Открытое занятие по психологии на тему: "Что я могу сам, а что вместе"
Открытое занятие по психологии на тему: "Что я могу сам, а что вместе"
Вариант проведения открытого урока с группой подростков с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, целью которого является рассмотреть, что ребенок с ТМНР умеет делать самостоятельно, увидев свои сильные стороны, а в каких действиях ему необходима помощь других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: выявить «формлулу» слова МЫ, рассмотреть , что ребенок с ТМНР умеет делать самостоятельно, увидев свои сильные стороны, а в каких действиях ему необходима помощь других.
Задачи:
- Рассмотреть понятие Я, кто я, что люблю делать;
- Ответить на вопрос, что я могу делать самостоятельно;
- Проверить свои возможности на практике в игровой форме;
- Рассмотреть случаи, когда один ребенок не может справиться;
- Вспомнить своих одноклассников и их сильные стороны и умения;
- Обсудить помощь взрослых в конкретных каждодневных ситуациях детей;
- Подвести итог занятия, сделать лист с фотографиями себя, одноклассников, учителей и мамы – создать формулу «МЫ».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Формирование произвольности через выполнения инструкций,
- создать благоприятный психологический климат в коллективе.
Воспитательные задачи:
- формирование понимания и осознания своих возможностей , навыков, роли в группе и в системе МЫ и навыков других людей на сегодняшний день,
- признание различий и индивидуальности каждого человека,
- Формирование желания помогать другим и принимать помощь от других/
Материал и оборудование: Презентация со стимульным материалом, лист бумаги, клей, карандаши, распечатанные фотографии всех присутствующих учеников, кубик игровой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
Я рада нашей новой встрече.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг. А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие. А соседа справа крепко обнимем. И помашем рукой тем, кто стоит напротив нас.
- Молодцы!
Основная часть:
- Раз мы здесь сегодня собрались! Значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном.
- Ребята обратите внимание на тему нашего занятия на проекторе:
«Что я могу сам, а что вместе?»
- Какая интересная тема!С чего же нам начать? А начнем мы вот с чего! (СЛАЙД Я). Прочитайте ребята. Найдите пожалуйста свои фотографии на столе и возьмите в руку. Давайте скажем друг другу по очереди «Это я». и вклеим свою фотографию на лист бумаги. У каждого будет своя работа. (Сделали)
-Отлично. Но это не все. (СЛАЙД САША). Давайте посмотрим на проектор!
-Там написано САША. У вас одинаковые имена. Ведь у нас в классе два ребенка с именем Саша! Вот это здорово! Так бывает? Это значит, что вы одинаковые теперь? (Ответы детей ) Нет! Это значит, что у вас просто одинаковые имена. А что в вас разное? (Ответы детей)
-Верно, пол, внешность, фамилия, возраст. А давайте поговорим о Маше?
-Смотрим на проектор. (Написано САША. Следующий слайд - МАША)
-Вы заметили? У нас поменялась всего одна буква в имени! Какая? (ответы детей) Правильно, буква М. Какие у вас похожие имена. Но вы, ребята, все очень-очень разные.
-Давайте узнаем, что вы любите?
СЛАЙД ДЕЙСТВИЙ — Я ЛЮБЛЮ.
ЧТО ЛЮБЛЮ?
-САША, выбери 2 любимых занятия из списка (Записываю выбор на доске). Саша подходит к экрану и выбирает 2 картинки с занятиями на свой вкус и озвучивает.
-Второй Саша, ты тоже. Маша, ты тоже. Сравниваем, обсуждаем, кто и что выбрал, почему.
ЧТО Я МОГУ ДЕЛАТЬ БЕЗ ПОМОЩИ ПОСТОРОННИХ ЛЮДЕЙ?
-А теперь, давайте поговорим, что я могу делать сам, один, без помощи посторонних людей ? Например, ходить в магазин или делать уборку по дому, готовить кашу или вышивать.
-Ребята выбирают картинки с экрана, учитель — записывает на доске. Идет обсуждение.
-Здорово, ребята, сколько вы всего можете сами уже! Вы молодцы.
-Давайте покажем нашим гостям, что вы можете делать уже сами!
СЛАЙД ФОТО (Просмотр и обсуждение фотографий ребят за учебным процессом. На уроках домоводства, русского, труда, музыки и т. д. Увиденные фотографии и узнавание себя очень возбуждает ребят, радует и положительно настраивает. Помогает им вспомнить, сколько всего они на самом деле ежедневно делают уже самостоятельно.
СЛАЙД ИГРА + ФИЗМИНУТКА
-Ребята, давайте отвлечемся и поиграем в наш любимый кубик!
-Слушаем условия! Каждый кидает кубик. Какое число выпадет — такое и задание он выполняет. Задания на проекторе. Давайте посмотрим
1. Написать на доске мелом
2. Решить пример у доски
3. Нарисовать портрет любого, кто здесь есть
4. С закрытыми глазами узнать по голосу, кто перед ним
5. Приготовить бутерброд по картинкам
6. Застегнуть пуговицы и молнии на игрушке.
-Играем по очереди и выполняем задания.
-Ребята, Все ли у вас получилось? (Ответы ребят). Или попались такие задания, где потребовалась помощь друзей и учителей?(Ответы ребят)
-Не все получилось. Значит есть дела, где одним нам не справиться? И нам нужны друзья, взрослые? (Ответы ребят)
-Посмотрите на свои листочки, кто у вас там вклеен ? (Ответ — Я), посмотрите на экран — сколько вас на фотографии? (Ответы — трое) Давайте мы вклеим фотографии друг друга в свои листочки.
-Кого-то не хватает..верно? Сегодня не пришли некоторые наши одноклассники (Ответ — Ангелика) -Точно!
СЛАЙД ОДНОКЛАССНИЦЫ АНГЕЛИКИ (На слайде просто фотография девочки и написано ее имя.
-Ангелика помогает вам, ребята? (Ответы, да)
-Давайте вспомним, что у нее хорошо получается? (Ответы ребят) .Следующий слайд с фотографиями, где девочка Ангелика помогала в тех или иных делах, в чем проявляла свои таланты.
-Давайте вклеим ее фото в наш лист и нас уже четверо? (Ответы ребят)
-Что можно делать вчетвером, что одному сложно? (СЛАЙД с картинками- ответы) -Играть в настольные игры, учиться в школе, разговаривать, играть в мяч.
ИРИНА ВИКТОРОВНА (сопровождающая класс)
-Ребята, а кто у нас еще есть, без кого было бы очень сложно?
(Ответы ребят) Верно, ИРИНА ВИКТОРОВНА!
-Кто назовет, что она нам помогает делать каждый день? (Ребята смотрят на слайд, называют по картинкам действия, например, сопровождение в туалет, в столовую, помощь в домашнем задании, прогулки)
-Возьмите ее фото и приклейте к себе в лист.
АЛИНА СЕРГЕЕВНА (педагог-психолог в классе)
-Ребята, кто это? (Ответы ребят) Да, это я. А я вам тоже в чем то помогаю? (Ответы ребят)
СЛАЙД с совместными действиями, обсуждения.
-Давайте вклеим мою фотографию в лист.
Музыкально-ритмическая минутка с деревянными ложками на музыку А. Логачевской «Тук-Тук».
МАМА
-Сколько у нас осталось на листе свободных мест? (Ответы — 2)
-Значит есть еще кто-то? (Ответы — да)
-Кто самый близкий и родной человек? (Ответы — мама)
-Да! (СЛАЙД МАМА)
-Ребята, а что вы любите делать с мамой больше всего? (СМОТРИМ СЛАЙД с КАРТИНКАМИ, ОБСУЖДАЕМ)
-Вклеим картинку с мамой себе в лист.
-КАК НАС МНОГО! Правда? У нас осталось одно место. Мы складывали с вами и складывали. Чего не хватает в нашем примере? (Ответы) Правильно знак равно!.
-Был «Я» один. А стало нас много. Я + Я +Я +Я = МЫ. Берем картинку МЫ и вклеиваем.
-Здорово, когда нас много, и вокруг все могут помочь и весело?(Ответы ребят)
-А теперь давайте вспомним, как начиналось занятие. Когда я был всего один. И сейчас когда появились МЫ.
- Я предлагаю вам встать в круг. Повторяйте за мной слова и выполняйте движения, о которых я буду говорить.