Адаптация учащихся 5 класса
Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников
В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы основной задачей классных руководителей, педагогов-предметников и психолога является создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
В апреле - мае будущие классные руководители пятых классов должны посещать уроки своих будущих подопечных, беседовать с ребятами, наблюдать за особенностями их поведения. В это время целесообразно организовать встречи будущих классных руководителей и родителей.
В начале учебного года педагогу-психологу очень важно познакомить учителей с возрастными особенностями пятиклассников. Не менее значимо и обсуждение личностных особенностей учащихся, которое может проводиться на психолого-педагогическом консилиуме, посвященном каждому пятому классу, а также в ходе индивидуальных и групповых консультаций, заседаний методического объединения учителей пятых классов. Для выявления этих индивидуальных особенностей педагогам полезно наблюдать за учениками пятых классов. План такого наблюдения может быть следующим:
1) особенности поведения на уроке и на переменах;
2) внешний вид;
3) поза (за партой, походка, жесты, мимика лица);
4) речь (громкость, эмоциональность);
5) круг общения (с кем из ребят дружит);
6) особенности стиля общения со взрослыми и сверстниками;
7) интерес к определенным предметам.
Результаты наблюдения заносятся в карту психологической характеристики личностного развития подростка, разработанную на основе материалов И.Н.Кулагина.
Карта психологической характеристики личностного развития подростка
I. Общие сведения о ребенке:
1. Фамилия, имя. ___________________________________________________
2. Дата рождения.______________________
3. Класс._______________
4. Сведения об особенностях функционирования нервной системы ребенка:
4.1. Утомляемость (отмечается одна из позиций):
▪ быстро утомляется;
утомляется после длительной нагрузки;
• практически не утомляется.
4.2. Настроение (отмечается одна из позиций):
• быстро переходит от радости к грусти без видимой причины;
• адекватная смена настроения;
• стабилен в проявлении настроения.
4.3. Соотношение возбуждения и торможения (отмечается одна из позиций):
• преобладает возбуждение;
• преобладает торможение;
• возбуждение и торможение уравновешены.
5. Успеваемость:
• учится на «отлично»;
• учится на «отлично» и «хорошо»;
• учится на «хорошо»;
• учится на «хорошо» и «удовлетворительно»;
• учится преимущественно на «удовлетворительно»;
• учится преимущественно на «удовлетворительно», но имел в третьем (четвертом) классе
хотя бы одну неудовлетворительную итоговую оценку.
II. Сведения о семье:
1. Состав семьи:_________________________________________________________
• полная;
• неполная.
2. Характеристика взаимоотношений в семье.________________________________
III. Проявление личностных качеств в поведении ребенка:
1. Направленность интересов._____________________________________________
2. Отношение к деятельности (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):
• активность;
• трудолюбие;
• ответственность;
• инициативность;
• организованность;
• любознательность;
• аккуратность.
3. Отношение к людям (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):
• коллективизм, чувство товарищества;
• честность;
• справедливость;
• бескорыстие;
• общительность;
• отзывчивость;
• вежливость.
4. Отношение к себе (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):
• скромность;
• уверенность в себе;
• самокритичность;
• умение рассчитывать свои силы;
• стремление к успеху;
• самоконтроль.
5. Волевые качества (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):
• смелость;
• настойчивость;
• самообладание.
6. Положение ребенка в детском коллективе (отмечается каждая позиция):
6.1. Авторитет в классе.________________________________________________________
6.2. Симпатии (антипатии) по отношению к нему.___________________________________
6.3. Авторитет во внешкольных объединениях._____________________________________
6.4. Проявления агрессии.______________________________________________________
Сценарий урока общения
1. Ребята и учитель рассаживаются в круг. Все берутся за руки. По часовой стрелке, глядя друг на друга, все по очереди, не повторяясь, говорят комплименты окружающим (по предварительной договоренности - либо всем присутствующим, либо персонально своему соседу). При этом руки опускаются.
2. Обращаясь к присутствующим, каждый рассказывает о своих способностях. Очередность определяется по желанию. Рассказ ученика позитивно поддерживается ребятами или классным руководителем. Тому, кто не может о себе что-либо сказать, одноклассники задают вопросы. В этой ситуации классному руководителю необходимо особо отметить способности «молчуна». В результате каждый из сидящих в кругу должен быть отмечен как способный к чему-то человек.
3. Завершение урока: каждый желает присутствующим что-то хорошее.
Кроме описанного выше урока, с учащимися пятых классов можно провести уроки общения по таким темам как:
• «Комплименты - всем приятные моменты»;
• «Твой идеал, кто он?»;
• «Что хранится в бабушкином сундучке?»;
• «Мамин помощник(ца)»;
• «Мои способности (что я умею делать)»;
• «Кто добро творит - тому зло не навредит».
Задания и игры для организа-ции активного взаимодействия старшеклассников
1-й этап адаптации
1. Игра «Времена года».
Класс делится на четыре группы - по временам года, когда ребята родились. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток и булавки. Всем группам предлагается общее задание:
• подготовить визитки, на которых каждому участнику понравившимся цветом написать имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе;
• каждому прикрепить свою визитку к одежде;
• подобрать к каждому имени прилагательное или эпитет и все любимое (для этого человека), начинающееся на ту же букву (важно, чтобы был услышан каждый в вашей группе);
• каждой группе найти что-то общее, объединяющее всех в этой группе (любимые занятия, пристрастия, личностные качества, еще что-то);
• подготовить представление своего времени года и представить его всему классу.
2. Игра «Перепутаница».
Все встают в круг как можно ближе друг к другу и правой рукой берут любую руку стоящего напротив. Все то же самое повторяют левой рукой. Получается путаница. А затем, не разнимая рук, пытаются распутаться.
Если проходит много времени, а распутаться не удается, интерес к игре пропадает, то игру необходимо прекратить.
3. Диалог с помощью мяча.
Все садятся в круг, у ведущего - небольшой мячик. Ведущий, кидая мяч любому, задает какой-нибудь вопрос, например:
- если бы тебе удалось поймать Золотую рыбку, то какие три желания ты бы ей загадал?
- какие три самые необходимые вещи ты возьмешь на необитаемый остров?
- у тебя есть сапоги-скороходы, куда бы ты хотел попасть?
Тот, кто получает мячик, отвечает на заданный вопрос, задает свой, а потом бросает мячик дальше.
4. Самоисследование «Каждый в своем уголке».
Каждый ученик берет два листа бумаги и что-нибудь пишущее и находит уединенное место для работы. Действуют следующие договоренности:
- работы можно не подписывать;
- по желанию работы будут возвращены;
- работы будут обобщены и проанализированы.
Инструкция:
1. На первом листе бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических или абстрактных фигур. На втором листе бумаги записывайте вопросы к самому себе, возникающие по ходу работы, а также слова, характеризующие ваше настроение при работе. Этот лист останется у вас.
2. На рисунке с фигурами необходимо выполнить следующее.
2.1. Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: «Я хочу, чтобы период моего обучения в школе ...» Ответов может быть много, но начало предложения одно.
2.2. Пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а менее важные - цифрами 2, 3, 4 и т.д.
2.3. По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения: «Это возможно, если...».
2.4. Ярче выделите те фигуры, где все зависит лично от вас.
2.5. От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос «Кто или что может мне в этом помочь?»
5. Игра «Угадай-ка».
Класс произвольно делится на команды по 5 человек. Каждая команда тянет листочек с заданием. Требуется изобразить один из предметов:
• учебник;
• контрольную работу;
• дневник в конце учебного года;
• классный журнал;
• конспект;
• шпаргалку.
Получив листочек, команда готовится и представляет свой предмет, а другие пытаются отгадать его.