kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Изучение правил поведения в условиях конфликта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление и совершенствование знаний по структуре и функциям конфликта, демонстрация роли конфликта в деятельности личности.               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Изучение правил поведения в условиях конфликта»»

Открытый урок по предмету «Психология и этика деловых отношений

Подготовила преподаватель: Коновалова Светлана Геннадьевна

Тема: «Изучение правил поведения в условиях конфликта»

Цель занятия

Углубление и совершенствование знаний по структуре и функциям конфликта, демонстрация роли конфликта в деятельности личности.

Міндеттері:

Задачи:

Білімдік міндет

Обучающая задача

Закрепление знаний по теме «Конфликты и пути их преодоления», приобретение навыка бесконфликтного общения.

Тәрбиелік міндет

Воспитывающая задача

Формирование профессиональной направленности, умения находить педагогически обоснованные пути решения конфликтных ситуаций

Дамытушылық міндет

Развивающая задача

Развитие профессионально значимых качеств учащихся – коммуникабельности, общительности.

Тип урока: закрепление знаний.

Вид урока: практическое занятие.

Наглядность: инструкционная карта, средства мультимедиа, материал лекции по теме «Конфликт и пути его преодоления».

Межпредметные связи: педагогика, философия, социология

Внутрипредметные связи: сопутствующие – «Конфликт и пути его преодоления», предшествующие – «Личность», «Деятельность», «Коллектив», перспективные – «Психология труда».

Метод проведения – организационно - деятельностная игра (ОДИ).

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Актуализация опорных знаний учащихся.

  4. Задания для самостоятельной работы.

  5. Самостоятельная работа учащихся.

  6. Защита отчетов по работе

  7. Оценка за урок, домашнее задание.



Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Проверка посещаемости. Активизация внимания (2 мин).

  1. Сообщение темы и цели занятия (1 мин).

  2. Выдача заданий учащимся (12 минут).

Преподаватель: «Для достижения цели занятия вам необходимо разделиться на 5 микрогрупп. Делитесь следующим образом – я называю фамилии учащихся, входящих в каждую группу, группы садятся за отдельные столы. Итак, начнем (согласно списка, учащиеся рассаживаются за столы). На столе вы видите таблички с обозначением вашей группы. То есть каждая микрогруппа действует сегодня в рамках определенной позиции:

  • Администрация учебного заведения;

  • Преподаватели;

  • Учащиеся;

  • Родители;

  • Эксперты.

Для каждой позиции определены функции. Помните, что обсуждать проблему, взаимодействовать с остальными микрогруппами вы будете только в рамках своей позиции. Итак, мы должны помнить, что в процессе деятельности при взаимодействии между людьми часто возникает столкновение интересов, позиций, ролей. Мы четко знаем взаимосвязь между такими понятиями как «личность», «деятельность», «коллектив». То есть деятельность подразумевает активное взаимодействие. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия, могут иметь затяжной характер по причине непрофессионального, субъективного анализа ситуации. Вспомните основное правило бесконфликтного поведения: СОСРЕДОТОЧЬСЯ НЕ НА ЛИЧНОСТИ, А НА ПОЗИЦИИ! На данном уроке мы сформулируем проблему следующим образом:

«Субъективный подход к решению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе»

Проблема эта очень актуальна, так как субъективизм при профилактике и преодолении последствий конфликта может привести к возникновению новых, более тяжелых, конфликтных ситуаций. Данную проблему вам предстоит решать по следующей схеме:

  1. Работа в микрогруппах.

На данном этапе вы должны вспомнить теоретический материал и использовать его в поиске оптимальных правил поведения в конфликте.

Актуализация опорных знаний.

  1. Определите позитивные и негативные функции данного конфликта.

  2. Какой вид конфликта представлен в примере?

  3. Заполните схему структуры данного конфликта.

  4. Определите этап развития конфликта.

  5. Обозначьте на схеме стратегию поведения конфликтантов данном примере.

Самостоятельная работа. Учащимся предлагается дать оценку и разработать правила поведения в предложенной конфликтной ситуации, действуя в рамках своей позиции.

