружок 
Всем принёс он холодок. 
Колокольчик он задел, 
Колокольчик зазвенел! 

(Звенит колокольчик) 

Ведущий: Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебной стране. Посмотрите вокруг: какие красивые цветы здесь растут! Как их много! А ведь они тоже волшебные… Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне? 
Для того, чтобы немного побеседовать с ними, нужно представить себя такими же красивыми цветами. 

Упражнение № 3 «Станем цветами» 
Цель: повышение уверенности в себе, снятие мышечного напряжения. 
Ведущий: Давайте, ребята, сядем на ковер. Сейчас нам нужно будет представить, что… 
Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, из семечек проклюнулись росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками. А сейчас, ромашки, давайте познакомимся (дети по очереди называют свои имена) 
Какие чудесные ромашки! Присаживайтесь на стульчики. 

Упражнение №4 «Подумаем» 
Цель: создание условий для размышления о том, что такое счастье. 
Ведущий: Ребята, а вы хотели бы узнать о том, как живут здесь цветы? (ответы детей) 
В это время в комнату входит Цветочная Фея. 
Ведущий: Ребята, к нам гостья! Кто ты, прекрасная девушка? 
Цветочная Фея: Здравствуйте, дорогие ромашки. Я – Цветочная Фея. Я живу в этой прекрасной стране. Я слышала, что вы хотите больше узнать о цветах? Здесь цветам никогда не бывает скучно. Они умеют разговаривать и поэтому часто рассказывают друг другу лесные новости, очень любят играть в мячик капельками росы, все вместе радуются солнышку и тёплому дождику. А если вдруг кому-то из цветов становится грустно, они утешают и успокаивают его, окружают своей заботой, любовью, нежностью, лаской, и у цветка сразу становится замечательное настроение, он становится радостным от того, что его любят. Цветы очень дружны между собой и очень любят дарить радость всем, кто оказывается рядом с ними! 
Ведущий: 
- Спасибо, Фея, за твой рассказ. 
Ребята, а как вы думаете, счастливы ли цветы на этой полянке? (ответы детей) 
Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье. 
(Ведущий зачитывает отрывок стихотворения “Что такое счастье?) 


Что такое счастье? 
Где его искать? 
Может, оно спряталось 
Под мою кровать? 
Там я вижу мячики, 
Танк и пистолет. 
Только счастья, кажется, 
Под кроватью нет. 
Я хожу по комнате, 
Я кричу: Ау! 
Может, счастье спряталось 
В мамином шкафу? 
Там висят на вешалках 
Брюки и жилет, 
Платья, юбки, кофточки... 
А вот счастья нет! 
Нет за телевизором, 
В папином столе, 
Нет его за шторами, 
В кухне на плите. 
Где же счастье спряталось? 
Почему молчит? 
Если не найду его, 
Буду так сердит! 


Так что же такое счастье? 
(Заслушиваются высказывания детей). 

Упражнение №5 «Закончим предложение» 
Цель: продолжить размышления на тему счастья. 
Ведущий: Сейчас, ребята, мы с вами попробуем ответить на важные вопросы о счастье. Для этого вам нужно пройти к рабочим столам. Возьмите один лепесток и напишите на нем начало предложения “Я счастлив (а), когда…” и закончите его. 
Ведущий: А вот скажите, пожалуйста, можем ли мы быть счастливы в одиночку? (ответы детей) Тогда на втором лепестке закончите предложение: “Я особенно счастлив, когда рядом со мной…” 
Ведущий: Иногда нам что-то мешает быть счастливыми, правда? (ответы детей) На третьем лепестке закончите такое предложение: “Я был бы счастлив, если бы…” 
Ведущий: Ребята, цветочкам и Цветочной Фее интересно узнать, когда же вы бываете счастливы? Кто хочет зачитать то, что он записал на лепестке? (дети по желанию зачитывают написанные фразы). Хорошо, молодцы! 
По ходу выполнения упражнения ведущий с Цветочной Феей наклеивают эти лепестки на ватман зеленого цвета в виде цветов. 

Упражнение № 6 «Построим» 
Цель: создание для каждого ребенка возможности почувствовать себя в центре внимания, тем самым повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно, формирование чувства единения с группой, способствование сплочению группы. 
Цветочная Фея: Ребята, а вы знаете, что здесь, в нашей стране можно построить “Город счастья”? А давайте и мы с вами попробуем это сделать? 
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам нарисовать, что же такое счастье (дети выполняют рисунки на листах бумаги). А теперь мы с вами из этих рисунков построим Город счастья (дети вместе с Феей наклеивают рисунки на лист ватмана в виде домов). 

Цветочная Фея: Посмотрите, ребята, какой замечательный у нас получился “Город счастья”. А ещё на этой волшебной полянке мы с вами можем загадать одно желание, такое, которое окажется важным и нужным для каждого из нас. Давайте посоветуемся. 
(Дети высказывают свои предположения по поводу желания). 
Ведущий: Ребята, а кто из вас хочет быть по-настоящему, счастливым человеком? (все дети поднимают руки). Так давайте все вместе дружно пожелаем: Мы хотим быть счастливы!(дети хором повторяют желание) 
Цветочная Фея: Вы обязательно будете счастливы! Ваше желание обязательно сбудется! А сейчас я каждому из вас подарю маленький кусочек счастья (раздает детям конфеты и прощается). 

Упражнение №8 «Вернемся домой» 
Цель: способствование сплочению группы, создание положительного эмоционального фона в конце занятия. 
Ведущий: Ребята, нам пора возвращаться домой. Цветочная Фея оставила нам в подарок цветок (показывает искусственный цветок). Сейчас мы встанем в круг и будем передавать цветок по круг. Передавая цветок, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и пожелает соседу счастья. Когда цветок обойдет полный круг, мы снова окажемся дома. 


Ребята, вот этот Город счастья остаётся с вами в память о нашем путешествии в волшебную страну цветов. Всего вам хорошего! Будьте счастливы!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познай себя

Автор: Ахметова Гульнар Ермекпаевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 274942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Познай себя"."
    ["seo_title"] => string(73) "proghramma-eliektivnogho-kursa-dlia-uchashchikhsia-9-klassa-poznai-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "253918"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447681048"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" 5-6 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznai-siebia-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234135"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443355195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Методическая разработка классного часа «Познай себя» "
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-poznai-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "113914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411133984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Познавательный проект "Познай себя" "
    ["seo_title"] => string(37) "poznavatiel-nyi-proiekt-poznai-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "185176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426155618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Интерактивное занятие "Познай себя" "
    ["seo_title"] => string(39) "intieraktivnoie-zaniatiie-poznai-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "201669"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429100286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства