Просмотр содержимого документа
«Использование методических приемов на уроках Самопознания»
Использование методических приемов на уроке Самопознание
Урок самопознания даёт учащимся в школе счастливую возможность приобщиться к духовному опыту человечества. Гуманистическая философия «Самопознание» исходит из того, что процесс духовно-нравственного становления личности протекает наиболее гармонично, если в его основе лежат вечные, непреходящие ценности. Учитель делает всё на уроках самопознания, чтобы открыть перед всеми детьми дверь в мир радостных переживаний, мир открытий, мир красоты и созидания.
Одним из главных принципов методики преподавания дисциплины «Самопознание» является принцип ненасилия, поэтому преподавателем используются только позитивные и гуманные методы и методические приёмы:
Позитивный настрой;
Позитивные высказывания;
Цитаты урока;
Рассказывание историй, притч, историй о великих личностях;
Творческие задания;
Разминки;
Рефлексия.
Хотелось бы остановить свое внимание на таком приеме как рассказывание притчи на уроке самопознание. Притча - это не выдуманный рассказ, это в первую очередь повествование о реальных событиях, происходивших во все времена. Из поколения в поколения притчи передавались из уст в уста, дополняясь подробностями, какими-то деталями, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. В разные времена, в разных странах, многие люди при принятии ответственных решений, искали ответ в притчах и поучительных историях дошедших до наших дней.
На первый взгляд может показаться, что притча не несёт никакой полезной информации, но это только на первый взгляд. Если притча не понравилась, показалась непонятной, глупой или бессмысленной - это не означает, что притча плоха. Просто вы может быть не достаточно подготовлены для понимания этой притчи. Перечитывая притчи, я каждый раз нахожу в них что-то новое.
Так для чего же нужны притчи? В притчах описаны истории, которые происходят с нами в повседневной жизни каждый день. Если вы обратите внимание, то наверняка заметите, что многие события, описанные в притчах, очень схожи с нашими каждодневными ситуациями. И вопрос в том, как на это реагировать. Притча учит смотреть на вещи трезво и поступать мудро, без излишней эмоциональности.
Мудрость и проницательность древних философов и до сих пор поражают своей простотой. Мы часто в повседневной жизни критикуем других людей, выражаем недовольство, нервничаем, а на самом деле, всё, что нам не нравится - есть в нас самих. И именно притчи учат нас находить в себе и искоренять те качества, которые нас раздражают в других людях. Это и есть основа приема –Притча.
Как утверждал великий педагог-гуманист современности Ш.А.Амонашвили «В школе нужны уроки сердца, нужно Сердцеведение», лишь через сердце можно восстановить справедливость».
ПОДБОРКА ПРИТЧ
СЛЕПЦЫ И СЛОН
Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал:
– Он похож на циновку, - потрогав слона за ухо, возразил четвертый.
- Что вы говорите! – воскликнул пятый, державший животное за хвост. – Слон похож на веревку!
ВОРОНА И ПАВЛИН
В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин. Ворона каркнула: “Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у нее ужасно безобразные ноги. А ее перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса”. Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: “Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это мне доставляет столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?” (из П. Этессами).
МУДРОСТЬ МАСТЕРА
К одному известному мастеру спорта по борьбе пришел ученик, чтобы поучиться у него этому искусства. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. «Учитель, - спросил ученик в один прекрасный день, - есть что-нибудь такое, чему бы ты еще мог меня научить?». «Ты научился всему, чему я мог тебя научить», - сказал мастер. С этих слов молодой борец преисполнился гордости, объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец стране и мог бы даже победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приемом положил ученика на обе лопатки и победил его. «Странно, сказал побежденный, тяжело переводя дыхание, - я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня тем приемом, которого я не знал?» «Юный друг, - сказал мастер, - все верно! Всему, чему я мог, я тебя научил. Только этот единственный прием приберег для сегодняшнего дня».
ЛАВКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И конечно, же каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами.
УМ ДА РАЗУМ
Жил некогда один шах, у которого единственный сын был столь глуп, что нельзя было ему не то что шахство, даже самого простого дела доверить. Долго думал шах, к чему бы его приучить, и решил наконец: пусть постигнет искусство гадания на песке. Как ни отказывались ученые предсказатели, пришлось им покориться шахской воле.
Через несколько лет привели они шахского сына во дворец, пали ниц перед шахом: "Много трудился ваш сын и постиг все науки, кои ведомы нам. Больше мы его научить ничему не в силах".
Шах зажал в руке перстень, спросил: "Ответь мне, сын, что у меня в руке?" Юноша начертал на песке фигуры и подумав, ответил: "В руке у тебя нечто круглое, с отверстием посередине. По роду - минерал." Шах, довольный, сказал: "Ты назвал все признаки верно. Назови сам предмет!"
Задумался шахзаде. И решил: "Мельничный жернов!"
"Как ты хотел научиться хоть чему-нибудь! Сколько точных примет ты установил силой знанья! - воскликнул шах. - Но недостало у тебя умения и разума понять, что не может жернов поместиться в руке!"
(по Д.Руми)
НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать".
СУТЬ ОБУЧЕНИЯ
Ученик обратился к Магу:
- Ты рассказываешь нам истории, но не объясняешь, что они значат. Почему?
Маг ответил:
- А когда ты отправляешься на рынок, чтобы купить апельсинов, просишь ли ты продавца, чтобы он попробовал их вместо тебя, оставляя себе лишь кожуру?
КАЖДОМУ СВОЕ
Будда остановился в одной деревне, и толпа привела к нему слепого. Один человек из толпы обратился к Будде:
- Мы привели к тебе этого слепого потому, что он не верит в существование света. Он доказывает всем, что света не существует. У него острый интеллект и логический ум. Все мы знаем, что свет есть, но не можем убедить его в этом. Наоборот, его аргументы настолько сильны, что некоторые из нас уже начали сомневаться. Он говорит: "Если свет существует, дайте мне потрогать его, я узнаю вещи через осязание. Или дайте мне попробовать его на вкус, или понюхать. По крайней мере, вы можете ударить по нему, как вы бьете в барабан, тогда я услышу, как он звучит". Мы устали от этого человека, помогите нам убедить его в том, что свет существует.
- Слепой прав, - сказал Будда. - Для него свет не существует. Почему он должен верить в него? Истина в том, что его нужно отвести к врачу, а не убеждать.
Будда позвал своего личного врача, который всегда сопровождал его.
- Ничего особенного. Понадобится самое большее полгода, чтобы вылечить его.
Будда попросил врача:
- Оставайся в этой деревне до тех пор, пока не вылечишь этого человека. Когда он увидит свет, приведи его ко мне.
Через полгода бывший слепой пришел со слезами радости на глазах, танцуя.
- Теперь можно поспорить, - сказал Будда. - Раньше мы жили в разных измерениях, и спор был невозможен.
ПРОСТО ИДИТЕ СВОИМ ПУТЕМ
Один из учеников спросил Будду:
- Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
- Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?
Ученик сказал:
- Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
- Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Путь это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.
РУКА БУДДЫ
Один ученик попросил Будду:
Вырази кратко, с чем сравнимо твое учение?
Будда ответил:
- Смотри на этот лес. Как он открыт! Ничего не спрятано. Я так же открыт, как этот лес.
Он показал кулак и сказал:
- Сейчас мой кулак закрыт, ты не сможешь увидеть листья, которые в нем.
Потом Будда открыл свою руку, листья упали, и он сказал:
- Но рука Будды не похожа на кулак, она открыта, и если ты что-то не понимаешь, то причина в тебе.
ХАСИДСКАЯ ИСТОРИЯ О РАВВИНЕ
Однажды раввин вел с Господом разговор о Рае и Аде. «Я покажу тебе Ад», — с этими словами Господь ввел раввина в комнату, полную истощенных, отчаявшихся людей, сидящих вокруг большого круглого стола. В центре стола стоял дымящийся горшок с тушеным мясом, такой огромный, что с лихвой хватило бы каждому. Мясо источало такой восхитительный аромат, что рот у раввина наполнился слюной. Тем не менее никто не прикасался к еде. Каждый из окружающих стол едоков держал в руке ложку с очень длинной ручкой - достаточно длинной, чтобы дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной, чтобы ею можно было положить мясо в рот. Раввин понял, что страдания этих людей и в самом деле ужасны, и сочувственно склонил голову.
«А теперь я покажу тебе Рай», — сказал Господь, и они вошли в другую комнату, точную копию первой — тот же большой, круглый стол, тот же гигантский горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. Однако здесь царила атмосфера веселья: все были сытыми, упитанными и розовощекими. Раввин в замешательстве посмотрел на Господа. «Все очень просто, — объяснил Господь. — Требуется лишь определенный навык. Дело в том, что люди в этой комнате научились кормить друг друга!»
ПРИТЧА О КРЕСТЕ
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: "Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?" И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: "Позволь мне взять этот". И Бог сказал: "Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные".
ПРИТЧА О ДЗЕНСКОМ МОНАХЕ
Один дзенский монах убегал от тигра, но тот загнал его на край обрыва у реки, и монаху не оставалось ничего другого, как уцепиться за лиану, которая висела над рекою. И тут он заметил, что внизу его уже поджидает огромный крокодил, и глаза у него такие же голодные и злобные, как у тигра наверху. В довершении всего две мышки стали грызть лиану, и она уже трещала под тяжестью монаха. Выхода не было. И в этот последний миг он заметил недалеко от себя кустик земляники с яркой ягодкой. Он протянул к ней руку и в полной мере насладился ее божественным вкусом.
СВЯЩЕННИК
Один молодой священник решил прочесть проповедь жителям дальней деревни. Он очень долго готовился к ней, продумывая каждую мысль, тщательно отшлифовывая каждое слово. Но когда он пришел в деревню, оказалось, что все жители находились в поле, спеша убрать урожай до дождей. В деревне остался только один мальчик – помощник конюха.
- Что же мне делать? – огорченно спросил священник.
- Знаете, я ведь только помощник конюха, а вы образованный человек. Но если бы я пришел на конюшню и увидел, что все мои лошади разбежались, кроме одной, я бы накормил ее.
Вдохновленный его словами священник усадил мальчика в центре первого ряда в доме для собраний и начал свою проповедь. Он говорил красноречиво и страстно, с энтузиазмом и радостью. Он говорил, говорил, говорил… Целых три часа. И когда закончил, решил получить подтверждение своего ораторского мастерства.
- Ну, как тебе понравилась моя речь? – спросил священник.
- Как я уже говорил вам, я всего лишь помогаю на конюшне, - сказал мальчик, потирая затекшие ноги. – А вы образованный человек. Но если бы у меня разбежались все лошади, кроме одной, я бы, конечно, накормил эту лошадь. Но я бы не отдал ей всю еду, которая у меня была.
КРЕМЕНЬ И ОГНИВО
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
- С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
- Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Леонардо да Винчи
ПРИТЧА О ПТЕНЦЕ
К мудрецу пришел юноша и стал просить того раскрыть тайну его предназначения. Ведь только этот мудрый человек мог объяснить юноше его самого и открыть его путь. Слова старшего были ласковы и спокойны. Он уклонялся, хотя казалось, что идет навстречу. Фактически он говорил: нет.
Юноша сначала просил, умолял, а потом стал требовать и возмущаться. И его негодующие фразы звучали бы долго, если бы не залетевшая в комнату птица. То был едва окрепший птенец. Он влетел и заметался по человеческому жилищу, пытаясь снова вырваться на свободу. Наконец он устало замер на подоконнике, как раз неподалеку от приоткрытой створки окна.
Растерянно замолк молодой, а старик вдруг резко хлопнул в ладоши. От страшного звука в ужасе метнулся птенец. И только в нужную сторону мог он метнуться, только туда отметала его неожиданность. И он тут же исчез в огромном небе.
«Очень обиден был мой хлопок, не правда ли?» - спросил мудрец и приготовился терпеливо дослушать поток упреков.
(по В.Кротову)
ГАЛЬКА
Трое кочевников устраивались на ночлег в пустыне, как вдруг небо озарилось волшебным светом и раздался голос Бога:
- Идите в пустыню. Соберите столько гальки и камешков, сколько сможете. И завтра вы будете восхищены.
И все. Свет померк, и наступила полная тишина. Кочевники были в ярости.
- Что это за бог? – говорили они. – Он предлагает нам собирать мусор!? Настоящий бог сказал бы нам, как уничтожить бедность и страдание. Он дал бы нам ключ к успеху и научил, как предотвратить войны. Он открыл бы нам великие тайны.
Но все же кочевники отправились в пустыню и собрали несколько камешков, небрежно бросив их на дно своих дорожных сумок. А потом отправились спать. Утром они двинулись в путь. Не сразу один из них заметил что-то странное в своей сумке. Он запустил туда руку, и в ладони его оказался – нет, не бесполезный камень! – великолепный бриллиант. Кочевники стали доставать другие камешки и обнаружили, что все они превратились в бриллианты. Они были в восторге – пока не осознали, как мало камней насобирали прошлым вечером.
БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ
Однажды некий человек пришел к Мастеру и сказал:
- Из-за твоего учения моя жизнь разрушена: двадцать лет назад я пришел к тебе, и ты сказал мне: "Если не просишь, богатства последуют за тобой. Если не ищешь, все будет дано тебе. Если не возжелаешь красивой женщины, к тебе придет самая прекрасная из них. И что же! Двадцать лет потрачено впустую! Ни одна даже самая уродливая женщина не пришла ко мне. И нет у меня никаких богатств. Я по-прежнему остался беден. Ты разрушил мою жизнь. И что ты скажешь теперь?
Мастер с грустью посмотрел на него и сказал:
- И богатства были бы у тебя, и красивая женщина, но, увы, ты слишком часто оглядывался, чтобы увидеть, идут они или нет. Ты желал, просил и искал. И упустил все из-за желания. А не из-за меня.
О ТОМ, КАК ОРЕЛ УЧИЛ ОРЛЕНКА
Однажды орлица отдала на воспитание маленького орленка своему отцу – старому орлу.
Через некоторое время, понаблюдав за процессом воспитания, она поинтересовалась у отца:
Скажи мне, почему ты все время учишь его летать, летать, летать, но совершенно не уделяешь внимания тому, чтобы научить его преследовать птиц, охотиться на зайцев, ловить рыбу? Разве это ему не надо?
Конечно, надо,— сказал старый орел. — Но когда я научу его летать, голод научит его преследовать птиц, охотиться на зайцев и ловить рыбу.
ТРИ МУДРЕЦА
Три мудреца спорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее и будущее. Один из них сказал: «Моя прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них». «С этим невозможно согласиться, - сказал другой, - Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и что умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше». «Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. и независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье – грусть, ожидание будущего счастья – тревожно! Когда я вступаю в спор, я должен учитывать те соотношения сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент». И мудрецы долго еще спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре.
ПРИТЧА О БЫСТРОЙ ЛОШАДИ
Мудрец отправился на рынок и обратился к торговцу лошадьми:
— Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой?
— Потому, что бежит в десять раз быстрее.
— Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели…
Торговец задумался — и сбавил цену.
(по В.Кротову)
БЕСЕДА О ПОЛЕЗНОМ И БЕСПОЛЕЗНОМ
Хуэй Цзы заметил Чжуан Цзы:
Все твое учение сосредоточено на бесполезном.
Чжуан Цзы ответил:
Если ты не ценишь бесполезное, то как ты можешь говорить о чем-то полезном? Земля, например, широка и огромна, но из всех этих пространств человек использует лишь несколько дюймов, на которых ему случается стоять в это самое время.
Представь, что ты внезапно уберешь все, что он в действительности не использует, и повсюду вокруг него воззияет бездна, а он стоит средь пустоты безо всякой опоры кроме пятачка земли под каждой ступней. Много ли ему будет пользы от того, что полезно ему сию секунду?
Хуэй Цзы согласился:
От этого не будет вообще никакого проку!
Вот видишь, как необходимо предполагавшееся бесполезным,— заключил Чжуан Цзы.
НЕ БОЙСЯ ПОПРОБОВАТЬ!
У одного халифа умер визирь. Тогда халиф решил провести конкурс среди претендентов на вакантное место. Он объявил, что визирем станет тот, кто сумеет открыть каменную дверь в дворцовом саду.
Многие пришли к этой двери, но стоило им увидеть ее, как у них пропадало всякое желание пытаться что-то с ней делать. Ведь дверь оказалась заперта на огромный замок, а кроме того, она была настолько тяжелой, что казалось: она буквально вросла в землю. Открыть ее было совершенно невозможно. Мимо сада шел пастух. Увидев толпу мужчин, что-то шумно обсуждавших, пастух решил выяснить, что тут происходит. Ему объяснили.
Тогда пастух подошел к двери, внимательно осмотрел ее. Потом взял в руки замок, который неожиданно сам собой раскрылся, надавил на дверь… И, о чудо! Дверь, легко отворилась. Оказалось, что петли ее были тщательно смазаны, и невозможность ее открыть была только иллюзией.
И халиф назначил пастуха визирем, потому что тот не побоялся попробовать.
ИСТОРИЯ О МАСТЕРЕ
Один судовладелец приобрел новый корабль. Но вот беда: машина корабля не желала запускаться. Лучшие механики и инженеры, вооруженные чувствительными приборами, пытались найти поломку и починить машину, но все их попытки оказались безуспешны.
— Делать нечего,— сказали специалисты судовладельцу.— Придется звать Мастера.
— Ну, так зовите скорей!— ответил тот.
Скоро явился невозмутимый Мастер молотком в руках. Он походил по кораблю, зашел в машинное отделение, спустился в грузовой трюм, побродил по палубе. Остановился в одном месте и вдруг резко и сильно ударил молотком. И — чудо! Машина заработала.
— Сколько я вам должен за услугу?— спросил обрадованный судовладелец.
— Тысячу один доллар,— сообщил Мастер.
— Как? — удивился хозяин.— За десять минут работы? И за один удар молотком?
— Десять минут работы и удар молотком стоят один доллар. А тысячу долларов стоит знание того, куда нужно ударить,— объяснил Мастер.
ПРИТЧА О САДЕ НА КРЫШЕ
Летней ночью на крыше дома спали все члены семьи. Мать видела, как невестка, которую она вынуждена была терпеть против своей воли, и сын спали, тесно прильнув друг к другу.
— Как это можно в такую жару так тесно прижиматься друг к другу? Это вредно для здоровья,— сказала мать.
В другом углу сада спала ее дочь с любимым зятем. Они лежали на расстоянии одного шага друг от друга. Мать заботливо разбудила обоих и прошептала:
— Почему в такой холод вы лежите врозь, вместо того, чтобы согревать друг друга?
Эти слова услышала "нелюбимая" невестка. Она встала и громко, как молитву, произнесла:
- Сколь всемогущ Бог! На крыше один сад, а какой разный в нем климат!
(по Н.Пезешкиану)
ПРИТЧА О МАСТЕРЕ И ЮНОМ УЧЕНИКЕ
К одному известному Мастеру восточных единоборств пришел ученик и сказал:
— Учитель, я хочу научиться всем приемам боя, какие только существуют.
— Хорошо!— ответил Мастер.
Многие годы ученик тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. И настал день, когда ученик спросил:
— Учитель, есть еще какие-то приемы, которыми я не владею?
— Нет,— ответил Мастер.— Ты знаешь все приемы, какие только существуют.
От этих слов молодой боец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший в стране и мог бы даже победить своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок.
Ученик наносил удар за ударом, но ни один из них не достигал цели. Тут Мастер сделал едва заметное движение, и ученик оказался на лежащим на земле.
— Как же так? — спросил он, с трудом вставая.— Ты же сказал, что я изучил все приемы, какие только есть?
— Да, ты изучил все приемы, как и хотел. Но ты не просил научить тебя всему остальному!
ТРИ КАМЕНЩИКА
Случилось это в средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работаю каменщики. Он подошел к первому и попросил рассказать о его работе.
— Я сижу перед каменной глыбой и бью по ней резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,— сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил о том же.
— Я бью по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,— ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
— Я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,— улыбнувшись, ответил каменщик.
Монах удалился.
На следующий день он пришел к ним опять и предложил третьему каменщику стать вместо него руководителем работ.
ПРИТЧА ОБ ИСТИННЫХ ЗНАНИЯХ
Однажды школьный Учитель обвинил одну очень уважаемую Учительницу в том, что ее метод обучения — просто бестолковая болтовня.
Учительница достала из своей сумки драгоценный камень и предложила Учителю отнести его в магазинчики, где продают изделия из серебра и батарейки для часов, и попытаться получить за него сотню золотых фунтов.
Вернувшись, Учитель сообщил, что ему предлагали не больше, чем сотню серебряных пенсов. Тогда Учительница сказала: "Отлично. А теперь пойдите к настоящему ювелиру и попросите его оценить камень".
Школьный Учитель отправился в ближайший ювелирный магазин и был несказанно удивлен, когда ему вдруг предложили за этот камень десять тысяч золотых фунтов.
Учительница сказала: "Вы пытались понять природу тех знаний, которые я даю, и мой способ обучения точно так, как торговцы серебром пытались оценить этот камень. Если вы хотите уметь определять истинную ценность камня, станьте ювелиром!"
(по Н.Оуэну)
ПРИТЧА О ХИЩНОМ БАРАНЕ
На стеблях травы жили крошечные букашки. Старшие из них учили младших: «Посмотрите на этого тигра, который лежит неподалеку. Это добрейшее существо, он никогда не делал нам ничего плохого. А вот баран – опаснейший хищник: приди он сюда, сейчас сожрал бы нас всех вместе с травой, на которой мы живем. Но тигр не только добр, но и справедлив – он отомстил бы за нас».
