Цель коррекционной программы заключается в разработке системы занятий с использованием различных игр и упражнений направленных на снижение уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно развивающая программа»
Описание коррекционно-развивающей программы, направленной на коррекцию проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Студентка V курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого
заочной формы обучения
факультета психологии
направление «Специальное (дефектологическое) образование»
профиль «Специальная психология»
Локтионова М. И.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально - средовых и психологических факторов. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющие свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Коррекция проявлений агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возможен на путях реализации системы методов и приемов коррекционно-психологической работы, направленной как на самого ребенка, так и на его микро- и макросоциальное окружение. Содержание коррекционно-развивающей программы должно основываться на результатах, полученных в ходе проведенного исследования с помощью диагностической программы, включающей специально подобранные методики.
Цель коррекционной программы заключается в разработке системы занятий с использованием различных игр и упражнений, направленных на снижение уровня агрессии у детей данной категории.
Основные задачи и направления коррекционно-развивающей программы:
1. Развитие умения взаимодействовать с окружающими его людьми.
2. Снижение эмоционального напряжения.
3. Обучение ребенка адекватному выражению агрессии.
4. Обучение ребенка техникам и способам управления агрессией..
№ занятия
Тема и цель занятия
Структура занятия
1
«Знакомство».
Цель: сближение участников группы, снятие агрессивного поведения, развитие чувства доверия, доброжелательного отношения, сплочения группы.
Приветствие
Упражнение «Табличка с именами»
Упражнение «Молекулы»
Упражнение «Колокол»
Упражнение «Групповой рисунок»
Упражнение «Рефлексия»
2
«Давайте жить дружно»
Цель: снять эмоциональное напряжение, настроить на совместную работу, способствовать снятию агрессивных проявлений в детском коллективе.
Цель: сплочения группы, научить отличать эмоцию гнева от других эмоций, научить выражать агрессию адекватным способом.
Приветствие
Упражнение «Эхо»
Упражнение «Цвет моего настроения»
Упражнение «Гнев, ссора»
Упражнение «Притча о змее»
Упражнение «Выставка»
Упражнение «Эмоции в моем теле»
Упражнение «Место покоя»
4
«Маленькое привидение»
Цель: создание атмосферы единства в группе, научить ребенка управлять своим гневом, научить выражать накопившийся у агрессивного ребенка гнев в приемлемой форме.
Приветствие
Упражнение «Подари улыбку»»
Упражнение «Маленькое привидение»
Упражнение «Жужа»
Упражнение «Пластическое изображение гнева»
Упражнение «Как можно сделать ребенка агрессивным»
Упражнение «Апельсин»
5
«Грустная история»
Цель: обучить детей эффективным способам общения, закрепить полученные навыки, взаимодействия друг с другом, снять чувство агрессивности.
Приветствие
Упражнения «Я самый-самый»
Упражнения «Снежинки»
Упражнение «Грустная история»
Упражнение «Подбодри»
6
«Уходи, обида, прочь»
Цель: познакомить детей с эмоцией обида, научить детей отличать эмоцию обиду от других эмоций, сдерживать нежелательную агрессию.
Приветствие
Упражнение «Как я обижаюсь»
Упражнение «Чайник»
Упражнение «Обидная история»
7
«Без обид»
Цель: обучить детей эффективным способам общения, взаимодействия друг с другом, научить ребенка сдерживать нежелательную агрессию.
Приветствие
Упражнение «Своя тень»
Упражнение «А я….»
Упражнение "Два барана"
Упражнение «Где мы были не скажем, а что делали покажем»
Упражнение "Попроси игрушку" — невербальный вариант
Упражнение «Каждый спит»
8
«Вместе веселее!»
Цель: развивать навыки сотрудничества, создавать доверительные отношения друг с другом, снять чувство агрессивности.
Упражнение «Будь внимателен!»
Упражнение «А я…»
Упражнение «Передай настроение»
Упражнение «Головомяч»
Упражнение «Что такое быть злюкой?»
9
«Давай играть»
Цель: научить соблюдать определенные правила, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих, формировать умение контролировать агрессивное поведение
Упражнение «Спящий кот»
Упражнение «А я…»
Упражнение «Аэробус»
Упражнение «Чувствуем вслух»
Упражнение «Спать хочется»
Упражнение «Фея (волшебник) сна»
10
Цель: научить детей способам выражения сопереживания и сострадания, выражению осознанию своего эмоционального состояния, сдерживать нежелательную агрессию.
Упражнение «Веретено»
Упражнение «А я …»
Упражнение «Мама устала»
Упражнение «Рисуем эмоции пальцами»
Источник:
Возрастная психология/ Абрамова Г.С. - 6-е изд. – М.: Альма Матер, 2006 – 698 с.
Психология общения, Панфилова А.П., 2013.
Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина Балашов: «Николаев», 2004.
Рубинштейн, С.А. Проблемы общей психологии/ С.А. Рубинштейн – М. Академия, 2008
Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / Под ред. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007
Платонова Н.М. (ред.) Агрессия у детей и подростков СПб. : Речь, 2006.