Занятие с классными руководителями «Узнай, подумай, изменись»
Занятие с классными руководителями «Узнай, подумай, изменись»
Занятие для классных руководителей, направленное на развитие самопознания, навыков общения, осознания своих потребностей. Состоит из шести упражнений. Время проведения 30-45 минут. Группа для проведения 12-15 человек.Требует предварительной подготовки нп печать бланков для участников. Возможно проведение на методическом объединении классных руководителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с классными руководителями «Узнай, подумай, изменись» »
Занятие для классных руководителей
« Стратегии личности и профессионального самосовершенствования»
Подготовила практический психолог Перовского УВК Юнацкая Н.Д. 2014-2015 учебный год
Упражнение »Снежный ком»
Участники по очереди называют свои имена прибавляя качество присущее им, которое начинается на заглавную букву их имени.
2. Упражнение “Модальность”
Очень часто в общении с учителями и учениками мы используем фразы:
“Ты должен хорошо работать и повышать качество знаний!”, «Ты должен хорошо учится!» “Вы должны во время сдать анализы контрольных работ!, Вы должны работать над своим саморазвитием!» и т.д. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Вы можете...”, “Вы имеете право..”, “Вам интересно...”. О себе обращаясь к учителям мы говорим следующее: “Я могу вас наказать...”, “У меня есть право...”, “Я знаю что делать...”, “Я опытнее, компетентнее...”. Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму. Мы предлагаем типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.
“Ты должен хорошо учиться!”
« Вы должны работать над своим самообразованием, это важно для вас»
“Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
« Вы несете ответственность за здоровье и безопасность ребенка в школе»
“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
«Вы должны вовремя сдавать отчеты по предмету!»
“Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
« Вы должны усиленно заниматься с одаренными детьми!»
“Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
«Почему Вы не подготовили команду на предметную олимпиаду?!»
“Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
« Вы должны вовремя сдавать все отчеты!»
“Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
«Вы должны готовь МАНовские работы!»
3. Упражнение «Ученики и учителя».
Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.
Инструкция: Участники делятся на 2 группы: « учителя» и «ученики». Каждая группа получает задание:
«Учителя» – предположить, что про них во время экзамена думают ученики . Предположения зафиксировать.
«Ученики» – предположить, что про них на экзамене думают учителя. Предположения зафиксировать.
Все предположения фиксируются на доске с двух сторон: « Мнение учителей о том, что думают о них ученики» и «Мнение учеников о том, что думают о них учителя».
Обсуждение, « учителя» и «ученики» выступают экспертами друг у друга, оценивая мнения другой стороны. На доске остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются.
Обсуждение, рефлексия своих чувств. ( Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы).
4. Упражнение «За двумя зайцами» (по методике Е. И. Головахи)
Инструкция:
Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявлять силу, ловкость, настойчивость.
2. Достичь высокого статуса, известности, славы, получить признание окружающих.
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий высокий уровень жизни.
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои способности.
5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.
6. Сохранить достаточно сил и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.
Интерпретация:
о Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера), о Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным), о Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в сейчас важнее - профессиональное самоопределение или другие вопросы.
Вопрос для обсуждения:
Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?
5. Методика «Актуальные потребности» (Г. В. Резапкина)
Инструкция:
Представьте, что вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Во всех этих случаях действует закон доминанты - системы рефлексов, обеспечивающих удовлетворение доминирующей потребности. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.
Перед вами - список потребностей разного уровня. Пронумеруйте их, то есть поставьте рядом с самой важной для вас №1, рядом с менее важной - №2, и так далее до №15 рядом с самой незначимой для вас на данный момент потребностью.
1. Избавление от боли
2. Возможность вволю чесать там, где чешется
3. Утоление голода или жажды
4. Отдых после тяжелой работы
5. Смена температурного режима (с холода - в тепло, из жары - в прохладу)
6. Общение с друзьями, интересными людьми
7. Вкус победы (в спорте, творческих конкурсах, научных олимпиадах)
8. Признание твоих заслуг и достоинств (награда, похвала, комплименты)
9. Чтение интересной книги, просмотр хорошего фильма
10. Получение подарков
11. Дарение подарков
12. Бескорыстная помощь людям
13. Сознание хорошо выполненной работы
14. Чувство вдохновения в работе
15. Примирение с близкими
Интерпретация:
В первую пятерку входят физиологические потребности. Если они для вас актуальны в данный момент, возможно, ваше физическое состояние находится вне зоны комфорта. Обратите внимание на условия и режим труда и отдыха, свое здоровье.
Следующая пятерка - душевные, или социальные потребности. Попробуйте самостоятельно разобраться в их мотивах - чем для вас значимы и дороги те или иные события вашей жизни.
Если в верхней части вашего списка встречаются потребности из последней пятерки, вероятно, вы находитесь на верхней ступени «пирамиды потребностей». Это здорово, но мало достичь этого уровня - надо суметь удержаться на вершине.
8. Упражнение «Комплимент»
Участники по очереди делают друг другу комплименты.