(по В.Кротову)
ЛЮБИТЕЛЬ ФИНИКОВ
Одна женщина пришла со своим маленьким сыном к мудрому Али и пожаловалась, что на ребенка напала ужасная порча: он ест финики с утра до ночи и страшно кричит, если ему их не дают. Мудрый Али приветливо посмотрел на мальчика сказал женщине:
- Возвращайся домой и приходи ко мне в это же время завтра.
На следующий день мать с сыном пришли снова, и мастер, посадив мальчика к себе на колени, взял у него из руки финик и произнес:
- Сын мой, помни об умеренности. Есть на свете и другие очень вкусные вещи.
С этими словами он отпустил мать и сына. Несколько озадаченно мать спросила:
- Великий мастер, почему ты этого не сказал вчера, зачем нам было еще раз пускаться в такой далекий путь?
- Добрая женщина, - ответил Али. – Вчера я не мог бы убедительно сказать твоему сыну то, что я говорю ему сегодня, потому что вчера я сам наслаждался сладостью фиников.
ДВЕ ПОЛОВИНЫ ЖИЗНИ
Однажды мулла, гордый обладатель лодки, пригласил школьного учителя своей деревни покататься с ним по Каспийскому морю. Школьный учитель уютно растянулся в лодке под тентом и спросил у муллы: «Как ты думаешь, какая сегодня будет погода?». Мулла определил, откуда дует ветер, посмотрел на солнце, нахмурился и сказал: «Если ты мне спрашиваешь, то у нас будет буря». Школьный учитель в ужасе сморщил нос и сделал замечание: «Мулла, ты что никогда не учил грамматики? Нужно говорить не «у мне», а «у меня». Мулла, которого так отчитали, только пожал плечами и сказал: «Какое мне дело до грамматики?». Учитель был в отчаянии: «Ты не знаешь грамматики! Это значит, что половина твоей жизни пропала даром».
Через некоторое время налетела страшная буря, сильный штормовой ветер подстегивал волны, и лодку носило, как ореховую скорлупу. «Ты когда-нибудь учился плавать?» - спросил мулла учителя. «Нет, - ответил тот. – Зачем мне было учиться плавать?».
Мулла широко улыбнулся и сказал: «Тогда пропала даром вся твоя жизнь: наша лодка сейчас пойдет ко дну».
ИДЕАЛЬНЫЙ ВЕРБЛЮД
Однажды после долгого перехода через пустыню четверо ученых сидели у костра и хвалили верблюдов, так помогших им в пути. И надумали они создать нечто в честь верблюда. Один из них вошел в шатер и через несколько минут появился с рисунком, на котором верблюд выглядел как живой. Второй вошел в шатер и вскоре вернулся с кратким деловым очерком о той пользе, которую приносят верблюды. Третий написал очаровательное стихотворение.
Наконец четвертый отправился в шатер и попросил его не беспокоить. Прошел час, потом два, друзья заснули, а в шатре горел свет. Напрасно ждали ученые своего товарища в течение следующего дня…
Прошло пять дней, прежде чем этот человек вышел из шатра. Черные тени были под его глазами, щеки ввалились, и руки дрожали от усталости. Подойдя к друзьям, он бросил перед ними толстую стопку листов. На верхнем крупными буквами было написано:
Идеальный верблюд, или Верблюд, каким ему надлежало бы быть…
(по Н.Пезешкиану)
ПРИТЧА О КАМЕНОТЕСЕ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ СЕБЕ ДРУГОЙ ЖИЗНИ
Один каменотес однажды возроптал на свою судьбу: "Почему я тот, кто я есть? Почему я не могу быть богачом?" И Ангел, услышав его слова, сделал его богатым.
Он чувствовал себя счастливым, пока не увидел короля, и понял, что нет ему счастья без власти. Ангел превратил его в короля.
Однажды он обратил внимание на Солнце и позавидовал его возможностям превращать зеленые поля в желтые, иссушать реки, гнать животных на поиски воды. И Ангел сделал его Солнцем.
Он чувствовал себя счастливым до тех пор, пока не увидел Тучу, дарующую жизнь иссушенным полям и делающую полноводными реки. И снова Ангел пришел к нему на помощь и превратил его в Тучу.
Он наслаждался счастьем долго — до того момента, когда заметил Скалу, которая была прочной и устойчивой, не обращающей внимания ни на палящее Солнце, ни на дожди, поливаемые Тучей. Он захотел стать Скалой, и Ангел выполнил его желание. Он стал Скалой, наслаждался своим могуществом и был счастлив. Он смеялся над Солнцем и дразнил Тучу.
