Просмотр содержимого документа
«Занятие на сплочение коллектива»
Тренинговое занятие, направленное на сплочение классного коллектива
Цель: способствовать сплочению коллектива и углублению процессов самораскрытия; развивать умения и навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Категория участников: учащиеся 7-11 классов
Материалы и оборудование: салфетки, карточки с цифрами, карточки с буквами алфавита, цветные карточки (красные, синие, зеленые), монетка.
Ход занятия
1. Упражнение «Салфетка».
Цель: выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; формирование эмоционально-волевого единства группы.
Время проведения: 3 минуты.
Каждому учащемуся дается салфетка, которая складывается несколько раз. Психолог дает команды:
- Оторвать правый верхний угол;
- Еще раз оторвать правый верхний угол
Вывод: Все мы разные, но живем в мире и согласии.
2. Упражнение «Красные, синие, зеленые».
Цель: эмоциональная разрядка, формирование навыков групповой сплоченности, слаженной работы в группе.
Время проведения: 2 минуты.
Играющие образуют круг. Психолог каждому на спину прикрепляет листок определенного цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – синие – зеленые.
3. Упражнение «Посчитай».
Цель: формирование групповой сплоченности и навыков групповой поддержки.
Время проведения:3 минуты.
Класс делится на две команды. Командам раздается комплект карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.
Выигрывает более точная и быстрая команда.
4. Упражнение «Постройтесь по…».
Цель: формирование навыков групповой поддержки, слаженной групповой работы.
Время проведения: 2 минуты.
Учащимся предлагается, используя всех одноклассников, построиться по определенному принципу (один из участников вытягивает карточку с заданием):
- по алфавиту имен;
- по алфавиту фамилий;
- по длине волос;
- по количеству родных братьев и сестер;
- по размеру обуви.
Обсуждение:
- Легко ли вам было при выполнении упражнения? Почему?
5. Упражнение «Азбука».
Цель: обучение навыкам быстрого реагирования, правилам взаимоотношения в коллективе; формирование навыков групповой поддержки.
Время проведения: 5 минут.
Каждый учащийся получает карточку с одной из букв алфавита. Психолог произносит то или иное слово. Игроки – буквы должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось названное слово.
Примерные слова:
Мак, спорт, бег, дом, жизнь, дружба, эхо.
Используемые буквы:
А, б, г, д, е, ж, з, и, к, м, н, о, п, р, с, т, у, х, ь, э.
6. Упражнение «В одну сторону».
Цель: формирование навыков слаженной парной работы; развитие эмпатии, толерантности.
Время проведения: 3 минуты.
Выбирается пара учащихся, которые становятся спиной друг к другу и по команде психолога три раза поворачивают голову влево или вправо. Выигрывает та пара, участникам которой удалось все три раза посмотреть в одну сторону.
7. Упражнение «Картина путешествия».
Цель: развитие готовности к кооперации, слаженной групповой работы.
Время проведения: 10 минут.
Группа делится на команды по четыре человека. Один будет директором. Трое будут художниками, которые творят с закрытыми глазами под руководством директора. Директор в отличие от художников может смотреть и говорить, но не может ни к чему прикасаться.
Задание для каждой команды состоит в том, чтобы сотворить коллективное произведение под общим названием «Картина путешествия». Это путешествие может быть как реальным, взятым из опыта одного из участников, так и полностью придуманным. Команда художников делает картину вместе. Директор дает указания команде и пытается придать произведению эстетический вид.
Необходимые художникам элементы нужно не вырезать ножницами из разноцветной бумаги, а отрывать от листов руками.
Чтобы справиться с заданием, у команд есть 10 минут. Как только все инструкции к процессу были даны, каждая команда садится за свой стол или на пол. С этой минуты художники закрывают глаза или надевают повязки. Команда сама решает, сколько времени она потратит на планирование, а сколько на сам процесс.
Через 10 минут все команды собираются вместе и демонстрируют свои произведения. Затем начинается подведение итогов: сначала внутри самих команд, затем во всей группе.
8. Упражнение «Завязать узел».
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие эмпатии, толерантности; разогрев участников.
Время проведения: 6 минут.
Каждой команде дается веревка длиной около 4 м, середина которой помечается фломастером. Члены команды встают в ряд и берутся за веревку обеими руками. Теперь участники должны представить, что они все и есть эта веревка, это поможет им наилучшим образом подготовиться к заданию.
Задание заключается в следующем: каждая команда должна завязать обычный простой узел как можно ближе к отмеченному центру веревки. Но игроки должны сделать это, не убирая рук с веревки. (Кстати, возьмите веревку и завяжите на ней простой узел, чтобы все вспомнили, как он выглядит.) Для достижения цели игрокам разрешается все, им только нельзя выпускать из рук веревку.
Замечание: все игроки должны стоять по одну сторону веревки и проходить друг под другом, чтобы получился узел.
9. Упражнение «Себе - соседу».
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие эмпатии, толерантности.
Время проведения: 6 минут.
Учащиеся встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую – вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» учащиеся правой рукой как будто что-то вкладывают себе в левую руку, на слово «соседу» правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: «Себе – соседу».
На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
10. Упражнение «Артобстрел».
Цель: развитие навыков слаженной групповой работы; снятие напряжения.
Время проведения: 4 минуты.
Участники разбиваются на пары. Один из партнеров надевает на глаза повязку и берет в руки два метательных снаряда. Другой партнер становится его тренером, но при этом ему не разрешено прикасаться к снарядам. «Слепой» должен делать следующее: бросать снаряды, подбирать их и при этом еще стараться, чтобы в него самого не попали снарядом. Тренер не может прикасаться к своему партнеру, но может разговаривать с ним, указывать ему направление броска и давать советы. «Слепой» также может разговаривать.
У каждой пары есть цель — поразить «слепого» из другой команды. Когда это происходит, тренер бросающего игрока кричит: «Попали!» В этот момент игра останавливается, члены выигравшей команды меняются ролями и играют еще раз. Однако попадание в тренера записывается как недочет стрелявшей команде, сигналом этого является возглас «Рикошет!»
Никто из участников не должен покидать границы игровой площадки. Это важно для того, чтобы сохранить хороший обзор и обеспечить безопасность участников. Если снаряд вылетает за пределы площадки, руководитель группы может бросить его обратно. Если ход игры замедляется, вы можете подбросить на площадку дополнительные снаряды — это увеличит темп.
11. Упражнение «Аплодисменты».
Цель: рефлексия.
Время проведения: 2 минуты.
Психолог: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.