kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по адаптации учащихся 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы основной задачей классных руководителей, педагогов-предметников и психолога является создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

В апреле - мае будущие классные руководители пятых классов должны посещать уроки своих будущих подопечных, беседовать с ребятами, наблюдать за особенностями их поведения. В это время целесообразно организовать встречи будущих классных руководителей и родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 5 класса»


Адаптация учащихся 5 класса



Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников



В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы основной задачей классных руководителей, педагогов-предметников и психолога является создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

В апреле - мае будущие классные руководители пятых классов должны посещать уроки своих будущих подопечных, беседовать с ребятами, наблюдать за особенностями их поведения. В это время целесообразно организовать встречи будущих классных руководителей и родителей.

В начале учебного года педагогу-психологу очень важно познакомить учителей с возрастными особенностями пятиклассников. Не менее значимо и обсуждение личностных особенностей учащихся, которое может проводиться на психолого-педагогическом консилиуме, посвященном каждому пятому классу, а также в ходе индивидуальных и групповых консультаций, заседаний методического объединения учителей пятых классов. Для выявления этих индивидуальных особенностей педагогам полезно наблюдать за учениками пятых классов. План такого наблюдения может быть следующим:


1) особенности поведения на уроке и на переменах;

2) внешний вид;

3) поза (за партой, походка, жесты, мимика лица);

4) речь (громкость, эмоциональность);

5) круг общения (с кем из ребят дружит);

6) особенности стиля общения со взрослыми и сверстниками;

7) интерес к определенным предметам.

Результаты наблюдения заносятся в карту психологической характеристики личностного развития подростка, разработанную на основе материалов И.Н.Кулагина.

























Карта психологической характеристики личностного развития подростка


I. Общие сведения о ребенке:

1. Фамилия, имя. ___________________________________________________

2. Дата рождения.______________________

3. Класс._______________

4. Сведения об особенностях функционирования нервной системы ребенка:

4.1. Утомляемость (отмечается одна из позиций):

быстро утомляется;

утомляется после длительной нагрузки;

практически не утомляется.

4.2. Настроение (отмечается одна из позиций):

быстро переходит от радости к грусти без видимой причины;

адекватная смена настроения;

стабилен в проявлении настроения.

4.3. Соотношение возбуждения и торможения (отмечается одна из позиций):

преобладает возбуждение;

преобладает торможение;

возбуждение и торможение уравновешены.

5. Успеваемость:

учится на «отлично»;

учится на «отлично» и «хорошо»;

учится на «хорошо»;

учится на «хорошо» и «удовлетворительно»;

учится преимущественно на «удовлетворительно»;

учится преимущественно на «удовлетворительно», но имел в третьем (четвертом) классе

хотя бы одну неудовлетворительную итоговую оценку.

II. Сведения о семье:

1. Состав семьи:_________________________________________________________

полная;

неполная.

2. Характеристика взаимоотношений в семье.________________________________

III. Проявление личностных качеств в поведении ребенка:

1. Направленность интересов._____________________________________________

2. Отношение к деятельности (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):

активность;

трудолюбие;

ответственность;

инициативность;

организованность;

любознательность;

аккуратность.

3. Отношение к людям (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):

коллективизм, чувство товарищества;

честность;

справедливость;

бескорыстие;

общительность;

отзывчивость;

вежливость.

4. Отношение к себе (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):

скромность;

уверенность в себе;

самокритичность;

умение рассчитывать свои силы;

стремление к успеху;

самоконтроль.

5. Волевые качества (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):

смелость;

настойчивость;

самообладание.

6. Положение ребенка в детском коллективе (отмечается каждая позиция):

6.1. Авторитет в классе.________________________________________________________

6.2. Симпатии (антипатии) по отношению к нему.___________________________________

6.3. Авторитет во внешкольных объединениях._____________________________________

6.4. Проявления агрессии.______________________________________________________



Сценарий урока общения

1. Ребята и учитель рассаживаются в круг. Все берутся за руки. По часовой стрелке, глядя друг на друга, все по очереди, не повторяясь, говорят комплименты окружающим (по предварительной договоренности - либо всем присутствующим, либо персонально своему соседу). При этом руки опускаются.

2. Обращаясь к присутствующим, каждый рассказывает о своих способностях. Очередность определяется по желанию. Рассказ ученика позитивно поддерживается ребятами или классным руководителем. Тому, кто не может о себе что-либо сказать, одноклассники задают вопросы. В этой ситуации классному руководителю необходимо особо отметить способности «молчуна». В результате каждый из сидящих в кругу должен быть отмечен как способный к чему-то человек.

3. Завершение урока: каждый желает присутствующим что-то хорошее.

Кроме описанного выше урока, с учащимися пятых классов можно провести уроки общения по таким темам как:

«Комплименты - всем приятные моменты»;

«Твой идеал, кто он?»;

«Что хранится в бабушкином сундучке?»;

«Мамин помощник(ца)»;

«Мои способности (что я умею делать)»;

«Кто добро творит - тому зло не навредит».



Задания и игры для организа-ции активного взаимодействия старшеклассников

1-й этап адаптации


1. Игра «Времена года».