  1. Поиск путей взаимодействия. На данном этапе урока вам следует решить, какую схему взаимодействия выбрать для обсуждения проблемы. При выборе схемы разработать правила взаимодействия: не перебивать, при ответе поднимать руку, уважать мнение других и др.

  2. Межгрупповое взаимодействие. Защита отчетов по работе. В процессе взаимодействия вы должны изложить содержание вашего отчета. Отчет – это таблица, заполненная в процессе самостоятельной работы.

  3. Подведение итогов межпозиционного взаимодействия. Итоги межпозиционного взаимодействия подводят: эксперты (анализируют ответы учащихся, приверженность позиции, правил взаимодействия, рекомендуют оценки), преподаватель (подводит итоги урока, анализирует работу групп и отдельных учащихся, дает оценку работе экспертов, корректирует при необходимости оценки экспертов), жюри (выводы по работе учащихся на разных этапах урока).

5. Рефлексия. На данном этапе вам предлагается ответить на вопросы, связанные с самоанализом своих действий на уроке.

Таким образом, на каждом столе лежит инструкционная карта, в которой изложены задания для самостоятельной работы; позиционные функции, от которых вы не должны отступать; таблица отчета. Приступайте к выполнению.

4. Самостоятельная работа учащихся. Актуализация опорных знаний (работа в микрогруппах) –28 минут. На этом этапе учащимся необходимо вспомнить теоретический материал и обсудить его в рамках своей позиции. Итогом обсуждения будут правила поведения в условиях конфликта, соответствующие предложенной роли. Данные правила поведения нужно занести в таблицу отчета.

  1. Поиск путей взаимодействия – 7 мин.

  2. Межпозиционное взаимодействие – 5 минут для каждой группы. Представитель от каждой группы излагает правила поведения в конфликте, соответствующие предложенной позиции (всего – 25 минут).

  3. Подведение итогов межпозиционного взаимодействия – учащимся предлагается сравнить итоги своей работы с научно обоснованными правилами поведения в конфликте (5 мин).

  4. Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы, анализирующие собственные действия во время урока.

    • Что у меня получилось на уроке?

    • Что не получилось? Почему?

    • Как исправить положение?

    • Как я оцениваю свои знания?

    • Как я оцениваю свои действия?

    • Достигнуты ли мной цели урока?

По итогам рефлексии следует выставить себе оценку (10 мин.).

  1. Подведение итогов урока. Объявление оценок, их коррекция (3 мин.).

  2. Домашнее задание (2 мин).



Литература.

  1. X. КОРНЕЛИУС, Ш. ФЭЙР  Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: АО Стрингер, 1992.

  2. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – Л.,

1987.

  1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.:

Просвещение, 1991.

  1. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1995























ПЛАН УРОКА

Курс второй топ ПР – 21.

группа

Уақыты 24.09.09

Дата

Пән Психология и этика деловых отношений

Предмет (дисциплина)


Сабақтың тақырыбы

Тема занятия Изучение правил поведения в условиях конфликта


Сабақтың типі - урок закрепления знаний

Тип занятия

Сабақтың түрі – практический

Вид занятия


Сабақтың мақсаты

Цель занятия

Углубление и совершенствование знаний по структуре и функциям конфликта, демонстрация роли конфликта в деятельности личности.

Міндеттері:

Задачи:

Білімдік міндет

Обучающая задача

Закрепление знаний по теме «Конфликты и пути их преодоления», приобретение навыка бесконфликтного общения.

Тәрбиелік міндет

Воспитывающая задача

Формирование профессиональной направленности, умения находить педагогически обоснованные пути решения конфликтных ситуаций

Дамытушылық міндет

Развивающая задача

Развитие профессионально значимых качеств учащихся – коммуникабельности, общительности.


Күтілетін нәтиже:

Ожидаемые результаты:

Оқушылар түсінуі тиіс:

Учащиеся должны понимать

Значение навыка бесконфликтного общения в профессиональной деятельности.

