Практическое пособие по проведению тренинга поможет преподавателям, воспитателям, педагогу-психологу, работающим в учреждениях СПО по стандартам ФГОС провести коммуникативный тренинг со студентами выпускного курса по развитию навыков преодоления барьеров межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации во внеурочное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выход из конфликта»
ГПОУ «Ленинск-Кузнецкое училище олимпийского резерва»
Практическое пособие
Тема: «Выход из конфликта»
Разработала
старший воспитатель
Григолашвили Н.З.
Ленинск-Кузнецкий
2017
Пояснительная записка.
Практическое пособие по проведению тренинга поможет преподавателям, воспитателям, педагогу-психологу, работающим в учреждениях СПО по стандартам ФГОС провести коммуникативный тренинг со студентами выпускного курса по развитию навыков преодоления барьеров межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации во внеурочное время. Занятия способствуют осознанию необходимости самосовершенствования, формирует толерантные подходы в профессиональной педагогической деятельности. При формировании многих общих и профессиональных компетенций наиболее эффективной формой работы является коммуникативный тренинг, поскольку позволяет получить новый практический опыт.
Проведение тренинговых занятий направлено на формирование следующих знаний и умений, отраженных в ФГОС:
-умений применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности,
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- знаний о взаимосвязи общения и деятельности, механизмах взаимопонимания в общении, техниках и приемах общения, правилах слушания, ведения беседы, убеждения, этических принципы общения, источниках, причинах, видах и способах разрешения конфликтов.
Содержание занятий предполагает формирование следующих компетенций:
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
1. Дать представление об уровнях и этапах конфликта, типичных стратегиях конфликтного поведения.
2. Развивать способность к рефлексии в конфликтных ситуациях, умение контролировать свои эмоциональные состояния.
2. Формировать навык толерантного отношения к происходящему, развивать способность к эмпатии.
3. Овладеть стратегией конструктивного разрешения конфликтов: навыками активного слушания, использования «жестов примирения» и т.д.
4. Профилактика психоэмоциональных перегрузок.
Тренинг предусматривает следование принципам доверительного отношения в процессе группового взаимодействия участников группы; поддержки и взаимопомощи; активного участия в работе.
В результате прохождения обучения педагоги станут лучше осознавать и регулировать своё эмоциональное состояние в конфликте, понимать переживания обучающихся, объективно оценивать ситуацию и принимать верное решение. Овладеют навыками расположения к себе партнёра, познакомятся со стратегией преодоления конфликтной ситуации по методу английского психолога Д. Дэна.
Ведущий тренинга – преподаватель, воспитатель, педагог-психолог, владеющий методикой проведения тренинга. Основные формы работы: ролевые игры, моделирование ситуаций, мини-лекции, мозговой штурм и др. психотехнические упражнения.
Занятия удобно проводить во внеурочное время для студентов. Хорошо, если участники заранее знают тему тренинга и внутренне готовы к работе над собой. Оптимальный состав группы 10-12 человек.
Оборудование: кабинет психолога, удобные стулья, карточки с описанием педагогических конфликтных ситуаций, цветные фломастеры, бумага. Содержание тренинга включает три занятия по 3 часа каждое. Темы занятий представлены в Таблице №1.
Таблица №1
№
Темы занятий.
Количество часов.
Понять себя и других
3
Конфликт и мы
3
Эффективная стратегия
3
ИТОГО:
9
Содержание занятий.
Понять себя и других
Вступительное слово ведущего. Ведущий приветствует собравшихся, сообщает тему и цель предстоящей работы, кратко характеризует будущие результаты работы. Ведущий знакомит с содержанием первого занятия.
Упражнение 1. «Снежный ком».
Задача: эмоционально сблизить членов группы.
Участники называют по очереди свое имя и качество, присущее им, на ту же букву, что и имя, предварительно назвав всех, кто уже себя представил ранее.
Результат: внутренняя расположенность участников друг к другу.
Упражнение 2. «Правила тренинга»
Задача: сформировать представления об условиях групповой работы.
Участники обсуждают предложенные принципы тренинговой работы и добавляют свои. На плакате один из участников записывает правила, например: «Здесь и теперь»; «Искренность в общении»; «Поддержка»; «Безоценочность»; «Включенность» и др.
Результат: согласованные правила работы, внутренне принятие условий дальнейшей работы.
Информационное сообщение ведущего (5-10 мин): «Конфликты в нашей жизни» (о признаках конфликта, уровнях и этапах конфликта, о конфликтном характере и т.д.).
Упражнение 3. «Моя цель»
Задача: осознание своих целей, соотнесение с групповыми целями.
Зачем я здесь? Вопрос задается трижды. Участники письменно отвечают, находя новые аспекты внутренних мотивов, причин своего присутствия. Затем обсуждение в парах.
Результат: осознание целей своего присутствия на занятии.
Упражнение 4. «Тактильный контакт руками».
Задача: новый опыт невербального общения.
Молча двигаясь с закрытыми глазами, участники находят «собеседника». Общение происходит с помощью рук. Нужно поздороваться, выразить друг другу нежность, поссориться, попрощаться. По команде ведущего участники меняют партнера и повторяют общение. Ведущий руководит действиями. Можно повторить несколько раз.
Рефлексия. Рассказ участников о своем необычном опыте общения, ощущениях от разных «собеседников».
Результат: осознание собственных ощущений; эмоциональное сближение участников; развитие эмпатии.
Информационное сообщение ведущего (5-10 мин): «Когда конфликт - проблема?» (Конфликтные ситуации, субъективные и объективные причины конфликтов).
Участники объединяются в группы по четыре человека. Листок с описанием ситуации получает каждая четверка (вместо этого возможен коллективный просмотр видеороликов с конфликтной ситуацией) Участники определяют причины конфликта (субъективные или объективные).
Результат: способность рационализировать конфликтную ситуацию, дифференцированно относиться к конфликтам.
Упражнение 6. «Рисунок «конфликт»
Задача: интеграция понятия «конфликт» через рисование.
Участники в рисунке отображают своё представление конфликта.
Рефлексия в парах: после окончания работы. (Прокомментировать рисунок, что я чувствовал, когда рисовал?)
Результат:- аналитическое восприятие визуального представления конфликта.
Информационное сообщение: «Конфликты конструктивные и деструктивные; стратегии поведения. Уровни конфликта».
Упражнение 7. «Моя стратегия».
Задача: осознание своей стратегии в конфликте.
В парах. Один пытается разжать крепко сжатые в кулак руки другого участника в течение 5 минут. Затем роли меняются.
Рефлексия: С помощью чего удалось справиться с заданием? Сравнить опыт разных участников. Осмысление своей стратегии поведения в конфликте.
Результат: соотнесение полученного опыта со своим типичным поведением в жизни, развитие навыка самонаблюдения.
Упражнение 8. «Тропинка».
Задача: дальнейшее осознание своей стратегии в конфликте.
Участники в парах идут навстречу друг другу по очень узкой «тропинке» (обозначена мелом или бумажной полосой), где разойтись почти невозможной. Оба торопятся.
Рефлексия. Объяснить свой выбор выполнения задания, описать свои чувства во время и после упражнения.
Результат: соотнесение своего и чужого опыта, осознание своих особенностей поведения.
Упражнение 9. «Пожелание».
Задача: создать положительный эмоциональный настрой в конце работы.
Группа становится в круг. Каждый участник говорит пожелание другим в конце работы, соединяя руки в центре круга с теми, кто уже проговорил. Работа завершается общим рукопожатием.
Результат: эмоциональное единение группы, положительные эмоции.
2. Конфликт и мы
Вступительное слово ведущего. Ведущий приветствует собравшихся, сообщает тему и цель второго занятия, напоминает правила работы в тренинге, затем кратко знакомит с содержанием второго занятия.
Упражнение 1. «Без тебя».
Задачи: рефлексия своего состояния, присоединение к ситуации тренинга.
Высказывания по кругу: как прожил я это время «без тебя»?
Результат: эмоциональная готовность к работе.
Упражнение 2. «Работа с незаконченными предложениями».
Задача: прояснение и осознание внутреннего отношения к способам разрешения конфликта.
1.Для меня разрешить конфликт достойно, значит…
2.Я считаю компромисс в конфликтной ситуации – это…
3.Конфликт, из которого мне все труднее выходить, это…
4.Я избегаю конфликт, если…
5.Я не иду на компромисс, когда…
Результат: осознание своих путей разрешения конфликта.
Упражнение 3. «Мои стратегии».
Задачи: исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации.
Определение предпочитаемой стратегии выхода из конфликта с помощью теста (Методика К.Томаса). Работа с вопросами теста. Обработка.
Результат: определение своей ведущей стратегии поведения в конфликте.
Упражнение 4. «Работа с плакатом».
Задача: узнавание поведенческих стратегий в конфликтной ситуации по их проявлениям.
В подгруппах. Написать на листе бумаги формы поведения для ведущих стратегий в конфликте. Сравнить с предложенной информацией на плакате:
Избегание: желание спрятаться, уклонение, отсрочка, пренебрежение, притворное согласие.
Компромисс, сотрудничество: беседа, переговоры, голосование, объединение, обращение за помощью».
Результат: способность анализа поведения участников конфликта, в том числе и свое собственное.
Упражнение 5. «Позиция в конфликте».
Задача: приобретение ролевого опыта и способности к рефлексии в разных ролевых положениях.
В парах говорить «НЕТ!» друг другу сначала в положении «стоя» и затем в положении «сидя» по нескольку раз.
Рефлексия: Как говорить легче? Почему? Что чувствовали Вы, находясь в роли говорящего и слушающего?
Результат: осознание зависимости своих ощущений от ролевой позиции. Позиция говорящего «сверху вниз» - оказывает давление на собеседника. Равные позиции – демократичный стиль взаимоотношений. Взаимоотношения «взрослый – ребенок».
Упражнение 6. «Мозговой штурм».
Задача: анализ барьеров и резервов в разрешении конфликта.
В течение 5 мин. участники заполняют таблицу:
Что мешает успешно разрешить конфликт?
Что помогает успешно разрешить конфликт?
1
2
3
…
1
2
3
…
Обсуждение в подгруппах.
Результат: осознание своего потенциала в способности преодоления конфликта.
Ведущий сообщает инструкцию. Участники передвигаются свободно с закрытыми глазами. Берут друг друга за руки и
говорят: «Пру». Один из участников – «животное «Пру», он тайно назначается ведущим - не умеет говорить, он молчит. В паре с «Пру» не услышав ответа, участник сам замолкает. Упражнение заканчивается, когда все «превратятся в «Пру» и перестанут отвечать партнеру.
Информационное сообщение: «О природе борьбы и избегания в конфликтной ситуации»
Передавая по кругу мягкую игрушку (Тему), сказать, что нового в себе и в других открыл на занятии.
Результат: эмоциональное выравнивание, развитие внутренней рефлексии.
3.Эффективная стратегия
Вступительное слово ведущего. Ведущий приветствует собравшихся, сообщает тему, кратко знакомит с содержанием третьего занятия. Напоминает, что активность и включенность каждого участника поможет успешно достичь результатов тренинга.
Упражнение 1. Хлопки по кругу.
Задачи: формирование позиции «здесь и теперь», присоединение участников к группе.
Хлопки по кругу по очереди ладонями. Затем все вместе. (Такт задает ведущий).
Результат: сформированная готовность к групповой работе.
Родитель (исп. ведущий) очень возмущен несправедливыми оценками ответов его сына. Учитель (из группы участников). Пытается аргументировать (разговор длится примерно 10 минут).
Рефлексия. Участники конфликта говорят о своих эмоциях, желаниях в момент диалога. Группа высказывает свою точку зрения на поведение сторон, анализирует их реплики с точки зрения наблюдателей. Как закончился конфликт,
Результат: опыт анализа поведения в конфликте.Внутренняя готовность анализировать и структурировать взаимоотношения участников конфликта.
Информационное сообщении: «Что такое «ложные иллюзии» и « жесты примирения» в конфликте».
На узенькой тропинке «камень» (камнем может служить перевернутый стул). С одной стороны тропинки – пропасть, с другой – скала. Участники по очереди выбирают свой способ «преодолеть препятствие».
Рефлексия. Объяснить свой выбор выполнения задания, описать свои чувства во время и после упражнения.
Результат: соотнесение своего и чужого опыта, осознание своих особенностей поведения.
В парах завязать дружескую беседу с «Мрачным попутчиком». Роли меняются через 10 минут.
Рефлексия. Удалось ли выполнить задание? Что помогло и что мешало?
Результат: развитие позиции инициативного собеседника, осмысление нового опыта общения.
Информационное сообщение: «Стратегия разрешения конфликта по методу Д. Дэна» [3]
Упражнение 8. Ролевая игра «Договор»
Задача: сформировать представление, как добиваться согласия противника в конфликте.
В ролевой игре два участника, остальные – наблюдатели. У каждого участника в руках – памятка с планом действий по преодолению конфликтных взаимоотношений. Перед началом группе предлагается повторить последовательность построения диалога. Во-первых, «замотивировать» собеседника на преодоление конфликтных взаимоотношений. Во-вторых, обсудить время и условия для разговора. В-третьих, выслушать все требования, аргументы противника и проговорить свои, при этом сохранить спокойную эмоциональную атмосферу. И в-четвёртых, обсудить условия, которые удовлетворят обе стороны и план действий по сохранению интересов каждой стороны. Ведущий предлагает вниманию группы историю конфликтных взаимоотношений между близкими людьми (возможно, реальную историю отношений между подростком и родителем), приготовленную заранее. В проигрывании ситуации участвуют участники по желанию, ведущий может предложить члена группы, пережившего похожий конфликт. Инициатива общения - у «родителя».
Рефлексия группы. Удалось ли достичь удовлетворения результатами общения;
эмоционального сближения сторон? Члены группы высказывают свои мысли, чувства по поводу увиденного, комментарий ведущего. В процессе обсуждения удалось ли прийти к общему плану действий, соблюдая баланс потерь и проигрышей для каждого. Анализ умения использовать приемы: «жесты примирения», «активное слушание», умение создать атмосферу доверия и сглаживание острых углов в разговоре.
Результат: опыт конструктивного обсуждения конфликтной ситуации, последовательного выстраивания общения на пути к договору сторон.
Упражнение 9. Разминка «Змейка по кругу»
Задача: снятие эмоционального напряжения.
Участники под музыку двигаются друг за другом «паровозиком». Движение задает направляющий.
Упражнение 10. «Незаконченные предложения».
Задача: осознание значимости тренинговой работы.
Предлагается закончить предложения:
тренинг помог мне…
тренинг научил меня…
тренинг показал мне…
тренинг убедил меня…
тренинг удивил меня…
тренинг заинтересовал меня…
расстроил меня…
рассмешил меня
Рефлексия. Обсуждение предложений в кругу.
Результат: осознание ценности нового опыта, полученного на тренинговых занятиях.
Упражнение 11. «Подарок на прощание».
Задача: эмоциональный настрой на завершение работы.
Участники стоят в кругу, держа перед собой ладони вверх. Ведущий: «У человека две руки: чтобы отдавать и принимать. Подарите своему соседу справа все, что хотите, лучше то, что ему необходимо для счастливой жизни». Участник называет воображаемый подарок, «отдает» его, накрывая своей рукой ладонь стоящего справа участника и удерживает руку, пока не завершится «вручение» по кругу.
В завершении все вместе говорят: «Спасибо»!
ЛИТЕРАТУРА
Вагин, И. О. Психология зла. Практика решения конфликтов [Текст] / И.О.Вагин. - С-Петербург: Питер, 2001- 125с.
Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум [Текст] - М.: Издательство «Совершенство»,1997 – 143с.
Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст] / Г.М.Шеламова. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
Шумова, Н.С. Формирование готовности к разрешению противоречий взаимодействия у студентов факультета спортивных единоборств [Текст] / Н. С. Шумова // Спортивный психолог. – 2011. - № 2. – С.78-80.