И это продолжалось до тех пор, пока однажды не пришел каменотес…
ПРИТЧА О ГЛОТКЕ ВОЗДУХА
Однажды пришел к учителю ученик и попросил:
— Учитель, я хочу реализации и постижения Истины.
— Подожди,— сказал ему учитель,— пройдет время и это произойдет с тобой.
— Нет,— сказал ученик,— я хочу, чтобы ты показал мне, где Истина, я хочу немедленно реализоваться.
И так продолжалось долгое время. Ученик продолжал приставать к нему с такими просьбами, и тогда однажды Учитель повел его к реке.
Когда они вошли в воду, Учитель схватил ученика за голову и погрузил ее в воду, и долго держал ее там. Когда он отпустил, ученик со слезами выскочил из воды.
— Ну что ты чувствовал? — спросил Учитель.
Тот вскричал:
— Еще мгновение, и я бы умер!
— Для того, чтобы найти Истину и реализоваться, нужно хотеть этого как глоток воздуха, так, как будто еще мгновение, и ты бы умер.
В ПРОШЛОМ ИЛИ В НАСТОЯЩЕМ?
Однажды два монаха, принявшие обет строгой аскезы, подошли к небольшой реке и только собирались перейти ее вброд, как появилась молодая женщина и попросила монахов помочь ей перебраться через реку.
Младший монах был в растерянности, а старший недолго думая подхватил женщину на руки и перенес через реку. Поблагодарив за помощь, женщина удалилась, а монахи отправились дальше.
Придя в себя, младший монах набросился на своего старшего товарища: «Как ты мог? Мы дали строжайший обет даже не приближаться к женщинам, а ты взял ее на руки!.. Прижимал к себе!..». Его негодованию не было предела. Он неустанно бранил и бранил своего спутника, а тот молчал и невозмутимо шел дальше.
Наконец старший монах остановился, с улыбкой посмотрел на своего продолжавшего кипятиться товарища и сказал: «Я нес эту женщину на руках всего пять минут и давно забыл об этом, а ты несешь ее уже два часа!».
ПРИТЧА О ТЯЖЕЛОЙ НОШЕ
У одного странника была привычка брать какой-нибудь сувенир на том месте, где с ним приключилось несчастье. Его путь был дальним, и мешок, в котором он нес все эти сувениры, становился все тяжелее и боль в плечах становилась все нестерпимее. Однажды на пересечении дорог он встретил бродячих актеров. Те спросили странника о том, почему у него такой тяжелый мешок. Он достал из мешка один сувенир и поведал историю, связанную с ним. На актеров снизошло вдохновение, и они тут же представили эту историю в драматической манере. Вскоре странник и сам включился в представление, играя самого себя в драме своей жизни.
Когда все представления, связанные с каждым из сувениров, были разыграны, бродячие актеры предложили сложить из них монумент трудностям, встретившимся страннику в пути. Скоро памятник был готов, и путешественник понял, что может оставить его здесь как символ своей свободы.
Поблагодарив актеров, странник продолжил свой путь, ощущая внутри себя какой-то особенный свет, ибо он сбросил огромную ношу со своих плеч.
(по П.Ф.Келлерману)
ПРИТЧА О ЗМЕЕ
Однажды злобная змея повстречала мудреца и, поразившись его доброте, спросила, как ей достичь просветления. Мудрец посоветовал ей больше не кусать людей, и она решила жить чистой жизнью, никому не причиняя вреда.
Но как только люди из близлежащей деревни прослышали о том, что змея больше не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать за хвост и всячески над ней издеваться. Змее пришлось нелегко. К счастью, мудрец вновь оказался в той местности. Увидев, как сильно змею поколотили, и выслушав ее жалобы, он сказал ей: «Я просил тебя не причинять людям вреда, но я не говорил тебе, чтобы ты на них не шипела».
ПРИТЧА О ТИПАХ ЛЮДЕЙ
Однажды ученик спросил у Мастера:
- Скажи, как мне научиться находить общий язык с любым человеком, с которым сталкивает меня жизнь?
- Это просто, - сказал Мастер. – Существует всего сто двадцать семь типов людей. Изучив все эти типы и узнав способы общения с каждым, ты не будешь никогда испытывать трудностей.
Ученик посвятил десять лет изучению ста двадцати семи типов людей и, когда счел свое обучение завершенным, отправился в большой город. Но по дороге он был остановлен разбойником и ограблен. Вынужденный вернуться к Учителю, он посетовал:
- Мне не помогло мое знание! Я пытался определить тип этого разбойника и общаться с ним соответственно, но это не помешало ему ограбить меня!
- Однако ты остался жив – это ли не результат? – сказал Мастер. – Но мне очень жаль, что ты не понял главного. Ты не увидел за типом человека.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Однажды Ученик спросил Мастера:
- Скажи, учитель, как не ошибиться, отличая истинные знания от ложных?
- Когда, идя по пустыне, ты видишь впереди прекрасный город, что ты делаешь, чтобы узнать, не мираж ли перед тобой?
Подумав, ученик ответил:
- Есть только два способа проверить это: либо идти к этому городу, либо подождать, не рассеется ли мираж.
- Если это все-таки мираж, разве не рассеется ли он и в том, и в другом случае?
Конечно, рассеется!
Тогда нужно ли к нему идти?
Нет.
А если это настоящий город, исчезнет ли он, если идти к нему или просто сидеть на месте?
Нет, не исчезнет… Получается, всегда лучше просто подождать! – воскликнул Ученик.
Или все-таки идти? – спросил Мастер.
ПРИТЧА О ЦАРСКОМ ВЕЛИЧИИ
Когда один великий и могущественный правитель ехал со своей свитой по столице. К нему подбежала бедно одетая женщина.
- Помоги мне, царь! – взмолилась она. – Мои дети голодают, у меня нет денег купить им кусок хлеба.
- Странная женщина, - сказал властелин. – Пристало ли царю, заботящемуся о судьбах государства, тратить внимание на случайную нищенку?
- Тогда перестань быть царем! – воскликнула женщина.
(по В.Кротову)
ПРИТЧА О ПРАВОТЕ
Однажды Ходжу Насреддина попросили быть судьей в спорном деле. Сначала выступил истец, который доказывал свою правоту и настаивал решить тяжбу в свою пользу. Насреддин выслушал его и сказал: «Да, ты прав!».
Затем выступил ответчик, который утверждал, что все было совсем не так и справедливость на его стороне. И ему сказал Ходжа: «Да, ты прав!».
Тут к Насреддину подошла жена и тихонько сказала ему: «Послушай, Насреддин, ты или дурак, или лицемер. Ведь они утверждают совершенно противоположные вещи, а ты и тому, и другому говоришь, что он прав!». Тогда Ходжа повернулся к ней и сказал: «Да, и ты тоже права!».
СОРОЧКА СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА
Халиф лежал при смерти, утопая в своих шелковых подушках. Хакимы, врачи его страны, стояли вокруг него, и все сошлись на том, что халифа может спасти только одно - сорочка счастливого человека, которую надо будет положить халифу под голову. Гонцы, как пчелиный рой, разлетелись повсюду и искали в каждом городе счастливого человека, но у всех, кого бы они не спрашивали о счастье, были только заботы и горе. Наконец гонцы, уже почти потерявшие надежду, встретили пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. "Счастлив ли ты?", - спросили у него. "Я не знаю, никого, счастливее меня", - ответил со смехом пастух. "Тогда дай нам свою сорочку!" - воскликнули гонцы. "У меня ее нет", - ответил пастух. Эта странная весть о том, что единственный счастливый человек, которого встретили гонцы, не имеет сорочки, заставила халифа сильно задуматься. Три дня и три ночи он никого не подпускал к себе. А на четвертый день велел раздать народу свои шелковые подушки, драгоценные камни, и, как повествует легенда, халиф с того дня стал опять здоровым и счастливым.
КУВШИН
К богачу пришел голодный нищий. Богач приказал дать ему большую миску супа, а когда нищий поел, спросил, сыт ли он. "Да", - сказал нищий. Тогда богач велел дать ему еще и мяса. Тот съел его дочиста. "Сыт ли ты?" – снова поинтересовался богач. Нищий снова подтвердил, что наелся. Богач распорядился принести кувшин молока, который нищий выпил до последней капли. Богач засмеялся и спросил:
- Зачем же ты говорил, что сыт, если готов был все есть и есть?
Вместо ответа нищий взял кувшин и доверху наполнил его камнями.
- Полон ли кувшин? – спросил он богача.
- Конечно! – заявил тот.
В промежутки между камнями нищий добавил, сколько мог, морской гальки, и спросил снова:
- А теперь полон?
- Ну, теперь-то уж точно полон!
Нищий взял несколько горстей песка и насыпал в кувшин.
- А теперь полон?
Богач молчал. Тогда нищий налил в кувшин воды, наполнив его и в четвертый раз.