Оқушылардың құндылық бағдары болуы:

Учащиеся должны иметь ценностные установки:

Понимания и управления конфликтными ситуациями.


Оқушылар жасай біледі:

Учащиеся должны уметь:

Определять структуру, вид, этап конфликта; решать психологические задачи по поиску оптимальной стратегии и тактики выхода из конфликтной ситуации.

Вид урока: практическое занятие.

Наглядность: инструкционная карта, средства мультимедиа, материал лекции по теме «Конфликт и пути его преодоления».

Межпредметные связи: педагогика, философия, социология

Внутрипредметные связи: сопутствующие – «Конфликт и пути его преодоления», предшествующие – «Личность», «Деятельность», «Коллектив», перспективные – «Психология труда».

Метод проведения – организационно - деятельностная игра (ОДИ).


СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Сабақ кезендері

Этапы занятия

Оқытушының іс әрекеті

Действия преподавателя

Оқушылардың іс әрекеті

Действия обучаемых

Сабақтың әр кезенінің құралдары

Средства каждого этапа занятия

  1. Организационный момент.



  1. Сообщение темы и цели занятия.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.





  1. Самостоятельная работа учащихся.











  1. Защита отчетов по работе





  1. Подведение итогов урока, домашнее задание.




Проверка посещаемости, готовности аудитории к уроку



Консультация и коррекция деятельности учащихся в процессе обсуждения проблемы внутри микрогрупп




Разъяснение задачи самостоятельной работы: « На этом этапе учащимся необходимо вспомнить теоретический материал и обсудить его в рамках своей позиции. Итогом обсуждения будут правила поведения в условиях конфликта, соответствующие предложенной роли. Данные правила поведения нужно занести в таблицу отчета»



Межгрупповое взаимодействие





Разъяснение необходимости сравнить результаты работы микрогрупп с научно обоснованными правилами выхода из конфликтной ситуации; проведение этапа рефлексии по итогам урока.

Выдача домашнего задания – повторить тему «Конфликты и пути их преодоления» по конспекту лекции.

Активизация внимания, мыслительной активности



Обсуждение проблемы по данной теме, познавательная активность




Обсуждение, распределение ролей, формирование индивидуального и коллективного мнения по проблеме обсуждения







Межпозиционное взаимодействие, конструктивное общение



Сравнивают, анализируют ответы, участвуют в рефлексии, оценивают собственные знания; воспринимают замечания по ходу урока, записывают домашнее задание.

Учебный журнал




Учебные таблицы, иллюстрации





Материал лекции, речь











Отчеты по выполненной работе

Учебные таблицы

Инструкционная карта

Практическое занятие №___

Тема: Изучение правил поведения в условиях конфликта.

Цель занятия: закрепление знаний об условиях протекания конфликта; приобретение навыка бесконфликтного общения.

Время на выполнение работы: 2 часа

Наглядность: учебные карточки, материал лекции «Конфликт и пути его преодоления».

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

  1. Внимательно изучите проблему обсуждения, связанную с данной темой:

«Субъективный подход к решению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе»

2. Внутригрупповая работа.

За 25 минут обсудите и отразите в отчете правила поведения в предложенной конфликтной ситуации:

В последнее время в средствах массовой информации, в Интернете распространяются видеосюжеты, в которых школьники избивают своих одноклассников или учеников младших классов. Особенно жестоко изображены драки между девочками.