Класс делится на четыре группы - по временам года, когда ребята родились. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток и булавки. Всем группам предлагается общее задание:

подготовить визитки, на которых каждому участнику понравившимся цветом написать имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе;

каждому прикрепить свою визитку к одежде;

подобрать к каждому имени прилагательное или эпитет и все любимое (для этого человека), начинающееся на ту же букву (важно, чтобы был услышан каждый в вашей группе);

каждой группе найти что-то общее, объединяющее всех в этой группе (любимые занятия, пристрастия, личностные качества, еще что-то);

подготовить представление своего времени года и представить его всему классу.


2. Игра «Перепутаница».

Все встают в круг как можно ближе друг к другу и правой рукой берут любую руку стоящего напротив. Все то же самое повторяют левой рукой. Получается путаница. А затем, не разнимая рук, пытаются распутаться.

Если проходит много времени, а распутаться не удается, интерес к игре пропадает, то игру необходимо прекратить.


3. Диалог с помощью мяча.

Все садятся в круг, у ведущего - небольшой мячик. Ведущий, кидая мяч любому, задает какой-нибудь вопрос, например:

- если бы тебе удалось поймать Золотую рыбку, то какие три желания ты бы ей загадал?

- какие три самые необходимые вещи ты возьмешь на необитаемый остров?

- у тебя есть сапоги-скороходы, куда бы ты хотел попасть?

Тот, кто получает мячик, отвечает на заданный вопрос, задает свой, а потом бросает мячик дальше.


4. Самоисследование «Каждый в своем уголке».

Каждый ученик берет два листа бумаги и что-нибудь пишущее и находит уединенное место для работы. Действуют следующие договоренности:

- работы можно не подписывать;

- по желанию работы будут возвращены;

- работы будут обобщены и проанализированы.

Инструкция:

1. На первом листе бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических или абстрактных фигур. На втором листе бумаги записывайте вопросы к самому себе, возникающие по ходу работы, а также слова, характеризующие ваше настроение при работе. Этот лист останется у вас.

2. На рисунке с фигурами необходимо выполнить следующее.

2.1. Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: «Я хочу, чтобы период моего обучения в школе ...» Ответов может быть много, но начало предложения одно.

2.2. Пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а менее важные - цифрами 2, 3, 4 и т.д.

2.3. По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения: «Это возможно, если...».

2.4. Ярче выделите те фигуры, где все зависит лично от вас.

2.5. От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос «Кто или что может мне в этом помочь?»


5. Игра «Угадай-ка».

Класс произвольно делится на команды по 5 человек. Каждая команда тянет листочек с заданием. Требуется изобразить один из предметов:

учебник;

контрольную работу;

дневник в конце учебного года;

классный журнал;

конспект;

шпаргалку.

Получив листочек, команда готовится и представляет свой предмет, а другие пытаются отгадать его.

Просмотр содержимого документа
«Анкета 5 класс»

Анкета

1. Насколько тебе нравится в школе?

Нравится.

Не очень нравится.

Не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью.

Бывает по-разному.

Чаще всего хочется остаться дома.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошел в школу или остался дома?

Не знаю точно.

Остался бы дома.

Пошел бы в школу.

4. Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки?

Доволен.

Бывает по-разному.

Не доволен.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы.

Не хотел бы.

Не знаю точно.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

Хотел бы.

Не хотел бы.

Не знаю точно.

7. Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

Часто.

Иногда.

Почти никогда не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

Точно не знаю.

Не хотел бы.

Хотел бы.

9. Много ли у тебя друзей в классе?

Не очень много.

Много.

Почти нет.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся.

Некоторые нравятся, а некоторые - не очень.

Большинство не нравится.

Анкета

1. Насколько тебе нравится в школе?

Нравится.

Не очень нравится.

Не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью.

Бывает по-разному.

Чаще всего хочется остаться дома.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошел в школу или остался дома?

Не знаю точно.

Остался бы дома.

Пошел бы в школу.

4. Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки?

Доволен.

Бывает по-разному.

Не доволен.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы.

Не хотел бы.

Не знаю точно.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

Хотел бы.

Не хотел бы.

Не знаю точно.

7. Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

Часто.

Иногда.

Почти никогда не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

Точно не знаю.

Не хотел бы.

Хотел бы.

9. Много ли у тебя друзей в классе?

Не очень много.

Много.

Почти нет.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся.

Некоторые нравятся, а некоторые - не очень.

Большинство не нравится.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Занятие по адаптации учащихся 5 классов

Автор: Куликов Александр Сергеевич

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 379893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Родительское собрание: "Адаптация учащихся 5 класса" "
    ["seo_title"] => string(60) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169678"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423456806"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Адаптация учащихся 1 классов к учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(64) "adaptatsiia_uchashchikhsia_1_klassov_k_uchiebnoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "348753"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476298969"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Доклад по теме: "Оздоровительные методики на уроках ОБЖ и физической культуры как способ адаптации учащихся пролицейских классов"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_po_tiemie_ozdorovitiel_nyie_mietodiki_na_urokakh_obzh_i_fizichieskoi_kul_"
    ["file_id"] => string(6) "370571"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481972599"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Сценарий группового занятия для учащихся первых классов, с использованием сказкотерапии, в период адаптации к школьной жизни. "
    ["seo_title"] => string(143) "stsienarii-ghruppovogho-zaniatiia-dlia-uchashchikhsia-piervykh-klassov-s-ispol-zovaniiem-skazkotierapii-v-pieriod-adaptatsii-k-shkol-noi-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "161925"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422287303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства