Наглядные: Просмотр презентаций. Работа с понятиями.
Практические: Самостоятельная работа по заданию.
Ход занятия
Организационный момент. Подготовка к занятию. Организация группового пространства.
(Ребята расставляют мебель, ставят стулья в круг, готовят кабинет к занятию)
Ритуальное приветствие. (придуманное на предыдущих занятиях)
Звучит музыка песни «Чему учат в школе»
Воспитатель. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы детей)
1 СЛАЙД «Как учиться хорошо?»
Главное ваше занятие сейчас – это учеба.
Главное ради чего существует школа – это обучение. Этим занимаются учителя. Как они это делают? (ответы детей)
Объясняют разные предметы
Показывают что-то, интересно рассказывают,
Заставляют нас учиться
Спрашивают. Контролируют. Ставят оценки.
А учитесь вы сами. И, в конечном счете, от вас зависит, овладеете ли вы необходимыми знаниями, умениями и навыками.
2 СЛАЙД
Вы можете учиться хорошо или плохо.
Вы можете слушать или не слушать учителя.
Вы можете заставить себя преодолевать трудности, а можете отказаться.
Вы можете запомнить что-то из того, что узнали на уроке, а можете не обратить внимания на это.
Вы можете дома прочитать, повторить материал.
Вы можете заняться самообразованием, а можете идти гулять
3 СЛАЙД
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний
Казалось бы, выбор прост. Достаточно только определиться. Допустим вы решили хорошо учиться. Но возникают вопросы:
Умеете ли вы распределять время?
Владеете ли вы приемами запоминания информации?
Умеете ли вы применять полученные знания?
Можете ли вы себя контролировать?
Можете ли вы преодолевать трудности, которые мешают вам в учебе?
И вот сегодня мы и поговорим о том
4 СЛАЙД
Зачем нам нужно учиться?
Как учиться хорошо?
Что мешает учиться хорошо?
Что поможет учиться ?
5 СЛАЙД ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ?
В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты». Преподаватель греческого языка как-то ему сказал «Из вас ничего путного не выйдет».
В то же время ученый отмечал, что благодаря самостоятельным занятиям по физике и математике он шел далеко впереди школьной программы. Самостоятельные занятия помогли ему не только обогатиться новыми знаниями, но и сделать великие научные открытия.
Таких примеров, когда самообразование, упорный труд изменяли жизнь людей, в истории много. Вы можете в этом убедиться, познакомившись с биографиями Ломоносова, Кулибина Шевченко и многих других выдающихся ученых, изобретателей, исторических деятелей.
Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться хорошо, но оно оставалось бесплодной мечтой.
Ребята, что по-вашему мнению, нужно для того, чтобы хорошо учиться? (ответы детей:(слушать учителя, быть внимательным, дисциплинированным и ответственным, заставлять себя делать уроки)
Чтобы заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи требуется сила воли.
Воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.
Во-вторых, нужно помнить, что учение – это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.
В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они дело наживное.
Итак, основным качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.
6 СЛАЙД воля, трудолюбие, способности
Как же развивать волю?
Воля – это борьба между «ХОЧУ» и «НАДО»
Научиться думать – самая трудная задача ученика. Нежелание учиться, плохие отметки – это происходит от того, что мы не умеем думать или чаще всего не хотим думать, потому что думать тяжело.
Нужно настроить себя на работу, а в это время что-то происходит: соседка пишет кому-то записку, муха ползет по оконному стеклу, солнечный зайчик мешает и т. д. Да и в голове у нас много разных мыслей, не относящихся к уроку. Как сосредоточиться на словах учителя?
Да нужна воля, а самый главный враг – это собственная лень – хитрая, изворотливая, недремлющая.. Она помогает нам искать оправдания, такие, например:
«Учитель меня не любит», несправедлив ко мне, поэтому я не хочу учиться , ходить в школу.
Все равно я ничего не понимаю в задачах, зачем их решать.
Все равно мне поставят плохую отметку, зачем стараться.
Все равно воспитатели мне не поверят.
Мне так не хочется начинать делать уроки, еще успею.
Все это мешает им хорошо учиться. Об этом рассказал писатель Б. Заходер в стихотворении «Вредный кот».
1-й ученик: Петь, здорово!
2-й ученик: Здравствуй, Вова!
1-й ученик: Как уроки?
2-й ученик: Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только, было, сел за стол,
Слышу: «Мяу».
- Ты зачем пришел?
Уходи!- кричу коту.-
Мне и так…невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брось и не мяукай!
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид-
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь.
А, ты спишь?
Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост.
Кто кому мешал: кот мальчику или мальчик коту? (ответы детей)
И мы отказываемся от волевого действия, сваливая дела и проблемы на других, оправдывая себя, а Ее Величество Лень торжествует.
Что еще мешает нам хорошо учиться? (ответы детей)
невнимательность,
безответственность,
несамостоятельность
Серёжа взял свою тетрадь –
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр,
Серёжа начал разговор
О пробках, о подлодке.
Через минуту знал монтёр,
Как надо прыгать с лодки.
Но вдруг увидел он в окне,
Что двор сухой и частый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь –
Озёра могут подождать.
Он был, конечно, вратарём,
Пришёл домой не скоро.
Часам, примерно, к четырём
Он вспомнил про озёра.
Но тут Алёша, младший брат,
Сломал Серёжин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И прокатился кстати.
Но вот Серёжина тетрадь
В десятый раз открыта.
– Как много стали задавать! -
вдруг он сказал сердито. –
сижу над книжкой до сих пор
и всё не выучил озёр!
Так что же помешало Сереже выучить уроки? (ответы детей)
Вот мы сейчас и посмотрим, какое внимание у вас.
Энергизатор «Внимание»
Очень важно быть внимательным. Если быть внимательным, успех в учении вам обеспечен.
В армии командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «Смирно». Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув руки в карманы?
Оказывается, поза очень связана с вниманием. Значит, если мы хотим быть внимательными на уроке, нужно соблюдать правила, которым нас учат в школе с первого класса: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать
7 СЛАЙД Картинки как правильно сидеть на уроке
Что еще мешает нам учиться?
Наша неорганизованность, мы не умеем правильно распределять время для выполнения домашнего задания.
Время – ваше бесценное богатство
Ваше время – в ваших руках
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт.
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минуты
И очень краткие часы.
Теряя время, мы не успеваем погулять, поиграть, заняться любимым делом, потому что много времени уходит на приготовление домашних заданий.
Мы говорили о том, что мешает нам учиться. А сейчас попробуем ответить на вопрос: «А зачем вам нужно учиться?»
8 СЛАЙД «Зачем я учусь
Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами) лесенку
Мы разделимся на 2 группы.
У каждой группы будут написаны предложения, которые нужно расставить в виде лесенки
2 листа ватмана с цифрами от 1 до 8
И на листочках предложения.
Их нужно наклеить на ватман.
На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься.
На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.
9 СЛАЙД
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Озвучить итог, сравнить результаты обеих групп.
10 СЛАЙДЧто поможет и помогает нам учиться?
Обратите внимание перед вами 3 правила, которые помогут вам усваивать школьные знания
11 СЛАЙД
«Будь подготовленным»,
«Работай на уроке»,
«Уважай окружающих».
Что означают эти правила?
Например, я подготовленный, если сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;
приношу все, что нужно для урока;
успеваю сделать задание в классе;
выполняю домашние задания.
(РАЗДАТЬ ДЕТЯМ СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ)
Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. Вы уже знаете, что каждому ответу соответствует свой знак. После того как я прочитаю утверждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ и поднимет соответствующую карточку. Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила.
Будь подготовленным:
- я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;
- я приношу все необходимое к урока;
- я успеваю выполнить задание в классе;
- у меня нет проблем с выполнением домашней работы.
Работай на уроке:
- я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;
- я работаю вместе с классом;
- я хорошо выполняю работу в классе
Уважай окружающих:
- я не разговариваю на посторонние темы на уроке;
- я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле, обвернул учебники, не загибаю страницы учебника;
- я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;
- я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа, не перебиваю других, внимательно слушаю ответы одноклассников на уроке
ВЫВОД: по вашим ответам видно, что у нас с вами не все в порядке.
Судя по вашим ответам не все самостоятельны, организованы и ответственны. Не всегда готовы к уроку, не до конца доводим начатое дело, не всегда записываем домашнее задание. Отсюда и результаты нашей учебы.
Что помогает нам в выполнении домашнего задания? (ответы детей)
12 СЛАЙД
Школьная библиотека
Домашняя библиотека
Справочная литература
Энциклопедии
Компьютер
Итак, сегодня мы отвечали на вопросы:
13 СЛАЙД
Зачем нужно учиться?
Как учиться хорошо?
Что поможет учиться?
Так что же нужно для того, чтобы хорошо учиться?
Терпение, воля, внимание, трудолюбие.
Я думаю, что сегодняшний разговор заставит вас задуматься, для чего мы учимся, для кого учимся, и что нам мешает быть прилежными
учениками.
Ведь все люди разные и способности у них разные, но одни могут быть великими учеными, другие превосходными парикмахерами, рабочими, поварами, строителями, но это неважно кем, самое главное - учить себя в школе, но еще более по выходу из школы, т.к. это самоучение и оно важнее первого.
- Раздаю буклеты – памятки.
Великий педагог Василий Алексеевич Сухомлинский сказал:
14 СЛАЙД «Человек должен учиться, потому, что он человек».
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(192) "Конспект занятия по нравственно-этическому воспитанию на тему "Путешествие в сказку" С элементами Т Р И 3."
["seo_title"] => string(117) "konspiekt-zaniatiia-po-nravstvienno-etichieskomu-vospitaniiu-na-tiemu-putieshiestviie-v-skazku-s-eliemientami-t-r-i-3"
["file_id"] => string(6) "290179"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1454929750"
}
}