Предположим, что в школе несколько девушек избили свою одногруппницу. При этом «зрители» вели съемку с сотового телефона и угрожали жертве, что видео будет обнародовано, если та не изменит свое поведение. В беседе с директором школы ученицы объяснили, что били девушку за оскорбление своей подруги. Виновницы драки вели себя вызывающе, в голосе одной из девушек присутствовали властные интонации. Пострадавшая пояснила, что ее избили без какой-либо серьезной причины. При беседе с завучем девушка прятала глаза, была немногословна, старалась быстрее закончить разговор. В администрации вынесено решение - пригласить для беседы родителей учениц. При разговоре с завучем мать пострадавшей девушки пояснила, что ее дочь очень тихо назвала одну из напавших «выдрой» и думала, что ее не услышали. Обозвала в ответ на неоднократные придирки со стороны одноклассницы. Мать напавшей девушки пояснила, что ей неизвестны факты физического воздействия на пострадавшую, такое произошло впервые и для подобных действий должны быть серьезные причины. В беседе с матерью пострадавшей девушки она заявила: «Наверное, Ваша дочь применила выражение покрепче, раз моя Лена так отреагировала!». Ваша задача: разобраться в конфликтной ситуации с различных позиций, разработать правила поведения согласно предложенной роли, найти оптимальное решение.

Результаты обсуждения занесите в таблицу.

Содержание вопроса

Результаты обсуждения вопросов

Предложения по решению конфликтной ситуации

  1. Каково ваше отношение к ситуации?

  2. Определите позитивные и негативные функции данного конфликта.

  3. Какой вид конфликта представлен в примере?

  4. Заполните схему структуры данного конфликта.

  5. Определите этап развития конфликта.

  6. Обозначьте на схеме стратегию поведения конфликтантов данном примере.

Ответы на вопросы первой колонки

Результаты самостоятельной работы, обсуждения проблемы в рамках предложенной позиции

  1. Поиск путей взаимодействия. Выбор схемы взаимодействия.

  2. Межгрупповое взаимодействие – выступление представителей групп: администрации, педагогов, учащихся, родителей. Регламент – 5 минут.

  3. Заключительное слово экспертов – анализ и оценка правильности решения ситуации. Сравнение ответов с педагогически целесообразными путями выхода из данной конфликтной ситуации.

  4. Рефлексия.

  1. Что у меня получилось на уроке?

  2. Что не получилось? Почему?

  3. Как исправить положение?

  4. Как я оцениваю свои знания?

  5. Как я оцениваю свои действия?

  6. Достигнуты ли мной цели урока?

По итогам рефлексии следует выставить себе оценку.

Позиционные функции учителя.


  1. Для эффективного взаимодействия с учеником необходимо, прежде всего, определить принадлежность проблемы.

  2. В случае принадлежности проблемы ученику наиболее подходящей будет позиция консультанта.

  3. Пытаться изменить поведение ученика.

  4. Пытаться изменить среду, обстановку.

  5. Попытаться изменить себя.

  6. Предупреждение или стимулирование конфликта.

  7. Регулирование конфликта.

  8. Разрешение конфликта.


Позиционные функции руководителя.

  1. Прогнозирование конфликтов и оценка их направленности.

  2. Предупреждение или стимулирование конфликта.

  3. Регулирование конфликта.

  4. Разрешение конфликта.

  5. Изучение причин возникновения конфликта.

  6. Ограничение числа участников.

  7. Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов.

  8. Принятие решения.


Позиционные функции родителей.

  1. Изучить причину возникновения конфликта с учетом знания личности ребенка.

  2. Определение мотивов поведения ребенка.

  3. Контакт с администрацией и учителями с целью определения причин конфликта.

  4. Пытаться изменить поведение ребенка.

  5. Пытаться изменить среду, обстановку.

  6. Попытаться изменить себя.

  7. Регулирование конфликта.

  8. Разрешение конфликта.


Позиционные функции учеников.

  1. Объективная оценка действий конфликтующих сторон.

  2. Определение мотивов поведения соперников.

  3. Изучение причин возникновения конфликта.

  4. Анализ и оценка конфликта с точки зрения ученика.

  5. Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов.

  6. Пытаться изменить поведение ученика.

  7. Пытаться изменить среду, обстановку.

  8. Регулирование конфликта.

  9. Разрешение конфликта.




Позиционные функции экспертов.

  1. Объективная оценка действий конфликтующих сторон.

  2. Определение мотивов поведения соперников.

  3. Изучение причин возникновения конфликта.

  4. Анализ и оценка конфликта.

  5. Анализ деятельности каждой микрогруппы.

  6. Контроль процесса обсуждения и взаимодействия микрогрупп с позиции приверженности предъявленной позиции.

  7. Оценка результатов взаимодействия микрогрупп и каждого учащегося.



Верные варианты ответов

Содержание вопроса

Результаты обсуждения

вопросов

Научно обоснованные пути решения конфликта

  1. Определите позитивные и негативные функции данного конфликта.

  2. Какой вид конфликта представлен в примере?

  3. Заполните схему структуры данного конфликта.

  4. Определите этап развития конфликта.

  5. Обозначьте на схеме стратегию поведения конфликтантов данном примере.

1.Позитивные: факт жестокости предан огласке, имеется возможность принять меры по профилактике подобных случаев; выявлены личностные особенности участников конфликта; возможность определения неформального лидера группы; прояснилась ситуация в отношениях конфликтующих сторон. Негативные: большие эмоциональные и физические затраты; вероятность возникновения психологической травмы жертвы; вероятность искажения информации о конфликте через СМИ.

2. Межличностный.

4. Кульминация.

5. Соперничество.


Научно обоснованные пути решения конфликта.

  1. «Управленцы»

Представить общую картину конфликта и определить ее суть, исходя из анализа той информации, которой вы в данный момент располагаете. Оценить позиции и скрытые интересы обеих сторон.

При необходимости обсудить проблему с классным руководителем и родителями обоих оппонентов.

Анализ данных и выработка  конкретных действий. Это может быть примирение сторон, выдвижение рекомендаций обязательных для выполнения.

Определить подсознательные мотивы, скрытые за внешними поводами. Точно понять скрытое содержание конфликта.

Определить, в чем каждый из конфликтантов прав (защита чести и достоинства), а в чем не прав (нельзя отстаивать свою честь и достоинство в данной ситуации подавлением чести и достоинства другого человека). Поддержать в том, в чем они правы, и указать на слабые места в позиции каждого.

Оценить наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий. Определить, возможно ли, чтобы стороны сами пришли к компромиссу.

Обобщить позитивный и негативный опыт, приобретенный в результате вмешательства в данный конфликт.

Предложить примирение сторон.
2. «Учителя»

Побеседовать с одной из девушек, позиция которой на данный момент кажется вам более оправданной. Узнать о ее точке зрения на причины конфликта, чего она хочет добиться и чего опасается. Установить ее мнение об основных интересах и опасениях второй конфликтующей стороны.

Обязательно побеседовать со вторым оппонентом.

Побеседовать о причинах и характере конфликта с друзьями первого оппонента. Они дадут более объективную информацию об интересах и опасениях своего друга. В дальнейшем они же могут помочь в разрешении конфликта.

Побеседовать  о причинах,  характере и способе урегулирования конфликта с друзьями второго оппонента.

Обсудить причины, способы урегулирования и перспективы с неформальными лидерами коллектива.

Оценить возможные скрытые, отсроченные и перспективные последствия вашего вмешательства в конфликт. Чтобы не превратиться во врага одного из оппонентов.

Продумать и разработать программу-максимум. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы.

Продумать и разработать программу-минимум. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы.

Обсудить обе программы с друзьями каждого из оппонентов, неформальными лидерами, при необходимости - с руководителями. Внести коррекцию в планы общих действий.

Попытаться разрешить конфликт, корректируя не только тактику, но и стратегию действий с учетом конкретной ситуации. Активно привлекать друзей, неформальных лидеров, при необходимости - руководителей.  Лучше разрешать конфликт их руками.

Предложить примирение сторон.

Наказать лидера группы, напавшей на девушку.

Наказать обоих виновников инцидента.

Организовать родительское собрание и обсудить проблему, не затрагивая личности конфликтующих сторон.



3. «Ученики»

  1. Рекомендовать не действовать в состоянии ярко выраженных негативных эмоций.

  2. Рекомендовать конфликтантам обосновать свои претензии.

  3. Не давать оппонентам отрицательных оценок, а говорить о своем отношении к конкретным действиям и поступку.

  4. Предложить конфликтующим сторонам высказать свои возражения и возможные варианты решения конфликта.

  5. Пытайтесь  выстраивать диалог «на равных».

  6. Сделать совместный выбор наиболее оптимального способа разрешения конфликта и оговорить взаимоотношения на будущее.

  7. Выработать тактику оптимального темпа решения конфликта: сиюминутное решение или для правильности выхода из конфликта требуется время.

  8. Объяснить конфликтантам возможные последствия их действий.

  9. Разъяснить преимущества мирного диалога.

  1. «Родители»

    1. Определить мотивы и цели конфликтующих сторон.

    2. При необходимости обсудить проблему с классным руководителем или педагогами.

    3. Оценить возможные скрытые, отсроченные и перспективные последствия вашего вмешательства в конфликт.

    4. Определить, в чем каждый из конфликтантов прав (защита чести и достоинства), а в чем не прав (нельзя отстаивать свою честь и достоинство в данной ситуации подавлением чести и достоинства другого человека). Поддержать в том, в чем они правы, и указать на слабые места в позиции каждого.

    5. Определить мнение руководителей и учителей о сложившейся ситуации.

    6. Создать условия для примирения сторон.

    7. Рекомендовать не действовать в состоянии ярко выраженных негативных эмоций.

    8. Рекомендовать конфликтантам обосновать свои претензии.

  1. Определите стратегию поведения конфликтующих сторон в данном конфликте (по К. Томасу)


? ?


?


? ?



Конфликтант 1

Конфликтант 2


Зона

мотивы разногласий мотивы








действия действия











представления представления









Самооценка конфликтности

Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для само­оценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следу­ющему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство про­является всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не прояв­ляется вовсе.

1. Рветесь в спор

7654321

Уклоняетесь от спора

2. Свои выводы

7654321

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

сопровождаете тоном,



не терпящим



возражении



3. Считаете, что добьетесь

7654321

Считаете, что если будете

своего, если будете рьяно


возражать, то

возражать


не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания

7654321

Сожалеете, если видите, что

на то, что другие не


другие не принимают

принимают доводов


доводов

5. Спорные вопросы

7654321

Рассуждаете о спорных

обсуждаете в


проблемах в отсутствие

присутствии оппонента


оппонента

6. Не смущаетесь, если

7654321

В напряженной обстановке

попадаете в


чувствуете себя неловко

напряженную



обстановку



7. Считаете, что

7654321

Считаете, что в споре не

в споре надо проявлять


нужно демонстрировать

свои характер


свои эмоции

8. Не уступаете

7654321

Уступаете в спорах

в спорах



9. Считаете, что люди легко

7654321

Считаете, что люди

выходят


с трудом выходят

из конфликта


из конфликта

10. Если взрываетесь,

7654321

Если взрываетесь,

то считаете, что


то вскоре ощущаете чувство

без этого нельзя


вины

Оценка результатов

На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружоч­ками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра че­тыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтно­сти; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликт­ность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конф­ликтных ситуаций.



Основные правила поведения в конфликте.

  • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

• Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание при­нимаемой информации, так и ее детали.

• Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

• В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

• Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте по­следовательность сообщения информации. Не убедившись в точ­ности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

• Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, про­являйте эмпатию к собеседнику.

• Используйте невербальные средства коммуникации: частый кон­такт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располага­ющие к конструктивному диалогу приемы.

Ниже мы приводим таблицу значения некоторых жестов и поз, которые могут помочь понять поведение и состояние парт­нера.

Таблица. Значение некоторых жестов и поз

№ п/п

Жесты, позы

Состояние собеседника

1

2

3

1

Раскрытые руки ладонями вверх

Искренность, открытость

2

Расстегнут пиджак (или снимается)

Открытость, дружеское расположение

3

Руки спрятаны (за спину, в карманы)

Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации

4

Руки скрещены на груди

Защита, оборона

5

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)

Защита, оборона

6

Кисти рук расслаблены

Спокойствие

7

Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку

Заинтересованность

8

Голова слегка наклонена набок

Внимательное слушание

9

Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

Критическая оценка

10

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз)

Обдумывание решения

11

Ладонь захватывает подбородок

Обдумывание решения

12

Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла

Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению

13

Человек расхаживает по комнате

Обдумывание трудного решения

14

Пощипывание переносицы

Напряженное сопротивление

15

Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания

Обман

16

Человек прикрывает рот рукой во время слушания

Сомнение, недоверие к говорящему

17

Человек старается на вас не смотреть

Скрытность, утаивание своей позиции

18

Взгляд в сторону от вас

Подозрение, сомнение

19

Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем)

Обман

20

Слушающие слегка касаются века, носа или уха

Недоверие к говорящему

21

При рукопожатии человек держит свою руку сверху

Превосходство, уверенность

22

При рукопожатии человек держит свою руку снизу

Подчинение

23

Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе

Разговор окончен

24

Ноги или все тело человека обращены к выходу

Желание уйти

25

Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи

Превосходство, уверенность

26

Говорящий жестикулирует сжатым кулаком

Демонстрация власти, угроза




27

Пиджак застегнут на все пуговицы

Официальность, подчеркивание дистанции

28

Человек сидит верхом на стуле

Агрессивное состояние

29

Зрачки расширены

Заинтересованность или возбуждение

30

Зрачки сузились

Скрытность, утаивание позиции

















Аутотренинг: «Первая помощь в острой стрессовой ситуации»

Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситу­ации не следует принимать никаких решений, равно как и пы­таться их принимать (исключение составляют стихийные бед­ствия, когда речь идет о спасении жизни).

Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.

Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляй­те крайне медленно, также через нос, сосредоточившись на ощу­щениях, связанных с вашим дыханием.

События могут развиваться двумя путями.

Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении, то напря­жение можно снять следующими способами.

Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помеще­ния. Например, у вас есть возможность пройти в туалет или в ка­кое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.

Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и за­пястья холодной водой.

Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если по­мещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Раз­ве мир не прекрасен?!

Набрав воды в стакан (в крайнем случае, в ладони), медленно, как бы сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое вни­мание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе на­клонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки сво­бодно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыха­нием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. За­тем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения, постарайтесь сосредоточенно выполнить следующие упражнения.

Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружаю­щие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не ме­нее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структу­рой таким образом, чтобы суметь четко представить его с за­крытыми глазами.

Если есть возможность выпить воды — воспользуйтесь ею — пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно че­рез нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляют­ся и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им!






Контрольный лист оценки деятельности учащихся.

Группа, ФИО учащегося

Этап актуализа-ции

Самостоя-тельная работа

Межгруп-повое вза-имодейст.

Подведение итогов взаимодей-ствия

Общая оценка


«Администрация»






1







2







3







4







5








«Учителя»






1







2







3







4







5








«Родители»






1







2







3







4







5








«Ученики»






1







2







3







4







5








«Эксперты»






1







2







3







4










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Изучение правил поведения в условиях конфликта»

Автор: Коновалова Светлана Геннадьевна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Календарно-тематическое планирование по Праву 11 класс ( профильный уровень ) "
    ["seo_title"] => string(79) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-pravu-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "145006"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418830923"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Беседа "Безопасность во время летних каникул. Правила для детей"."
    ["seo_title"] => string(62) "biesiedabiezopasnostvovriemialietnikhkanikulpraviladliadietiei"
    ["file_id"] => string(6) "291987"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455206671"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Календарно-тематическое планирование по Праву 11 класс ( базовый уровень ) "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-pravu-11-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "145020"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418832171"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Программа кружка "ОБЖейка" "
    ["seo_title"] => string(28) "proghramma-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "123697"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414525493"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Окружающий мир» (автор: Плешаков А.А.) для 1 класса на 2014-2015 уч. год УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(134) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-kursu-okruzhaiushchii-mir-avtor-plieshakov-a-a-dlia-1-klassa-na-2014-2015-uch-ghod-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "227345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440690460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства